урок окружающего мира Мир глазами астронома
статья (4 класс) на тему
МИР ГЛАЗАМИ АСТРОНОМА. ВСЕЛЕННАЯ. СОЛНЦЕ
Цели:
1. Познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, – астрономией.
2. Сформировать представление о Вселенной, размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.
3. Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, обобщать.
О б о р у д о в а н и е: плакат «Солнечная система»; рисунки, иллюстрирующие внешний вид и размеры Солнца.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Тема урока записана на доске.
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из самых древних наук – астрономией. Я предлагаю вам посмотреть на мир глазами астрономов. Но сначала выясним, кто такие астрономы и что изучает наука – астрономия.
Ученики. Астрономы – люди, изучающие звезды. Астрономия – наука о звездном небе.
Учитель. Вы правы. Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» – звезда и «номос» – закон. Значит, астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. Специалиста по астрономии называют астрономом. А первых астрономов называли звездочетами. Астрономия – одна из самых древних наук. Еще первобытные люди наблюдали звездное небо и изображали космические тела в своих рисунках на стенах пещер. Позднее на помощь астрономам пришли приборы. За 150 лет до нашей эры древнегреческий астроном Гиппарх изобрел прибор «астролябия», который позволял вычислять высоту солнца, луны и звезд над горизонтом, а также расстояния между ними.
До изобретения телескопа астролябия оставалась основным прибором у астрономов. Первый телескоп был изготовлен в 1608 г. голландцем по фамилии Липпершей. Это был линзовый телескоп. А в 1668 г. Исаак Ньютон предложил телескоп, в котором вместо линз употреблялись зеркала. Телескопы, изготовленные И. Ньютоном, используются в современной астрономии.
Самый большой в мире телескоп был установлен в 1969 г. на Кавказе. Диаметр самого крупного его зеркала равен 6 метрам.
II. Работа над темой «Вселенная».
Учитель. С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Большинство астрономов считает, что начало Вселенной было положено 15 миллиардов лет назад, когда случился грандиозный взрыв. В результате этого большого взрыва раскаленные газы с огромной скоростью разлетелись во все стороны, что привело к образованию галактик, звезд и планет.
Во Вселенной бесчисленное множество звезд. Одна из них – Солнце. Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему. Наша планета – Земля. Рассмотрите иллюстрацию на доске. Почему глобус – модель Земли – изображен в виде домика?
Ученики. Мы живем на планете Земля. У нас над головой одна общая голубая крыша – небо. У нас под ногами один большой пол – земная поверхность. У нас, у человечества, одна на всех великая лампа, она же и печка – это Солнце. Вот и выход, что Земля, земной шар – это действительно наш общий дом, который путешествует вместе с нами в космосе.
Учитель. Путешествует вокруг Солнца не только Земля. Кроме нее, вокруг Солнца движутся по своим орбитам еще восемь огромных шарообразных космических тел. Одни из них больше Земли, другие меньше. Эти тела называют планетами (Земля тоже планета). Их можно видеть на небе только потому, что они освещаются Солнцем, отражают его свет.
Учитель показывает на доске плакат «Планеты Солнечной системы».
Запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца нам поможет стихотворение. (У учеников на столе лежат заранее подготовленные стихотворения.) Сейчас мы прочитаем его и подчеркнем названия планет Солнечной системы.
Планеты у Солнца танцуют как дети:
Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними – Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы.
Уран и Нептун, и кроха Плутон.
Ученики читают и подчеркивают названия планет Солнечной системы.
Учитель. Назовите планеты Солнечной системы.
Ученики. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Учитель. А что же такое Луна?
Ученики. Луна – естественный спутник Земли.
Учитель. Объясните, почему в стихотворении говорится, что «Меркурий заводит» хоровод планет.
Ученики. Меркурий – планета, ближайшая к Солнцу.
Учитель. Как вы понимаете слова «последние три едва различимы, мрачны и холодны…»?
Ученики. Планеты Уран, Нептун и Плутон находятся дальше всех планет от Солнца, поэтому на поверхности этих планет царит невероятный холод и мрак.
Физкультминутка
Разучить стихотворение про планеты, сопровождая движениями.
