Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС
статья (1 класс) по теме

Исламгалиева Гульсара Жакотовна

формирование у ребенка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

          МБОУ «СОШ п. Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Проектно-исследовательская деятельность

младших школьников в условиях

реализации ФГОС

Подготовила

 учитель начальных классов

Исламгалиева Г.Ж.

2014г

 Учителя начальных классов очень хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают энтузиазма у детей. К сожалению, сейчас у многих детей уровень развития познавательной деятельности средний или слабый. А это значит, что у таких детей слабо развита речь, не сформированы интеллектуальные умения, кругозор ограничен, познавательная активность низкая, деятельность хаотична и непродуманна. Как правило, с такими учениками стараются работать дополнительно, оставляют после уроков, заставляют переписывать работы. Пользы от этого мало, зато появляется стойкая нелюбовь к школе.

Целью данной работы является обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы; навыкам общения при групповой работе; использованию различных методов организации и планирования своей деятельности. формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Толкование термина «проектная деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным. Проектная деятельность – это творчество. Но учащихся младших классов надо учить творить, и при организации обучения творчеству нужно  из следующих положений:

- маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков, следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее;

- самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы. А творчество - в том, что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы.

Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному». Можно использовать следующие формы: творческая работа (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т. д.); сообщение, доклад, исследование.

Работы должны выполняться с соблюдением грамотности. Грамотность – это правило. Знание правил и умение применять их на практике дают мастерство.

Большими помощниками в исследовательской работе являются родители. Какова  роль родителей на каждом этапе исследовательской деятельности?

На этапе выбора темы исследования возможные действия родителей могут быть следующие:

 помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор.

 Следующий этап: выдвижение первоначальных идей. Возможные действия родителей:

 помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать.

В ходе сбора материала родители могут:

 посоветовать, дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме.

Взрослые помогут ребенку в посещении библиотеки, ориентировании в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации. Источниками информации могут быть: опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и периодические издания.

 На этапе обобщения материалов родители могут:

помочь ребенку кратко изложить  самое главное и рассказать об этом другим людям. Для этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования, создать  графики, макеты, чертежи и др. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке, грамматическом и стилистическом контроле.

1 КЛАСС

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать, поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем: «Моё имя» , «Моя семья» .

2 КЛАСС

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса.

Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.

Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над объёмным долгосрочным проектом.

3 КЛАСС

В третьем классе работа над проектом более расширяется и  начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники),устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

4 КЛАСС

В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.                 

Методическое пособие для учителя  «Методика исследовательского обучения младших школьников».

Изучив “Методику исследовательского обучения младших школьников” (Методическое пособие для учителя), я провела несколько вводных занятий.  

Цель этих занятий:

– развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся;

– выявление одарённых учащихся и подготовка их к выполнению учебно-исследовательской работы.

Чтобы провести исследование  применяю следующую последовательность:

1. Актуализация проблемы. (Найти проблему и определить направление будущего исследования).

2. Определение сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования. (Попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).

4. Выработка гипотезы. (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5.Выявление и систематизация подходов к решению. (Выбрать методы исследования).

6.Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации. (Зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов. (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

9. Подготовка отчёта. (Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Доклад. (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Для того чтобы научиться добывать самостоятельно знания и проводить собственные исследования,  надо овладеть техникой исследовательского поиска на уроках. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.

Самым первым можно провести  исследование-наблюдение за камнем и семенем растения, по теме «Живая и неживая природа»: дети посадили камень и семя. В процессе  наблюдения, пришли к выводу: камень не изменился, а семя фасоли проросло.

Для знакомства с методикой проведения учебных исследований можно провести тренировочные занятия с заданиями: «Подумать», «Спросить у другого человека», «Получить информацию из книг», «Понаблюдать», «Посмотреть по телевизору», «Провести эксперимент» и др.  

Мы разработали следующие этапы проведения учебных исследований (составления «Энциклопедии одного слова»):

1 этап - тренировочные занятия:

  • коллективная исследовательская фронтальная деятельность учащихся;
  • исследовательская деятельность каждого ученика;

2 этап – самостоятельные учебные исследования (индивидуальные или групповые).

