Тип учебного занятия | Урок открытия нового знания. |
|
|
Дидактическая цель | Формирование представлений учащихся о ценностях и идеалах христианской семьи посредством ознакомления с историей Петра и Февронии, положенной в основу государственного праздника РФ («День семьи, любви и верности») и моделирования идеальных семейных отношений в процессе групповой работы учащихся на уроке.
|
|
|
Планируемые результаты | Личностные УУД: -интерес к учебному материалу; -оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. - умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «любовь», «верность», «семья». -умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; -стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; - умение задавать вопросы. Метапредметные: Регулятивные УУД: 1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 3. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 4. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Познавательные УУД: 1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. 4. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы . 5. Строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные УУД: 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.2.Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное.3.Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Предметные: -систематизировать знания учащихся о семье; - накапливать опыт семейных взаимоотношений; |
|
|
Основные понятия | Семья, верность, любовь, венчание, тактичность. |
|
|
Ресурсы: -основные -дополнительные | - Учебник «Основы православной культуры»-4 класс. автор : А.В. Кураев Издательство: Москва «Просвещение»-2012г. - презентация; - карточки для работы в группах; -тесты. |
|
|
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в малых группах. |
|
|
Ход занятия: |
|
|
|
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
I. Этап мотивации к учебной деятельности. Основная цель этапа - выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Организует включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. | Подготовка класса к работе. | Личностные: формирование мотивации к учению. Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Регулятивные: Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
|
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии. Основная цель этапа - подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
| Выдвигает проблему и организует работу в группах: - Чтобы определить, чем же мы будем заниматься на уроке, вы будете работать в группах. Сначала вспомним правила работы в группах. ( убедись, что в разговоре участвует каждый; говори спокойно и ясно; говори только по делу; искренность и открытость, «здесь» и « теперь»; отвергая, предлагай.) Формулирует задание и контролирует работу групп: Учитель говорит о том, что важные события и явления в жизни народа принято отмечать праздничными датами в календаре. Праздники бывают религиозные и государственные. Некоторые из них совпадают.( Слайд 1-таблица)
Заполните таблицу карточками. Дата
| Православные праздники | Государственные праздники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карточки. Рождество Христово | День Петра и Февронии |
День Казанской иконы Божией Матери | День народного единства |
Образец.
Дата
| Православные праздники | Государственные праздники |
7 января | Рождество Христово |
|
8 июля | День Петра и Февронии | ? |
4 ноября | День Казанской иконы Божией Матери | День народного единства |
- Какой праздник у вас вызвал затруднение?(Слайд2 правильный вариант распределения) Какой праздник вас заинтересовал? (Затруднения у учеников вызывает вопрос о государственном празднике 8 июля.) 8 июля отмечается Всероссийский День семьи, любви и верности. Почему семье посвящён государственный праздник?( Слайд 3 Эмблема праздника) - Так о чем сегодня на уроке у нас пойдет разговор? ( Слайд4 Тема: «Христианская семья») Что необходимо узнать по данной теме? (Слайд 5-основные понятия) |
Называют правила работы в группе.
Распределяют карточки в таблицу. Сопоставляют даты и праздники.
Высказывают свои предположения и приводят доказательства.
Работая в группе, определяют тему и цели урока.
| Личностные: Оценка своего поведения при работе в группе
Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Читать вслух и про себя тексты , понимать прочитанное. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы .
Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Познавательные: Сравнивать объекты по нескольким основаниям; делать выводы.
|
- Этап построения проекта выхода из затруднения Основная цель этапа - постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
| Все мы живем в семьях. -Христианская семья начинается с таинства брака. Об этом мы уже упоминали на уроке, когда знакомились с церковными таинствами. Учитель предлагает детям пробежать глазами текст на стр. 86 и ответить на вопрос. Какие символы христианского брака имеют следующее значение: знак, что жених и невеста готовы всё претерпеть ради сохранения семьи и знак вечности и неразрывности брачного союза. Вопросы: - На что похожи венцы для венчания (на корону). Почему они символизирую не богатство и власть, а терпение? (выражение «мученический венец» напоминает о терновом венце Христа) ( Слайд 6 – венчание)
- Почему кольцо является символом вечности? (нет начала и конца)( Слайд 7 – обручальные кольца).
- - Кто является символами Всероссийский День семьи, любви и верности?
- Ученики воскресной школы заранее подготовили сообщение и рассказывают детям историю Петра и Февронии, используя для наглядности слайды презентации №8-16
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Будучи уже больным, он вступил на Муромский престол в 1203 году. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. Но вот в сонном видении князю было открыто, что его может исцелить благочестивая дева из деревни Ласковой Рязанской губернии. Святой Петр отправил в ту деревню своих людей. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония попросила привести к ней князя. Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и, передав слугам, велела вымыть князя в бане и смазать все струпья, кроме одного. Феврония догадалась о лукавстве и гордости Петра, потому и велела ему оставить несмазанным один струп. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князю пришлось вернуться к Февронии .Приехав во второй раз, князь увидел Февронию и так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления и сдержал своё слово. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Они прибыли в город Муром и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди. Святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. И тогда город Муром постиг гнев Божий. Вскоре приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Они скончались в один день и час 25 июня 1228 года, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление. |
Работа по учебнику.
Осуществляют поиск цитаты из текста.
Дети высказывают свои мнения.
Дети высказывают свои мнения. В классе есть ученики воскресных школ. Дети, зная это, могут попросить их о помощи. Дети демонстрируют знания, полученные в воскресной школе.
