Классный час «Мы разные– и в этом наше богатство, мы вместе – и в этом наша сила»
классный час по теме
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне.
Как помочь ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами?
В ходе классного часа , при обыгрывании различных ситуаций детям предстоит понять ,что несмотря на их различие, они живут в обществе и должны проявлять терпимость к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_semye_edinoy.rar | 636.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические материалы .
Классный час «Мы разные– и в этом наше богатство, мы вместе – и в этом наша сила»
Кондратьева Наталия Владимировна,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г. Усмани,
учитель начальных классов
Г. Усмань. Улица Ленина, 89,кв18 т. (47472)2-30-30)
Пояснительная записка.
Методические материалы. Разработка классного часа « «Мы разные – и в этом наше богатство, мы вместе – и в этом наша сила»
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Все чаще я задумываюсь, как воспитать у детей терпимость по отношению к людям? Как помочь ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами? Некоторые дети, хорошо усвоив нравственные категории , начинают яростно осуждать своих сверстников за их неправильные поступки. Часто возникают конфликты. В ходе классного часа , при обыгрывании различных ситуаций детям предстоит понять ,что несмотря на их различие, они живут в обществе и должны проявлять терпимость к окружающим.
Цель :
- познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;
- развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
- формирование умения проявлять терпение по отношению к
- окружающим.
Задачи:
- дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
- развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
- воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Так как основы нравственности закладываются в детском возрасте, то и занятие разработано для учащихся начальной школы – возрастная категория 9-10 лет (младший школьный возраст).
В ходе занятия, у детей должно сформироваться понимание того, что несмотря на их различие , они живут среди людей, с которыми нужно общаться, мириться с недостатками другого человека и быть терпимыми по отношению к окружающим.
Ход занятия.
– Я хочу, чтобы меня услышали все:
“Здравствуйте! Добрый день, мои дорогие друзья!
Сегодня такой прекрасный день.
– Всем разным, но равным!
– Всем, желающим научиться, жить рядом с непохожими людьми!
– Всем, мечтающим жить в согласии с собой и другими посвящается этот классный час!
Дорогие ребята! Этот классный час мне бы хотелось начать с высказывания Б. Шоу: (слайд №2)
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под
водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».
И действительно: мы живем в 21 веке. Наука неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, теракт, заложники, жертва насилия...
– Каждый из нас не похож на другого. Чем же мы отличаемся друг от друга?
(Дети высказывают свои мнения. Учитель обобщает ответы детей и вывешивает карточки.)
Игра: “ Какой я” (Детям предлагается написать на листочках то, что отличает каждого из них от других ребят, а затем прочитать.)
Учитель:
– Ребята, что вы заметили ?
Учитель обращает внимание детей на повторяющиеся характеристики. Дети приходят к выводу:
Мы все разные, но у нас много общего!
Учитель:
– Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим. Поэтому сегодня мы поговорим о толерантности.
Ученик:
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах!
Учитель:
Россия согласно конституции является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 народов, разных национальностей.
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям.
На доске написано: «Мы разные – и в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»
Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара? ( слайд № 3)
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным;
to tolerate (англ.) – быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.
Какое из определений вам нравится больше всего? (Ответы).
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).
А что же объединяет эти определения? (Ответы).
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).
– Действительно, с точки зрения происхождения, понятие “толерантность” образовано от латинского глагола “tolerare”, что означает дословно “переносить” – это, прежде всего, терпимость, признание и принятие достоинств и недостатков других людей, а значит, показатель достаточно высокого духовного, интеллектуального и морального развития че ловеческой личности.( Слайд № 5)
Давайте немного поиграем.
Все участники садятся в круг. Один из участников пересаживает всех, учитывая цвет глаз: от светлоглазых до темноглазых. После того как задание выполнено, другой участник корректирует полученную комбинацию по-своему (2–3 человека).
– Как вы думаете, почему ваши одноклассники рассаживают не так, как хотелось бы вам?
Вывод: у каждого человека своя точка зрения, т.е. каждый воспринимает объект по-своему. При существовании индивидуального восприятия людям удается решать проблемы общения благодаря принципу толерантности:каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему и каждый обязан признавать это право за окружающими
Класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. И очень хочется, чтобы вы научились бы правильно находить истину, проявляли сострадание, милосердие, терпимость, понимание и признание.
Упражнение «Как быть толерантным в общении».
Цель: - обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
- Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций – кто-то обижается, кто-то «сдаёт сдачи», кто-то пытается найти достойное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации, не унизив другого и сохранив собственное достоинство?
