Классный час «Мы разные– и в этом наше богатство, мы вместе – и в этом наша сила»
классный час (4 класс) по теме

Кондратьева Наталия Владимировна

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне.

Как помочь ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами?

В ходе классного часа , при обыгрывании различных ситуаций детям предстоит понять ,что несмотря на их различие, они живут в обществе и  должны проявлять терпимость к окружающим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час636.55 КБ

Предварительный просмотр:

Методические материалы .

Классный час «Мы разные–  и в этом наше богатство, мы вместе – и в этом наша сила»                     

Кондратьева Наталия Владимировна,

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 3 г. Усмани,

 учитель начальных классов

Г. Усмань. Улица Ленина, 89,кв18 т. (47472)2-30-30)

Пояснительная записка.

Методические материалы. Разработка  классного  часа « «Мы разные – и в этом наше богатство, мы вместе –  и в этом наша сила»                     

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Все чаще я задумываюсь, как воспитать у детей  терпимость по отношению к людям? Как помочь ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами? Некоторые дети, хорошо усвоив нравственные категории , начинают яростно осуждать своих сверстников за их неправильные поступки. Часто возникают конфликты. В ходе классного часа , при обыгрывании различных ситуаций детям предстоит понять ,что несмотря на их различие, они живут в обществе и  должны проявлять терпимость к окружающим.

Цель :

  • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной  личности;
  • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
  • формирование  умения проявлять терпение по отношению к
  • окружающим.

Задачи:

  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Так как основы нравственности закладываются в детском возрасте, то и занятие разработано  для   учащихся начальной школы – возрастная категория 9-10 лет (младший школьный возраст).

В ходе занятия, у детей должно сформироваться понимание того, что несмотря на их различие , они живут среди людей, с которыми нужно общаться, мириться с недостатками другого человека и быть терпимыми по отношению к окружающим.

Ход занятия.

– Я хочу, чтобы меня услышали все: 
“Здравствуйте! Добрый день, мои дорогие друзья!
Сегодня такой прекрасный день.

– Всем разным, но равным!
– Всем, желающим научиться, жить рядом с непохожими людьми! 
– Всем, мечтающим жить в согласии с собой и другими посвящается этот классный час!

Дорогие ребята! Этот классный час мне бы хотелось начать с высказывания Б. Шоу: (слайд №2)

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под

водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

И действительно: мы живем в 21 веке. Наука  неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, теракт, заложники, жертва насилия...

– Каждый из нас не похож на другого. Чем же мы отличаемся друг от друга?

(Дети высказывают свои мнения. Учитель обобщает ответы детей и вывешивает карточки.)

http://festival.1september.ru/articles/592554/img3.gif

Игра: “ Какой я” (Детям предлагается написать на листочках то, что отличает каждого из них от других ребят, а затем прочитать.)

Учитель:

– Ребята, что вы заметили ?

Учитель обращает внимание детей на повторяющиеся характеристики. Дети приходят к выводу:

Мы все разные, но у нас много общего!

Учитель:

– Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим. Поэтому сегодня мы поговорим о толерантности.

Ученик:

Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья,
В слове «мы» - сто тысяч «я»
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах!

Учитель:

Россия согласно конституции является многонациональным государством. На её территории проживает более 180 народов, разных национальностей.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям.

На доске написано: «Мы разные – и в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»

Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара? ( слайд №  3)

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным;

to tolerate (англ.) – быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;

tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;

tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;

tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;

kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;

tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;

толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.

Какое из определений вам нравится  больше всего? (Ответы).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

– Действительно, с точки зрения происхождения, понятие “толерантность” образовано от латинского глагола “tolerare”, что означает дословно “переносить” – это, прежде всего, терпимость, признание и принятие достоинств и недостатков других людей, а значит, показатель достаточно высокого духовного, интеллектуального и морального развития че ловеческой личности.( Слайд № 5)

Давайте немного поиграем.

Все участники садятся в круг. Один из участников пересаживает всех, учитывая цвет глаз: от светлоглазых до темноглазых. После того как задание выполнено, другой участник корректирует полученную комбинацию по-своему (2–3 человека).

– Как вы думаете, почему ваши одноклассники рассаживают не так, как хотелось бы вам?

Вывод: у каждого человека своя точка зрения, т.е. каждый воспринимает объект по-своему. При существовании индивидуального восприятия людям удается решать проблемы общения благодаря принципу толерантности:каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему и каждый обязан признавать это право за окружающими

Класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. И очень хочется, чтобы вы научились бы правильно находить истину, проявляли сострадание, милосердие, терпимость, понимание и признание.               

Упражнение «Как быть толерантным в общении».

