Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" второй год обучения.
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе дополнительной образовательной программы «Юный эколог» Н.А. Ежовой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на формирование экологической компетентности обучающихся 2 класса и способствует развитию их личностных, познавательных, коммуникативных и социальных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/Иванова М.А../ Протокол № ____ от «____» _августа __2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» ____________/Пастухова Т.В./ «_____ »__августа__ 2012 г. | «Утверждено» Руководитель МОУ «СОШ № 34 суглубленным изучением художественно-эстетических предметов» _________/Бортникова Н.Ф./ Приказ №__от «_____»_сентября__2012 г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Юный эколог»
учителя начальных классов, высшей квалификационной категории
Ежовой Натальи Александровны
(второй год обучения)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _1__от
«__»__августа___2012 г.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе дополнительной образовательной программы «Юный эколог» Н.А. Ежовой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на формирование экологической компетентности обучающихся 2 класса и способствует развитию их личностных, познавательных, коммуникативных и социальных качеств.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образовательный проект «Мой зелёный друг». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011. 48 с.
Экологическое образование определяется как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование не только системы знаний и умений, ценностных ориентаций, но и формирование нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды. В развивающейся системе непрерывного экологического образования всё более весомую роль стала играть начальная школа. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. В сфере экологического образования младших школьников на первый план выдвигается формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления.
Цель программы: развитие личности через приобщение к экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу планеты.
Данная цель достигается решением следующих задач:
- воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;
- становление и развитие у детей целостного мировосприятия;
- активное присвоение детьми нравственных норм, запретов и предписаний в отношениях между природой и обществом;
- формирование у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.
Внеурочные занятия проводятся в группе (14 человек) во второй половине дня по 1 часу в неделю (всего - 32 часа).
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- основы экологической культуры, проявляющиеся в любви и ценностном отношении к окружающей природе;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности экологической деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости экологической деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения экологической задачи с использованием учебной и дополнительной литературы.
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов экологической деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- сформировать основы экологической культуры, проявляющиеся в любви и ценностном отношении к окружающей природе;
- сформировать навыки работы по уходу за комнатными растениями;
- приобретение школьником социальных знаний об экологии, о принятых в обществе нормах отношения к природе:
- овладение способами самопознания, рефлексии;
- наличие позитивных поведенческих реакций в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Тематическое планирование курса.
2 год – блок «Мой зелёный Друг». (32 часа)
№ | Тема занятий | Вид занятий | Дата пров. план | Фактич. |
1 | Что нас окружает. Природа живая и неживая. | Ввод.беседа | ||
2 | Знакомство с экологической АЗБУКОЙ. 1 ч. | Ролев. игра | ||
3 | Знакомство с экологической АЗБУКОЙ. 2 ч. | Ролев. игра | ||
4 | Путешествие в Экоград. | Наблюдение. | ||
5 | Как сделать Экоград лучше? | Эврис. беседа | ||
6 | Знакомство с объектами живой и неживой природы. | Наблюдение | ||
7 | Знакомство с объектами живой и неживой природы. | Наблюдение | ||
8 | Знакомство с объектами живой и неживой природы. | Исследование | ||
9 | Формируем представление о значении объектов живой и неживой природы. | Практич. зан. | ||
10 | Игра – спектакль «Кто самый важный?». | Команд.игра | ||
11 | В природе всё взаимосвязано. | Ролев. игра | ||
12 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Беседа с доктором Айболитом. | Эврис. бесед. | ||
13 | Опыт «Растём вместе». | Практич. зан. | ||
14 | Работа в уголке природы. | Практич. раб | ||
15 | Общение с «Зелёным другом». | Практич. раб. | ||
16 | Запоминаем правила ухода за комнатными растениями. Общение с Дюймовочкой. | Эврис. беседа | ||
17 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Беседа с котом Матроскиным. | Наблюдение | ||
18 | Игра – сказка «Фрукты – овощи». | Ролевая игра | ||
19 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. В гостях у Старичка Лесовичка. | Команд.игра. | ||
20 | Сказка Леса. | Ролевая игра. | ||
21 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. В гостях у жителей Цветочного города. | Практич. раб. | ||
22 | Защитите растения! | Обуч. презент. | ||
23 | Игра «Картина мира». | Команд.игра | ||
24 | Диагностика осознанности ребёнком отношения к людям (сказочным героям), положительно или равнодушно относящимся к растениям. | тест | ||
25 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Экскурсия. | Наблюдение | ||
26 | Пишем письмо Зелёному Другу. | Практич. раб. | ||
27 | Работа в уголке природы. | Практич. раб. | ||
28 | Опыт «Растём вместе». | Практич. зан. | ||
29 | Экосказка «Теремок» | Ролевая игра | ||
30 | Экологическая безопасность дома и во дворе. | Беседа | ||
31 | Работа в уголке природы. | Практич. раб. | ||
32 | Работа в уголке природы. | Практич. раб. |
Литература.
При составлении программы использованы методические пособия:
- «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010);
- «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010);
- «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» (Е.С.Савинов. – М.: Прсвещение, 2010);
- «Планируемые результаты начального общего образования» (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М.: Просвещение, 2010);
- «Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области» (Е.Е.Морозова, О.И.Кайота. – Изд-во Саратовского университета, 2011).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...
Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлаг...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/21/picture-408208-1393009198.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивного клуба «Мир спорта» Ступень обучения 2 класс Количество часов 102
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивного клуба «Мир спорта» Ступень обучения 2 класс Количество часов 102 Автор сос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" третий год обучения.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" третий год обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/02/picture-795143-1464860172.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности (первый год обучения) "Занимательный английский"
Данная программа написана для УМК Excellent Starter (по Skinner C.)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/12/picture-84765.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению" в 1 классе.
Курс внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 135 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю.Рабоча...