Роль детской сказки в нравственном и речевом развитии школьников.
материал (1 класс) по теме
Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_detskoy_skazki_v_nravstvennom_i_rechevom_razvitii_doshkolnikov.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32»
г.ПОДОЛЬСК
Выступление на ШМО учителей начальных классов «Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. Роль детской сказки в нравственном и речевом развитии школьников»
Учитель начальных классов МОУ «СОШ №32» г.Подольск Стафеева Н.И.
В этом году в 1 классе на занятиях внеурочной деятельности (общекультурное направление) мы взяли работу с альбомом Н.Г.Пастушковой, З.А.Ларионовой, М.Г.Егуновой «Мастерим игрушки с Полиной и Андрюшкой»
А Вы любите сказки?
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.
Детям намного проще понять сказку, чем обычную взрослую речь. Сказки очень доступно и доходчиво объясняют детям те или иные аспекты жизни человека, отделяют добро от зла. Именно поэтому сказки – это неотъемлемая составляющая детского воспитания. Читая сказки, формируется у ребенка основы общения и поведения. У него развивается воображение, и повышаются творческие возможности. Известно, что дети, которым постоянно читались сказки, намного быстрее учатся говорить и правильно формулировать свои мысли.
Роль сказок в воспитании ребенка состоит не только в приятном времяпровождении. Ведь ребенок неизбежно учиться понимать внутреннее состояние любимых героев, старается анализировать те или иные их поступки. На некоторое время он забывает о своих реальных тревогах и погружается в сказочный мир, где всегда побеждают силы добра.
В этой книжке вы попадаете в мир русских народных сказок «Курочка – ряба», «Маша и медведь», «Три медведя», «Кот, Петух и Лиса», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скакалочкой», «Лиса, Заяц и Петух», «У страха глаза велики», Как Петушок Лису перехитрил», Петух и Собака», «Цыплёнок». Сказочных героев дети мастерят сами.
(Слайд 1)
Совмещая досуг с полезными занятиями, ребёнок в игре закрепляет представления о плоскостных геометрических фигурах: круге, овале, треугольнике, четырёхугольниках, квадрате, прямоугольнике, ромбе, трапеции, которые находятся в декорациях к сказкам.
(Слайд 2 )
Ребёнок узнаёт из каких плоскостных геометрических фигур строится рисунок – чертёж геометрического тела (призмы, параллепипеда, куба, пирамиды, цилиндра, конуса, шара), при этом наблюдая свободное расположение тела в пространстве и на плоскости. Последовательность знакомства с геометрическими телами проигрывается от сказки к сказке.
(Слайд 3, 4, 5, 6, 7 )
При конструировании игрушек – персонажей у ребёнка развиваются творческое воображение, мышление, память, внимание; совершенствуется моторика руки, что необходимо для успешного обучения детей в школе.
(Слайд 8 )
Театрализованные игры способствуют развитию навыков общения, связной речи, установлению взаимопониманию и партнёрства между детьми и взрослыми.
(Слайд 9, 10,11)
После того, как дети проинсценировали сказку, с детьми, специально подготовленными, мы поставили свою сказку.
Цели и задачи:
- Продемонстрировать успехи детей в овладении навыками словесной речи (соблюдение словесного и логического ударения, интонации, темпа, слитности, выразительности).
- Формировать речевую активность и инициативность, обогащать словарный запас, совершенствовать речевые навыки детей. Воспитывать стремление говорить правильно и эмоционально.
- Развивать память, внимание, мышление воспитанников.
- Прививать основы эстетической культуры.
- Формировать правильные коллективные отношения. Прививать правила культурного поведения.
- Развивать артистические способности детей.
Действующие лица и исполнители:
Машенька, Мишутка, Настасья Петровна,Михаил Потапыч
Сцена открывается. В лесной чаще девушки водят хоровод, играют в прятки. Вдруг Машенька понимает, что она заблудилась.
Машенька: Ау_ Ау! Ау_ Ау!
Где подружки, не пойму!
Машенька уходит искать подружек. Декорация меняется. На фоне леса стоит дом. К нему подходит Машенька.
Машенька: Ах! Какой красивый дом!Кто живёт, скажите в нём?
Машенька входит в дом.
Машенька: Никого в избушке нет,
Но уже готов обед!
Подходит к столу, перебирает посуду, находящуюся на столе.
Машенька: Эта ложка тяжела,
Миска очень глубока.
Эта ложка велика,
Миска тоже глубока.
Ну а эта в самый раз,
Кашу съем я всю сейчас!
Машенька берёт маленькую чашку и самую маленькую ложку; подошла к стульям.
Машенька: Ой! Ой! Ой! Как высоко!
Сесть на стул мне нелегко!