Дети слушают историю о Петре и Февронии, дополняю сообщения собственными знаниями, задают вопросы выступающим. | Личностные: -нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания). Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной ; Регулятивные: Определять план выполнения заданий на уроках, Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы; находить закономерности; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
|
| Осуществляет проведение электронной физминутки. | Выполняют разминку, отдыхают. |
|
IV. Этап первичного закрепления.
| - Что помогло Петру и Февронии сохранить свою семью? - Почему этих людей помнят и почитают в наше время? Работа по учебнику с. 87. Вопросы: - Что означает высказывание из Нового завета: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»? Что такое тактичность? Л.Н. Толстой говорил: «Все счастливые семьи похожи друг на друга...»
-Запишите на ромашке, какие основные ценности необходимы для семейного счастья.
Семейное счастье
( вера, дети, терпение, здоровье, любовь,тактичность…)( Слайд 17) |
Самостоятельное чтение текста.
Осуществляют поиск цитаты из текста.
Дети анализируют учебный материал. Выбирают основные ценности семейного счастья.
| Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Коммуникативные:- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: -целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). — умение сохранять заданную цель; — умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; — умение контролировать свою деятельность. Познавательные: -Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы; ,наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. |
V. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону . Основная цель этапа - интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная ииндивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
| Работа в парах. - У каждого члена семьи есть права и обязанности. В модели идеальной семьи мы отметим главное. У каждого должно быть или одно право, или одна обязанность, как вы считаете нужным. Напишите, что это за право или обязанность и объясните. Почему вы так решили.
Учитель предлагает им обсудить свою версию. Выявить в чём мнения детей и учителя совпали, в чём расхождение? Кто оказался ближе к идеалу?
Члены семьи | обязанность | право | муж (отец) | забота и ответственность за всю семью |
| жена (мать) | воспитание детей |
| дети | Послушание, радовать своих родителей |
| бабушка и дедушка |
| быть рядом с детьми, передавать свой опыт |
|
Высказывают свои предположения и приводят доказательства.
Дети выполняет работу на специальном листочке. Затем ученики озвучивают и комментируют своё решение. Проверяют работу.
| Личностные: -мотивация учения.
Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Регулятивные: - контроль в
сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; способность к мобилизации сил и энергии; Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; |
VII. Этап включения в систему знанийи повторения. Основная цель этапа - включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | - Организует проверку усвоения темы.
- Тест “Выбери правильный ответ”
- В православии семью очень часто называют «малой церковью». Как вы думаете почему?
А) Потому что все люди в семье ходят в церковь. Б) Если все в семье верующие, её называют « малая церковь». В) Потому что в христианской семье существует иерархия. Как и в Церкви, главой семьи является Бог, ему подчиняется отец семейства, отцу повинуется мать, а дети послушны своим родителям. И между всеми царит любовь. 2. Почему при венчании жених с невестой дают обет верности друг другу до самой смерти? А) Потому что так положено. Б) Потому что так принято уже давно. В) Потому что они становятся «одним целым» перед Богом и по заповеди Божей не могут эту целостность нарушить. 3. Почему надо слушать родителей? А) Потому что так заповедано Богом. Послушание – основа отношений детей к взрослым в семье. Б) Потому что, когда слушаешься родителей, они любят тебя и балуют. Это выгодно. В) Потому что полного повиновения хотят взрослые, если их не слушаться, они могут наказать. 4. Отношения между родителями и детьми должны быть основаны на: А) любви, когда дети и родители уважают и берегут друг друга; Б) безразличии, когда нет дела друг до друга; В) страхе, когда дети боятся родителей. 5. Родителей надо слушать потому, что: А) они даны Богом; Б) они могут наказать; В) они никогда не ошибаются. 6. Когда возникает непонимание между детьми и родителями, то помочь может… А) обида; Б) упрёк; В) любовь. | Выполняют тест.
Осуществляют взаимопроверку и оценивание работы одноклассников. | Личностные: -освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Коммуникативные: - осознание того, что семья важна в жизни человека. В семье воспитываются первые навыки общения и уважения.
Регулятивные: - оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Познавательные: -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; |
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| Осуществляет разъяснение домашнего задания. Подготовить рассказ о традициях своей семьи.
| Слушают домашнее задание. Уточняют его. | Личностные:- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Познавательные: . Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. |
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Основная цель этапа - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
| Подводит итог урока, осуществляет рефлексию. Продолжи моё высказывание: -на уроке я научился… -было интересно… -я себя похвалю за… Я похвалю своих одноклассников…
В конце урока звучит песня Инь-Ян - Гимн семьи
Хрустальным голосом капели Звенит ребячий смех чудесный И мать сидит у колыбели, Дитя лаская тихой песней.
И дом молитвой освященный Стоит открытый всем ветрам, И учит бабушка внучонка Словам: «отчизна», «мама», «храм».
Припев: Друг друга храните во все времена, Живите в ладу и гармонии. И пусть будет жизнь ваша освящена Любовью Петра и Февронии.
Семья – любви великой царство. В ней вера, праведность и сила. Семья – опора государства Страны моей, моей России.
Семья - источник изначальный Небесным ангелам хранимый. И грусть, и радость, и печали - Одни на всех, неразделимы.
Припев: Друг друга храните во все времена, Живите в ладу и гармонии. И пусть будет жизнь ваша освящена Любовью Петра и Февронии.
Пусть повторятся в поколеньях Благословенной жизни дни. Храни Господь очаг семейный, Любовь любимых охрани. ( Все дети и гости получают ромашки) | Осуществляют рефлексию. | Личностные:- Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Коммуникативные:- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Регулятивные: - Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. Познавательные: находить нужную информацию в учебнике; . -наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
|