Модифицированная программа "Игра, игротерапия".2 класс И. Б. Бгажнокова
рабочая программа (2 класс) по теме

Маслич Ирина Петровна

 Модифицированная программа "Игра, игротерапия".2 класс И. Б. Бгажнокова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_list.docx13 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon programma.doc36 КБ
Microsoft Office document icon zun.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon tablitsa-chasy.doc38.5 КБ
Файл ktp_igra.2_kl.docx25.81 КБ
Microsoft Office document icon literatura.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Город Краснодар

     Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 9 VIII вида Краснодарского края

                                             

                                                                                                   

                                                                                                   УТВЕРЖДЕНА

                                                                                                   решением педсовета

                                                                                                   протокол № 1

                                                                                                   от 30 августа 2012 г.

                                                                                                   Председатель педсовета

                                                                                                    ____________Т.В.Лесовая

                                                                                                   

МОДИФИЦИРОВАННАЯ    ПРОГРАММА

                                                     ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ

Класс: 1 – 4 классы

Учитель: Маслич Ирина Петровна.

Программа разработана на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», авторы: А. В. Баряева, А. П. Зарин, – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009; «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /      Л. А. Метиева, Э.Я. Удалова, рецензенты: В.В. Воронкова, В.Т.Петрова. – М.: Просвещение, 2009.

Эксперты:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

высшая квалификационная категория                                                         Красилова А.А.

Руководитель МО учителей гуманитарно-эстетического цикла,                                 высшая квалификационная категория                                                          Кратова Е. Н.

Учитель музыки и пения,

высшая квалификационная категория                                                            Яровая Т. И.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Модифицированная программа «Игра, игротерапия» (1-4 классы) составлена Маслич Ириной Петровной на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», авторы: А. В. Баряева, А. П. Зарин,  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009; «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида /    Л. А. Метиева, Э.Я. Удалова, рецензенты: В.В. Воронкова, В.Т.Петрова. – М.: Просвещение, 2009.

Игра – один из основных видов деятельности младшего школьного возраста. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования норм человеческих взаимоотношений, развитие морали ребенка и совершенствование психических процессов. В ходе игры учащиеся приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща (навык сотрудничества), считаться с интересами других (само и взаимоконтроль), подчинять свои интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение. Игра помогает развивать любознательность, облегчить процесс усвоения знаний, сделать любой учебный материал доступным для каждого учащегося

        Термин «игротерапия» предполагает наличие игровой деятельности.  Игротерапия является одним из эффективных методов лечебно- педагогического воздействия на детей, проводимый с определенной целью и    выполняющий следующие функции:

- коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;

- релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

-  воспитательную – психотренинг и психокоррекция отклоняющегося поведения;

- развивающую – развитие психических процессов и ВПФ, двигательной сферы;

- дидактическую (обучающую) – обогащение информацией об окружающем мире.

          В связи с тем, что в школьном компоненте учебного плана представлена коррекционная технология «Игра, игротерапия», но   учебно-методический комплекс отсутствует, возникла необходимость создания модифицированной программы «Игра, игротерапия» (1-4 классы).

         Цели программы:

дать многогранное полифункциональное представление учащимся об окружающей действительности, обогатить их чувственный познавательный опыт, способствующие оптимизации психического развития ребенка и эффективной социализации в обществе.

Задачи программы:

- корригировать ВПФ ребенка, недостатки познавательной деятельности и эмоционально-волевую сферу;

- предупреждать вторичные отклонения и нарушения в развитии,

- подготавливать к восприятию учебного материала, осуществляя межпредметную связь;

- учить умению сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи;

- формировать пространственно-временные представления и ориентировки, знания сенсорных эталонов - определенных систем и шкал: величины, световой спектр;

- воспринимать окружающий мир через свойства и признаки его объектов: цвет, вкус, запах, звуки, ритмы;

- развивать слухоголосовые и зрительно-двигательные координации, моторную неловкость, мелкую моторику;

         - обогащать словарный запас новой терминологией;

         -  воспитывать мотивацию к учению.