Этот тоже стул не мой:
Неудобный и большой.
Ну, а этот в самый раз.
Здесь сидеть могу хоть час.
Машенька идёт, садится на самый маленький стул, ест кашу, поев, начинает кататься на маленьком стульчике и петь песню. Стульчик ломается, Машенька идет в спальню.
Машенька: Ой! Ой! Ой! Как высоко!
Лечь в кровать мне нелегко!
Эта – тоже велика,
Для меня кровать жестка.
Ну, а эта в самый раз!
Объявляю – «Тихий час»!
Машенька ложится в кровать, появляются медведи.
Настасья Петровна: Ой! Как долго мы гуляли;
Грибы, ягоды искали.
Михаил Потапович: Мёду сладкого нашли.
Еле до дому дошли.
Настасья Петровна ставит корзину с грибами, берет у Мишутки цветы и ставит в вазу.
Мишутка: Как хочу я, мама, сесть!
Михаил Потапович: Ну а я хочу поесть!
Медведи подходят к столу.
Настасья Петровна: Только кто в избушке был?
Беспорядок натворил?!
Михаил Потапович: Кто – то брал без спросу ложку,
Сдвинул с места стул немножко!
Настасья Петровна: Ложку брал он и мою!
Стул стоит не там, смотрю!
Мишутка: Съел мою еду до крошки,
Уронил под стол он ложку!
Он на стульчике катался –
Вот мой стульчик и сломался.
Михаил Потапович: Что ж, закончилось терпенье!
Гостью нет теперь прощенья!
Разъяренные медведи пошли в спальню.
Михаил Потапович: Вот и здесь, гляжу, изъян!
Он кровать мою измял!
Настасья Петровна: И мою кровать измял,
Значит, тоже здесь лежал!
Мишутка: Ой! Тут девочка лежит!
Посмотрите! Сладко спит!
Михаил Потапович: Я нарушу крепкий сон!
Выгоню отсюда вон!
Машенька просыпается, сжавшись, сидит на кровати и плачет. Настасья Петровна садится рядом с Машенькой и начинает её успокаивать.
Настасья Петровна: Ты, Потапыч, подожди,
Не кричи и не рычи!
Ну–ка, Машенька, вставай,
На вопросы отвечай.
Как у нас ты очутилась?
Машенька: Я, медведи, заблудилась…
Захотелось очень есть,
Силы нет, пришлось прилечь.
Михаил Потапович: Вижу, родители,
Напрасно время тратили,
Не научили раз тебя,
Как в гостях вести себя.
Настасья Петровна: Мы дадим тебе урок,
Ты запомни назубок:
В дом чужой без приглашенья
Не входи!
Михаил Потапович: Имей терпенье!
Настасья Петровна: Коль в гостях ты оказалась
И одна в избе осталась,
Всё, что хочешь, не бери,
Разрешенья попроси!
Михаил Потапович: Ну, а если вдруг случайно
Ты сломала что нечаянно,
Уходить не торопись,
Всё исправь и извинись.
Машенька: Всем спасибо. Поняла.
До свидания. Пошла.
Настасья Петровна: Нет, теперь уж подожди
И у нас ты погости.
Михаил Потапович: Ты домой не торопись,
А с Мишуткой подружись.
Мишутка: Я хочу с тобой играть,
Песни петь и танцевать.
Поделки из этого альбома, принесёт много радости Вашим ученикам. Эти игрушки могут быть призами, подарками, украшением ёлки, класса, с ними можно разыгрывать сценки для настольного или пальчикового театра (для этого в основании каждой игрушки нужно вырезать круг – отверстие для пальца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС одним из ра...
Доклад "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ".
Когда мы слышим, как ученики разговаривают свободно, гладко, красиво, то восхищаемся их речью и говорим: «Как развита речь. Умница!» Да, логически четк...
Использования нетрадиционных технологий в речевом развитии школьников с ОВЗ.
Использования нетрадиционных технологий в речевом развитии школьников с ОВЗ....
Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
laquo;Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать!"...
1. Статья "Роль педагога в становлении нравственно-ценностного отношения младших школьников к окружающему миру"
Статья посвящена роли учителя в развитии личности учащихся начальных классов. Особое внимание уделено экологическому воспитанию детей в ходе исследовательской и проектной деятельности....
Роль учителя в формировании нравственных ценностей у младших школьников через внеурочную деятельность
В последнее время проблеме нравственных ценностей уделяется достаточно внимания, это обусловлено социально-экономическим состоянием нашей страны. В статье описывется роль учителя в формиро...
«Роль учителя в формировании нравственных ценностей у младших школьников через урок и внеурочную деятельность"
Доклад .Тема: "Рольучителя вформировании нравственных ценностей у младших школьников через внеурочную деятельность"...