Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России»
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа» составлена на основе авторской программы курса «Я – гражданин России» С.В. Сабиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-grazhdanin_rossii.docx | 43.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению на 2013/2014 год «Я – гражданин России» составлена на основе авторской программы курса «Я – гражданин России» С.В. Сабиной (издательство «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2011 год). В авторскую программу изменения не внесены.
Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:
- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
Содержание учебных пособий «Я - гражданин России»
построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории.
Отличительной особенностью данной программы внеурочной деятельности от уже существующих образовательных программ является то, что она углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.
Актуальность и педагогическая целесообразность курса - уникальная возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнение различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.
Срок реализации программы – 2 года ( 3-4 класс). Содержание программы 4 года обучения рассчитано на 32 часа. В авторскую программу внесены изменения, так как продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели. Добавлен 1 час в раздел «Древняя Русь» и 1 час в раздел «Московское государство». Возраст учащихся – 10-11 лет.
Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей. Необходим творческий подход учителя к организации содержательного общения детей с учетом их потребностей и сложившихся условий. Желательно сочетать проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия. Это сочетание вносит разнообразие и в формы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, театральный капустник, ярмарка.
2. Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
Обучащийся научится:
- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
- ориентироваться в историческом времени;
- определять на карте границы и крупные города России;
- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
- различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
- различать художественную и научно-популярную литературу;
- анализировать ответы товарищей;
- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучащийся получит возможность научиться:
- понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
- приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.
Содержание программы курса
4 класс Мое настоящее и далекое прошлое (34 часа)
Введение. От прошлого к будущему.
Зачем мне история? (1 час)
Раздел I. Древняя Русь (7 часов) Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах). Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар. Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Понятия: славяне, варяги, князь, дружина, печенеги, половцы, кириллица, дань, кумир, усобица, иго, Золотая орда,
вече, ярлык.
Раздел II. Московское государство (7 часов)
Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства. Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров.
Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина. Крепостное право. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII веке.
Понятия: царь, митрополит, помещики, казак, холоп, ополчение, сотник, дворяне.
Раздел III. Российская империя (5 часов)
Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета.
Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России.
Понятия: реформа, регулярная армия, манифест, Эрмитаж.
Раздел IV. Россия в XIX веке (5 часов)
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение. Герои Отечественной войны 1812 года. Николай I и декабристы. Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Жизнь, быт и культура России.
Понятия: Отечественная война, генеральное сражение,
фельдмаршал, амнистия, тайное общество.
Раздел V. XX–XXI века. История и современность (8 часов)
Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла.
Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура России. Новая Россия - государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн).
Понятия: конституция, президент, правительство, Федеральное собрание.
Заключение (1 час)
Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела и тем | Виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.) | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание | ||
Планируемая дата | Факти- ческая дата | |||||
1 | Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? | Круг мнений по теме «Прошлое должно служить современности!» (Д. Лихачев). Интеллектуальная игра «Что я знаю» | 1 | 2.09 | ||
Древняя Русь | 7 | |||||
2 | Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства | Видеофрагменты докумен тальных и художественных фильмов (подготовка и показ). Лента времени | 1 | 9.09 | ||
3 | Крещение Руси. Киевская Русь. Владимир Мономах, Ярослав Мудрый | «Крылатые» слова | 1 | 16.09 | ||
4 | Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Культура древности, родной край в древности (на отдельных примерах) | Встреча с древней Москвой (выставка репродукций картин) | 1 | 23.09 | ||
5 | Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар | Лента времени. Дополнительное чтение | 1 | 30.09 | ||