        Модифицированная программа «Игра, игротерапия», составлена с учетом психофизических особенностей умственно отсталых детей, которым свойственны   нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы. Она опирается на ведущие виды деятельности младшего школьного возраста – учебу и игру. Коррекционная направленность занятий в игровой форме помогут обучающимся в непринужденной обстановке успешно овладевать содержанием начальной ступени обучения, восполнить пробелы в знаниях.

  Разделы, темы программы, содержание цикла занятий носят коррекционно-развивающий характер. Программа реализуется через предметно-практическую, музыкально-ритмическую, изобразительную деятельность, конструирование, тренировочные упражнения, игры и готовит учащихся к восприятию учебных предметов на уроках математики, русского языка, устной речи, занимательного труда, рисования, физкультуры, живого мира. На уроках используются опорные схемы, демонстрационные пособия, аудио, видео - материалы, компьютерные технологии. Концентрическое расположение учебного материала создает условие для постепенного накопления информации учащимися, отработки её по темам и развития каждого ребенка в ЗБР.

Количество часов по программе 1- 4 классов составляет за год -34 часа (1 класс – 33 часа).  Структура разделов в каждом классе и количество часов по разделам одинаковы (кроме 1 класс, Раздел IX. Формирование временных представлений - 2 ч.)

                                        Разделы программы:

- формирование моторики и графомоторных навыков;

- формирование тактильно-двигательного восприятия;

- формирование кинестетических и кинетических ощущений;

- формирование представлений о форме, величине, цвете предметов, конструирование;

- формирование зрительного восприятия;

- формирование представлений об особых свойствах предметов;

- формирование слухового восприятия;

- формирование пространственных представлений;

- формирование временных представлений.

Реализация программы направлена на коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, высших психических функций и познавательной сферы, преодоление трудностей в владении программными знаниями, умениями, навыками, что  способствует осуществлению личностно ориентированного подхода.



Предварительный просмотр:

                                            ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ

2  класс

34 часа, 1 час в неделю

I. Формирование моторных и графомоторных навыков – 7 часов.

  Развитие точности движений (метание мяча в цель, «Кольцеброс».

   Координация движений: игры с мячом, обручем. Развитие координации движений рук и глаз. Дидактическая игра

«Делай как  я».

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции (два шага вперед - поворот направо ..). Дидактическая игра «Делай как  я».

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения на синхронность работы обеих рук: шнуровка,

нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок маме»..

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур. Штриховка в разных направлениях. Дидактическая игра «Создай свой узор».

   Вырезание из бумаги обведенных по шаблону геометрических фигур. Графический диктант.

   Работа в технике объемной аппликации. Дидактическая игра «Фантазер».

II. Формирование тактильно-двигательного восприятия – 2 часа.

Определение на ощупь разных предметов (мягкие, жесткие, холодные, теплые). Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Игры с мозаикой.

III. . Формирование кинестетических и кинетических

ощущений – 2 часа.

  Движения и позы верхних и нижних конечностей . Движения головой и телом (упражнения по инструкции  учителя). Дидактическая игра «Зеркало».

  Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений). Дидактическая игра «Море волнуется».    

IV.  Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование – 7 часов.

        Формирование эталонов объемных и плоскостных геометрических фигур (шар, куб, круг, квадрат..). Группировка предметов  по форме (объемные, плоскостные).

        Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине, длине и ширине. Дидактическая игра «Угадай, что это?».

         Группировка предметов по форме, величине, цвету. Дидактическая игра «Пойми меня».

      Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку. Дидактическая игра  «Пирамидка».

      Различение цветов и оттенков, подбор их к основным цветам. Дидактическая игра  «Что бывает такого же цвета?».

