выступление на заседании ГМС "Здоровьесберегающиетехнологии"
материал по теме
"Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС" (из опыта работы кружка "Азбука здоровья")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_zasedanii_gms_zdorovesberegayushchietehnologii.docx | 31.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование
здоровьесберегающих технологий
в рамках реализаций ФГОС
(из опыта работы кружка
«Азбука здоровья»)
Выступление Байчуриной Л.П.,
учителя начальных классов МОУ СОШ №4 на ГМС
по теме «Модели построения здоровьесберегающего образовательного пространства, действующие системы, эффективные формы и технологии сохранения здоровья детей в аспекте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
2011-2012 уч.год
Ребёнок должен расти здоровым. Здорового ребёнка легче воспитывать, у него быстрее формируется необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Это способствует получению качественного образования, что является приоритетом для любого образовательного учреждения, в том числе и нашей школы, особенно в связи с введением ФГОС.
Сегодня я хочу рассказать о работе кружка «Азбука здоровья». Эту программу разработала я сама. А начать выступление я хотела бы словами Сократа «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто.»
Цели данной программы: формирование культуры здоровья и потребности у детей в здоровом образе жизни.
Задачи:
- формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию и саморазвитию;
- формирование основ здорового образа жизни;
- расширение коммуникативных способностей детей.
Программа составлена на основе следующих документов:
- Сборник нормативных документов. Начальная школа. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. - М.: Дрофа, 2007;
- Сборник нормативных документов. Начальная школа. Примерные программы для начальной школы. – М.: Дрофа, 2008.
Основные принципы этой работы:
Вы видите основные принципы в организации работы кружка, главным из которых является принцип деятельности.
- принцип деятельности включает ребенка в учебно-познавательную деятельность;
- принцип целостного представления о мире тесно связан с дидактическим методом научности. Он предполагает личностное отношение обучающихся к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности;
- принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения;
- принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- принцип вариативности предполагает понимание возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов;
- принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося, приобретения ими собственного опыта творческой деятельности.
Программа факультативного курса «Азбука здоровья» предназначена для обучающихся в возрасте 6-7 лет и рассчитана на 1 год (66 часов). Занятия проводятся всем составом 2 раза в неделю по 1 часу.
Формы и методы обучения:
- традиционные,
- индивидуальные,
- комбинированные и практические занятия;
- работа в парах;
- лекции, игры,
- праздники,
- экскурсии,
- выпуск стенгазет и бюллетеней,
- конкурсы,
- соревнования и другие.
Особое предпочтение отдаю групповой работе, конкурсам, практической работе и экскурсиям.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный - обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский - самостоятельная творческая работа обучающихся.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе у обучающиеся к концу 1-го класса у учащихся должны быть сформированы следующие представления:
что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье;
знать:
- части своего тела и их функции;
- правила поведения в природе;
- что человек узнаёт мир с помощью органов чувств,
- что такое общение и какова его роль в жизни человека;
- знать правила хорошего тона;
- способы выражения приветствия, прощания, благодарности;
- правила для слушающего;
- правила для собеседников;
- гигиенические требования к организации сна;
- культуру питания;
- правила гигиены полости рта;
- сформировать полезные привычки;
- знать коллективные игры.
Обучающиеся должны уметь:
- составить свой режим дня;
- использовать в своей речи вежливые слова;
- соблюдать правила поведения в школе;
- слушать и слышать;
- принимать участие в организации подвижных игр;
- выполнять под контролем учителя гимнастику для глаз;
- выполнять правила поведения за столом во время еды;
- обладать навыками самоконтроля.
Методическое обеспечение:
- специальная и учебная литература;
- учебные презентации.
Материально-техническое обеспечение:
- учебный класс;
- цветные бумага и картон, клей, ножницы, краски, ватман;
- мультимедийное оборудование;
- компьютер.
Хочу вам представить несколько тем проведённых занятий, которые особенно понравились детям.(фото на слайдах)
- Чистота-залог здоровья
Познакомились с понятием личная гигиена и предметы личной гигиены. Учились выбирать правильную зубную щётку и мыло. Узнали, как и когда надо чистить зубы и мыть руки.
- Уход за руками и ногами.
На этом занятии мы научились подстригать ногти и правильно мыть руки. Работали в группах и парах.
- Правила просмотра телепередач и работы на компьютере
Узнали правила просмотра телепередач и работы за компьютером. Учились применять их на практике.
- Для чего нужны зубы? Уход за зубами.
Посетили школьный стоматологический кабинет и узнали, для чего нужны зубы, и как правильно за ними ухаживать.
Все вы знаете, какое большое внимание сейчас уделяется питанию. Одним из основных факторов, негативно влияющих на растущий организм ребёнка в современных условиях, признано ухудшение питания детей.
