Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я - гражданин"
рабочая программа по теме
Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности духовно-нравственного направления кружка "Я -гражданин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-grazhdanin.doc | 349 КБ |
Предварительный просмотр:
Курганинский район, ст. Михайловская
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Председатель педсовета
_____________ ______
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Комплексная программа
(тип программы: комплексная/тематическая)
Кружок «Я – гражданин»
(наименование)
4 года
(срок реализации программы)
6,5 – 10,5 лет
(возраст обучающихся)
Сологуб Наталья Анатольевна
Пояснительная записка.
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает сегодня, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств.Утрачено истинное значение и понимание интернационализма, обострился национальный вопрос. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству.
Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценными гражданами своей страны, готовых учиться, работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования. Школа - важнейший фактор воспитания. Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа должна стать важнейшим фактором формирования истинного патриота своей страны.
Только тот человек может считать себя гражданином и патриотом России, кто знает истоки, свою родословную, свои корни. Поэтому приоритетным направлением программы « Я – гражданин » является патриотическое воспитание. Важно помочь ребенку раскрыть значение Родины в своей жизни, и в то же время понять, что он может сделать для неё.
В связи с этим на первое место выдвигается проблема ролевого предназначения школьника в современном государстве, осознанного получения им необходимых знаний, навыков, умений, постоянного стремления к самосовершенствованию, а значит, к улучшению нашей жизни, воспитанию в школьниках чувства значимости полученных знаний, использования их в повседневной деятельности, повышения престижа родной школы, края, государства.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успех
Цель и задачи программы
Цели: расширить общественно- значимые знания ребёнка о самом себе, роли его семьи и окружающих в его жизни, дополнить знания по истории и современному государственному строю России, дать представление о социальном начале человека, способствовать социализации ребёнка. Создать условия для формирования личности, гармонически сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту, нравственную культуру, воспитывать гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
1.Содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, городе или деревне, в стране, входящей в систему стран всего мира.
2. Воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории своей страны.
3.Помощь в понимании своей принадлежности государству, представляющему каждому его гражданину определённые права и требующие исполнения определённых обязанностей; воспитание основ правового сознания.
4. Воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, вероисповеданий, понимание неповторимости и уникальности каждого человека.
5. Обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.
6.Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.
Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста с 1-й по 4-й класс. 1 класс- 1 час в неделю, всего 33 часа , 2- 4 класс - 1 час в неделю, всего 34 часа.
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности.
Нормативно-правовые условия реализации программы:
Учебная, воспитательная и методическая работа по организации гражданско-патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие:
* Конвенция о правах ребенка;
* Конституция РФ;
* Государственные программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”, утвержденная соответствующими Постановлениями Правительства РФ;
* Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
* Федеральный закон от 13 марта 1995 г. №32-Ф3 “О днях воинской славы (победных днях) России” (с изменениями от 22 августа 2004 г.); письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”;
* Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16 “О рекомендациях “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”;
* Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г. №13-51-08/13 “О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации” и др.
* Письмо Министерства образования РФ от 10.05.01г. № 22-06-626 “Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ”.
* Письмо Министерства образования РФ от 02.04.02г. № 13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”.
.
