Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо» в 4 классе
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо» в 4-3 классе
Учитель Климаненко Галина Михайловна
Технологическая карта
Тема урока | «Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо» |
Цель | Сформировать представления о Вселенной, размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды. |
Задачи | Познакомить учащихся с наукой - астрономией, изучающей Вселенную. Развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, обобщать, слушать. |
Планируемые образовательные результаты (предметные) | -узнать подробнее о планетах Солнечной системы; -узнать, что такое астрономия, Вселенная, Солнечная система; -учиться рассказывать о мире с точки зрения астронома, изготавливать модель Солнечной системы; |
Личностные результаты | Личностные: - строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия. |
Метапредметные универсальные действия | Познавательные: - осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстрации, развивать познавательный интерес, умение наблюдать. Коммуникативные: - соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Регулятивные: - понимать перспективы учебной работы на последующих уроках, определять цели и задачи усвоения новых знаний, воспитывать интерес к окружающему миру, к космическому пространству, понимать и объяснять причины смены дня и ночи и времен года |
Оборудование урока | Учебник А. А. Плешаков Окружающий мир 4 класс, часть 1, стихотворение на листочках презентация к уроку. |
Основные понятия и термины | Астрономия, астроном, планеты солнечной системы. |
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организация и мотивация к учебной деятельности | 1. Приветствие и мотивация к учебной деятельности - Здравствуйте ребята! Садитесь. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Сегодня на уроке окружающего мира я рада приветствовать вас, желаю вам хорошего настроения и познания нового. -Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должно быть: учебник, дневник, рабочая тетрадь, пенал. Сегодня в классе у Вас урок уж больно важный! – А почему он важный? Мы постараемся ответить на этот вопрос в конце урока. | Приветствуют учителя. Настроились на урок.
Проверили готовность к уроку.
Настроить на работу. | Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии |
2. Актуализация опорных знаний |
- В этом году нам предстоит узнать много нового, быть астрономами и географами, историками и экологами, наблюдателями и исследователями, путешествовать по воде и суше, освоить космическое пространство и опуститься глубоко под землю, узнать о прошлом и настоящем нашей родины. – А сейчас откройте книгу учебника на последних страницах и просмотрите содержание. с. 222-223 - Какие разделы мы будем изучать и сколько разделов в данном учебнике? – Какая тема вас заинтересовала? - Обратите внимание и на условные обозначения, которые встретятся на страницах учебника. | Дети читают содержание, называют разделы. 3 раздела: «Земля и человечество», «Природа России» и «Родной край – часть большой страны». Ученики перечисляют понравившиеся темы. Ученики рассматривают условные знаки, читают, что они обозначают, на обороте титульного листа учебника. «Земля и человечество». | Познавательные: структурирование знаний; выбор способов решения задач. |
3. Выявление места и причины затруднения | 1. Самоопределение к деятельности – Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название первого раздела. «Земля и человечество» – А теперь отгадайте загадку. С телескопом много лет Изучает жизнь планет. Как ученого мы зовем? Кто же это? (Астроном.) – Что вы знаете об астрономах? (Высказывания детей.) – Кто догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей.) | «Земля и человечество»
Ответы детей
| Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: целеполагание, планирование |
4. Построение проекта и решение проблемы | 1. Рассказ учителя - Сейчас я расскажу Вам про астрономию. Наука-астрономия является одной из старейших наук. Она оказывает огромное влияние на развитие других областей знаний о действительности. В 2009 г. мир отметил 400-летие наблюдения звездного неба с помощью телескопов. В 1609 г. итальянский ученый Галилео Галилей первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Он обнаружил, что на Луне есть горы, а на Солнце – пятна, что у Юпитера есть спутники, у Сатурна – кольца, а Млечный Путь состоит из звезд. В 1960-е гг. с помощью космических аппаратов, созданных российскими учеными, были открыты для всего человечества новые знания о Луне, Венере, Марсе. Космонавтика – одно из немногих направлений науки, где наша страна сохраняет лидирующие позиции в мире. И все это потому, что астрономия, преподаваемая в школах, открывает детям прекрасный и загадочный мир Вселенной! Именно из бывших школьников, влюбившихся в звездное небо, вышли талантливые конструкторы и космонавты – ученые международного уровня. |
