Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" третий год обучения.
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" третий год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_3_god.docx | 38.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/Иванова М.А../ Протокол № ____ от «____» августа 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» ____________/Ткаченко Л.И./ «_____ » августа 2013 г. | «Утверждено» Руководитель МОУ «СОШ № 34 суглубленным изучением художественно-эстетических предметов» _________/Бортникова Н.Ф./ Приказ №__от «_____» сентября 2013 г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Юный эколог»
учителя начальных классов, высшей квалификационной категории
Ежовой Натальи Александровны
(третий год обучения)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1от
«31» августа2013г.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе дополнительной образовательной программы «Юный эколог» Ежовой Н.А., в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на формирование экологической компетентности обучающихся 3 класса и способствует развитию их личностных, познавательных, коммуникативных и социальных качеств.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образовательный проект «Школа добрых дел». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011. 48 с.
Экологическое образование определяется как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование не только системы знаний и умений, ценностных ориентаций, но и формирование нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды. В развивающейся системе непрерывного экологического образования всё более весомую роль стала играть начальная школа. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. В сфере экологического образования младших школьников на первый план выдвигается формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления.
Цель программы: развитие личности через приобщение к экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу планеты.
Данная цель достигается решением следующих задач:
- воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;
- становление и развитие у детей целостного мировосприятия;
- активное присвоение детьми нравственных норм, запретов и предписаний в отношениях между природой и обществом;
- формирование у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.
Внеурочные занятия проводятся в группе (14 человек) во второй половине дня по 1 часу в неделю (всего - 32 часа).
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различныеформы занятий:традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- основы экологической культуры, проявляющиеся в любви и ценностном отношении к окружающей природе;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешностиэкологической деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости экологической деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения экологической задачи с использованием учебной и дополнительной литературы.
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов экологической деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- сформировать основы экологической культуры, проявляющиеся в любви и ценностном отношении к окружающей природе;
- сформировать навыки работы по уходу за комнатными растениями;
- приобретение школьником социальных знаний об экологии, о принятых в обществе нормах отношения к природе:
- овладение способами самопознания, рефлексии;
- наличие позитивных поведенческих реакций в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Тематическое планирование курса
3 год – блок «Школа добрых дел». (32 часа)
№ | Дата | |||||
Тема занятий | Содержание | Планируемые результаты | по плану | по факту | ||
1 | Что нас окружает?. Природа живая и неживая. | Разнообразие природы. Природа живая и неживая. Включённость в мир природы. | Различать живую и неживую природу. | 04.09 | 1час | |
2 | О школе.Знакомство с экологической АЗБУКОЙ. | Взаимодействие с природнымобъек-том. Ощущение своей включённости в мир природы. | Иметь позитивное отношение к цен-ностям нашего общества. | 11.09 | 1час | |
3 | Правила поведения в школе.Экологическая Азбука. | Ощущение своей включённости в мир природы.О правилах поведения в школе. | Понимание школьником социальной реальности и повседневной жизни. | 18.09 | 1час | |
4 | Правила поведения в школе.Путешествие в Экоград. | Что такое Экоград? Расширение опыта восприятия приро-ды. Беседа о правилах поведения в школе. | Приобретение экологических знаний. Уметь строить свои высказывания, убеждать сверстников. | 25.09 | 1час | |
5 | Игра «Бывает – не бывает». Жизнь камней. | Связь человека с неживой природой. | Приобретение экологических знаний. Позитивное отношение к школе, товарищам, уважительное отношение к учителям. | 02.10 | 1час | |
6 | Игра-драматизация « Сказка о пропавшей школе» | Школа в моейжиз-ни. Значение школы. Наблюдение, иссле-дование . | Приобретение необходимых знаний о школе. Проявление интереса к школе. | 09.10 | 1час | |
7 | Знакомство с историей.Когда появились первые школы. | Первая школа в России.Школа в моей жизни. Значение школы. Наблюдение, исследование . | Приобретение исторических знаний о школах. Уметь выполнять учебную задачу. | 16.10 | 1час | |
8 | Какие дела можно назвать добрыми? | Добрые дела в моей жизни. Добрые поступки, друзья. Наблюдение, исследование . | Уметь выполнять наблюдения и коррек-тировать. | 23.10 | 1час | |
9 | «Школа будущего – будущее школы» | Представление школы будущего в индивидуальном проекте. Рассказ о друге. | Уметь выполнять наблюдения и коррек-тировать. | 30.10 | 1час | |