Тематический план программы
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
1 класс (33 часа) | |||||
I раздел « Знакомьтесь-это я!» (формирование гражданского отношения к себе). | 5 | 5 | |||
1 | «Знакомьтесь - это я!» (урок - игра). | 1 | * | Представление себя. | |
2 | «Что означает моё имя» (сообщения детей). | 1 | * | Знакомство со значением своего имени. | |
3 | «Что я умею, чем я горжусь» (тестирование, игры-тренировки). | 1 | * | Тестирование, игра- тренировка. | |
4 | «Мои фантазии-мечты»(устный журнал). | 1 | * | Фантазировать, создавать свои мечты. | |
5 | «Развивай свою память» (задания –испытания). | 1 | * | Задания-испытания. | |
II раздел «Я и мои друзья» (гражданское отношение к коллективу). | 7 | 4 | 3 | ||
1 | «Я и мои друзья» (коллективная беседа). | 1 | * | Коллективная беседа о дружбе. | |
2 | «Ответственность дежурных – залог здоровья каждого» (встреча с медицинским работником). | 1 | * | Встреча с медицинским работником беседа о личной гигиене уч-ся. | |
3 | «Нам жизнь дана на добрые дела» (устный журнал о добрых делах учащихся, рисунки, выставка). | 1 | * | Выполнение рисунков на заданную тематику. | |
4 | «Все мы – дружная семья» (беседа). | 1 | * | Беседа о дружбе. | |
5 | «Вместе весело шагать» (экскурсии, походы). | 1 | * | Экскурсия в библиотеку. | |
6 | «Учеба. Это личное дело каждого или общее дело?» (дискуссия). | 1 | * | Дискуссия о необходимости получать знания. | |
7 | «Наши достижения» (урок-отчет). | 1 | * | Выступление «Наши достижения» | |
III раздел «Школа – мой дом родной» | 9 | 6 | 3 | ||
1 | «Школа – мой дом родной и я хозяин в нём» (дискуссия). | 1 | * | Дискуссия о бережном от ношении к школьному имуществу. | |
2 | «Комфортно ли тебе в школе?» (тест) | 1 | * | Тестирование на заданную тему. | |
3 | «Как вести себя на переменах» (инструктаж по технике безопасности, игра-экспромт). | 1 | * | Инструктаж по технике безопасности. | |
4 | «Мои права и обязанности» | 1 | * | Дискуссия о правах и обязанностях уч-ся. | |
5 | «Культура внешнего вида в школе» (конкурс рисунков моделей школьной формы) | 1 | * | Конкурс рисунков на заданную тему. | |
6 | «Какую пищу мы едим» (тест). | 1 | * | Тестирование на заданную тему. | |
7 | «Береги здоровье смолоду» (беседа, игра). | 1 | * | Игра, беседа о здоровом образе жизни. | |
8 | «Книге - вторую жизнь» (акция милосердия по ремонту библиотечных книг). | 1 | * | Ремонт библиотечных книг. | |
9 | «Как быть прилежным и старательным»(беседа). | 1 | * | Беседа о прилежании. | |
IV раздел «Я и моя семья». | 12 | 5 | 7 | ||
1 | «Я и моя семья» (устный журнал, выставка фотографий). | 1 | * | Создание устного журнала. | |
2 | «Что означает моя фамилия» (сообщения учащихся). | 1 | * | Создание древа семьи. | |
3 | «Мои домашние обязанности» (заочное путешествие). | 1 | * | Заочное путешествие. | |
4 | «Золотые бабушкины руки» (акция ко дню пожилого человека, конкурс стихов). | 1 | * | Конкурс стихов о пожилых людях. | |
5 | «День матери» (праздник). | 1 | * | Праздник посвящённый «Дню матери» | |
6 | «Я горжусь своим отцом!» (устный журнал). | 1 | * | Рассказ об отце. | |
7 | «А ну-ка, мальчики, а ну-ка, папы!» (праздник). | 1 | * | Праздник 23 февраля. | |
8 | «А ну-ка, девочки, а ну-ка, мамы» (соревнования). | 1 | * | Праздник 8 марта. | |
9 | «Что значит быть хорошим сыном или дочерью» (коллективная беседа). | 1 | * | Коллективная беседа по теме. | |
10 | «Боевой путь моих родственников» (встреча с участниками ВОВ). | 1 | * | Встреча с участниками Вов. | |
