Родители - мои первые помощники в воспитательной работе.
статья по теме

Федосеева Ольга Геннадьевна

В статье Вы узнаете о разных формах сотрудничества с родителями по воспитательной работе в классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Статья отнесена к разделу : Работа с родителями.

Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Семья с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, первые знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков. И школа и семья заботятся об одном - вырастить детей хорошими людьми, подготовить их к жизни, вооружить знаниями, нравственными принципами и убеждениями. Забота учителя – сделать всё возможное, чтобы семья учила разумному, доброму, чтобы она положительно влияла на школьника. Хочу остановиться на роли  родительских собраний в превращении родителей в  грамотных союзников в деле воспитания детей. Но цель родительских собраний вижу не только в повышении педагогической культуры родителей, но и в сплочении родительского коллектива. А чем дружнее  родители, тем  дружнее и  дети в классе. На первом же собрании я говорю родителям, что с этого дня ваши дети стали и моими детьми, радости и печали у нас стали общими. В традиционную  анкету для родителей первоклассников  на первом собрании я включаю такие пункты как:* традиции семьи, *увлечения каждого члена семьи. Это позволяет мне ближе узнать традиции, ценности  семьи, найти подход не только к детям, но и к  их родителям. Тематику родительских собраний определяю исходя из запросов родителей учащихся, путём анкетирования.

Тематика классных родительских собраний.

Классы

                                         Тема

1

*Первый раз в первый класс. Новые обязанности - первые трудности.

*Школа – дом - одна семья.

* Как помочь ребёнку стать внимательным?

*Учёба и игра в жизни первоклассника.

*Вот и стали мы на год взрослей.

2

*Особенности учебной деятельности второклассников.

*Домашние задания. Как научить ребёнка стать самостоятельным.

*Учите детей быть здоровыми. Режим дня и его значение.

*Счастлив тот, кто счастлив дома.

*Перелистывая страницы учебного года.

3

*Как чтение сделать любимым.

*Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.

*Родителям об особенностях памяти младшего школьника.

*Дети и компьютер.

* Безопасность на каждый день.

4

*Как научиться понимать ребёнка?

*Причины и последствия детской агрессии.

*Поощрение и наказание детей в семье.

* О родных и близких людях с любовью.

*Праздники и будни нашей жизни.

 Стараюсь на собрание всегда приходить с хорошим настроением и начинаю собрание со слов благодарности всем родителям, которые нашли время, чтобы прийти на него. Далее благодарю тех родителей, которые оказывали помощь за время с прошедшего собрания. На каждом родительском собрании раздаю памятки по теме собрания.  Вот самая первая из них.

                 Памятка родителям первоклассников.

  • Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ( «Молодец!», «Ты так хорошо справился!) способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.
  • Учение – это нелёгкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать его многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Такая  памятка помогает родителям первоклассников преодолеть сложности адаптационного периода ребёнка и в нужный момент оказать ему необходимую  помощь. Такие памятки для родителей есть по каждой теме собрания.

Хороший результат  даёт такая форма изучения семьи, как сочинения – рассуждения. Такая диагностика помогает сделать жизнь учащихся и в школе и в семье теплее, лучше, добрее. А родителям по- новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, на одноклассников своих детей. Помогает узнать и о проблемах, переживаниях своего ребёнка и во время протянуть ему руку помощи. Темы сочинений - рассуждений самые разные, например: «Радости моего дома», «За что я люблю своих родителей?», «Что такое счастье?», Что такое доброта?», «Кого я больше всех люблю и почему?». Вот сочинение-рассуждение ( классное ) Наташи Ш. на тему «Что такое доброта?»: По-моему, доброта - это врач, который лечит и людей и животных. Для меня самый добрый человек - это мама. Она заботится о нас в трудную минуту и всегда готова прийти на помощь. Мама как солнечный луч, который согревает нас своим теплом. Я тоже хочу быть доброй, но у меня это не всегда получается. Я буду стараться и надеюсь, что у меня всё получится.

Использую  и нетрадиционные формы сотрудничества с родителями. Владимирский детский музейный центр «Палаты» предложил, а я с удовольствием откликнулась на такую форму взаимодействия  с родителями, как «Семейный клуб». Один раз в месяц , по воскресеньям, родители с детьми и я, как классный руководитель, приезжали в музейный центр. Мы посетили следующие экскурсии:

  • Старорусская школа.
  • Русский дом
  • Весёлая ярмарка.
  • Прогулка по старому городу.
  • История в лицах.
  • Мир былины.
  • История одной иконы.
  • Экскурсия в Дмитриевский собор.
  • Экскурсия в Успенский собор.

На последнем занятии родители и дети писали отзывы, что им дал «Семейный клуб?» Вот, что написала  Аня И.  Все экскурсии мне очень понравились, в них было много интересного и поучительного. Больше всех мне понравилась экскурсия в русскую старую школу. Детей воспитывали строже чем сейчас и обучали разным наукам. На экскурсии я ходила с мамой, рядом с ней мне было очень спокойно. Я бы очень  хотела, чтобы такие экскурсии проводились и в следующем году. А вот что написала её мама. «Семейный клуб»- очень полезное и интересное мероприятие, которое позволило проводить больше времени в общении с детьми, лучше узнать их интересы и увлечения, взглянуть на них «с другой стороны». Я много нового и интересного узнала и сама.  Хотелось бы пожелать, чтобы «Семейный клуб» и дальше продолжал работать. И это пожелание было услышано. В пятом классе работа «Семейного клуба» продолжилась. Такая форма сотрудничества  позволяет и детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять и узнать друг друга.

К концу четвёртого класса мои родители становятся не просто частыми гостями в классе, а непосредственными участниками воспитательного процесса, первыми помощниками во всех делах. Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Классный час "Я - первый помощник в доме."

Цель: воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к близким людям, развивать речь, умение общаться в группах....

Программа воспитательной работы с классом с родителями "Академия любящих родителей" (1- 4 классы)

Программа воспитательной работы  с классом с родителями  "Академия любящих родителей" (1- 4 классы)...

Статьи по здоровьесберегающим технологиям в ГПД. Консультации для родителей.Неделя русского языка в начальной школе. Внеклассное мероприятие. Доклады, консультации для родителей, рабочая программа воспитательной работы ГПД.

Применение здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня. "Неделя русскогоязыка в начальной школе" - внеклассное мероприятие для учеников 1 - 4 классов. Содержит план проведения ме...

Родитель, как активный помощник в работе психолога в школе

Установки , которые затрудняют работу с родителями. Анализируем и делаем выводы.Рекомендации родителю предлагаются после анализа ситуации и исходя из запроса....