Модифицированная программа "Игра, игротерапия".1 класс И. Б. Бгажнокова
рабочая программа (1 класс) по теме

Маслич Ирина Петровна

 Модифицированная программа "Игра, игротерапия".1 класс И. Б. Бгажнокова 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_list.docx12.79 КБ
Microsoft Office document icon poyasnit_zapiska.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon programma_igr._1_kl.doc34.5 КБ
Microsoft Office document icon zun.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon tablitsa-chasy.doc39.5 КБ
Файл ktp_igra_1_kl.docx24.83 КБ
Microsoft Office document icon literatura.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Город Краснодар

     Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 9 VIII вида Краснодарского края

                                             

                                                                                                   

                                                                                                   УТВЕРЖДЕНА

                                                                                                   решением педсовета

                                                                                                   протокол № 1

                                                                                                   от 30 августа 2012 г.

                                                                                                   Председатель педсовета

                                                                                                    ____________Т.В.Лесовая

                                                                                                   

МОДИФИЦИРОВАННАЯ    ПРОГРАММА

                                                     ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ

Класс: 1 – 4 классы

Учитель: Маслич Ирина Петровна.

Программа разработана на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», авторы: А. В. Баряева, А. П. Зарин, – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009; «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /     Л. А. Метиева, Э.Я. Удалова, рецензенты: В.В. Воронкова, В.Т.Петрова. – М.: Просвещение, 2009.

Эксперты:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

высшая квалификационная категория                                                         Красилова А.А.

Руководитель МО учителей гуманитарно-эстетического цикла,                                  высшая квалификационная категория                                                         Кратова Е. Н.

Учитель музыки и пения,

высшая квалификационная категория                                                            Яровая Т. И.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Модифицированная программа «Игра, игротерапия» (1-4 классы) составлена Маслич Ириной Петровной на основе программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: под редакцией И.М. Бгажноковой, раздел: «Игра и игрокоррекция», авторы: А. В. Баряева, А. П. Зарин,  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009; «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида /    Л. А. Метиева, Э.Я. Удалова, рецензенты: В.В. Воронкова, В.Т.Петрова. – М.: Просвещение, 2009.

Игра – один из основных видов деятельности младшего школьного возраста. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования норм человеческих взаимоотношений, развитие морали ребенка и совершенствование психических процессов. В ходе игры учащиеся приобретают навыки взаимодействия в коллективной деятельности: умение действовать сообща (навык сотрудничества), считаться с интересами других (само и взаимоконтроль), подчинять свои интересы общим (соподчинение), уступать, принимать правильное решение. Игра помогает развивать любознательность, облегчить процесс усвоения знаний, сделать любой учебный материал доступным для каждого учащегося

        Термин «игротерапия» предполагает наличие игровой деятельности.  Игротерапия является одним из эффективных методов лечебно- педагогического воздействия на детей, проводимый с определенной целью и    выполняющий следующие функции:

- коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;

- релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;

-  воспитательную – психотренинг и психокоррекция отклоняющегося поведения;

- развивающую – развитие психических процессов и ВПФ, двигательной сферы;

- дидактическую (обучающую) – обогащение информацией об окружающем мире.

          В связи с тем, что в школьном компоненте учебного плана представлена коррекционная технология «Игра, игротерапия», но   учебно-методический комплекс отсутствует, возникла необходимость создания модифицированной программы «Игра, игротерапия» (1-4 классы).

         Цели программы:

дать многогранное полифункциональное представление учащимся об окружающей действительности, обогатить их чувственный познавательный опыт, способствующие оптимизации психического развития ребенка и эффективной социализации в обществе.