11 | «Здоровый образ жизни – кредо нашей семьи» (совместные походы родителей и детей, спортивные соревнования). | 1 | * | Спортивные соревнования. | |
12 | «Семейные традиции» (беседа). | 1 | * | Беседа о семейных традициях. | |
2 класс (34 часа) | |||||
I раздел «Михайловская – моя малая Родина». | 11 | 3 | 8 | ||
1 | «Из истории станицы Михайловской» (поход в музей). | 1 | * | Экскурсия в станичный музей. | |
2 | «Достопримечательности современной станицы» (экскурсия). | 1 | * | Экскурсия по достопримечательностям станицы. | |
3 | «В годы суровых испытаний» (фильм о ВОВ). | 1 | * | Просмотр фильма на военную тему. | |
4 | «История памятников ст. Михайловской» (беседа). | 1 | * | Знакомство с историей памятников нашей станицы. | |
5 | «Забота о старших – дело совести каждого» (акция заботы о бабушках и дедушках). | 1 | * | Акция «Поможем ветерану». | |
6 | «Пою мое Отечество» (конкурс патриотических стихотворений). | 1 | * | Конкурс патриотических стихов. | |
7 | «Служу Отечеству» (встреча с военнослужащими ). | 1 | * | Встреча с военнослужащими. | |
8 | «Жемчужины Курганинского района» (заочное путешествие ). | 1 | * | Заочное путешествие. | |
9 | «Михайловская - станица многонациональная» (фестиваль). | 1 | * | Участие в фестивале. | |
10 | «Трудовой десант по благоустройству территории школьного двора». | 1 | * | Трудовой десант. | |
11 | «Михайловская в символах и знаках» (беседа). | 1 | * | Знакомство с символикой ст. Михайловской. | |
II раздел «Горжусь тобой моя Кубань». | 11 | 6 | 5 | ||
1 | «Из истории Кубани» (музей). | 1 | * | Экскурсия в музей г. Курганинска. | |
2 | «Символы Кубани» (беседа). | 1 | * | Знакомство с символикой Кубани. | |
3 | «Делай хорошо для других – сам станешь лучше» (дискуссия). | 1 | * | Дискуссия о добре и добрых делах. | |
4 | «Города – герои Кубани» (заочное путешествие). | 1 | * | Заочное путешествие. | |
5 | «Краеведческая викторина». | 1 | * | Викторина о Краснодарском крае. | |
6 | «Земляки, которыми я горжусь» (фильм). | 1 | * | Просмотр фильма о жителях Кубани. | |
7 | «Жемчужины Кубани» (заочное путешествие). | 1 | * | Заочное путешествие. | |
8 | «Хлеб - всему голова» (праздник, встреча с хлеборобами). | 1 | * | Праздник, встреча с хлеборобами. | |
9 | «Народные умельцы Кубани». | 1 | * | Знакомство с народными умельцами. | |
10 | Конкурс-выставка «Своими руками». | 1 | * | Участие в выставке изделий сделанных своими руками. | |
11 | «Песни Кубани» | 1 | * | Разучивание кубанских песен. | |
III раздел «Я – гражданин России». | 12 | 8 | 4 | ||
1 | «Флаг, герб и гимн России» (беседа). | 1 | * | Знакомство с символами России. | |
2 | «Конституция – основной закон нашего государства». | 1 | * | Знакомство с конституцией России. | |
3 | «Города-герои России». | 1 | * | Знакомство с городами-героями. | |
4 | «Урок мужества ко дню победы». | 1 | * | Праздник ко Дню победы. | |
5 | Конкурс рисунков «Любимый уголок моей Родины». | 1 | * | Участие в конкурсе рисунков. | |
6 | «Я – будущий защитник Отечества» (спортивный праздник). | 1 | * | Спортивный праздник. | |
7 | «Мои права и обязанности как гражданина России». | 1 | * | Знакомство с правами и обязанностями гражданина России. | |
8 | «Урок милосердия» (чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Бабка»). | 1 | * | Дискуссия по прочитанной книге. | |
9 | «Мой вклад в дела моей страны» (по итогам успеваемости). | 1 | * | Сообщения об итогах успеваемости. | |
