ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ - КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ в условиях внедрения ФГОС
проект (1 класс) по теме
здоровье- драгоценный дар и сохранение его одно а из главных задач учителя в условиях внерения ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
здоровье- драгоценный дар | 38.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Исламгалиева Гульсара Жакотовна
учитель начальных классов
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ - КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ
В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС.
Актуальность педагогического проекта
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой.
В Законе РФ «Об образовании» в ст.№51 говорится: «Образовательные учреждения должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся».
В Проекте федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"(редакция на 1 декабря 2011 года) в ст. №50 говорится: «Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности; формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира; пропагандировать здоровый образ жизни».
В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ (от 5 июня 2013г.) отметил: « Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги».
Да, действительно, многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагога . Встал вопрос, что нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно – воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.
По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Результаты медицинского осмотра в 2012 году учащихся МБОУ «СОШ п.Октябрьский» показали, что из осмотренных 14 детей, моего класса, здоровых оказалось только 6 человек – 42 %.
Выше, указанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для сохранения здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Поэтому считаю, что ключевая компетенция учителя – это сбережение здоровья у учащихся.
Цель проекта: создать условия для обеспечения школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе; сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни; научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи проекта:
- проанализировать состояние здоровья младших школьников;
- разработать комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка в условиях массового обучения;
- формировать готовность и умения вести здоровый образ жизни;
- развивать потребность в активной жизненной позиции, в отношении к себе, к одноклассникам.
Объект проекта: учебно – воспитательный процесс. Предмет проекта: организация образовательного процесса. Гипотеза: если использовать здоровьесберегающие технологии, соблюдать санитарно-гигиеническую культуру, то улучшится психическое и физическое здоровье и возрастет потребность здорового и активного образа жизни. Этапы педагогического проекта. Проект реализуется в три этапа на базе муниципального общеобразовательного учручреджения МБОУ « Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области». Временные рамки всего проекта -2012 – 2015учебный год. 1. Диагностический (сентябрь - декабрь 2012 год). Анализ психолого-педагогической, специальной и методической литературы. 2. Практический (январь 2012-март 2013 года) . Разработка и апробация физкультурно-оздоровительной программы, направленной на повышение двигательной активности и улучшения состояния здоровья школьников в начальной школе. Проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение патологии опорно-двигательного аппарата, острых заболеваний и эмоционального напряжения. 3.Обобщающий (апрель-май 2013 года) . Заключительная диагностика обучающихся . Выводы, обобщение результатов. Распространение опыта. Прогнозируемые результаты. Снижение уровня заболеваемости учащихся. Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни. Укрепление морально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, нравственное и эстетической совершенствование личности каждого ребенка. Повышение качества успеваемости. Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников школы в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников.
Описание системы работы по проекту Начала свою работу с диагностики по исследованию состояния здоровья . Определена группа здоровья у детей, незначительные отклонения в здоровье ученика , уровень физической подготовки (Приложения 1 – 6). Проанализировав данные диагностики по исследованию состояния здоровья школьников, нужно было построить так систему работы по сохранению и укреплению здоровью, чтобы этот процесс был не эпизодическим, а систематическим. Использован вариант экспресс – оценки («Паспорт здоровья школьника»), позволяющий проводить мониторинг уровня физического здоровья учащихся для направленного проведения коррекционно - оздоровительной работы . В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровье сберегающих технологий и физкультурно-оздоровительных мероприятий. Наиболее разработанной системой здоровья сбереженья в образовательном процессе начальной школы является технология, разработанная доктором медицинских наук В.Ф. Базарным, включающая в себя: телесно-моторную активность, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека я взяла технологию В.Ф. Базарного, которая помогает решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей учащихся. Ведь дети следят за своим здоровьем так, как их научили родители. Поэтому, проводя внеклассные мероприятия, мы приглашаем детей с родителями, чтобы они видели, как правильно следить за своим здоровьем. Основные формы работы с родителями: Родительские собрания, индивидуальное консультирование ,совместные мероприятия , конкурсы , анкетирование, семейные праздники , практические и учебные игры, заочные путешествия , экскурсии, презентации, проекты, утренники, занимательные беседы Формы работы с учащимися : физкультурные минутки во время уроков, гимнастика до учебных занятий, подвижные игры на переменах; спортивные праздники; соревнования, «Веселые старты»; туристические походы, экскурсии; «Дни здоровья»;спортивные викторины; устные журналы спортивной направленности; теоретические занятия, беседы, семинары; тестирование уровня физического развития и двигательных качеств учащихся; наглядная агитация (Галерея успехов, стенды, плакаты).
