Областной открытый урок "Родная семья" "Семьёю держится Россия"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Этот открытый урок по окружающему миру я провела для родителей. Всем было интересно собрать информацию о своих корнях, о своей родословной. К уроку готовились все: и учитель, и дети, и их родители. Знания, полученные в ходе подготовки к уроку, пригодились не только на этом уроке, но и на других. Например, на библиотечном уроке, когда мы знакомились с книгами памяти по НСО, Коченёвскому району, пятеро из моих учеников узнали судьбу своих прадедов и рассказали об этом них родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oblastnoy_otkrytyy_urok.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной открытый урок «Родная семья»
«Семьёю держится Россия!»
Учитель: Вера Леонидовна Скрылькова
4 класс «А» МОУ Коченёвская СОШ № 13
Дата проведения 18 апреля 2011 года
Цели урока:
1.Воспитетельная: воспитание патриотизма, чувства любви и уважения к прошлому, настоящему и будущему своей семьи, малой родины, народа, своего Отечества.
2 Образовательная: изучение своих семей, жизни видных представителей своего народа, закрепление знаний учащихся о происхождении своих имён и фамилий, привлечение их к составлению родословной.
3. Сформировать знания о своей родословной, чтобы узнать судьбу своих родственников при работе
Приглашённые лица: родители, администрация школы.
Основные понятия: родословная, генеалогия
Подготовительная работа:
1.Опережающее домашнее задание детям и родителям:
а) узнать происхождение своего имени (из какого языка пришло и что означает, в честь кого назвали родители);
б) узнать происхождение своей фамилии;
в) составить краткую родословную;
г) подготовить рассказ о своём самом знаменитом предке и его вкладе в историю района, страны.
2. Конкурс «Моя родословная» (На открытый урок отбирается несколько лучших работ)
Ход урока:
- Организационный момент: проверка готовности к уроку, настрой учащихся.
- Вводная часть: представление гостей, рассказ о семье, важности знания её истории и традиции, информация об областной патриотической экспедиции «Родная семья»
Сегодня мы проводим с вами открытый урок «Родная семья». Ведь все мы родом из своей семьи. Маленький человек в семье становится постепенно личностью. В семье формируются ваши чувства, закладывается ваше будущее – будущее традиций ваших будущих детей.
Главные люди для каждого человека – это его родители, его семья. Именно благодаря родителям мы и приходим в этот мир. Никто из родителей не желает вам зла. Они стараются создать для вас благоприятные условия жизни, обеспечить вам счастливое детство и стремятся дать вам возможность построить счастливую жизнь.
В семье происходит осознание вами причастности к окружающему духовному пространству – Родине; восприятие семейных традиций, биографии предков, их профессий и достижений, зарождение чувства личной заинтересованности во всём, что происходит. Вот основа патриотических чувств, и они закладываются в семье. Под ними подразумевается и чувство привязанности, любви к родительскому дому, к родным и близким, ближайшему окружению.
«Для меня патриотизм – в первую очередь чувство общности с людьми, которые тебя окружают. Сначала семья – мать, родители; больше стал – тебя уже окружают другие люди, друзья, коллеги, формируется привычка к хорошему, к своему, к родному.»
В.В.Путин
Председатель правительства РФ
3. Работа по теме урока
Разминка Блиц – опрос.
а )- Как называется наука, изучающая историю семей, родов, происхождение фамилий и имён?
- палеография
- генеалогия
- геральдика
- сфрагистика
б) Как называется наша страна?
в) Назовите две династии правителей России?
- Романовы
- Петровы
- Рюриковичи
- Фёдоровы
г)- Кто Председатель правительства Российской Федерации?
(Владимир Владимирович Путин)
- Кто президент Российской федерации? (Дмитрий Анатольевич Медведев)
- В какой области мы живём? (Новосибирской)
- Кто Губернатор Новосибирской области? (Василий Алексеевич Ющенко)
- В каком районе НСО мы живём? (В Коченевском районе, районный центр – Коченёво)
- Кто Глава администрации района? (Александр Алексеевич Карасёв)
- Кто наш выдающийся земляк, всеми уважаемый человек, участник Великой Отечественной войны Герой Советского Союза? (Александр Яковлевич Анцупов)
д) - Сколько лет нашему посёлку? (1650 год – 360 лет)
- Сколько лет нашему району? (1925 год – 85 лет)
ж) – Кто впервые ввёл употребление трёх имён (имени, фамилии, отчества):
- египтяне
- греки
- китайцы
-римляне
Впервые употребление имени, фамилии и отчества ввели древние римляне. Каждый римлянин имел три имени. Например, Тиберий Семпроний Гракх. Первое- Тиберий было личным именем. Второе имя указывало на принадлежность к тому или иному патрициальному или плебейскому роду. (Тиберий был из рода Семпрониев). Третье имя – Гракх – являлось семейным прозвищем.