Дети слушают учителя. | Познавательные: структурирование знаний; моделирование; установление причинно – следственных связей; доказательство; выбор эффективных способов решения задач. |
5. Реализация сформированной модели | 1.Беседа, словарная работа -Какие небесные тела вы знаете? - Давайте познакомимся с новыми словами: Астрономия – наука о небесных, или космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. – Астроном – специалист по астрономии. Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» - звезда и «номос» - закон. Наука появилась еще в древности и до сих пор она делает все новые открытия. 2.Работа по учебнику - Откройте учебник на с. 4. Прочитайте задание. Вам предлагается составить рассказ о мире с точки зрения астронома. 3.Рассказ учителя -Что такое Вселенная или космос? – С точки зрения астрономов мир – это Вселенная или Космос. Солнце и движущиеся вокруг него тела составляют Солнечную систему. Планеты у Солнца танцуют как дети: Меркурий заводит их хоровод, Чуть дальше Венера в пространстве плывет. Встречаем мы Землю рядом с Луной И огненный Марс, что кружит за Землей. За ними – Юпитер, из всех великан, И дальше Сатурн в кольцах видится нам. Последние три едва различимы, Мрачны и холодны, но их отличим мы: Уран и Нептун и кроха Плутон. – Это стихотворение поможет вам запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца. Это стихотворение лежит у Вас на партах, Вы можете его выучить и знать порядок их удаления от солнца. Кроме планет, во Вселенной бесчисленное множество звезд, комет и других небесных тел. |
Высказывания детей.
Специалист, изучающий небесные тела – звезды, планеты.
Дети составляют небольшие рассказы.
| Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения; Коммуникативные: умеют слышать, слушать и понимать партнеров; Познавательные: анализируют, сравнивают, делают выводы. |
6.Первичное закрепление с проговариванием вслух | 1.Рассказ учителя с элементами беседы Существует несколько гипотез (предположений) – отгадайте загадку: Колокольчик синенький прозвенел букашке: – Ты скажи мне, милая, что там за ромашка Выросла над облаком желтая такая, Яркая, лучистая, очень уж большая? – Это, кроха, не цветок, – та в ответ смеется, – Это крупное светило под названьем... (солнце).
– Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Они называли его по-разному: в Древней Греции Солнце называли Гелиос, Солнце в движении вечном бледнеть заставляет светила, Солнце сияньем пурпурным земли заливает пределы. Солнце – друг земледельца, ко всем морякам благосклонно. Солнце – дней и ночей божество, венец и начало. Только его одного из богов, царящих в мире, Нам дано лицезреть… Солнце в 109 раз больше диаметра Земли, а масса Солнца примерно в 330 тысяч раз больше массы Земли. – Почему о Земле можно сказать «наш космический корабль»? - Правильно, молодцы. - А сейчас давайте немного отдохнем. |
Слушают учителя
Отгадывают загадку
Потому что это планета, и она движется в космосе, как и остальные небесные тела. | Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, аргументировать своё мнение. Регулятивные: прогнозирование, коррекция. |
Физминутка | Раз, два - стоит ракета, Три, четыре - самолёт. Раз, два – хлопок в ладоши, А потом на каждый счет. Раз, два, три, четыре - руки выше, плечи шире. Раз, два, три, четыре – на месте походили. А сейчас мы с Вами ,дети, Улетаем на ракете. На носочки поднялись, Быстро, быстро руки вниз. Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь! | Выполняют движения | Личностные: - установка на здоровый образ жизни. |
