Модифицированная программа "Игра, игротерапия".3 класс И. Б. Бгажнокова
рабочая программа (3 класс) по теме
Модифицированная программа "Игра, игротерапия".3 класс И. Б. Бгажнокова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list.docx | 13 КБ |
poyasnitel._zapiska.doc | 35.5 КБ |
programma.doc | 33.5 КБ |
zun.doc | 25 КБ |
tablitsa-chasy.doc | 39 КБ |
ktp_igroter_3klass.docx | 25.68 КБ |
literatura.doc | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Город Краснодар
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 9 VIII вида Краснодарского края
УТВЕРЖДЕНА
решением педсовета
протокол № 1
от 30 августа 2012 г.
Председатель педсовета
____________Т.В.Лесовая
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ
Класс: 1 – 4 классы
Учитель: Маслич Ирина Петровна.
Программа разработана на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», авторы: А. В. Баряева, А. П. Зарин, – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009; «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э.Я. Удалова, рецензенты: В.В. Воронкова, В.Т.Петрова. – М.: Просвещение, 2009.
Эксперты:
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
высшая квалификационная категория Красилова А.А.
Руководитель МО учителей гуманитарно-эстетического цикла, высшая квалификационная категория Кратова Е. Н.
Учитель музыки и пения,
высшая квалификационная категория Яровая Т. И.
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модифицированная программа «Игра, игротерапия» (1-4 классы) составлена Маслич Ириной Петровной на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», авторы: А. В. Баряева, А. П. Зарин, – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009; «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э.Я. Удалова, рецензенты: В.В. Воронкова, В.Т.Петрова. – М.: Просвещение, 2009.
Игра – один из основных видов деятельности младшего школьного возраста. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования норм человеческих взаимоотношений, развитие морали ребенка и совершенствование психических процессов. В ходе игры учащиеся приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща (навык сотрудничества), считаться с интересами других (само и взаимоконтроль), подчинять свои интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение. Игра помогает развивать любознательность, облегчить процесс усвоения знаний, сделать любой учебный материал доступным для каждого учащегося
Термин «игротерапия» предполагает наличие игровой деятельности. Игротерапия является одним из эффективных методов лечебно- педагогического воздействия на детей, проводимый с определенной целью и выполняющий следующие функции:
- коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;
- релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
- воспитательную – психотренинг и психокоррекция отклоняющегося поведения;
- развивающую – развитие психических процессов и ВПФ, двигательной сферы;
- дидактическую (обучающую) – обогащение информацией об окружающем мире.
В связи с тем, что в школьном компоненте учебного плана представлена коррекционная технология «Игра, игротерапия», но учебно-методический комплекс отсутствует, возникла необходимость создания модифицированной программы «Игра, игротерапия» (1-4 классы).
Цели программы:
дать многогранное полифункциональное представление учащимся об окружающей действительности, обогатить их чувственный познавательный опыт, способствующие оптимизации психического развития ребенка и эффективной социализации в обществе.
Задачи программы:
- корригировать ВПФ ребенка, недостатки познавательной деятельности и эмоционально-волевую сферу;
- предупреждать вторичные отклонения и нарушения в развитии,
- подготавливать к восприятию учебного материала, осуществляя межпредметную связь;
- учить умению сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи;
- формировать пространственно-временные представления и ориентировки, знания сенсорных эталонов - определенных систем и шкал: величины, световой спектр;
- воспринимать окружающий мир через свойства и признаки его объектов: цвет, вкус, запах, звуки, ритмы;
- развивать слухоголосовые и зрительно-двигательные координации, моторную неловкость, мелкую моторику;
- обогащать словарный запас новой терминологией;
- воспитывать мотивацию к учению.
Модифицированная программа «Игра, игротерапия», составлена с учетом психофизических особенностей умственно отсталых детей, которым свойственны нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы. Она опирается на ведущие виды деятельности младшего школьного возраста – учебу и игру. Коррекционная направленность занятий в игровой форме помогут обучающимся в непринужденной обстановке успешно овладевать содержанием начальной ступени обучения, восполнить пробелы в знаниях.
Разделы, темы программы, содержание цикла занятий носят коррекционно-развивающий характер. Программа реализуется через предметно-практическую, музыкально-ритмическую, изобразительную деятельность, конструирование, тренировочные упражнения, игры и готовит учащихся к восприятию учебных предметов на уроках математики, русского языка, устной речи, занимательного труда, рисования, физкультуры, живого мира. На уроках используются опорные схемы, демонстрационные пособия, аудио, видео - материалы, компьютерные технологии. Концентрическое расположение учебного материала создает условие для постепенного накопления информации учащимися, отработки её по темам и развития каждого ребенка в ЗБР.