Исследовательскую деятельность можно организовать следующим образом.

На первом этапе работа над словом проходит фронтально. Дети совместно с учителем собирают информацию о слове. На следующих занятиях - у каждого ребенка своя страничка нашей энциклопедии, которую он готовит самостоятельно, например, один ученик отыскивает лексическое значение слова, другой – загадку к этому же слову, третий рисует отгадку и т.д. Таким образом, над одним словом работают все, оформляя каждый свою страничку. На уроке, прочитав свою страничку, учащийся прикрепляет ее к доске. В результате на доске появляется вся энциклопедия, собранная коллективно детьми. Все рады - ведь здесь есть частичка и его труда. К следующему слову у него будет уже другая страничка. Коллективные занятия тренировочного плана провожу, пока дети не освоят общую схему деятельности, потом можно перейти к другому варианту организации этой работы – самостоятельной исследовательской практике детей.

При коллективном исследовании слова с непроверяемой безударной гласной организуем на уроке обмен мнениями, дискуссионные формы познания, диалогическое общение, поощряются различные точки зрения. Это позволяет не только расширять словарный запас учащихся, но и обучать слышать, понимать и уважать точку зрения другого человека, умению вести диалог, спор, доказывать, убеждать, анализировать, рассуждать, признавать свои ошибки – идет взаимообучение.

 На втором этапе (самостоятельная исследовательская творческая деятельность ученика или группы) ребятам предлагается самостоятельно собрать свою энциклопедию выбранного им слова. При выполнении данной работы образовательное пространство расширяется. Работа над исследованием слова выходит за рамки урока. Ведь использование различных словарей, справочной литературы, энциклопедий требует времени и подготовки. Конечно, не обходится без помощи родителей. Именно они снабжают детей необходимой литературой, провожают в библиотеки и помогают красиво оформить работу. Сотрудничество в учебном процессе проявляется в высокой активности детей, пробуждении интереса к знаниям у всех учащихся, независимо от уровня их подготовки. Они вместе с учителем открывают для себя новый мир, учатся добывать знания не только из учебников, но и из других источников: из окружающей жизни, из сообщений товарищей, от родителей, которые в свою очередь являются помощниками не только своих детей, но и учителя.

Исследовательскую работу «Энциклопедия одного слова» мы проводим по следующему плану:

1. Загадка, ответом которой является словарное слово.

2. Рисунок слова (по количеству значений слова).

3. Особенности слова (орфоэпические, фонетические, морфологические и т.д.).

4. Лексическое значение (работа со словарями).  Обращается внимание на многозначность слова.

5. Этимология (происхождение) слова  (работа со словарями).

6.  Родственные слова.

7. Синонимы, антонимы.

8. Фразеологизмы (работа со словарями)

9. Использование слова в пословицах, поговорках, сказках, песнях, стихотворениях и т.д.

10. Мое творчество.

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Как выбрать тему исследования

Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если обучающийся точно знает, что его интересует в данный момент. В противном случае посоветовать  обратиться к взрослым или одноклассникам. Может быть, кто-то подскажет интересную идею, тему будущего исследования.

Все возможные темы можно условно распределить на три группы:

фантастические;

экспериментальные;

теоретические.

Цель и задачи исследования

После того как сформулирована тема исследования, необходимо подумать над целями и задачами работы.

Гипотеза исследования

Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, поставить на первое место.

Организация исследования

Как составить план работы?

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира:

подумать самостоятельно;

посмотреть книги о том, что исследуешь;

спросить у других людей;

познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;

обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;

понаблюдать;

провести эксперимент.

Детям предлагается «Памятка юному исследователю.

Моё исследование

1.Тема исследовательской работы (Как будет называться моё исследование?).

 «О жизни..»

2. Введение.  Актуальность проблемы.  В чём необходимость моей работы?

Что я узнал из литературы?

3. Цель. (Что я хочу исследовать?)

«Изучить…» «Поставили цель: изучить поведение  …».

4. Задачи. (Для чего я хочу провести исследование?

«Выяснить, сколько…»; «Выявить связь…»; «Установить, зависит ли…»; «Изучить, для чего…»; «Выяснить, как…»; «Установить, почему…»)

изучить литературу о жизни;  

  • выявить, чем питаются;
  • установить места проживания ;
  • выяснить;
  • рассмотреть;
  • определить.