Цель: - обучение конструктивным способам выхода  из  конфликтных ситуаций.

- Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций – кто-то обижается, кто-то «сдаёт сдачи», кто-то пытается найти достойное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации, не унизив другого и сохранив собственное достоинство?

Задание: Вспомнить и рассказать ситуацию, когда вас или ваших знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой – в роли обидчика. Тот ,кто в роли обиженного человека, пытается достойно выйти из ситуации.

Практическая  часть.

Составление схемы достойного выхода из конфликтной ситуации. Как итог – на доску вывешивается плакат составленной устно схемы:

  1. Начни разговор с точного описания ситуации, которая тебя не устраивает («Когда ты накричал на меня …»).
  2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к себе («Я почувствовал …»).
  3. Скажи человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя («Поэтому в следующий раз я попрошу тебя не высказывать свои замечания не в таком тоне …»).
  4. Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит, или не изменит своё поведение («Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям», «Мы вместе всё обсудим и решим нашу проблему»).

Обсуждение: что удачнее кто предложил и почему.

  • Как чувствует себя человек, когда он попадает в мир, где он «не такой, как все»?
  • Что мы можем для него сделать? Как помочь ему?
  • Почему хорошо, что мы разные?
  • Что нас объединяет, несмотря  на то, что мы разные?

Ученики:

Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.

Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел

Учитель:

Попробуйте  в своей жизни придерживаться следующего расписания:

Понедельник

Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.

Вторник

Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение.

Среда

Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идет от тебя.

Четверг

Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.

Пятница

Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом.

Суббота

Запиши 5 положительных качеств, характеризующих тебя и твоего друга.

Воскресенье

Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним.

– Жизнь так коротка, жаль растрачивать ее на ненависть, надо жить, надо радоваться жизни, некоторые вещи нам даны свыше, и мы не можем их выбирать: это Родина и  родители.
Но мы вправе выбрать ту дорогу, по которой мы пойдем, – по тропе ненависти, человеконенавистничества или по дороге мира, милосердия, любви, согласия.

Давайте вырастим дерево дружбы.

У вас на партах лежат ладошки. Выберите из слов на экране ( Слайд № 6) и напишите на пальчиках  те слова, которые относятся к понятию « Толерантность» (Милосердие, гнев, миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, дружба, конфликт, великодушие, поддержка, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, доброта.)

 Написав одно слово передавайте ладошку соседу  . ( готовые ладошки прикрепляем к « дереву дружбы» на доску)

А теперь давайте все возьмемся за руки и  встанем в круг

Ученик:

Чтобы солнышко светило
Чтоб на всех его хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку - друг!
За руки возьмемся, пусть пойдет
По земле огромный хоровод!

Исполнение песни. Автор текста (слов):Жигалкина Е. 

Композитор (музыка):Хайт А.  «Большой хоровод

Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.

Так давайте устроим
Большой хоровод,
Пусть все люди Земли
С нами встанут в него.
Пусть повсюду звучит
Только радостный смех,
Пусть без слов станет песня
Понятной для всех.

Приложение .

Использованная литература:

  1. Интернет festival@1september.ru.
  2. Книга “Внеклассные мероприятия 2 класс”.
  3. Журнал “ Начальная школа”.
  4. Книга “Классные часы 1–4 класс”.
  5. Текст песни: автор текста :Жигалкина Е. ,

композитор: Хайт  А. «Большой хоровод» 

  1. Книга “ Актуальные проблемы нравственного воспитания ”.

 Л.Ф. Колесников. – М.: Наука, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок толерантности в 4 классе "Мы разные и в этом наше богатство. Мы вместе - в этом наша сила"

Данный классный час формирует у ребят представление о толерантности, воспитывает толеранотное мышление, уважение  к своим правам и прапвам других людей....

Классный час «Мы разные– и в этом наше богатство, мы вместе – и в этом наша сила»

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне.Как помочь ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и з...

Классный час «Мы разные– и в этом наше богатство, мы вместе – и в этом наша сила»

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне.Как помочь ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и з...

Родительское собрание "Все мы такие разные - и в этом наше богатство"

Родительское собрание проведенное на очном туре Педагогического марафона " Учительство Подмосковья - воспитанию будущего поколения "...

Конспект урока педагогики "Мы разные, и в этом наша сила" (2 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с понятием «толерантность»; развитие коммуникативных навыков, уважения и толерантности к другим людям.Планируемые результатыПредметные:знать: ...

Классный час "Мы разные и в этом наша сила"

Тема: «Мы разные, и в этом наша сила»Цели деятельности учителя: ознакомление детей с понятием «толерантность»; развитие коммуникативных навыков, уважения и толерантности к друг...