       Конструирование предметов из геометрических фигур (2-5 деталей). Дидактическая игра «Делай как  я».

      Выделение и различение  частей знакомых предметов (стул-спинка, ножки, сиденье). Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном материале.

V. Формирование зрительного восприятия – 3 часа.

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей. Дидактическая игра «Собери картинку».

Формирование зрительной памяти, наблюдательности: упражнения в сравнении двух картинок.  Дидактическая игра «Что изменилось?» (3-5 предметов).

           Различение наложенных изображений предметов (2-3 изображения). Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

VI. Формирование представлений об особых свойствах

предметов – 4 часа.

Развитие осязания (температурные ощущения).  Приборы для измерения  температуры (градусник). Объяснение ощущений. Дидактическая игра  «Температурка».

Формирование вкусовых представлений  (сладкое - горькое, сырое – вареное..). Дидактическая игра  «Узнай по вкусу?».

        Развитие обоняния (ароматы: резкий - мягкий, пищевые запахи), объяснение ощущений.  Дидактическая игра  «Угадай по запаху?».

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок), объяснение ощущений. Дидактическая игра  «Продавец».

VII. Формирование слухового восприятия – 3 часа.

Дифференциация музыкальных и шумовых звуков (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка..). Дидактическая игра  «Музыкант».

Характеристика звуков по громкости, длительности ( шумы, музыкальные, речевые звуки). Различение мелодий по характеру : веселая, грустная..

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды).  Дидактическая игра  «Кто  позвал тебя, скажи?» (различение по голосу).

VIII. Формирование пространственных представлений  - 3 часа.

Ориентировка в школьном помещении, Понятия «дальше-ближе». Дидактическая игра «Если можешь - скажи, а не можешь -  покажи».

Пространственная  ориентировка на листе бумаги, школьной парте (выделение  углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном,  вертикальном поле листа.

  Дидактическая игра  «Определи положение предмета». Вербализация пространственных отношений  с использованием предлогов.

IX. Формирование временных  представлений – 3 часа.

Времена года, порядок месяцев в году. Работа с графической моделью «времена года». Дидактическая игра  «Времена года».

Знакомство со строением  часов. Меры времени: минута, час.

        Определение времени по часам с точностью до часа.  Игры с моделью часов.



Предварительный просмотр:

      ТРЕБОВАНИЯ К  НАНИЯМ  И  УМЕНИЯМ  УЧАЩИХСЯ:

                                   

                                                Учащиеся должны знать:

- пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением;  

- упражнения для профилактики и коррекции зрения;      

        - названия объемных фигур: шар, куб;

-  названия частей знакомых предметов;

- приборы для измерения температуры;

-  основные цвета и оттенки;

- порядок месяцев в году;

- строение часов, меры времени: минута, час.

                                       Учащиеся должны уметь:

- выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога;

- согласовывать движения рук и глаз;

-  обводить по трафарету, штриховать фигуры;

- определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом;

- различать и называть основные цвета и оттенки;

- конструировать предметы из 2-3 геометрических фигур;

- узнавать предметы по частям;

- определять на ощупь свойства предметов (по поверхности, по весу, температуре)  и называть их;

- находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;

-  выполнять элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;

- различать вкусовые свойства предметов;

-  сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

- различать характер мелодии;

- ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

- соотносить времена года с названиями месяцев.



Предварительный просмотр:

                                                        ТАБЛИЦА

ТЕМАТИЧЕСКОГО  РАСПРЕДЕЛЕНИЯ  ЧАСОВ

   

 №

п/п

Разделы, темы:

             Количество часов

Примерная

программа

Модифицированная

      программа      

I.

Формирование моторных и графомоторных навыков.

14

7

II.

II. Формирование тактильно-двигательного восприятия.

4

2

III.

Формирование кинестетических и кинетических ощущений.

4

2

IV.  

Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.

18

7

V.

Формирование зрительного восприятия.