5. Дата и место проведения моего исследования. (Дать краткую географическую характеристику места, где проводилась работа: область, район, название ближайшего населённого пункта: при необходимости - название леса, реки, площадь территории, на которой проводились наблюдения).

6. Методика работы. ( Каким образом я проводил исследование?)

Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт.

«Наблюдение начали…»  

Каким образом я проводил наблюдения, опыты, измерения, сравнения, учёт.

7. Описание работы. ( Мои результаты исследования.)

Таблицы, диаграммы, графики с обсуждением.

Работа сопровождается фотографиями, рисунками пеньков, вещественными доказательствами: обглоданными палочками.

8. Выводы. (Выполнил ли я то, что задумал? На основе полученных данных можно сделать следующие  выводы… Ответы на поставленные задачи).

«Прочитав книги, мы многое узнали о жизни …»

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

Наши результаты исследования и сведения из литературы о жизни  совпадают. Наше предположение подтверждается.»

9. Что оказалось трудным в моём исследовании, чего не удалось выполнить?

10. Кого я хочу поблагодарить?

11. Использованная литература.

12. Приложения

Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы. Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организую индивидуальные консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Что же для этого требуется?

Подготовка к защите исследовательской работы

  • Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
  • Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
  • Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
  • Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
  • Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
  • Сделать выводы и умозаключения.
  • Указать возможные пути дальнейшего изучения.
  • Подготовить текст сообщения.
  • Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
  • Приготовиться к ответам на вопросы.

Возможное представление  результатов  проектной деятельности: альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, справочник, фотоальбом, экскурсия.

Презентация, или защита проекта, - завершающий этап выполнения проекта. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки проектов учащихся тех изделий, которые они создали. Часто такая выставка сопровождается небольшими выступлениями школьников с рассказом о своём изделии.

Процедура защиты.

Защита исследовательской работы: доклад.

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут, поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.

Результат

В  планируемом результате работы, обучающиеся 4 класса должны  знать: 

структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся;

основное отличие цели и задач учебно-исследовательской работы; объекта и предмета исследования;

структуру речевых конструкций гипотезы исследования;

основные информационные источники поиска необходимой информации;

способы обработки и презентации результатов.

Учащиеся 4 класса  должны уметь:

разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  • организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов;
  • выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
  • планировать учебно-исследовательскую деятельность;
  • пользоваться библиотечными специальными справочниками, энциклопедиями и научной литературой.

В ходе индивидуальной работы, совместно УЧЕНИК + РОДИТЕЛЬ+ УЧИТЕЛЬ, на данном этапе, достигнуты следующие результаты: 4 обучащихся проводили исследование,  представили свои работы на муниципальном конкурсе проектов-исследований и показывали  хорошие результаты, став призерами.

Проект -исследование «Пища должна стать лекарством»

2014

Классный

2 класс

Метод проектно-исследовательской деятельности

Конкурс проект-исследование Россия –Родина моя

2014

муниципальный

2, 3место

4 класс

Метод проектно-исследовательской деятельности

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с родителями , учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Используемая литература:

  1. Методическое пособие для учителя  «Методика исследовательского обучения младших школьников».

  1. Учебно-методический комплект А. И. Савенкова
  2. Рабочая тетрадь  «Я – исследователь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО. Подвижные игры.

Представлена презентация об одном из видов внеурочной деятельности- подвижных игр....

Статья "Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования в полной мере. Представлен материал из опыт...

Комплексное обучение видам речевой деятельности в начальной школе как условие реализации ФГОС НОО

Трудно переоценить значение комплексного обучения ви­дам речевой деятельности в началь­ной школе для всей судьбы ребенка. Не формальная грамотность школьни­ка является основной задачей началь­ной школ...

Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.

Программа содержит актуальность, цели и задачи, этапы работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся класса в условиях реализации ФГОС....

Программа педагогического эксперимента по внедрению проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.

Программа содержит актуальность, цели и задачи, этапы работы по внедрению проектно-исследовательской деятельности учащихся класса в условиях реализации ФГОС....