10 | «Моя будущая профессия». | 1 | * | Дискуссия о будущем. | |
11 | «Мы одна семья» (многонациональный состав России). | 1 | * | Беседа о многонациональном составе России. | |
12 | «Знакомство с нравственными заповедями православия». | 1 | * | Знакомство с заповедями православия. | |
3 класс (34 часа) | |||||
I раздел «Я живу в России». | 8 | 7 | 1 | ||
1 | «Современная карта России». | 1 | * | Работа по карте. | |
2 | «Москва – столица России». | 1 | * | Беседа о Москве. | |
3 | «Россия – многонациональное государство». «Народы России» (рассы, языки, религия). | 1 | * | Сообщения о многонациональности нашей страны. | |
4 | «Народы России» (разность традиций, обычаев – на отдельных примерах). | 1 | * | Беседа о традициях народов России. | |
5 | «Наши праздники» (общероссийские, национальные, религиозные – на отдельных примерах). | 1 | * | * | Знакомство с праздниками России. |
6 | «Права и обязанности гражданина России». | 1 | * | Знакомство с правами и обязанностями гражданина России. | |
7 | «Права и обязанности ребенка – младшего школьника» (на отдельных примерах). | 1 | * | Практикум. | |
8 | «Православная культура в России». | 1 | Беседа о православной культуре. | ||
II раздел «Без прошлого нет настоящего и будущего». | 7 | 4 | 3 | ||
1 | «Человек – самое необычное существо на Земле». | 1 | * | Сообщения о человеке. | |
2 | «Связь настоящего с прошлым». | 1 | * | Беседа о связи настоящего и прошлого. | |
3 | «Представление о происхождении мира» (научная версия). | 1 | * | Сообщения о происхождении мира, по научной версии. | |
4 | «Представление о происхождении мира» (религиозно-мифологическая версия). | 1 | * | Инсценирование мифов о происхождении мира. | |
5 | «Представления древних славян о мире». | 1 | * | Сообщение о представлении о мире древних славян. | |
6 | «Представления древних греков о мире». | 1 | * | Инсценирование . | |
7 | «Библейские представления о мире». | 1 | * | Инсценирование. | |
III раздел «Как далекая Россия становится близкой». | 7 | 5 | 2 | ||
1 | «Как воскресить прошлое? Археология.» | 1 | * | Знакомство с наукой «Археология». | |
2 | «Энтография». | 1 | * | Знакомство с понятием «Этнография» | |
3 | «Топонимика». | 1 | * | Знакомство с понятием «Топонимика» | |
4 | «Имена и фамилии». | 1 | * | Дискуссия о происхождении имён и фамилий. | |
5 | «Письменность». | 1 | * | Сообщение об истории письменности. | |
6 | «Время и пространство в истории» (хронология). | 1 | * | Исследовательская деятельность. | |
7 | «Историческая карта». | 1 | * | Работа с картой | |
IV раздел «Россия и мир». | 12 | 9 | 3 | ||
1 | «Россия и другие страны мира». | 1 | * | Знакомство со странами мира. | |
2 | «Земля наш общий дом». | 1 | * | Участие в конкурсе. | |
3 | «Чудеса света» (искусство). | 1 | * | Знакомство с чудесами света. | |
4 | «Чудеса света» (наука). | 1 | * | Беседа о чудесах света в области науки. | |
5 | «Чудеса света» (культура). | 1 | * | Знакомство с чудесами света. | |
6 | «Общечеловеческие проблемы. Сохранение мира». | 1 | * | Дискуссия о общечеловеческих проблемах. | |
7 | «Общечеловеческие проблемы. Сохранение здоровья». | 1 | * | Беседа о «Сохранении здоровья». | |
8 | «Общечеловеческие проблемы. Экологическое сознание». | 1 | * | Дискуссия о экологическом сознании . | |
9 | «Прогнозирование и преодоление общечеловеческих проблем с использованием опыта, уроков истории». | 1 | * | Дискуссия о прогнозировании. | |
10 | «Международное сотрудничество». | 1 | * | Беседа о международном сотрудничестве. | |