з) – Слово «фамилия» в переводе означает:
- род
- семья
- племя
- человек
.
4.Словарная работа
- Сегодня мы пополним словарный запас слов по теме «Семья» (ведутся записи в тетради).
Генеалогия – историческая наука, изучающая происхождение, историю и родственные связи семей.
Родословная – это перечень поколений одного рода, описание родственных связей, представленное в виде схемы или древа.
Фамилия – это слово означает «семья, общесемейное имя».
Поколение – совокупность родственников одинаковой степени родства по отношению к общему предку.
Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.
Предки – предшественники в семье старшего поколения, обычно после деда или прадеда.
Семья – группа людей, связанных брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью.
5. «Тайна имени»
Имя человека несёт в себе огромную информацию. По имени можно определить, когда жил человек, какого он сословия. Например, имена Ярослав, Мстислав, Всеслав, Брячислав, Ростислав, Всеволод, Игорь, Рюрик говорят о княжеской принадлежности, о доблести русского воина. А имена Влас, Гаврила, Ермил, Яким, Иван, Савелий, Матрёна, Орина говорят о людях другой эпохи, о людях другой судьбы – это крестьянские имена. В 19 веке у дворян были звучные имена Пьер, Натали, Элен, Долли, Кити, Бетси.
У каждого времени были свои имена. Но уходила эпоха, а с ней и имена. Нет сейчас древних имён Рогнеда, Сбыслава, Добрыня. Исчезли имена советской эрохи Труд, Пятилетка, Электрофина.
Но какое – бы не было время, имя человека несёт в себе тайну. Издревле люди поклонялись Богам, боялись их, поэтому при рождении мальчиков называли названиями зверей Волк или Зубр, чтобы они выросли сильными и выносливыми, Заяц или Белка – быстрыми и ловкими, а Орёл и Сокол – стремительными или зоркими. Других, наоборот называли именами непривлекательными, как Невежа, Некрас, Нехорошка, Несмеян, Мал, Крив. Их нарекали так потому, чтобы нечистая сила, злые духи не погубили детей.
После принятия христианства в 988 году при князе Владимире детям стали давать имена церковные, в честь какого либо святого. Так появился День именин. Ребята, расскажи, пожалуйста, что вам удалось узнать о происхождении своего имени. (Дети цепочкой кратко рассказывают о тайне происхождения своего имени.)
6. Словарная работа (записи в тетрадях)
Именины – день памяти, какого – нибудь святого; праздник для человека, который при крещении назван по имени этого святого.
Отчество – из словаря Ожёгова: «Отчество – часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца».
7. «Отчество»
- Зачем же нужны отчества?
- Что такое отчество?
Отчество – патроним, указание на имя отца. Отчество в составе именной формулы выполняло тройную функцию: дополняло имя, отличая его обладателя (в дополнении к фамилии) от тёзки, проясняло родство в кругу семьи (отец – сын) и выражало почтение (форма вежливости). В древности говорили так: «Се аз, Мстислав Володимирь сын»
Русские отчества начали употребляться весьма рано: первое упоминание об этом относится к 945 году. Однако до 13 века частота употребления отчеств была невысокой.
Форма мужского отчества в современном русском языке с окончанием на - вич восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси. Начиная с 15 столетия, именование с - вичем считалось особой привилегией, незнатным людям такое право даровалось лично царём и за особые заслуги.
- Расскажите, ребята, что вы узнали о своих отчествах. (Все дети кратко рассказывают об своих отчествах)
8. «Моя фамилия»
- Ребята, назовите фамилии, которые вы знаете. (Выслушиваются ответы детей)
Каждый из вас носит в памяти огромнейший запас самых разнообразных фамилий, и чем старше мы становимся, тем больше узнаём разных людей и их фамилий.
Конечно, дело не только в возрасте; чем больше мы общаемся с людьми, читаем, читаем, слушаем радио, смотрим кино и телевизор – одним словом, развиваемся, тем больше фамилий запоминаем.
Не правда ли, услышав какую – нибудь фамилию, вы сразу же представляете себе человека, который её носит, а то и несколько людей. Случается и так: фамилия известна, а носителя её вы не знаете или не помните ни одного, но сразу же понимаете – назвали не имя, не отчество, не просто «слово», а фамилию.
