Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я - гражданин России".
методическая разработка (1 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа «Я – гражданин России» реализуется в рамках внеурочной деятельности обучающихся I ступени во второй половине дня. Программа рассчитана на преподавание в 1-4 классах, 34 часа в год (1 час в неделю), что соответствует учебному плану МБОУ Крюковской СОШ на 2013-2014 учебный год.
Занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
При реализации курса используется социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования (ДК Орбита), учреждения культуры (Краеведческий музей, Детская библиотека).
Особенностью изучения курса является своеобразный экскурс по краю, в котором мы живём.
Обязательным условием является: посещение музеев, памятников истории и культуры, встречи с интересными людьми, экскурсии на предприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_ya-grazhdanin_rossii.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Чеховского муниципального района Московской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Крюковская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Крюковская СОШ
_____________(Тюнькова Е.Н.)
«______» августа 2013 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по духовно – нравственному направлению
Я – гражданин России
1-2 класс
Составитель:
Соннова Галина Сергеевна,
учитель начальных классов второй квалификационной категории
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа «Я – гражданин России» реализуется в рамках внеурочной деятельности обучающихся I ступени во второй половине дня. Программа рассчитана на преподавание в 1-4 классах, 34 часа в год (1 час в неделю), что соответствует учебному плану МБОУ Крюковской СОШ на 2013-2014 учебный год.
Занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
При реализации курса используется социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования (ДК Орбита), учреждения культуры (Краеведческий музей, Детская библиотека).
Особенностью изучения курса является своеобразный экскурс по краю, в котором мы живём.
Обязательным условием является: посещение музеев, памятников истории и культуры, встречи с интересными людьми, экскурсии на предприятия.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовнонравственной компетенции - «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
- воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
- образовательное учреждение может конкретизировать общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- представления о символах Московской области - Флаге, Гербе;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
- ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории Московской области;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;
- любовь к образовательному учреждению, городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- первоначальные представления о базовых национальных ценностях;
- различение хороших и плохих поступков;
- представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил этики, культуры речи.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- бережное отношение к растениям и животным.
Формирование универсальных учебных действий
Познавательные общеучебные действия
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Коммуникативные УУД
- умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
- умение выражать свои мысли;
- управление действиями партнера (оценка, коррекция);
- использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
- волевая саморегуляция;
- оценка;
- коррекция.
Личностные УУД
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- осознание ответственности за общее благополучие;
- развитие этических чувств;
- установка на здоровый образ жизни;
- самооценка.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 1 КЛАСС.
№ п/п | Содержание учебного материала | Дата план | Дата факт |
1 | Я - ученик. Мы - ученики. | ||
2 | Мы, наш класс и наша школа. | ||
3 | Большой урок для маленького гражданина. | ||
4 | Как жить в мире с собой и другими. | ||
5 | Мы живем в России. | ||
6 | Понятие «символика».Герб.Гимн. | ||
7 | Понятие «символика».Флаг. | ||
8 | История Российского флага. | ||
9 | Россия - Родина моя. | ||
10 | Русь, Россия, Родина моя. | ||
11 | 7 чудес света. | ||
12 | Проект «Чудеса света». | ||
13 | Чудеса России. Собор Василия Блаженного. | ||
14 | Чудеса России. Петергоф. | ||
15 | Золотое кольцо России. | ||
16 | Золотое кольцо России. Владимир. | ||
17 | Достопримечательности России. Города. | ||
18 | Достопримечательности России. Усадьбы. | ||
19 | Достопримечательности России. Монастыри. | ||
20 | Исторические достопримечательности России. Церкви. | ||
21 | Исторические достопримечательности России. Живость. | ||
22 | Достопримечательности России. Монастыри. Исторические фотографии. | ||
23 | Исторические достопримечательности России. Музеи. | ||
24 | Исторические достопримечательности России. Памятники, скульптура. | ||
25 | Достопримечательности России. Монастыри. Исторические фотографии. | ||
26 | Моя малая Родина. | ||
27 | Проект «Моя малая Родина». | ||
28 | Безопасный путь от дома до школы. | ||
29 | Проект «Мой безопасный путь в школу». | ||
30 | Многообразие природы мира. | ||
31 | Многообразие природы своей местности. | ||
32 | Правила дорожного движения. | ||
33 | Соблюдай правила дорожного движения. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся 1 класса:
- познакомятся с понятием «символика»;
- научатся выбирать наиболее безопасный путь от дома до школы;
- узнают достопримечательности страны и родного края;
- научатся различать деревья по листве;
- освоят элементарные знаки дорожного движения.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 2 КЛАСС.
№ п/п | Содержание учебного материала | Дата план | Дата факт |
1 | Город, в котором я живу. | ||
2 | Мой любимый город. | ||
3 | Местоположение нашей области на карте | ||
4 | Символика России. | ||
5 | Символика Московской области. | ||
6 | О городе Чехове. | ||
7 | История города Чехов и земли Лопасненской | ||
8 | Город Чехов вчера. | ||
9 | Город Чехов сегодня. | ||
10 | Город Чехов завтра. | ||
11 | Почетные граждане города. | ||
12 | Предприятия, организации города. | ||
13 | Особенности жизни в городе. | ||
14 | Взаимоотношения с окружающими, сверстниками и взрослыми. | ||
15 | Общение с окружающими, сверстниками и взрослыми. | ||
16 | Знакомство с животным миром. | ||
17 | Знакомство растительным миром. | ||
18 | Сезонные наблюдения за природой своей местности. | ||
19 | Красная книга. | ||
20 | Проект «Красная книга». | ||
21 | Государственные мемориальные музеи-заповедники Подмосковья | ||
22 | Музей-усадьба имени А.П. Чехова «Мелихово». | ||
23 | Мини-сочинение «Мой любимый край» | ||
24 | Героическое прошлое Подмосковья. Герои Подмосковья. | ||
25 | Конкурс рисунков «Я горжусь своей Родиной» | ||
26 | Писатели и поэты Подмосковья. | ||
27 | Я – читатель. Экскурсия в библиотеку. | ||
28 | Художники Подмосковья | ||
29 | Народные промыслы Подмосковья. | ||
30 | «Вставай страна огромная…» Конкурс рисунков о героическом прошлом края | ||
31 | Заповедники Подмосковья | ||
32 | Экологическая обстановка Подмосковья | ||
33 | Экскурсия «Здравствуй, безопасное лето!» | ||
34 | Итоговое занятие-викторина «Мой край» |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся 2 класса:
- расширят знания о родном городе, его местоположении;
- уточнят представления об особенностях жизни в городе и на селе;
- получат представление о нравственных нормах взаимодействия с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости, отзывчивости;
- научатся налаживать взаимоотношения, общаться с окружающими их сверстниками и взрослыми;
- познакомятся с символикой Московской области;
- продолжат знакомство с животным и растительным миром;
- научатся вести сезонные наблюдения за природой своей местности;
- познакомятся с Красной книгой Московской области;
- познакомятся с местоположением нашей области на карте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России»
Рабочая программа» составлена на основе авторской программы курса «Я – гражданин России» С.В. Сабиной...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России
Программа разработана на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина, автор Данилюк, А.Я. и Программы духовно- нравствен...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению "Я гражданин России"
Цель программы:создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Я- гражданин России»
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России...