выступление на заседании ГМС "Здоровьесберегающиетехнологии"
материал по теме

Байчурина  Людмила Павловна

"Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС" (из опыта работы кружка "Азбука здоровья")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование
здоровьесберегающих технологий
в рамках реализаций ФГОС
(из опыта работы кружка
«Азбука здоровья»)

Выступление Байчуриной Л.П.,

учителя начальных классов МОУ СОШ №4 на ГМС

по теме «Модели построения здоровьесберегающего образовательного пространства, действующие системы, эффективные формы и технологии сохранения здоровья детей в аспекте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». 

2011-2012 уч.год

Ребёнок должен расти здоровым. Здорового ребёнка легче воспитывать, у него быстрее формируется необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Это способствует получению качественного образования, что является приоритетом для любого образовательного учреждения, в том числе и нашей школы, особенно в связи с введением ФГОС.

Сегодня я хочу рассказать о работе кружка «Азбука здоровья». Эту программу разработала я сама. А начать выступление я хотела бы словами Сократа   «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто.»

Цели данной программы: формирование культуры здоровья и потребности у детей в здоровом образе жизни.

Задачи

  1. формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
  2. формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию и саморазвитию;
  3. формирование основ здорового образа жизни;
  4. расширение коммуникативных способностей детей.


Программа составлена на основе следующих документов:

  1. Сборник нормативных документов. Начальная школа. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. - М.: Дрофа, 2007;
  2. Сборник нормативных документов. Начальная школа.  Примерные программы для начальной школы. – М.: Дрофа, 2008.


Основные принципы этой работы:

Вы видите основные принципы в организации работы кружка, главным из которых является принцип деятельности.

  1. принцип деятельности включает ребенка в учебно-познавательную деятельность;
  2. принцип целостного представления о мире тесно связан с дидактическим методом научности. Он предполагает личностное отношение обучающихся к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности;
  3. принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения;
  4. принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
  5. принцип вариативности предполагает понимание возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов;
  6. принцип креативности предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося, приобретения ими собственного опыта творческой деятельности.

Программа факультативного курса «Азбука здоровья» предназначена для обучающихся в возрасте 6-7 лет и рассчитана на 1 год (66 часов). Занятия проводятся всем составом 2 раза в неделю по 1 часу.

Формы и методы обучения:        

  1. традиционные,
  2. индивидуальные,
  3. комбинированные и практические занятия;
  4. работа в парах;
  5. лекции, игры,
  6. праздники,         
  7. экскурсии,
  8. выпуск стенгазет и бюллетеней,
  9. конкурсы,
  10. соревнования и другие.

Особое предпочтение отдаю групповой работе, конкурсам, практической работе и экскурсиям.        

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  1. словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  2. наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  3. практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  1. объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  2. репродуктивный - обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  3. частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  4. исследовательский - самостоятельная творческая работа обучающихся.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе  у обучающиеся к концу 1-го класса у  учащихся должны  быть сформированы следующие представления:

что человек часть природы и, охраняя природу, он охраняет своё здоровье;

знать:

  1. части своего тела и их функции;
  2. правила поведения в природе;
  3. что человек узнаёт мир с помощью органов чувств,
  4. что такое общение и какова его роль в жизни человека;
  5. знать правила хорошего тона;
  6. способы выражения приветствия, прощания, благодарности;
  7. правила для слушающего;
  8. правила для собеседников;
  9. гигиенические требования к организации сна;
  10. культуру питания;
  11. правила гигиены полости рта;
  12. сформировать полезные привычки; 
  13. знать коллективные игры.

Обучающиеся должны уметь:

  1. составить свой режим дня;
  2. использовать в своей речи вежливые слова;
  3. соблюдать правила поведения в школе;
  4. слушать и слышать;        
  5. принимать участие в организации подвижных игр;
  6. выполнять под контролем учителя гимнастику для глаз;
  7. выполнять правила поведения за столом во время еды;
  8. обладать навыками самоконтроля.

Методическое обеспечение:

  1. специальная и учебная литература;
  2. учебные презентации.

Материально-техническое обеспечение:

  1. учебный класс;
  2. цветные бумага и картон, клей, ножницы, краски, ватман;
  3. мультимедийное оборудование;
  4. компьютер.        

Хочу вам представить несколько тем проведённых занятий, которые особенно понравились детям.(фото на слайдах)

  1. Чистота-залог здоровья

Познакомились с понятием личная гигиена и предметы личной гигиены. Учились выбирать правильную зубную щётку и мыло. Узнали, как и когда надо  чистить зубы и мыть руки.

  1. Уход за руками и ногами.

На этом занятии мы научились подстригать ногти и правильно мыть руки. Работали в группах и парах.

  1. Правила просмотра телепередач и работы на компьютере

Узнали правила просмотра телепередач и работы за компьютером. Учились применять их на практике.

  1. Для чего нужны зубы? Уход за зубами.

Посетили школьный стоматологический кабинет и узнали, для чего нужны зубы, и как правильно за ними ухаживать.