Количество часов по программе 1- 4 классов составляет за год -34 часа (1 класс – 33 часа). Структура разделов в каждом классе и количество часов по разделам одинаковы (кроме 1 класс, Раздел IX. Формирование временных представлений - 2 ч.)
Разделы программы:
- формирование моторики и графомоторных навыков;
- формирование тактильно-двигательного восприятия;
- формирование кинестетических и кинетических ощущений;
- формирование представлений о форме, величине, цвете предметов, конструирование;
- формирование зрительного восприятия;
- формирование представлений об особых свойствах предметов;
- формирование слухового восприятия;
- формирование пространственных представлений;
- формирование временных представлений.
Реализация программы направлена на коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, высших психических функций и познавательной сферы, преодоление трудностей в владении программными знаниями, умениями, навыками, что способствует осуществлению личностно ориентированного подхода.
Предварительный просмотр:
ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ
3 класс
34 часа, 1 час в неделю
I. Формирование моторных и графомоторных навыков – 7 часов.
Упражнения на развитие меткости: «Кольцеброс», «Дартс».
Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Дидактическая игра «Море волнуется».
Обучение действиям по двух- и трехзвенной инструкции учителя. Дидактическая игра «Запомни и повтори».
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения: завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание… Дидактическая игра «Поможем братишке».
Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Вырезание предметов по контуру.
Работа в технике объемной и рваной аппликации. Дидактическая игра «Юный художник».
II. Формирование тактильно-двигательного восприятия – 2 часа.
Определение предметов, поверхностей на ощупь, выделение их свойств и качеств: крупные, мелкие, гладкие, шершавые, колючие … Дидактическая игра «Что бывает.. (пушистое)».
Работа с пластилином. Техники: раскатывание, скатывание, вдавливание..). Лепка «Овощи и фрукты».
III. . Формирование кинестетических и кинетических
ощущений – 2 часа.
Формирование ощущений от статистических, динамических поз частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Пойми меня».
Выразительность телодвижений: имитация повадок животных. Инсценирование школьных событий.
IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование – 7 часов.
Комбинирование различных форм из геометрического конструктора по инструкции. Дидактическая игра «Строители».
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам: длинный и широкий, узкий и короткий.
Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.
Цветовой спектр. Тёплые и холодные тона. Составление полосок разной насыщенности одного цвета. Дидактическая игра «Цветик - семицветик».
Узнавание предмета по его частям. Дорисовывание незаконченных изображений предметов. Дидактическая игра «Угадай, что, кто это?».
Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, «Лего»).
V. Формирование зрительного восприятия – 3 часа.
Формирование зрительно-двигательной координации рук и глаз: рисование бордюров по образцу (отличительные, общие признаки).
Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами, свойствами. Дидактическая игра «Что изменилось?».
Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Дидактическая игра «Повтори узор».
VI. Формирование представлений об особых свойствах
предметов – 4 часа.
Формирование осязания, словесное обозначение (теплее – холоднее). Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).
Различение пищевых запахов и вкусов. Дидактическая игра «Угадай, что это?».
Формирование дифференционных ощущений: легче – тяжелее. Взвешивание на ладони, определение веса на глаз. Дидактическая игра «Продавец».
Определение свойств веществ (твердость, сыпучесть, растворимость, вязкость). Дидактическая игра «Пойми меня».
VII. Формирование слухового восприятия – 3 часа.
Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди - сзади). Дидактическая игра «Откуда звук?».
Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона и темпу.
Развитие чувства ритма. Дидактическая игра « Мы – барабанщики».
VIII. Формирование пространственных представлений - 3 часа.
Ориентировка в пространстве (улица, класс), вербализация пространственных отношений. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь».
Деление листа бумаги на глаз, на 2, 4 равные части. Расположение и перемещение предметов на поверхности листа, парты в разных положениях.
Моделирование пространственного положения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату».
IX. Формирование временных представлений – 3 часа.
Определение времени по часам. Длительность временных интервалов
(1 с, 1 мин, 5 мин, 1 час). Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин».
Объемность времени: сутки, неделя, месяц, год.
Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Предварительный просмотр:
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ:
Учащиеся должны знать:
- цветовой спектр, теплые и холодные тона;
- упражнения для профилактики и коррекции зрения;
- свойства веществ (сыпучесть, растворимость, вязкость, твердость);
- объемность времени: сутки, неделя, месяц, год и длительность временных интервалов;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять действия по трех-, четырехзвенной инструкциям педагога;
- дорисовывать незаконченные изображения;
- группировать предметы по двум заданным признакам: форме, величине, цвете, обозначать словом;
- составлять цветовую гамму оттенков;
- конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
- определять на ощупь поверхность предметов, обозначать словом качество и свойства предметов;
- дифференцировать 2-3 предмета, имеющие различные свойства, определять их словом;
- классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
- различать запахи и вкусовые качества, самостоятельно называть их;
- сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке;
- действовать по звуковому сигналу;
- ориентироваться на плоскости и в пространстве, выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
- определять время по часам с точностью до 1 с, 1 мин, 5 мин, 1 часа.
Предварительный просмотр:
ТАБЛИЦА
ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ
№ п/п | Разделы, темы: | Количество часов | |
Примерная программа | Модифицированная программа | ||
I. | Формирование моторных и графомоторных навыков. | 14 | 7 |
II. | II. Формирование тактильно-двигательного восприятия. | 4 | 2 |
III. | Формирование кинестетических и кинетических ощущений. | 4 | 2 |
IV. | Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование. | 18 | 7 |
V. | Формирование зрительного восприятия. | 5 | 3 |
VI. | Формирование представлений об особых свойствах предметов. | 4 | 4 |
VII. | Формирование слухового восприятия. | 5 | 3 |
VIII. | Формирование пространственных представлений. | 7 | 3 |
IX. | Формирование временных представлений. | 5 | 3 |
X. | Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий. | 2 | - |
ИТОГО: | 68 | 34 |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ
3 класс
34 часа, 1 час в неделю
№ п\п | № темы | РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ ПРОГРАММЫ: | К-во часов | Дата по пла-ну | Дата по фак-ту | Оборудование |
I. Формирование моторики и графомоторных навыков | 7 | |||||
1 | 1 | Упражнения на развитие меткости: «Кольцеброс», «Дартс». | 1 | Кольцеброс, Дартс | ||
2 | 2 | Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Дидактическая игра «Море волнуется». | 1 | |||
3 | 3 | Обучение действиям по двух- и трехзвенной инструкции учителя. Дидактическая игра «Запомни и повтори». | 1 | |||
4 | 4 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения: завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание… Дидактическая игра «Поможем братишке». | 1 | ботинки со шнурками, рубашка с пуговицами | ||
5 | 5 | Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Вырезание предметов по контуру. | 1 | контурные изображения предметов, ножницы | ||
6-7 | 6-7 | Работа в технике объемной и рваной аппликации. Дидактическая игра «Юный художник». | 2 | цветная бумага | ||
II. Формирование тактильно-двигательного восприятия | 2 | |||||
8 | 1 | Определение предметов, поверхностей на ощупь, выделение их свойств и качеств: крупные, мелкие, гладкие, шершавые, колючие … Дидактическая игра «Что бывает.. (пушистое)». | 1 | наждачная бумага, вата и др. | ||
9 | 2 | Работа с пластилином. Техники: раскатывание, скатывание, вдавливание..). Лепка «Овощи и фрукты». | 1 | |||
III. Формирование кинестетических и кинетических ощущений | 2 | |||||
10 | 1 | Формирование ощущений от статистических, динамических поз частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Пойми меня». | 1 | |||
11 | 2 | Выразительность телодвижений: имитация повадок животных. Инсценирование школьных событий. | 1 | |||
IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование. | 7 | |||||
12 | 1 | Комбинирование различных форм из геометрического конструктора по инструкции. Дидактическая игра «Строители». | 1 | геометриче-ский конструктор | ||
13 | 2 | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам: длинный и широкий, узкий и короткий. | 1 | полоски разной величины | ||
14 | 3 | Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. | 1 | сериационные ряды предметов по величине | ||
15 | 4 | Цветовой спектр. Тёплые и холодные тона. Составление полосок разной насыщенности одного цвета. Дидактическая игра «Цветик - семицветик». | 1 | цветные полоски разной насыщенно-сти | ||
16 | 5 | Узнавание предмета по его частям. Дорисовывание незаконченных изображений предметов. Дидактическая игра «Угадай, что, кто это?». | 1 | незакончен-ные изображения предметов | ||
17-18 | 6-7 | Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, «Лего»). | 2 | пазлы, Лего | ||
V. Формирование зрительного восприятия | 3 | |||||