III. Работа над темой «Солнце».
Учитель. А сейчас откроем другую страничку нашего урока. Разгадав загадки, вы узнаете, о чем она.
Голубой платок,
Алый клубок
По платку катается,
Людям улыбается. (Солнце и небо.)
Катится по голубому блюдечку
Золотое яблочко. (Солнце и небо.)
Красна девушка
По небу ходит. (Солнце.)
Ученики отгадывают загадки.
Учитель. Что вы можете сказать о Солнце после этих загадок?
Ученики. Солнце похоже на клубок, значит, оно круглое. Солнце имеет форму шара. Оно находится на небе, значит, это небесное тело.
Учитель. Молодцы! Вы дали Солнцу две важные характеристики. А что вы можете сказать о Солнце из личных наблюдений?
Ученики. Солнце дает нам свет и тепло. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу.
Учитель. Верно. Это люди понимали еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции Солнце называли Гелиос, в Египте – Ра, а наши предки-славяне – Ярила. В честь Солнца слагались гимны. Наблюдая за Солнцем, люди придумали множество загадок, пословиц, поговорок.
Продолжать разговор о Солнце с научной точки зрения нам поможет статья учебника на с. 6, 7.
IV. Работа по учебнику.
Статья учебника, с. 6, 7. Самостоятельное чтение. После чтения статьи учащиеся работают с карточками, где необходимо вписать в текст недостающие данные.
«Солнце – ближайшая к Земле … (звезда). Это огромное … (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму … (шара). Диаметр Солнца в … (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в … (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца – … (150 миллионов) километров. Температура на поверхности Солнца – … (6 тысяч) градусов, а в его центре – … (15–20 миллионов) градусов».
Карточки сдаются учителю на проверку.
Учитель. Как кратко сформулировать полученные знания о Солнце?
Ученики. Солнце – это звезда, имеет форму шара. Это раскаленное небесное тело. Оно больше Земли в диаметре в 109 раз, а по массе – в 330 тыс. раз.
V. Закрепление изученного. Итог урока.
Учитель. Какие новые слова вы узнали на уроке сегодня?
Ученики. Астрономия, астроном.
Учитель. Что же такое астрономия?
Ученики. Астрономия – наука о космических телах.
Учитель. Каким вы увидели мир глазами астронома?
Ученики. Мир глазами астронома – это Вселенная, космос. В космосе все движется. Солнце – самая обычная звезда, одна из многих в нашей галактике, но она играет важнейшую роль в Солнечной системе. Вокруг Солнца движутся планеты и другие небесные тела.
Учитель. На с. 8 учебника прочитайте вывод нашего урока.
Домашнее задание.
С. 4–8. Записать в словарик новые слова (астрономия, астроном).
Задание «Подумай!» на с. 7.
Ответы на вопросы «Проверь себя», с. 7.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_stikhov_.odt | 30.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный конкурс "Пока в России Пушкин длится…" |
Литературный конкурс "Пока в России Пушкин длится…"
Организатор конкурса: | Издательство "Русское слово", г. Москва
|
Региональный координатор конкурса: | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 5 имени Н.О.Кривошапкина" (с углубленным изучением отдельных предметов) Городского округа "Город Якутск" |
Положение конкурса
на лучшее художественное произведение в стихотворной форме "Пока в России Пушкин длится…", посвящённое дню рождения великого русского поэта А.С. Пушкина (далее по тексту - Конкурс).
Настоящее Положение представляет собой нормативный документ, регулирующий взаимоотношения участников и организаторов Конкурса.
1. Общие положения
1.1. Положение о литературном конкурсе на лучшее художественное произведение в стихотворной форме "Пока в России Пушкин длится…", посвящённого 215-летию со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина (далее по тексту - Конкурс), разработано и утверждено Ассоциацией школ "Инновационная школа".
1.2. Конкурс проводится на региональном уровне среди подростков образовательных учреждений республики Якутия (Саха).
1.3. Полное официальное наименование Конкурса: литературный конкурс на лучшее художественное произведение в стихотворной форме "Пока в России Пушкин длится…".