11 | «Международное сотрудничество». | 1 | * | Дискуссия | |
12 | Заключение. | 1 | * | Участие в конкурсе. | |
4 класс (34 часа) | |||||
Введение. | 1 | * | |||
1 | От прошлого к будущему. Зачем мне история | 1 | Вводная беседа. | ||
I раздел «Древняя Русь». | 8 | 8 | |||
1 | «Восточные славяне и их соседи». «Образование Древнерусского государства.» | 1 | * | Сообщения о образовании древнерусского государства. | |
2 | «Крещение Руси». | 1 | * | Беседа о крещении Руси. | |
3 | «Киевская Русь, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый». | 1 | * | Сообщения о Киевской Руси. | |
4 | «Основание Москвы, Юрий Долгорукий». | 1 | * | Беседа о б основании Москвы. | |
5 | «Культура древности, родной край в древности». | 1 | * | Заочное путешествие. | |
6 | «Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар». | 1 | * | Сообщение о монголо-татарском иге. | |
7 | «Новгородская Русь и Александр Невский». «Невская битва и битва на Чудском озере». | 1 | * | Беседа о битве на Ниве. | |
8 | «Объединение русских земель вокруг Москвы». «Куликовская битва». «Дмитрий Донской». | 1 | * | Сообщения о Куликовской битве. | |
II раздел «Московское государство». | 6 | 6 | |||
1 | «Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства.» | 1 | * | Сообщения о первом русском царе. | |
2 | «Жизнь и быт людей. Первопечатник Иван Федоров». | 1 | * | Сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. | |
3 | «Смутное время». «Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века». | 1 | * | Сообщение о иноземных захватчиках. | |
4 | «Минин и Пожарский». «Иван Сусанин.» | 1 | * | Тестирование по теме. | |
5 | «Степан Разин». | 1 | * | Сообщение о Степане Разине. | |
6 | «Жизнь, быт и культура России в XVII веке». | 1 | * | Тестирование по теме. | |
III раздел «Российская империя». | 5 | 5 | |||
1 | «Петр I и преобразования в России». (в армии, на флоте, в образовании, в быту). | 1 | * | Дискуссия о Петре 1 и преобразованиях в России. | |
2 | «Новая столица России». | 1 | * | Сообщение | |
3 | «Полтавская битва». | 1 | * | Сообщение о полтавской битве. | |
4 | «Послепетровская Россия». | 1 | * | Исследование. | |
5 | «Культура России XVIII века». | 1 | * | Исследование. | |
IV раздел «XIX век России». | 5 | 1 | 4 | ||
1 | «Отечественная война 1812 года». «Бородинское сражение. М.Кутузов». | 1 | * | Сообщение о Бородинском сражении. | |
2 | «Николай I и декабристы». | 1 | * | Знакомство с жизнью Николая 1. | |
3 | «Российская империя во второй половине XIX века». | 1 | * | Исследование. | |
4 | «Отмена крепостного права». | 1 | * | Сообщение об отмене крепостного права. | |
5 | «Жизнь и быт. Культура России». | 1 | * | Исследование о культуре жизни и быта в России. | |
V раздел «XX и XXI век. История и современность». | 9 | 5 | 4 | ||
1 | «Конец Российской империи. Падение царской власти». | 1 | * | Сообщение о падении царской власти. | |
2 | «Октябрьская революция». | 1 | * | Сообщение о Октябрьской революции. | |
3 | «Гражданская война». | 1 | * | Сообщение о гражданской войне. | |
4 | «Образование СССР». | 1 | * | Исследование. | |
5 | «Великая Отечественная война». «Города-герои». «Герои фронта и тыла». | 1 | * | Поисковая работа. | |
6 | «Послевоенное восстановление хозяйства страны». «Достижения науки и техники». | 1 | * | Сообщение о восстановлении хозяйства страны. | |
7 | «Освоение космического пространства». | 1 | * | сообщение | |
8 | «Культура России». | 1 | * | Исследование. | |