Применение здоровьесберегающих технологий направлено на – обеспечение психического и физического здоровья учащихся. Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека) в создании благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся. Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений. И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. Оценка здоровьесберегающих направлений: Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и “технологию раскрепощённого развития детей”. Она состоит в следующем: 1) для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, “бегущие огоньки” (я использую лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). 2) важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого я использую подвижные “сенсорные кресты”, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные “держалки”, позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние. 3) в процессе овладения детьми письмом применяю специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему “глаз – рука”. 4) обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. С этой целью дети посещают хоровой кружок при школе. Большое внимание уделено урокам ОЗОЖ, на которых учащихся учат , как сохранить свое здоровье , и не навредить здоровью других. Не маловажную роль играет и экологическое воспитание школьников: воспитание у детей любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии , приусадебный участок школы , формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся. Мероприятия, проводимые в классе по здоровьесберегающим технологиям: -Факультативный курс «Разговор о правильном питании» -Конкурс сочинений и стихотворений на тему: «Как быть здоровым?» -Неделя здоровья -День здоровья - Классные часы по обучению здоровью: «Чистый поселок»,«Личная гигиена и здоровье», -Конкурс рисунков на асфальте «Наш здоровый класс» - Экологический десант на территории школы. - Уроки практической гигиены: «Режим дня школьника», «Как уберечься от простуды», «Правильная осанка», «Личная гигиена», «Правильное питание» - Театрализованное представление «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» - Книжная выставка «В здоровом теле – здоровый дух» - Выставка рисунков «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» - Научно-практическая конференция «Охрана жизни и здоровья» Заключение Вот так день за днем, шаг за шагом в своей работе применяю здоровьесберегающие образовательные технологии. Учу детей сохранять свое здоровье, заботиться о нем. Провожу интересные праздники, утренники, походы. Все эти мероприятия учат детей заботиться о своем здоровье, помогают практически применять полученные знания на занятиях. На уроках, применяя инновационные педагогические технологии, воспитываю культуру здоровья своих учеников, создаю «ситуацию успеха», применяю активные методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся. Конечная цель данного проекта: создание эффективной модели сбережения здоровья учащихся в условиях школы. Изложенное выше показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детском и педагогическом коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Проводимые мною мероприятия направлены на решение вопросов сохранения и коррекции здоровья учащихся, на то, чтобы помочь учащимся в решении их детских проблем – это и есть ключевая компетенция учителя. Стараюсь и родителям, и детям все выявленные результаты показывать в таблицах, различных диаграммах, так как наглядность заставляет задуматься принять нужное правильное решение. Предполагаемое использование результатов: Распространение опыта работы по реализации проекта на методических совещаниях на уровне школы, района. Включение проекта в программу развития МБОУ «СОШ п. Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области». Литература 1. Н.Г. Ежкова «Влияние обучения и воспитания на здоровье младших школьников». 2. А.В. Корягин «Реализация модели школы здоровья в условиях инновационного учебного заведения». 3. С.В. Кулева «проблемы создания школы здоровья в условиях инновационного учебного заведения». 4. М.М. Безруких «Здоровье детей и школа». 5. И. И. Брехман «Проблемы обучения человека здоровью». 6. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина «Школа докторов природы или 135уроков здоровья». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция оновного и дополнительного образования в условиях городской местности в условиях перехода на новый ФГОС НОО
В статье раскрываются основые этапы построения интеграции основного и дополнительного образования в условиях городской местности. Расктывается ресурсное обеспечение данного направления....
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...
Индивидуализация процесса как одно из условий формирования социального образа ребенка в условиях комплекса "сад - школа
презентация...
выступление на заседании ГМС "Здоровьесберегающиетехнологии"
"Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС" (из опыта работы кружка "Азбука здоровья")...
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС...
Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях реализации ФГОС
Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях реализации ФГОС...