Задачи программы:

- корригировать ВПФ ребенка, недостатки познавательной деятельности и эмоционально-волевую сферу;

- предупреждать вторичные отклонения и нарушения в развитии,

- подготавливать к восприятию учебного материала, осуществляя межпредметную связь;

- учить умению сравнивать, обобщать, классифицировать предметы, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражать их в речи;

- формировать пространственно-временные представления и ориентировки, знания сенсорных эталонов - определенных систем и шкал: величины, световой спектр;

- воспринимать окружающий мир через свойства и признаки его объектов: цвет, вкус, запах, звуки, ритмы;

- развивать слухоголосовые и зрительно-двигательные координации, моторную неловкость, мелкую моторику;

         - обогащать словарный запас новой терминологией;

         -  воспитывать мотивацию к учению.

        Модифицированная программа «Игра, игротерапия», составлена с учетом психофизических особенностей умственно отсталых детей, которым свойственны   нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы. Она опирается на ведущие виды деятельности младшего школьного возраста – учебу и игру. Коррекционная направленность занятий в игровой форме помогут обучающимся в непринужденной обстановке успешно овладевать содержанием начальной ступени обучения, восполнить пробелы в знаниях.

  Разделы, темы программы, содержание цикла занятий носят коррекционно-развивающий характер. Программа реализуется через предметно-практическую, музыкально-ритмическую, изобразительную деятельность, конструирование, тренировочные упражнения, игры и готовит учащихся к восприятию учебных предметов на уроках математики, русского языка, устной речи, занимательного труда, рисования, физкультуры, живого мира. На уроках используются опорные схемы, демонстрационные пособия, аудио, видео - материалы, компьютерные технологии. Концентрическое расположение учебного материала создает условие для постепенного накопления информации учащимися, отработки её по темам и развития каждого ребенка в ЗБР.

Количество часов по программе 1- 4 классов составляет за год -34 часа (1 класс – 33 часа).  Структура разделов в каждом классе и количество часов по разделам одинаковы (кроме 1 класс, Раздел IX. Формирование временных представлений - 2 ч.)

                                        Разделы программы:

- формирование моторики и графомоторных навыков;

- формирование тактильно-двигательного восприятия;

- формирование кинестетических и кинетических ощущений;

- формирование представлений о форме, величине, цвете предметов, конструирование;

- формирование зрительного восприятия;

- формирование представлений об особых свойствах предметов;

- формирование слухового восприятия;

- формирование пространственных представлений;

- формирование временных представлений.

Реализация программы направлена на коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, высших психических функций и познавательной сферы, преодоление трудностей в владении программными знаниями, умениями, навыками, что способствует осуществлению личностно ориентированного подхода.



Предварительный просмотр:

ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ

1 класс

33 часа, 1 час в неделю

I. Формирование моторных и графомоторных навыков – 7 часов

Развитие крупной  моторики.  Действия, движения по инструкции: бросание мяча в цель, по движущемуся предмету. Подвижные игры «Выбивной».

        Действия, движения по инструкции: повороты, перестроения. Упражнения на равновесие: «Дорожка следов».

Развитие согласованности действий и движений телом: повороты с движениями рук, ходьба с изменениями направления. Игра «Следопыты».

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка трафарета (внутреннего, внешнего), штриховка фигур.

       Развитие  координации движений рук и глаз: шнуровка, нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок маме».

       Работа в технике рваной аппликации

        Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.

II. Формирование тактильно-двигательного восприятия – 2 часа.

      Определение на ощупь величины предметов и плоскостных фигур: большой - маленький. Дидактическая игра « Чудесный мешочек».

       Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение».

III. . Формирование кинестетических и кинетических

ощущений – 2 часа.

      Формирование ощущений от разных поз тела, верхних,  нижних конечностей. Дидактическая игра «Море волнуется».

     Движения и позы головы по подражанию. Вербализация ощущений. Дидактическая игра «Покажи и угадай» (имитация движений  животных, оркестр) ..

IV.  Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование – 7 часов.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, треугольник. Дидактическая игра

 «К  фигуре подбери предмет».

  Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. Дидактическая игра  «К  фигуре подбери предмет».

            Работа по образцу  с геометрическим конструктором «Лего». Различение предметов по величине и высоте.