5

3

VI.

Формирование представлений об особых свойствах предметов.

4

4

VII.

Формирование слухового восприятия.

5

3

VIII.

Формирование пространственных представлений.

7

3

IX.

Формирование временных представлений.

5

3

X.

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

2

-

ИТОГО:

68

34



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ

2 класс

34 часа,  1 час в неделю

п\п

темы

РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ ПРОГРАММЫ:

  К-во

часов

Дата

по пла-

ну

Дата

по

фак-

ту

Оборудование

I. Формирование моторных и графомоторных навыков

7

1

1

   Развитие точности движений (метание мяча в цель, «Кольцеброс».

1

Кольцеброс

2

2

   Координация движений: игры с мячом, обручем. Развитие координации движений рук и глаз. Дидактическая игра

«Делай как  я».

1

мяч, обруч.

3

3

   Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции (два шага вперед - поворот направо ..). Дидактическая игра «Делай как  я».

1

4

4

   Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения на синхронность работы обеих рук: шнуровка,

нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок маме»..

1

шнурки, предметы для

шнуровки,

бусы, проволока

5

5

  Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур. Штриховка в разных направлениях. Дидактическая игра «Создай свой узор».

1

геометриче-ские фигуры

6

6

   Вырезание из бумаги обведенных по шаблону геометрических фигур. Графический диктант.

1

геометриче-ские фигуры

7

7

   Работа в технике объемной аппликации. Дидактическая игра «Фантазер».

1

цветная бумага

II. Формирование тактильно-двигательного восприятия

2

8

1

Определение на ощупь разных предметов (мягкие, жесткие, холодные, теплые). Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

   1

предметы для «Волшебно-го мешочка».

9

2

Игры с мозаикой.

1

мозаика

III. . Формирование кинестетических и кинетических ощущений

2

10

1

  Движения и позы верхних и нижних конечностей . Движения головой и телом (упражнения по инструкции  учителя). Дидактическая игра «Зеркало».

1

зеркало

11

2

Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений). Дидактическая игра «Море волнуется».

1

IV.  Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.

7

12

1

Формирование эталонов объемных и плоскостных геометрических фигур (шар, куб, круг, квадрат..). Группировка предметов  по форме (объемные, плоскостные).

1

объемные и

плоскостные геометриче-ские фигуры

13

2

Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине, длине и ширине. Дидактическая игра «Угадай, что это?».

1

шкала полосок

14

3

Группировка предметов по форме, величине, цвету. Дидактическая игра «Пойми меня».

1

геометриче-ские фигуры

разные

15

4

Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку. Дидактическая игра  «Пирамидка».

1

сериацион-ные ряды

по величине предметов по форме, величине, цвету

16

5

Различение цветов и оттенков, подбор их к основным цветам. Дидактическая игра  «Что бывает такого же цвета?»,

1

шкала полосок

разных цветов и оттенков

17

6

Конструирование предметов из геометрических фигур (2-5 деталей). Дидактическая игра «Делай как  я»

1

    геометриче-ские фигуры

18

7

Выделение и различение  частей знакомых предметов (стул-спинка, ножки, сиденье). Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном материале.

1

разрезные картинки

V. Формирование зрительного восприятия

3

19

1

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей. Дидактическая игра «Собери картинку».

1

разрезные картинки

20

2

Формирование зрительной памяти, наблюдательности: упражнения в сравнении двух картинок.  Дидактическая игра «Что изменилось?» (3-5 предметов).

1

сюжетные парные картинки

21

3

Различение наложенных изображений предметов (2-3 изображения). Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1

контурные картинки

VI. Формирование представлений об особых свойствах предметов

4

22

1

Развитие осязания (температурные ощущения).  Приборы для измерения  температуры (градусник). Объяснение ощущений. Дидактическая игра  «Температурка».

1

градусник

23

2

Формирование вкусовых представлений  (сладкое - горькое, сырое – вареное..). Дидактическая игра  «Узнай по вкусу?».