7. Самостоятельная работа с самоконтролем | 1. Работа с презентацией, рассказ учителя - Вот мы отдохнули и продолжаем работать. - Ребята, посмотрите на экран, давайте вставим пропущенные слова. (слайд 7) - Ребята, скажите, а какие планеты Солнечной системы вы знаете? - Правильно, молодцы. - Большинство планет можно увидеть с земли невооруженным глазом. Они кажутся яркими звездами на небе. Одна из планет земля она сравнительно небольшая ее диаметр 12 740 км - А как вы думаете, какая из планет самая большая и самая маленькая? - Действительно. Самая большая планета Юпитер. Диаметр Юпитера в 11 раз больше диаметра Земли, а масса в 318 раз больше массы нашей планеты. Самая маленькая планета Меркурий, ее диаметр 4880 км. У большинства планет есть естественные спутники. У Земли один спутник - Луна, у Марса два, у Сатурна более 60. Кроме того, у Сатурна есть хорошо заметные в телескоп кольца. Они кажутся сплошными, но на самом деле состоят из огромного числа кусков и глыб льда, которые движутся вокруг Сатурна. Кольцо, только гораздо менее заметные, обнаружены у Юпитера, Урана и Нептуна. 2.Беседа, рассказ учителя - Ребята, а что такое звезда? - Правильно. - А что такое созвездие? - Правильно. - А какое созвездие вы знаете? Современные астрономы разделили небо на участки –созвездия. Мы их узнаем по наиболее ярким звездам, которое обычно образуют ту или иную фигуру. Всего насчитывается 88 созвездий. Кроме Большой Медведицы, на небе есть Малая Медведица. Ее звезды тоже образуют фигуру в виде ковша, только он меньше, чем ковш Большой Медведицы. На конце ручки ковша Малой Медведицы находится одна из самых знаменитых звезд - Полярная звезда. Она указывает точное направление на север. Раньше она была первой помощницей путешественников, заменяя им компас. Также на небе можно найти созвездие Ориона, а слева вниз от него расположилось другое интересное созвездие - Большой Пёс. Созвездие Орион названо по имени охотника из древнегреческих мифов, а Большой Пёс - в честь одно из его собак. В этом созвездии находится самая яркая звезда на небе - Сириус. Удивительно красивая звезда! Она завораживает наблюдателя своим голубоватым сиянием. 3.Работа по учебнику. Откройте учебник на с. 9-11 Прочитаем информацию в учебнике. 4.Беседа по прочитанному тексту учебника. - Планеты испускают собственный свет? - Какой диаметр у Земли? - Самая большая планета? - Самая маленькая планета?
|
Выполняют задание.
Земля, Луна, Юпитер, Марс, Сатурн.
Звезда – небесное тело, которое мы ночью видим на небе. Созвездие – это группа звезд. Большая Медведица. | Коммуникативные: слушать и понимать друг друга, сотрудничать с товарищами. Регулятивные: учить самооценке самоконтролю выполняемой работы. Коммуникативные: умеют слышать, слушать и понимать партнеров. Познавательные: анализируют, сравнивают, делают выводы. |
8. Включение в систему знаний и повторений | 1.Беседа – Какова была цель урока? – Что изучает астрономия? - Что такое Вселенная? - Коротко расскажи о планетах Солнечной системы. - С какими звёздами вы познакомились? | Посмотреть на мир глазами астронома. Высказывания детей. Астрономия – это наука о небесных, или космических, телах. Вселенная – это мир. Самая большая планета Юпитер, а самая маленькая планета Меркурий. Полярная звезда, Большой Пёс, Сириус. | Регулятивные: учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы. |
9. Рефлексия учебной деятельности на занятии | 1.Рефлексия – Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…» Отвечайте по цепочке. 2.Домашнее задание Запишите в дневник стр. 4-15 -До свидания. Улыбнитесь друг другу. - На этом наш урок окончен. |
Оценивают свою работу на уроке.
Прощаются с учителем. | Личностные: оценка собственной учебной деятельности. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_.pdf | 392.82 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Земля как планета"
ТемаЗемля как планетаЦельсистематизировать знания детей о Земле как планете Солнечной системы;формировать представления о причинах смены дня и ночи, времён года;развивать умение анализировать, сравнив...
Тест "Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы"
Материал содержит вопросы по темам: "Мир глазами астронома" и "Планеты Солнечной системы"...
Конспект урока по окружающему миру "Мир глазами эколога" (4 класс)
Итоговый урок по теме...
Конспект урока по окружающему миру + презентация "Достопримечательности родного края" (УМК "Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова", 3 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний о достопримечательностях родного края.Планируемые результаты:Предметные:Знать понятия «достопримечательность», «Родина»;Знать дос...
Конспект урока по окружающему миру Тема: Строение и работа нервной системы человека.2 класс
Цель: Познакомить учащихся со строением и работой нервной системы человека. ...
Конспект урока по окружающему миру "Мир глазами историка" 4 класс.
Это конспект урока по УМК "Школа России". А. Плешаков, 4 класс....
Методическая разработка конспекта урока по окружающему миру «Мир глазами эколога»
Данная методическая разработка раскрывает проблему охраны окружающей среды, которая в нашем современном мире является одной из важных. Экологи всего мира бьют тревогу и говорят о загрязнении атмосферы...