       Сравнение предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из частей по образцу.

        Знакомство с основными цветами: красный, синий, зеленый. Дидактическая игра  «Назови цвет предмета».

         Знакомство с основными цветами: белый, черный, желтый… Дидактическая игра «Угадай, какого цвета?».

         Составление целого из частей (разрезной материал, 2-3 детали).Дидактическая игра «Собери сам».

V. Формирование зрительного восприятия – 3 часа.

     Формирование зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дидактическая игра: «Сравни предметы».

     Дидактическая игра: «Какой детали не хватает?»  (У стола-ножки, у ведра – ручки..)

     Дидактическая игра: «Что изменилось?». Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

VI. Формирование представлений об особых свойствах

предметов – 4 часа.

      Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий ..), обозначение словом. Дидактическая игра «Горячо - холодно».

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий горький, солёный). Дидактическая игра: «Узнай по вкусу».

Развитие обоняния (приятный - неприятный запахи). Дидактическая игра: «Узнай по запаху».

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение предметов по тяжести. Дидактическая игра  

«Легко - тяжело».

VII. Формирование слухового восприятия – 3 часа.

      Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра: «Узнай на слух».

      Дифференциация и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды  (шелест листьев, скрип снега,  шум  шин).

      Дидактическая игра: «Кто как голос подает?» (имитация крика животных).

VIII. Формирование пространственных представлений  - 3 часа.

     Ориентировка на собственном теле (правая и левая нога, рука).  Ориентировка в классной комнате: движение в заданном направлении (вперед, назад, ..).

         Ориентировка в линейном ряду (первый, между, на третьем месте, центр, верх, низ, правая, левая сторона..). Дидактическая игра: «Расположи верно».

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра: «Составь как я».

IX. Формирование временных представлений – 2 часа.

Сутки, части суток, утро, день, вечер, ночь). Последовательность смены времени суток. Дидактическая игра: «Что я делал?»

      Неделя. Порядок дней недели. Знакомство с понятиями: «сегодня», «завтра», «вчера». Дидактическая игра: «Что я делал», «Когда это бывает?».



Предварительный просмотр:

     ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ  УЧАЩИХСЯ                                  

 

 Учащиеся должны знать:

 - несложные упражнения для мелкой моторики (пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением);

- понятия (использовать в речи): «трафарет», «большой-маленький», «холодный-горячий», «сладкий-горький-соленый», «приятный-неприятный» (запах), «тяжелый-легкий», «левый-правый», «первый-последний», «верх-низ», «между», «вперед-назад», ;

 - геометрические плоскостные фигуры: круг, треугольник квадрат. прямоугольник;

-  основные цвета: красный, синий, зеленый, белый, черный, желтый;

- понятия: «сутки», названия частей суток: утро, день, вечер, ночь и  их последовательность;

- названия дней недели и их порядок, понятия «сегодня», «завтра», «вчера»».

 

        Учащиеся должны уметь:

- выполнять действия по инструкции и по образцу учителя, несложные упражнения для мелкой моторики;

- пользоваться письменными принадлежностями, копировать по образцу, обводить по точкам несложные изображения, геометрические фигуры;

- анализировать и сравнивать предметы по одному из признаков: форма, цвет, величина.

- называть и различать геометрические фигуры, цвета;

- составлять предметы их 2-3 частей;

- определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;

-определять и называть и общие отличительные признаки двух предметов

(визуально);

- классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомых сенсорных эталонов, выполнять простейшие обобщения;

- различать речевые и неречевые звуки;

- ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;

- выделять части суток, определять порядок дней недели.



Предварительный просмотр:

                                                        ТАБЛИЦА

ТЕМАТИЧЕСКОГО  РАСПРЕДЕЛЕНИЯ  ЧАСОВ

   

 №

п/п

Разделы, темы:

             Количество часов

Примерная

программа

Модифицированная

      программа      

I.

Формирование моторных и графомоторных

навыков.

14

7

II.