Все вы знаете, какое большое внимание сейчас уделяется питанию. Одним  из основных факторов, негативно влияющих на растущий организм ребёнка в современных условиях, признано ухудшение питания детей.

Мы  на занятиях кружка изучаем основные принципы здорового питания, влияние витаминов на организм человека.    

  1. Практическое занятие в столовой. Культура приёма пищи.

Изучали правила поведения в столовой и знакомились с культурой приёма пищи.

  1. Как следует питаться. Вредные продукты.

Познакомились с понятием вредные и полезные продукты. Занятие прошло в форме КВН.

  1. Правила поведения в школе на переменах. Подвижные игры.

На занятии изучали правила поведения и разучивали различные подвижные игры.

  1. Я и моё здоровье. Двигательная активность.
  2. Чистота помещений.  Организация дежурства в классе.
  3. Утренняя зарядка. Разучивание комплексов.
  4. Экскурсия в  школьный медкабинет. Встреча со школьным медицинским работником
  5. Прививки и болезни.  Выпуск стенгазеты.

На занятии был просмотрен мультфильм «Про бегемота, который боялся прививок» Выпустили с детьми 2 стенгазеты «Грипп-это серьёзно!» и «Сделай прививку – и не болей».Одну мы повесили в школе, а другую решили передать в д/с «Золотая рыбка».

  1. Школьный ранец. Каким он должен быть.
  2. Занятие – игра  «Безопасность при любой погоде.»

Во втором полугодии нас ждут увлекательные занятия:

  1. Правила обращения с огнём. Экскурсия в пожарную часть.
  2. Кто нас лечит. Встреча с врачами узких специальностей.
  3. Экскурсия в аптеку. И много других увлекательных занятий.

Все участники кружка занимаются спортом:

  1. Карате
  2. Конькобежный спорт
  3. Плаванье
  4. Фигурное катание
  5. Лыжи

Никто из участников кружка «Азбука здоровья» за прошедшее время не болел простудными заболеваниями.

Коржова Виктория является призёром областных и зональных соревнований по фигурному катанию.

Анкетирование

В сентябре и в январе было проведено анкетирование. Результаты нас очень порадовали.

В сентябре на вопрос «Почему ты решил записаться в кружок «Азбука здоровья», большая часть детей выбрала ответ «Так решила мама», и только некоторые ответили :«Думаю ,что это интересно» и «Хочу узнать, как сохранить здоровье». В январе детей, которые посещают кружок по желанию родителей, не осталось.

В сентябре на вопрос «Делаешь ли ты утром зарядку» большая часть детей честно ответили, что её не делают. В январе таких ребят стало меньше.

В сентябре на вопрос «Когда я чищу зубы» большая часть детей ответила: «Когда заставляют» и только некоторые  ученики чистят самостоятельно. В январе почти все ребят ответили: «Всегда сам».На вопрос «Когда я мою руки?» в сентябре большинство ребят ответили: «Когда заставляют». В январе таких детей стало намного меньше.

Я считаю, что такие результаты анкетирования говорят об эффективности

работы кружка «Азбука здоровья» и необходимости её продолжения.

Мы начали создавать свою «Азбуку здоровья». В течение всех лет будем накапливать материал и создавать электронную книгу «Азбука здоровья» (возможно, напечатаем), которая поможет в работе и детям, и учителям, Создавая её, мы учимся работать со справочниками, словарями и Интернетом. Представляю вам несколько страниц из этой книги. а также будет создан  сборник презентаций к занятиям.

Перспективы работы

        Во 2 классе мы продолжим более подробное изучение материалов по сохранению здоровья. В 3 классе это будут выступления агитбригад, театрализованные представления. А в 4 классе будем готовить исследовательские работы по сохранению здоровья.

Мы много говорим о здоровье детей. Но только здоровый педагог может думать о сохранение здоровья детей. Помните об этом. Надо уметь не только хорошо работать, но и хорошо отдыхать. Закончить выступление хочу словами    Джона Уэйнмейкера «Если ты никак не можешь найти время для отдыха, тебе очень скоро придется найти время для лечения.»                                                                

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании МО учителей начальных классов "Новые информационные технологии и стандарт второго поколения"

Выступление содержит сведения об изменениях и поправках, внесённых в проект стандартов второго поколения в сравнении со стандартами первого поколения. С выступлении указывается на основные задачи испо...

Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования.

Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования.«Технологии  художественно-эстетического образования как средства социализации школьников в условиях полик...

Презентация выступления на заседании МО по теме "Проектная деятельность - вопросы и проблемы..."

Данная презентация дает ответы на часто возникающие вопросы у педагогов, начинающих внедрение в практику проектной деятельности....

Выступление на заседание ГМС

"Организация работы с одарёнными детьми"...

Выступление на заседании творческой группы учителей начальных классов и воспитателей ДВ

Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ »(из опыта работы)         За последнее время в обществе произошли изменения в пре...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....

Выступление на заседании ММО. Тема выступления: «Обучение решению математических ребусов»

     Ребусом называют задачу, в которой какой-нибудь текст зашифрован с помощью рисунков - изображений тех или иных предметов.На уроках математики решение ребусов имеет твор...