Нельзя, вместе с тем, сказать, что вы всегда равнодушны к этому «условному обозначению» человека. Узнав, что кого – то зовут Бонч-Бруевич, мы можем сказать: «Ого, какая громкая фамилия!» Услышав «Иванов», можем заметить: «Обычная фамилия». Прочитав «Зороастров», решим: «Странная фамилия». И можем задуматься: а откуда, собственно, такая взялась?
Вот тут – то мы внезапно как бы обретаем слух на фамилию и становимся в какой – то степени лингвистами, точнее, антропонимистами, людьми, занимающимися антропонимией – изучением человеческой фамилией. Заинтересовавшись чьей – либо фамилией, мы можем даже задать её владельцу несколько необычный вопрос: «Что означает Ваша фамилия?»
- Итак, сейчас мы побываем в роли антропонимистов. Кто из вас выяснил происхождение своей фамилии? (Ответы детей)
Фамилий какого типа больше всего? Несомненно, образованных от личных собственных имён. Не надо быть учёным – лингвистом, чтобы догадаться: Ивановы, Петровы, Даниловы получили свои фамилии от личных имён своих близких или предков – Ивана, Петра, Данила.
Известны фамилии, образованные от отчеств. До нашего времени уважаемого человека, обычно пожилого, в деревне, а то и в городе, называют подчас только по отчеству. Отсюда, например, Фомичёвы, Лукичёвы, Степанычевы, Егорычевы и т.д.
Другой мощный источник фамилий – прозвища. От прозвищ – имён появились фамилии: Малюта – Малютин, Малец – Мальцев, Малыш – Малышев, Малыга – Малыгин, Малява – Маляин, Малеев и другие. От имён – прозвищ, обозначающих те или иные черты характера также произошли многие широко распространенные фамилии. Сейчас мы не назовём молчаливого человека молчаном, а чистоплотного – чистяком; фамилии Молчанов и Чистяков убеждают нас, что раньше такие слова существовали.
В старину человека называли и по роду занятий. Об этом свидетельствуют десятки современных русских фамилий: кузнец - Кузнецов, мельник – Мельников, рыбак – Рыбаков и т.д.
Заметное число русских фамилий происходит от названий и прозвищ из других мест. Любой пришелец первое время рассматривался старожилами, прежде всего как «чужой», «не свой», и это качество заслоняло все остальные. Так появились такие фамилии, как Новожилов, Новосёлов, Чужаков, Иноземцев. Выходец из Мещоры назывался Мещеряк, а фамилия – Мещеряков; с правобережной Украины - Черкас – Черкасов; из Карелии – Карела – Карелин и т.д.
Россия издавна привлекала к себе иноземцев – представителей соседних, да и дальних народов. Раньше всего появились греки: от них пошли Гречаниновы, Грековы, Грецкие. До 18 в. многих западноевропейцев называли немцами или немчинами – от «немой», непонимающий языка. Поэтому Немцевы и Немчиновы – потомки не только германцев, но и других выходцев из Западной Европы.
Среди русских фамилий немало и таких, которые происходят от названий народов, проживавших и проживающих в едином государстве с русскими: Украинцевы, Хохловы, Татариновы, Башкировы, Мордвиновы, Зыряновы и т.д.
Ребёнок от русского и нерусской назывался болдырь, отсюда распространённая фамилия Болдырев.
Многие фамилии напоминают о городе, откуда вышел родоначальник: Ярославцев, Ростовцев, Муромцев, Рязанов.
«Речные» фамилии известны всем: Волгины, Невские, Днепровы, Донские.
Многие фамилии почерпнуты из богатейшей русской флоры и фауны. Современные фамилии хранят в себе сотни названий животных, птиц, рыб, насекомых, растений. Вряд ли среди ваших знакомых не найдётся Баранова, Волкова, Медведева, Уткин, Ершова, Комарова или какого либо другого «представителя» животного или растительного мира.
Многие местные названия животных не были общеизвестны. Некоторые вовсе сегодня забылись. Образованные от них фамилии, поэтому мало или совсем непонятны.
Вот, например, волков во многих областях зовут бирюком, отсюда многочисленные Бирюковы. В некоторых диалектах ц меняется на ч, и вместо «цапля» говорят «чапля». Таким образом, русские Чаплины – не родня великому киноактёру, ибо «чаплин» – по-английски священник.