1.4. Местонахождение оргкомитета Конкурса: г. Якутск, ул. Орджоникидзе 8/2, МОБУ СОШ N5 ГО "г.Якутск" - региональный координатор.
1.5. Информация о Конкурсе в Интернет на сайтах: русское-слово.рф и school5.yaguo.ru.
2. Цели и задачи Конкурса
2.1. Конкурс проводится в целях приобщения подростков к духовно-нравственным и культурным ценностям, поддержки и развития детского творчества в области поэзии; обеспечения преемственности поколений.
2.2. Основные задачи Конкурса:
- развитие детского чтения;
- поддержка и развитие детского творчества в области поэзии;
- выявление творчески одарённых детей, обучающихся в образовательных организациях РС (Я);
- привлечение детей к занятиям в системе дополнительного образования;
- развитие эстетических чувств подростка в эмоциональном познании мира;
- воспитание у детей чувства патриотизма;
- сохранение и приумножение культурно-исторического наследия России и стран мира;
- развитие речевой культуры, приобретение опыта публичных выступлений учащихся образовательных учреждений;
- поддержка одарённых детей;
- организация содержательного досуга подростков;
- ознакомление подростков с творческими достижениями других участников Конкурса;
- формирование устойчивого интереса к литературе при ориентации в выборе будущей профессии;
- привлечение внимания юношества к культуре родной речи.
2.3. Номинации Конкурса:
- "Душою к Пушкины причастны…";
- "И мысли просятся к перу…".
3. Сроки проведения конкурса
3.1. Конкурс проходит с 13 января 2014 г. по 11 апреля 2014 г.
4.2. Работы принимаются к участию в Конкурсе с 13.01.14 г. по 11.04.14 г.
4.3. Работа жюри Конкурса проходит с 14.04.14 г. по 02.06.14 г.
4.5. О результатах и победителях конкурса будет объявлено 6 июня 2014г.
4. Требования к участию в Конкурсе
4.1. К участию в Конкурсе допускаются рукописи, написанные в стихотворной форме на русском языке.
4.2. Участником конкурса может быть автор не младше 10 и не старше 17 лет на момент подачи заявки, проживающий в Российской Федерации.
4.3. Подача заявки автоматически означает согласие, в случае победы, на участие в организованных оргкомитетом мероприятиях (интервьюирование, фотосессии, презентации альманаха и т.п.).
4.4 На конкурс от одного участника принимаются три произведения в стихотворной форме любой тематики и содержания в соответствии с номинацией.
4.5. Рукописи на конкурс принимаются с момента объявления Конкурса в журнале "Школьная пора" и на сайте издательства "Русское слово" www.русское-слово.рф. Срок прекращения приема произведений - 11 апреля 2014 г.
4.6. Работы отправляются на электронный адрес: school5@yaguo.ru одним документом в формате *doc, шрифт: Times New Roman, кегль 12, с соблюдением орфографии и пунктуации; в названии документа указывается фамилия и имя конкурсанта. Документ должен содержать таблицу с данными конкурсанта (ФИО, контактный телефон, название и номер образовательного учреждения, с указанием класса, или курса на котором обучается конкурсант, датой рождения конкурсанта, учреждением, направившим на Конкурс и ФИО педагога) и высылаемые на Конкурс стихи.
4.7. Присланные на Конкурс материалы (рукописи и электронные носители) не возвращаются и не рецензируются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА окружающего мира «Мир глазами историка»
урок соответствует требованиям ФГОС...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок окружающего мира "О глазах"
Цель данного занятия: учить заботиться о глазах, понимая, что учащимся нужны не поучения, а примеры; формировать бережное отношение к зрению; развивать личностные УУД, осознавая необходимость научить ...
Тест по окружающему миру. Мир глазами астронома.
Тест по окружающему миру. Мир глазами астронома. 4 класс...
Презентация к уроку окружающего мира " мир глазами Эколога"
спасти планету от мусора...
Презентация к уроку окружающего мира "Мир глазами историка" 4 класс
История, архив, исторические источники, Кунстуамера, археология....
Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо» в 4 классе
Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо» в 4-3 классеУчитель Климаненко Галина Михайловна Технологическая картаТема урока...