9 | «Новая Россия – государственное устройство». (Российская Федерация, президент, правительство, Федеральное Собрание). «Государственные символы». | 1 | * | Сообщение о государственном устройстве новой России. |
Содержание программы по разделам
№ | Раздел | Формы работы |
1 класс 33час | ||
1 | «Знакомьтесь – это я!»(формирование гражданского отношения к себе) | Игра, сообщения, тестирование, беседа. |
2 | «Я и мои друзья»(гражданское отношение к коллективу) | Беседа, встреча, выставка, беседа, экскурсия, дискуссия, выступление. |
3 | «Школа – мой дом родной» | Дискуссия, тестирование, игра, конкурс, беседа. |
4 | «Я и моя семья» | Сообщение, путешествие, сообщение, конкурс, праздник, дискуссия. |
2 класс 34час | ||
1 | «Михайловская – моя малая Родина» | Экскурсия, просмотр фильма, беседа, акция, встреча, путешествие, трудовой десант, фестиваль. |
2 | «Горжусь тобой моя Кубань» | Экскурсия, беседа, дискуссия, путешествие, викторина, просмотр фильма, праздник, практикум. |
3 | «Я – гражданин России» | Беседа, конкурс, праздник, дискуссия, сообщение. |
3 класс 34 час | ||
1 | «Я живу в России» | Работа по карте, беседа, сообщение, практикум. |
2 | «Без прошлого нет настоящего и будущего» | Сообщение, беседа, игра, инсценирование. |
3 | «Как далёкая Россия становится близкой» | Сообщение, беседа, дискуссия, исследовательская работа, работа с картой. |
4 | «Россия и мир» | Сообщение, конкурс, путешествие, дискуссия, беседа. |
4 класс 34 час | ||
Введение | Беседа. | |
1 | «Древняя Русь» | Сообщение, путешествие, беседа. |
2 | «Московское государство» | Сообщение, тестирование, беседа. |
3 | «Российская империя» | Дискуссия, сообщение, исследование. |
4 | «21 век России» | Сообщение, беседа, исследование. |
5 | «20 и 21 век. История и современность» | Сообщение, исследование, поисковая работа. |
1 класс
Предполагаемые результаты деятельности: осмысление ребенком себя, как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости. Умение пользоваться правами ученика, знать свои обязанности и выполнять их. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважения к труду окружающих, забота о младших учащихся, умение сочетать личные и общественные интересы.
2 класс
Предполагаемый результат: Воспитание гуманности, понимания ценности человеческой жизни, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности, самодисциплине. Сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
3 класс
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 3 класса.
Обучающиеся должны
владеть общеучебными умениями:
- наблюдения, слушания, чтения;
- классификации и обобщения;
- самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно-содержательным особенностям учебной деятельности);
- пересказа, его анализа, как и анализа ответа товарищей;
- установления причинно-следственных связей, закономерностей;
знать/понимать:
- значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин страны, гражданин мира; родина, столица, государство, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности; история, предыстория, достоверное и версии в истории;
уметь:
- использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах (в их вековом и годовом исчислении);
- пользоваться картой (находить крупные города, определять границы России);
- рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).
4 класс
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса
В 4 классе происходит усовершенствование предметных и общеучебных умений, обозначенных в программе 3 класса.