19 | 1 | Формирование зрительно-двигательной координации рук и глаз: рисование бордюров по образцу (отличительные, общие признаки). | 1 | образцы бардюров | ||
20 | 2 | Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами, свойствами. Дидактическая игра «Что изменилось?». | 1 | |||
21 | 3 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Дидактическая игра «Повтори узор». | 1 | образцы узоров | ||
VI. Формирование представлений об особых свойствах предметов | 4 | |||||
22 | 1 | Формирование осязания, словесное обозначение (теплее – холоднее). Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). | 1 | грелка, утюг, чайник | ||
23 | 2 | Различение пищевых запахов и вкусов. Дидактическая игра «Угадай, что это?». | 1 | овощи и фрукты | ||
24 | 3 | Формирование дифференционных ощущений: легче – тяжелее. Взвешивание на ладони, определение веса на глаз. Дидактическая игра «Продавец». | 1 | различные предметы | ||
25 | 4 | Определение свойств веществ (твердость, сыпучесть, растворимость, вязкость). Дидактическая игра «Пойми меня». | 1 | крупы, соль, сахар, мука | ||
VII. Формирование слухового внимания, памяти. | 3 | |||||
26 | 1 | Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди - сзади). Дидактическая игра «Откуда звук?». | 1 | |||
27 | 2 | Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона и темпу. | 1 | музыкальные детские инструменты | ||
28 | 3 | Развитие чувства ритма. Дидактическая игра « Мы – барабанщики». | 1 | барабан барабан | ||
VIII. Формирование пространственных представлений
| 3 | |||||
29 | 1 | Ориентировка в пространстве (улица, класс), вербализация пространственных отношений. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь». | 1 | |||
30 | 2 | Деление листа бумаги на глаз, на 2, 4 равные части. Расположение и перемещение предметов на поверхности листа, парты в разных положениях. | 1 | лист бумаги. мелкие предметы, игрушки | ||
31 | 3 | Моделирование пространственного положения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату». | 1 | игрушечная мебель предметы заменители | ||
IX. Формирование временных представлений
| 3 | |||||
32 | 1 | Определение времени по часам. Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 час). Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин». | 1 | модель часов | ||
33 | 2 | Объемность времени: сутки, неделя, месяц, год. | 1 | модели: суток, дней недели, времен года с названиями месяцев | ||
34 | 3 | Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?». | 1 | модели: суток, дней недели, времен года с названиями месяцев |
Предварительный просмотр:
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0- IV кл. под редакцией И.М. Бгажноковой - М, «Просвещение» 2011».
- «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: программно-методического материала под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009.
- «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Митиева Л.А., Удалова Э.Я. М. «Просвещение», 2009.
- Математика 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.Эк В.В.:– М. «Просвещение» 2013.
- «Живой мир» . 3 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О..:– М. «Просвещение» 2013.
- «ТЕХНОЛОГИЯ. Ручной труд» 3 класс . Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида . Кузнецова Л.А.– СПБ.. филиал издательства «Просвещение», 2012.
- «ТЕХНОЛОГИЯ. Ручной труд» 3 класс. Методические рекомендации: пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Кузнецова Л.А. – СПБ.. филиал издательства «Просвещение», 2012.
- «Устная речь». 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Комарова С.В. - М. «Просвещение» 2013.
- Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 3 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Методическое пособие для учителя. – М. АРКТИ, 2010.
- Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 3 класс. – м. АРКТИ, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа "Игра, игротерапия".1 класс И. Б. Бгажнокова
Модифицированная программа "Игра, игротерапия".1 класс И. Б. Бгажнокова...
Модифицированная программа "Игра, игротерапия".2 класс И. Б. Бгажнокова
Модифицированная программа "Игра, игротерапия".2 класс И. Б. Бгажнокова...
Модифицированная программа "Игра, игротерапия".4 класс И. Б. Бгажнокова
Модифицированная программа "Игра, игротерапия".4 класс И. Б. Бгажнокова...
Рабочая программа по предмету "Игра, игротерапия" (2 класс)
Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Игра, игротерапия» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015...
Рабочая программа "Игра, игротерапия" (4 класс VIII вид)
Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного ...
Рабочая программа "Игра, игротерапия" (3 класс VIII вид)
Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ( русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, рисование, ручной труд, ритмика, психомоторика (игротерапия) 2 класс 1 вариант УП)
Рабочая программа предназначена для учащихся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интелектуальными нарушениями)Рабочая программа составлена в соответсвии с Федеральным законом "Об об...