10 | Игра – спектакль «Кто самый важный?». Беседа с доктором Айболитом. | Превращение кукол в живые объекты природы. Кто же самый важный? | Уметь сопереживать, сочувствовать живым существам.Уметь работать в группах | 13.11 | 1час | |
11 | В природе всё взаимосвязано. | Явления природы. Презентация. | Приобретение экологических знаний. | 20.11 | 1час | |
12 | Виртуальный проект «Школа будущего» | Умение работать над проектом, проявле-ние творчества. | Умение высказывать личное мнение и умение работать в группах . | 27.11 | 1час | |
13 | Виртуальный проект «Школа будущего» | Творческое задание.Умение работать над проектом. | Умение высказывать личное мнение и умение работать в группах . | 04.12 | 1час | |
14 | Виртуальный проект «Школа будущего» | Творческое задание: рисунки. Умение высказывать личное мнение. | Приобретение опыта в ходе практических действий. Умение высказывать личное мнение и умение работать в группах . | 11.12 | 1час | |
15 | Что такое экологические проекты? | Получать знания об экологических проектах . | Получать опыт работы в группах, уметь высказывать своё мнение. | 18.12 | 1час | |
16 | Выбираем работу в эколого-образовательных проектах. | Беседа. Формируем представления о проектах. | Умение работать в группах. | 25.12 | 1час | |
17 | Проект «Вода для каждого нужна» | Работа в экологичес-ком дневнике. Беседа. | Приобретение экологичеких знаний | 15.01 | 1час | |
18 | Проект «Покормите птиц» | Отгадывание зага-док .Акция.Умение принимать участие в акциях.Что это такое. | Развивать логическое мышление, уметь разгадывать загадки. | 22.01 | 1час | |
19 | Проект «Экологическая почта». В гостях у Старичка Лесовичка. | Поведение в лесу. Рисуем лес.Ролевая игра . | Уметь выполнять эскиз на заданную те-му, анализируя заданную проблему. | 29.01 мороз | 05.02 | 1час |
20 | Проект «Помощь бездомным животным» | Работа с экологичес-ким дневником. Ролевая игра. Участие в акции. | Получать опыт работы с дневником наблюдения и активное участие в акции. | 05.02 | 12.02 | 1час |
21 | Проект «Вредные и полезные советы». В гостях у жителей Цветочного города. | Природные «фабрики и заводы» Растения – источники жизни..Практич. работа. | Получать опыт работы с бумагой и клеем, уметь высказывать своё мнение. | 12.02 | 19.02 | 1час |
22 | Проект «Растения индикаторы чистоты воздуха» | Тайна о том, как устроены наши растения, презента-ция. | Уметь видеть красоту растений, получить новые знания о природе. | 19.02 | 26.02 | 1час |
23 | Проект «Растения ближайшего окружения» | Растения – источник знаний. Что они значат для тебя. | Знать правила и нормы поведения в природе. | 26.02 | 05.03 | 1час |
24 | Проект «Пёстрый мир Зелёной планеты» | Тест. Можно ли убрать на планете все растения и что произойдёт с нами? | Уметь анализировать свои действия, по-ложительное и негативное отношение к природе. | 05.03 | 12.03 | 1час |
25 | Проект «Красная книга Саратовской области – сигнал опасности» Экскурсия. | Роль растений на планете. Связь между растениями. | Уметь видеть красоту растений, получить новые знания о при-роде. | 12.03 | 19.03 | 1час |
26 | Проект «Наши друзья – домашние животные» Пишем письмо Зелёному Другу. | Творческое задание. Пишем письмо растению, которое выбрали ребята. | Творчески подходить к выполнению поставленных задач. | 19.03 | 1час | |
27 | Проект «Планета цвета» | Позитивное отноше-ние к живым объектам. Что может рассказать камень. Игра. | Приобретение экологических знаний | 02.04 | 1час | |
28 | «Что полезного я сделал?». | Растения в природе и жизни человека. Практич. занятие. | Получать опыт работы с растениями, уметь высказывать своё мнение. | 09.04 | 1час | |
29, 30 | Обобщающее тестирование.Экосказка «Теремок» Экскурсия в природу. | Ролевая игра. Выбор сказочных героев. Игра- инсценировка экологической сказки. | Знать правила и нормы поведения в природе. | 16.04 23.04 | 2часа | |
31- 32 | Работа на пришкольном участке | Изготовление поделки из при-родного материала. Выставка. Практическая работа. | Уметь работать с природным материа-лом. Приобретение опыта в ходе практических действий. | 30.04 07.05 14.05 21.05 28.05 | 2часа |
Литература.
При составлении программы использованы методические пособия:
- «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010);
- «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010);
- «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа» (Е.С.Савинов. – М.: Прсвещение, 2010);
- «Планируемые результаты начального общего образования» (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М.: Просвещение, 2010);
- «Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области» (Е.Е.Морозова, О.И.Кайота. – Изд-во Саратовского университета, 2011).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...
Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлаг...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивного клуба «Мир спорта» Ступень обучения 2 класс Количество часов 102
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивного клуба «Мир спорта» Ступень обучения 2 класс Количество часов 102 Автор сос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" второй год обучения.
Рабочая программа составлена на основе дополнительной образовательной программы «Юный эколог» Н.А. Ежовой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на формирование экологической компе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (первый год обучения) "Занимательный английский"
Данная программа написана для УМК Excellent Starter (по Skinner C.)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению" в 1 классе.
Курс внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 135 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю.Рабоча...