Обучающиеся должны
владеть общеучебными умениями:
- наблюдения, слушания, чтения;
- классификации и обобщения;
- самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно-содержательным особенностям учебной деятельности);
- пересказа, его анализа, как и анализа ответа товарищей;
- установления причинно-следственных связей, закономерностей;
знать/понимать:
- смысл ключевых слов, раскрывающих курс: государство, гражданин России, гражданин мира. Государственные символы; искусство, культура; значение поворотных моментов в истории государства и наиболее важных событий материальной и духовной культуры страны;
уметь:
- использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- ориентироваться в периодах нашей предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах (в их вековом и годовом исчислении);
- пользоваться картой (определение границ России, крупных
ее городов); - рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).
Формы и виды контроля: устный журнал, уроки – отчёты, акция ко дню пожилого человека, конкурсы стихов и сочинений, праздники, соревнования, фестиваль, трудовой десант, встречи с участниками Великой Отечественной войны, дискуссии, практикумы.
Методические рекомендации
Данная рабочая программа относится к духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности учащихся. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил больше возможности реализовать себя, как самостоятельную личность в различных областях жизни и в тоже время возросла ответственность за свою судьбу и судьбы других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодёжи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества. Ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, правовую и политическую культуру должна внести современная школа.
Главной целью данной программы является формирование у учащихся активной жизненной позиции, гражданской ответственности за свой народ, за Родину. Формирование нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей.
Центральной задачей этой программы является привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества.
Цели и задачи данной программы можно достигнуть используя в её реализации следующие формы работы: устные журналы, беседы на заданную тему, уроки-отчёты, дискуссии, исследовательскую работу, практикумы, работу с картой, конкурсы на определённую тему, экскурсии, тестирования, трудовой десант, встречи с участниками Великой Отечественной войны, людьми интересных судеб, профессий. Кроме того подготовка учащимися сообщений на заданную тему помогает увлечь ребят заданной темой, лучше разобраться в изучаемом материале.
Программа помогает создать условия для формирования личности гармонически сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту, нравственную культуру, воспитывать гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Описание материально – технического обеспечения образовательного
№п /п | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения. | Количество |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция ) | |
1.2 | Дорофеева А.О. «О культуре поведения» | 1 |
1.3 | Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми» | 1 |
1.4 | В Пивовар «Энциклопедия хороших манер» | 1 |
1.5 | С.Л.Рябцева «Диалог за партой» | 1 |
1.6 | Кутузов И.А., Ушаков Л.А. Атлас «Города-герои Великой Отечественной войны». Москва. | 1 |
1.7 | Голубева Т.С. «Государственная символика России» | 1 |
1.8 | А.А.Гордеев «История казаков» | 1 |
1.9 | Заздравных Н.Л. Кубань в Великой Отечественной войне. Краснодар. | 1 |
1.10 | М.В.Мирук «Введение в историю Кубани». | 1 |
1.11 | Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. | 1 |
1.12 | Яровая Л.Н. «Внеклассные мероприятия». | 1 |
1.13 | В.Кузнецова «Сценарии детских праздников» | 1 |
2 | Печатные пособия | |
Карты России и Краснодарского края, древней Руси, портреты исторических личностей, картины | По 1 экз. | |
3 | Технические средства обучения | |
Музыкальный центр, компьютер. | 1 | |
4 | Экранно – звуковые пособия | |
Интерактивная доска | 1 | |
5 | Игры и игрушки | |
6 | Оборудование класса | - |
Уголок «Моя Кубань - моя Россия» | 1 | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я гражданин России" во 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Я гражданин России" для 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России»
Рабочая программа» составлена на основе авторской программы курса «Я – гражданин России» С.В. Сабиной...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России
Программа разработана на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина, автор Данилюк, А.Я. и Программы духовно- нравствен...
Рабочая программа внеурочной деятельности военно - патриотическое направление «Я – гражданин России» для _1-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности военно - патриотическое направление «Я – гражданин России» для _1-4 классов...
Рабочая программа внеурочного курса «Я - Гражданин» для 4 класса
Настоящая рабочая программа внеурочного курса «Я – Гражданин» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.В современной России подрас...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я - гражданин России".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «О...
Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"
В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...