6 | Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере | Памятные даты. Обсуждение исторического фильма «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн) | 2 | 14.10 21.10 | ||
7 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Искусство Древней Руси | «На поле Куликовом» (знакомство с сайтом Государственного военно- исторического и природного музея_заповедника «Куликово поле»1) | 1 | 28.10 | ||
Московское государство | 7 | |||||
8 | Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства | Лента времени. «Крылатые» слова. Историческая карта | 1 | 4.11 | ||
9 | Жизнь и быт людей. Возникновение книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров | Тема для обсуждения: «Что нужнее современному человеку: книги или компьютер?». Первые буквари. Мой букварь. Мой любимый учебник | 1 | 18.11 | ||
10 | Смутное время в России. Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.З. Минин и Д.М. Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина | Смутное время в литературе, музыке, живописи | 3 | 25.11 2.12 9.12 | ||
11 | Крепостное право. Степан Разин | Видеофрагменты художественного фильма «Степан Разин» | 1 | 16.12 | ||
12 | Жизнь, быт и культура России в XVII веке | История одного музейного экспоната (рассказ по кругу) | 1 | 23.12 | ||
Российская империя | 5 | |||||
13 | Петр I и преобразования в России | Реформы Петра I: что они дали России | 1 | 30.12 | ||
14 | Полтавская битва. Новая столица России. Первая русская газета | «И грянул бой!» – Полтавская битва в литературе и живописи. Коллажи «Окно в Европу», «Вторая столица». | 1 | 13.01 | ||
15 | Послепетровская Россия. Российская империя при Екатерине II. Деятельность М.В. Ломоносова. А.В. Суворов: наука побеждать | М.В. Ломоносов – эпоха русской науки. «Быть верным Отечеству» (о жизни и победах А.В. Суворова). Школа в Российской империи | 2 | 20.01 27.01 | ||
16 | Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. Культура России | По музеям России (виртуальная экскурсия) | 1 | 3.02 | ||
Россия в XIX веке | 5 | |||||
17 | Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Бородинское сражение | Инсценировка фрагмента литературного произведения о войне 1812 года | 2 | 10.02 17.02 | ||
18 | Николай I и декабристы | Пушкин и декабристы «Лицей в Царском Селе» (г. Пушкин) – рассказ_ путешествие по залам музея | 1 | 24.02 | ||
19 | Эпоха великих реформ. Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права | Россия второй половины XIX века в литературе, живописи и искусстве | 1 | 10.03 | ||
20 | Жизнь, быт и культура России | Сокровища России XIX века | 1 | 17.03 | ||
XX–XXI век. История и современность | 8 | |||||
21 | Начало века: войны и революции. Образование СССР | Крейсер «Варяг». Революция в литературе, живописи, музыке. Инсценировка песен Гражданской войны | 2 | 24.03 31.03 | ||
22 | Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла | Школа в годы войны. Письма с фронта. Дети военной поры | 3 | 7.04 14.04 21.04 | ||
23 | Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. К.Э. Циолковский. Культура, искусство России | Концерт-презентация «Космические дали» | 2 | 28.05 5.05 | ||
24 | Новая Россия – государственное устройство (Российская Федерация). Государственные символы (герб, флаг, гимн) | Сочинение-размышление «Будущее нашей страны» | 1 | 12.05 | ||
25 | Заключение | Обсуждение темы «Самое значительное событие нашей истории». Интеллектуальная игра «Что я узнал» | 1 | 19.05 |
Материально-техническое обеспечение курса
Литература (основная и дополнительная)
Основная литература
- Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова. Издательство «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2011
2. Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и мое далекое прошлое): учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. -Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. -192 с.
3. Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические рекомендации к курсу «Я - гражданин России». 4 класс. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008. 64 с.
Дополнительная литература
- Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
- Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
- Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и обязанности (О Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Оборудование и приборы
- Компьютер с программным обеспечением
- Мультимедиапроектор
- Экран
- Ноутбук
- Цифровой микроскоп
- Модульная система экспериментов
Интерактивные программы и издания на электронных носителях
- Как устроены вещи. Интерактивная энциклопедия науки и техники
- Фантазеры. МУЛЬТИтворчество. Программно-методический комплекс
- Фантазеры. Талантливый дизайнер: обучающая программа
- Азбука искусства. Программно- методический комплекс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России
Программа разработана на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина, автор Данилюк, А.Я. и Программы духовно- нравствен...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Я - гражданин России".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма составлена на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закона Российской Федерации «О...
Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"
В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению "Я гражданин России"
Цель программы:создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Я- гражданин России»
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России...