Мы на занятиях кружка изучаем основные принципы здорового питания, влияние витаминов на организм человека.
- Практическое занятие в столовой. Культура приёма пищи.
Изучали правила поведения в столовой и знакомились с культурой приёма пищи.
- Как следует питаться. Вредные продукты.
Познакомились с понятием вредные и полезные продукты. Занятие прошло в форме КВН.
- Правила поведения в школе на переменах. Подвижные игры.
На занятии изучали правила поведения и разучивали различные подвижные игры.
- Я и моё здоровье. Двигательная активность.
- Чистота помещений. Организация дежурства в классе.
- Утренняя зарядка. Разучивание комплексов.
- Экскурсия в школьный медкабинет. Встреча со школьным медицинским работником
- Прививки и болезни. Выпуск стенгазеты.
На занятии был просмотрен мультфильм «Про бегемота, который боялся прививок» Выпустили с детьми 2 стенгазеты «Грипп-это серьёзно!» и «Сделай прививку – и не болей».Одну мы повесили в школе, а другую решили передать в д/с «Золотая рыбка».
- Школьный ранец. Каким он должен быть.
- Занятие – игра «Безопасность при любой погоде.»
Во втором полугодии нас ждут увлекательные занятия:
- Правила обращения с огнём. Экскурсия в пожарную часть.
- Кто нас лечит. Встреча с врачами узких специальностей.
- Экскурсия в аптеку. И много других увлекательных занятий.
Все участники кружка занимаются спортом:
- Карате
- Конькобежный спорт
- Плаванье
- Фигурное катание
- Лыжи
Никто из участников кружка «Азбука здоровья» за прошедшее время не болел простудными заболеваниями.
Коржова Виктория является призёром областных и зональных соревнований по фигурному катанию.
Анкетирование
В сентябре и в январе было проведено анкетирование. Результаты нас очень порадовали.
В сентябре на вопрос «Почему ты решил записаться в кружок «Азбука здоровья», большая часть детей выбрала ответ «Так решила мама», и только некоторые ответили :«Думаю ,что это интересно» и «Хочу узнать, как сохранить здоровье». В январе детей, которые посещают кружок по желанию родителей, не осталось.
В сентябре на вопрос «Делаешь ли ты утром зарядку» большая часть детей честно ответили, что её не делают. В январе таких ребят стало меньше.
В сентябре на вопрос «Когда я чищу зубы» большая часть детей ответила: «Когда заставляют» и только некоторые ученики чистят самостоятельно. В январе почти все ребят ответили: «Всегда сам».На вопрос «Когда я мою руки?» в сентябре большинство ребят ответили: «Когда заставляют». В январе таких детей стало намного меньше.
Я считаю, что такие результаты анкетирования говорят об эффективности
работы кружка «Азбука здоровья» и необходимости её продолжения.
Мы начали создавать свою «Азбуку здоровья». В течение всех лет будем накапливать материал и создавать электронную книгу «Азбука здоровья» (возможно, напечатаем), которая поможет в работе и детям, и учителям, Создавая её, мы учимся работать со справочниками, словарями и Интернетом. Представляю вам несколько страниц из этой книги. а также будет создан сборник презентаций к занятиям.
Перспективы работы
Во 2 классе мы продолжим более подробное изучение материалов по сохранению здоровья. В 3 классе это будут выступления агитбригад, театрализованные представления. А в 4 классе будем готовить исследовательские работы по сохранению здоровья.
Мы много говорим о здоровье детей. Но только здоровый педагог может думать о сохранение здоровья детей. Помните об этом. Надо уметь не только хорошо работать, но и хорошо отдыхать. Закончить выступление хочу словами Джона Уэйнмейкера «Если ты никак не можешь найти время для отдыха, тебе очень скоро придется найти время для лечения.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании МО учителей начальных классов "Новые информационные технологии и стандарт второго поколения"
Выступление содержит сведения об изменениях и поправках, внесённых в проект стандартов второго поколения в сравнении со стандартами первого поколения. С выступлении указывается на основные задачи испо...
Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования.
Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования.«Технологии художественно-эстетического образования как средства социализации школьников в условиях полик...
Презентация выступления на заседании МО по теме "Проектная деятельность - вопросы и проблемы..."
Данная презентация дает ответы на часто возникающие вопросы у педагогов, начинающих внедрение в практику проектной деятельности....
Выступление на заседание ГМС
"Организация работы с одарёнными детьми"...
Выступление на заседании творческой группы учителей начальных классов и воспитателей ДВ
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ »(из опыта работы) За последнее время в обществе произошли изменения в пре...
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»
Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....
Выступление на заседании ММО. Тема выступления: «Обучение решению математических ребусов»
Ребусом называют задачу, в которой какой-нибудь текст зашифрован с помощью рисунков - изображений тех или иных предметов.На уроках математики решение ребусов имеет твор...