Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" второй год обучения.
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе дополнительной образовательной программы «Юный эколог» Н.А. Ежовой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на формирование экологической компетентности обучающихся 2 класса и способствует развитию их личностных, познавательных, коммуникативных и социальных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_yunyy_ekolog.docx | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/Иванова М.А../ Протокол № ____ от «____» _августа __2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» ____________/Пастухова Т.В./ «_____ »__августа__ 2012 г. | «Утверждено» Руководитель МОУ «СОШ № 34 суглубленным изучением художественно-эстетических предметов» _________/Бортникова Н.Ф./ Приказ №__от «_____»_сентября__2012 г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Юный эколог»
учителя начальных классов, высшей квалификационной категории
Ежовой Натальи Александровны
(второй год обучения)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _1__от
«__»__августа___2012 г.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе дополнительной образовательной программы «Юный эколог» Н.А. Ежовой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на формирование экологической компетентности обучающихся 2 класса и способствует развитию их личностных, познавательных, коммуникативных и социальных качеств.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образовательный проект «Мой зелёный друг». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011. 48 с.
Экологическое образование определяется как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование не только системы знаний и умений, ценностных ориентаций, но и формирование нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды. В развивающейся системе непрерывного экологического образования всё более весомую роль стала играть начальная школа. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. В сфере экологического образования младших школьников на первый план выдвигается формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления.
Цель программы: развитие личности через приобщение к экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу планеты.
Данная цель достигается решением следующих задач:
- воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;
- становление и развитие у детей целостного мировосприятия;
- активное присвоение детьми нравственных норм, запретов и предписаний в отношениях между природой и обществом;
- формирование у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.
Внеурочные занятия проводятся в группе (14 человек) во второй половине дня по 1 часу в неделю (всего - 32 часа).
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- основы экологической культуры, проявляющиеся в любви и ценностном отношении к окружающей природе;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности экологической деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости экологической деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения экологической задачи с использованием учебной и дополнительной литературы.
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов экологической деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- сформировать основы экологической культуры, проявляющиеся в любви и ценностном отношении к окружающей природе;
- сформировать навыки работы по уходу за комнатными растениями;
- приобретение школьником социальных знаний об экологии, о принятых в обществе нормах отношения к природе:
- овладение способами самопознания, рефлексии;
- наличие позитивных поведенческих реакций в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Тематическое планирование курса.
2 год – блок «Мой зелёный Друг». (32 часа)
№ | Тема занятий | Вид занятий | Дата пров. план | Фактич. |
1 | Что нас окружает. Природа живая и неживая. | Ввод.беседа | ||
2 | Знакомство с экологической АЗБУКОЙ. 1 ч. | Ролев. игра | ||
3 | Знакомство с экологической АЗБУКОЙ. 2 ч. | Ролев. игра | ||
4 | Путешествие в Экоград. | Наблюдение. | ||
5 | Как сделать Экоград лучше? | Эврис. беседа | ||
6 | Знакомство с объектами живой и неживой природы. | Наблюдение | ||
7 | Знакомство с объектами живой и неживой природы. | Наблюдение | ||
8 | Знакомство с объектами живой и неживой природы. | Исследование | ||
9 | Формируем представление о значении объектов живой и неживой природы. | Практич. зан. | ||
10 | Игра – спектакль «Кто самый важный?». | Команд.игра | ||
11 | В природе всё взаимосвязано. | Ролев. игра | ||
12 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Беседа с доктором Айболитом. | Эврис. бесед. | ||
13 | Опыт «Растём вместе». | Практич. зан. | ||
14 | Работа в уголке природы. | Практич. раб | ||
15 | Общение с «Зелёным другом». | Практич. раб. | ||
16 | Запоминаем правила ухода за комнатными растениями. Общение с Дюймовочкой. | Эврис. беседа | ||
17 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Беседа с котом Матроскиным. | Наблюдение | ||
18 | Игра – сказка «Фрукты – овощи». | Ролевая игра | ||
19 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. В гостях у Старичка Лесовичка. | Команд.игра. | ||
20 | Сказка Леса. | Ролевая игра. | ||
21 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. В гостях у жителей Цветочного города. | Практич. раб. | ||
22 | Защитите растения! | Обуч. презент. | ||
23 | Игра «Картина мира». | Команд.игра | ||
24 | Диагностика осознанности ребёнком отношения к людям (сказочным героям), положительно или равнодушно относящимся к растениям. | тест | ||
25 | Формируем представления о роли растений в природе и жизни человека. Экскурсия. | Наблюдение | ||
26 | Пишем письмо Зелёному Другу. | Практич. раб. | ||
27 | Работа в уголке природы. | Практич. раб. | ||
28 | Опыт «Растём вместе». | Практич. зан. | ||
29 | Экосказка «Теремок» | Ролевая игра | ||
30 | Экологическая безопасность дома и во дворе. | Беседа | ||
31 | Работа в уголке природы. | Практич. раб. | ||
32 | Работа в уголке природы. | Практич. раб. |
Литература.
При составлении программы использованы методические пособия:
- «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010);
- «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010);
- «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» (Е.С.Савинов. – М.: Прсвещение, 2010);
- «Планируемые результаты начального общего образования» (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М.: Просвещение, 2010);
- «Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области» (Е.Е.Морозова, О.И.Кайота. – Изд-во Саратовского университета, 2011).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...
Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлаг...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивного клуба «Мир спорта» Ступень обучения 2 класс Количество часов 102
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивного клуба «Мир спорта» Ступень обучения 2 класс Количество часов 102 Автор сос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" третий год обучения.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" третий год обучения....
Рабочая программа по внеурочной деятельности (первый год обучения) "Занимательный английский"
Данная программа написана для УМК Excellent Starter (по Skinner C.)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению" в 1 классе.
Курс внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 135 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю.Рабоча...