Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2 классы
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Ульченко Лариса Анатольевна

Цель:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramotnyy_chitatel_1_klass.docx99.67 КБ

Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Рабочая программа разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3, - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями)

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего образования»;

- Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821 – 10«Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию, протокол от 08 апреля 2015 г. №1/15;

- приказа Министерства образования и науки Амурской области от         №509 «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая  школа»;

- Основной образовательной программы НОО МОАУ СОШ №10 на 2015- 2019 годы, утвержденной приказом от 28 августа 2015 г. №311, с изменениями;

- Устава Школы, утвержденного постановлением администрации г. Белогорск от 30 сентября 2015 г. №1782.

-Положение о рабочих программах МАОУ «Школа №10 города Белогорск» утверждённого приказом №237 от 30.05.2016г.

-Методического пособия для общеобразовательных организаций Антошина М.К. «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2 классы», М.: Просвещение, 2019 года и  соответствует требованиям  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.      

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные

1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.

2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

 3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.

 4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;  

Метапредметные

 Регулятивные: 

- формулировать учебную задачу, принимать её, сохранять на протяжении всего занятия, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

-читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

- составлять план работы по решению учебной задачи занятия в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы занятия;

- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

-  оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.); Обучающийся получит возможность научиться:  

- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

-  осмысливать коллективно составленный план работы на занятии и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

 -  принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы.

 Познавательные: 

-  прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

 -  отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

-  ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

-  составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

-  пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;

 - владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное;

- правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы);  

-  в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное).  

-  воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал;  Обучающийся получит возможность научиться:

-  находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

 -  сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом

-  осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;  

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-  отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста;  

-  задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера;  

-  участвовать в беседе по прочитанному; самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

-  проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий  

Коммуникативные: 

-  высказывать свою точку зрения на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

-  понимать цель своего высказывания;

-  пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

-  участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

-  создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

 -  проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;  

-  учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-  с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-  владеть монологической и диалогической формой речи.

-  осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.  

                             

     

Цель курса: формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей, обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по основному учебному курсу «Литературное чтение».

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» соответствуют ФГОС НОО и направленно на решение основной задачи курса — полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как:

1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.

2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.

3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.

4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.

5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.

и различные виды деятельности (познавательные, практические, поисковые, игровые):

1. Познавательная деятельность: — познавательные беседы; — познавательные игры; — дискуссии; — дидактический театр; — экскурсии.

 2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш — пауза» и др.).

 3. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвященные морально-этическим проблемам, поднимаемым в произведениях.

 4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).

Первый год обучения

  • Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.
  • Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному.
  •  Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя.
  • Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении.
  •  Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.
  • Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам.
  • Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.

Содержание курса внеурочной деятельности

Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь» (1ч.)

Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём» (2ч.)

Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи» (1ч.)

Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи» (2ч.)

Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной» (1ч.)

Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной» (2ч.)

Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь» (2ч.)

Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо» (2ч.)

Научно-познавательный текст «Эхо». Готовимся к выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо» (2ч.)

Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож» (2ч.)

Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила» (3ч.)

Рассказ Е. Пермяка «Кто?». Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?» (3ч.)

Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля». Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля» (3ч.)

Экскурсия в библиотеку (3ч.)

Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился» (1ч.)

Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился» (2ч.)

Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!» (1ч.)

                                 

                                                Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь»

1

1

2

Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём»

1

2

3

Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи»

1

1

4

Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи»

1

2

5

Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной»

2

2

6

Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь»

1

2

7

Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо»

2

2

8

Научно-познавательный текст «Эхо». Готовимся к выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо»

1

2

9

Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож»

1

2

10

Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила»

1

3

11

Рассказ Е. Пермяка «Кто?». Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?»

1

3

12

Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»

1

1

13

Экскурсия в библиотеку

1

3

14

Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»

1

2

15

Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился»

1

1

16

Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился»

1

2

17

Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!»

1

1

Итого:

20

33

                                                       

                                        Календарно - тематическое планирование  

                    «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-Г класс

Темы занятий

Дата по плану

Дата по факту

1

Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению стихотворения  И. Токмаковой «Сентябрь»

07.09

2

Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём»

14.09

3

Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём»

21.09

4

Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи»

28.09

5

Экскурсия в библиотеку

05.10

6

Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь»

12.10

7

Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи»

19.10

8

Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной»

26.10

9

Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения»

09.11

10

Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной»

16.11

11

Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь»

23.11

12

Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь»

30.11

13

Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо»

07.12

14

Научно-познавательный текст «Эхо»

14.12

15

Готовимся к выразительному чтению рассказа                         Г. Скребицкого «Лесное эхо»

21.12

16

Рассказ В. Осеевой «Сторож»

28.12

17

Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож»

11.01

18

Рассказ В. Осеевой «Навестила»

18.01

19

Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила»

25.01

20

Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила»

01.02

21

Рассказ Е. Пермяка «Кто?»

08.02

15.02

22

Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?»

15.02

23

Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?»

22.02

24

Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»

29.02

25

Экскурсия в библиотеку

07.03

26

Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»

14.03

27

Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»

21.03

28

Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»

04.04

11.04

29

Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился»

11.04

18.04

30

Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился»

18.04

25.04

31

Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился»

25.04

16.05

32

Экскурсия в библиотеку

16.05

23.05

33

Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!»

23.05

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Лист коррекции рабочей программы          

п/п

№ урока

Дата

проведения

по плану

Причина

корректировки

Корректирующие

мероприятия

Дата

проведения

по факту

Основание (протокол ШМО, приказ по школе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению" в 1 классе.

Курс внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 135 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю.Рабоча...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель".

Цель курса: формирование у учащихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" 4 класс

Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Срок реализации - 1 год, 34 часа.Содержит разделы: "Результаты освоения курса внеурочной...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» общеинтеллектуального направления для 4 «А» класса 2021-2022 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» общеинтеллектуального направления ­­­­­­­­­­­ ориентирована на учащихся 4 к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению".

Направленность: социально-гуманитарнаяУровень: базовыйВозраст: 6,5-10 летСрок реализации программы: 4 годаКоличество часов: 72 часа в год...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов разработана на основе методического пособия для общеобразовательных организаций А...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель (обучение смысловому чтению)" 2 класс

На изучение курса «Грамотный читатель» в начальной школе выделяется во 2  классе –34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).Раздел «Виды речевой деятельности» (2ч.)...