1

овощи и фрукты

24

3

Развитие обоняния (ароматы: резкий - мягкий, пищевые запахи), объяснение ощущений.  Дидактическая игра  «Угадай по запаху?».

1

овощи и фрукты

25

4

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок), объяснение ощущений. Дидактическая игра  «Продавец».

1

вата, гвозди, брусок

VII. Формирование слухового восприятия

3

26

1

Дифференциация музыкальных и шумовых звуков (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка..).

Дидактическая игра  «Музыкант».

1

погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка

27

2

 Характеристика звуков по громкости, длительности ( шумы, музыкальные, речевые звуки). Различение мелодий по характеру : веселая, грустная..

1

погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка

28

3

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды).  Дидактическая игра  «Кто  позвал тебя, скажи?» (различение по голосу).

1

VIII. Формирование пространственных представлений

 

3

29

1

Ориентировка в школьном помещении, Понятия «дальше-ближе». Дидактическая игра «Если можешь - скажи, а не можешь -  покажи»

1

30

2

Пространственная  ориентировка на листе бумаги, школьной парте (выделение  углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном,  вертикальном поле листа.  

1

лист бумаги

31

3

  Дидактическая игра  «Определи положение предмета». Вербализация пространственных отношений  с использованием предлогов.

1

 IX. Формирование временных  представлений

 

3

  32

1

Времена года, порядок месяцев в году. Работа с графической моделью «времена года». Дидактическая игра  «Времена года».

1

графическая модель

времена года

33

2

Знакомство со строением  часов. Меры времени: минута, час.

1

34

3

Определение времени по часам с точностью до часа.  Игры с моделью часов.

1

модель

часов



Предварительный просмотр:

СПИСОК  

      ИСПОЛЬЗУЕМОЙ   УЧЕБНО  - МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида  0- IV кл. под редакцией  И.М. Бгажноковой  

- М, «Просвещение» 2011».

  1. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: программно-методического материала под редакцией И.М. Бгажноковой.  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009.
  2. «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Митиева Л.А., Удалова Э.Я. М. «Просвещение», 2009.
  3. Математика. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Алышева Т.В. – М. «Просвещение» 2013.
  4. «Живой мир» . 2 класс:  учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.  Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О..:– М. «Просвещение» 2013.
  5. «ТЕХНОЛОГИЯ. Ручной труд»  2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Л. А Кузнецова,  – СПБ.. филиал издательства «Просвещение»,  2012.
  6. «ТЕХНОЛОГИЯ. Ручной труд»  2 класс. Методические рекомендации: пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида .– СПБ.. филиал издательства «Просвещение»,  2012.
  7.  «Устная речь». 2  класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. Комарова С.В.  - М. «Просвещение» 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа "Игра, игротерапия".1 класс И. Б. Бгажнокова

Модифицированная программа "Игра, игротерапия".1 класс И. Б. Бгажнокова...

Модифицированная программа "Игра, игротерапия".3 класс И. Б. Бгажнокова

Модифицированная программа "Игра, игротерапия".3 класс И. Б. Бгажнокова...

Модифицированная программа "Игра, игротерапия".4 класс И. Б. Бгажнокова

Модифицированная программа "Игра, игротерапия".4 класс И. Б. Бгажнокова...

Рабочая программа по предмету "Игра, игротерапия" (2 класс)

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Игра, игротерапия» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015...

Рабочая программа "Игра, игротерапия" (4 класс VIII вид)

Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного ...

Рабочая программа "Игра, игротерапия" (3 класс VIII вид)

Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ( русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, рисование, ручной труд, ритмика, психомоторика (игротерапия) 2 класс 1 вариант УП)

Рабочая программа предназначена для учащихся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интелектуальными нарушениями)Рабочая программа составлена в соответсвии с Федеральным законом "Об об...