Задание: Вспомнить и рассказать ситуацию, когда вас или ваших знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой – в роли обидчика. Тот ,кто в роли обиженного человека, пытается достойно выйти из ситуации.
Практическая часть.
Составление схемы достойного выхода из конфликтной ситуации. Как итог – на доску вывешивается плакат составленной устно схемы:
- Начни разговор с точного описания ситуации, которая тебя не устраивает («Когда ты накричал на меня …»).
- Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к себе («Я почувствовал …»).
- Скажи человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя («Поэтому в следующий раз я попрошу тебя не высказывать свои замечания не в таком тоне …»).
- Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит, или не изменит своё поведение («Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям», «Мы вместе всё обсудим и решим нашу проблему»).
Обсуждение: что удачнее кто предложил и почему.
- Как чувствует себя человек, когда он попадает в мир, где он «не такой, как все»?
- Что мы можем для него сделать? Как помочь ему?
- Почему хорошо, что мы разные?
- Что нас объединяет, несмотря на то, что мы разные?
Ученики:
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.
Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел
Учитель:
Попробуйте в своей жизни придерживаться следующего расписания:
Понедельник | Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми. |
Вторник | Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение. |
Среда | Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идет от тебя. |
Четверг | Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе. |
Пятница | Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом. |
Суббота | Запиши 5 положительных качеств, характеризующих тебя и твоего друга. |
Воскресенье | Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним. |
– Жизнь так коротка, жаль растрачивать ее на ненависть, надо жить, надо радоваться жизни, некоторые вещи нам даны свыше, и мы не можем их выбирать: это Родина и родители.
Но мы вправе выбрать ту дорогу, по которой мы пойдем, – по тропе ненависти, человеконенавистничества или по дороге мира, милосердия, любви, согласия.
Давайте вырастим дерево дружбы.
У вас на партах лежат ладошки. Выберите из слов на экране ( Слайд № 6) и напишите на пальчиках те слова, которые относятся к понятию « Толерантность» (Милосердие, гнев, миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, дружба, конфликт, великодушие, поддержка, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, доброта.)
Написав одно слово передавайте ладошку соседу . ( готовые ладошки прикрепляем к « дереву дружбы» на доску)
А теперь давайте все возьмемся за руки и встанем в круг
Ученик:
Чтобы солнышко светило
Чтоб на всех его хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку - друг!
За руки возьмемся, пусть пойдет
По земле огромный хоровод!
Исполнение песни. Автор текста (слов):Жигалкина Е.
Композитор (музыка):Хайт А. «Большой хоровод
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.
Так давайте устроим
Большой хоровод,
Пусть все люди Земли
С нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит
Только радостный смех,
Пусть без слов станет песня
Понятной для всех.
Приложение .
Использованная литература:
- Интернет festival@1september.ru.
- Книга “Внеклассные мероприятия 2 класс”.
- Журнал “ Начальная школа”.
- Книга “Классные часы 1–4 класс”.
- Текст песни: автор текста :Жигалкина Е. ,
композитор: Хайт А. «Большой хоровод»
- Книга “ Актуальные проблемы нравственного воспитания ”.
Л.Ф. Колесников. – М.: Наука, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок толерантности в 4 классе "Мы разные и в этом наше богатство. Мы вместе - в этом наша сила"
Данный классный час формирует у ребят представление о толерантности, воспитывает толеранотное мышление, уважение к своим правам и прапвам других людей....
Классный час «Мы разные– и в этом наше богатство, мы вместе – и в этом наша сила»
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне.Как помочь ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и з...
Классный час «Мы разные– и в этом наше богатство, мы вместе – и в этом наша сила»
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне.Как помочь ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и з...
Родительское собрание "Все мы такие разные - и в этом наше богатство"
Родительское собрание проведенное на очном туре Педагогического марафона " Учительство Подмосковья - воспитанию будущего поколения "...
Конспект урока педагогики "Мы разные, и в этом наша сила" (2 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с понятием «толерантность»; развитие коммуникативных навыков, уважения и толерантности к другим людям.Планируемые результатыПредметные:знать: ...
Классный час "Мы разные и в этом наша сила"
Тема: «Мы разные, и в этом наша сила»Цели деятельности учителя: ознакомление детей с понятием «толерантность»; развитие коммуникативных навыков, уважения и толерантности к друг...
Конспект внеурочного занятия "Мы вместе - в этом наша сила! Мы разные - в этом наше богатство!"
Внеурочное занятие ко Дню народного единства...