 Формирование тактильно-двигательного

восприятия.

4

2

III.

Формирование кинестетических и кинетических ощущений.

4

2

IV.  

Формирование представлений о форме, величине,

цвете предметов. Конструирование.

18

7

V.

Формирование зрительного восприятия.

5

3

VI.

    Формирование представлений об особых

свойствах предметов.

4

4

VII.

Формирование слухового восприятия.

5

3

VIII.

Формирование пространственных представлений.

7

3

IX.

Формирование временных  представлений.

5

2

X.

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

2

-

ИТОГО:

     

      68

33



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

ИГРА, ИГРОТЕРАПИЯ

1 класс

33 часа, 1 час в неделю

п\п

темы

РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ ПРОГРАММЫ:

Кол.-во

часов

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Оборудование

I. Формирование моторных и графомоторных навыков

7

1

1

Развитие крупной  моторики.  Действия, движения по инструкции: бросание мячом в цель. Подвижные игры «Выбивной».

1

мяч

2

2

Действия, движения по инструкции: повороты, перестроения. Упражнения на равновесие: «Дорожка следов».

1

школьная площадка

3

3

Развитие согласованности действий и движений телом: повороты с движениями рук, ходьба с изменениями направления. Игра «Следопыты».

1

школьная площадка

4

4

 Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Обводка трафарета (внутреннего, внешнего), штриховка фигур.

1

трафареты

5

5

Развитие  координации движений рук и глаз: шнуровка, нанизывание бус. Дидактическая игра «Подарок маме».

1

наборы для шнуровки

6

6

Работа в технике рваной аппликации.

1

цветная бумага, клей, картон

7

7

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами

прямых полос.

1

бумага, ножницы.

II. Формирование тактильно-двигательного восприятия

2

8

1

Определение на ощупь величины предметов и плоскостных фигур: большой - маленький. Дидактическая игра                  « Чудесный мешочек».

   1

 плоскостные фигуры,  предметы

9

2

Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение».

1

пластилин

III. . Формирование кинестетических

и кинетических ощущений

2

10

1

Формирование ощущений от разных поз тела, верхних, нижних конечностей. Дидактическая игра «Море волнуется».

1

11

2

Движения и позы головы по подражанию. Вербализация ощущений. Дидактическая игра «Покажи и угадай» (имитация движений животных, оркестр).

1

IV. Формирование представлений о форме, величине, цвете предметов. Конструирование.

7

12

1

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, треугольник. Дидактическая игра

 «К фигуре подбери предмет».

1

геометри-ческие фигуры

13

2

Геометрические фигуры: квадрат,

прямоугольник. Дидактическая игра

 «К фигуре подбери предмет».

1

геометри-ческие фигуры

14

3

Работа по образцу с геометрическим конструктором «Лего». Различение предметов по величине и высоте.

1

конструктор

«Лего

15

4

Сравнение предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из частей по образцу.

1

геометри-ческие фигуры

16

5

Знакомство с основными цветами: красный, синий, зеленый. Дидактическая игра «Назови цвет предмета».

1

цветные полоски

17

6

Знакомство с основными цветами: белый, черный, желтый… Дидактическая игра «Угадай, какого цвета предмет?».

1

цветные полоски

18

7

Составление целого из частей (разрезной материал, 2-3 детали). Дидактическая игра «Собери сам».

1

разрезные картинки

V. Формирование зрительного восприятия

3

19

1

Формирование зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей). Дидактическая игра: «Сравни предметы».

1

разборные

предметы,

игрушки.

20

2

Дидактическая игра: «Какой детали не хватает?»  (У стола-ножки, у ведра –ручки..).

1

разборные

предметы,

игрушки

21

3

Дидактическая игра: «Что изменилось?».

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1

сюжетные картинки

VI. Формирование представлений об особых свойствах предметов

4

22

1

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий …), обозначение словом. Дидактическая игра «Горячо - холодно».

1

23

2

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий горький, солёный).