Вывод:
Свои фамилии люди чаще всего получали:
1) от имени, данного при крещении, или от имени отца (например, Иванов, Петров);
2) от профессии отца (например, Столяров, Кузнецов);
3) от собственного прозвища (например, Лихач – Лихачёв);
4) от места рождения (например, Сибирцев)
5) от национальности (например, Татаринцев, Украинцев)
6) от профессии или должности (Генералов, Лекарев)
и т. д.
9. Словарная работа (Запись в тетради)
Фамилия – наследственное имя, указывающее на принадлежность к одной семье.
10. «Моя родословная»
У каждого человека есть своя семья, а значит, и своя родословная. Каждому человеку следует знать историю своей семьи. Возможно, какой – нибудь Ваш предок был полководцем или известным кузнецом, а может быть – знатным дворянином. Ведь ваша родословная – это документ, которым будут пользоваться ваши дети, внуки и правнуки. Всё, что вы напишите, может оказаться для них единственный информацией об их предках. Эту работу вы делали не только для себя, но и для будущих поколений. Поэтому сведения должны быть точными и аккуратными.
Выступают победители конкурса « Моя родословная».
11. Подведение итогов:
- Должен ли человек знать историю своей семьи, и почему?
- Что вам понравилось на уроке, что запомнилось, что нового узнали?
12 Выводы по теме:
Род, родник, родители, родственники, родная семья, Родина – какие тёплые и прекрасные слова! Их объединяет не только общий корень, но и необыкновенная энергия, заключённая в их содержании. Энергия надёжности, родственности, тепла, света, доверия, любви.
Будем же помнить свой род, свои истоки. Так мы приобретём неосязаемую ценность – своё прошлое, духовное наследство. И через несколько поколений ваши потомки непременно скажут вам спасибо. Ваш труд защитит род от забвения, в памяти потомков навсегда останутся яркие свидетельства истории семейства. Собравшись за семейным столом, сообща вспоминая памятные даты и времена. А какую радость доставят записи внукам и правнукам, для которых мир их предков станет роднее и ближе!
Завершить наш урок хотелось бы строками известного автора Юрия Баласагунского:
Нам только имя навсегда даётся,
Уходим мы, но имя остаётся.
Прославленному имени почёт
Мир не одно столетье воздаёт.
И поминает до скончанья века
Проклятьем имя злого человека.
Желаю всем ученикам, чтобы ваши имена были прославлены, и чтобы каждый из вас внёс свой достойный вклад в многовековую историю нашей любимой и великой страны.
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя разделить
Но искорку счастья – луча серебристого
Вы в силах родным подарить.
Литература:
1.Методические рекомендации С.В. Бородин, ГБУ НСО «Центр патриотического воспитания граждан» г. Новосибирск 2011г.
1.Имя судьба (имя, отчество, фамилия). Влияние на характер и судьбу человека.
г. Новосибирск 1996г.
2. Словарь русских личных имён Издательство «Эксмо» 2006г.
3. Русские фамилии. Юрий Федосюк Издательство «Детская литература» 1972г.
4. О русских именах. А.В. Суслова, А.В. Суперанская Издательство «Лениздат» 1991г.
5. Из истории русских имён и фамилий. Е.Н. Полякова Москва «Просвещение» 1975г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Областной открытый урок окружающего мира "С кем дружит ель?"
Дидактическая цель урока - проекта: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, используя приемы проектного обучения и игровой деятельности.Методы: метод учебного ...
Областной открытый урок "С кем дружит ель?"
Урок - проект был дан для учителей области. На уроке была показана работа в творческих группах. Дети выясняли с кем дружит ель и почему? Итогом проектной деятельности являлся выпуск электр...
Открытое занятие кружка « Мы – граждане России». Тема: Берёза – символ России.
Цель: воспитание любви к природе, родному краю, Родине.Задачи: · развивать бережное отношение к природе;·...
Открытое занятие кружка « Мы – граждане России». Тема: Берёза – символ России.
Цель: воспитание любви к природе, родному краю, Родине.Задачи: · развивать бережное отношение к природе;·...
Открытый урок "СемьЯ"
Метадическая разработка урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему "Семья"...
Открытое мероприятие «Семья – это то, что с тобою всегда»
Цель: формирование у воспитанников о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Задачи:Познакомить детей с понятиями “семья”. Показать основы для дальн...
технологическая карта открытого урока "Семья Мэг Блэк" в 4 классе
Технологическая карта урока в 4 классе "Семья Мэг Блэк" 2019-2020 учебный год...