Дидактическая игра: «Узнай по вкусу».

1

фрукты, овощи

24

3

Развитие обоняния (приятный - неприятный запахи). Дидактическая игра: «Узнай по запаху».

1

фрукты, овощи

25

4

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение предметов по тяжести. Дидактическая игра «Легко - тяжело».

1

Предметы

разной тяжести

VII. Формирование слухового восприятия

3

26

1

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра: «Узнай на слух».

1

Музыкаль-ные инструменты

27

2

Дифференциация и различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум  шин).

1

музыкальные инструменты

28

3

Дидактическая игра: «Кто как голос подает?» (имитация крика животных).

1

книга со звуковыми имитациями животных

VIII. Формирование пространственных представлений  

3

29

1

Ориентировка на собственном теле (правая и левая нога, рука).  Ориентировка в классной комнате: движение в заданном направлении (вперед, назад ...).

1

30

2

Ориентировка в линейном ряду (первый, между, на третьем месте, центр, верх, низ, правая, левая сторона…). Дидактическая игра: «Расположи верно».

1

Линейный

ряд из животных, игрушек, цветных полосок

31

3

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. Дидактическая игра: «Составь как я».

1

комбинации из

цветных полосок

 IX. Формирование временных  представлений

 

2

32

1

Сутки, части суток, утро, день, вечер, ночь). Последовательность смены времени суток. Дидактическая игра: «Что я делал?»

1

графическая  модель

«Сутки»,

33

2

Неделя. Порядок дней недели. Знакомство с понятиями: «сегодня», «завтра», «вчера». Дидактическая игры: «Что я делал», «Когда это было?».

1

графическая  модель

«Дни недели»,



Предварительный просмотр:

СПИСОК

ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0- IV кл. под редакцией  И.М. Бгажноковой  

- М, «Просвещение» 2011».

  1. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: программно-методического материала под редакцией И.М. Бгажноковой.  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009.
  2. «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIII вида Митиева Л.А., Удалова Э.Я. М. «Просвещение», 2009.

  1. Математика 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Алышева Т.В.: – М. «Просвещение» 2011.
  2. «Живой мир». 1 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Матвеева Н.Б., Котина Н.М., Куртова Т.О: – М. «Просвещение» 2013.
  3. «ТЕХНОЛОГИЯ. Ручной труд» 1 класс. Кузнецова Л.А. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ – СПБ. филиал издательства «Просвещение», 2010.
  4. «ТЕХНОЛОГИЯ. Ручной труд» 1 класс. Методические рекомендации: пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Кузнецова Л.А.  – СПБ. филиал издательства «Просвещение», 2010.
  5. «Устная речь». 1 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Комарова С.В.  - М. «Просвещение» 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа "Игра, игротерапия".2 класс И. Б. Бгажнокова

Модифицированная программа "Игра, игротерапия".2 класс И. Б. Бгажнокова...

Модифицированная программа "Игра, игротерапия".3 класс И. Б. Бгажнокова

Модифицированная программа "Игра, игротерапия".3 класс И. Б. Бгажнокова...

Модифицированная программа "Игра, игротерапия".4 класс И. Б. Бгажнокова

Модифицированная программа "Игра, игротерапия".4 класс И. Б. Бгажнокова...

Рабочая программа по предмету "Игра, игротерапия" (2 класс)

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Игра, игротерапия» образовательной области «Коррекционные технологии» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015...

Рабочая программа "Игра, игротерапия" (4 класс VIII вид)

Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного ...

Рабочая программа "Игра, игротерапия" (3 класс VIII вид)

Программа «Игра, игротерапия» является модифицированной. Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ( русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, рисование, ручной труд, ритмика, психомоторика (игротерапия) 2 класс 1 вариант УП)

Рабочая программа предназначена для учащихся 2 класса с легкой степенью умственной отсталости (интелектуальными нарушениями)Рабочая программа составлена в соответсвии с Федеральным законом "Об об...