Использования нетрадиционных технологий в речевом развитии школьников с ОВЗ.
статья по зож на тему
Использования нетрадиционных технологий в речевом развитии школьников с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st.2_ispolzovanie_netraditsionnyh_tehnologiy_v_rr_detey_s_ovz.docx | 21.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Использования нетрадиционных технологий в речевом развитии школьников с ОВЗ.
Не секрет, что дети с ОВЗ испытываю трудности при развитии речи как письменной, так устной. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев , являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, достаточно развита речь. Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70 % времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырем основным видам речевой деятельности. Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось и причин этому множество.
Большую роль в развитии речи детей играет и современная предметно-развивающая среда.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники.
. Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать. Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.
Биоэнергопластика – это соединение движений речевого аппарата с движениями пальцев рук, синхронное выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастики помогают распределять биоэнергию в организме ребёнка, что в свою очередь развивает мелкую моторику пальцев рук и оказывает благотворное влияние на физическое и речевое развитие детей.
Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
упражнение "Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
"Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
"Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.
"Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:
"Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
"Жало”, "Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
"Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
"Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение "чашечки”.
"Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.
"Горка” - согнутая ладонь опущена.
Кинизиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Кинизиологические упражнения совершенствуют психические функции (память, внимание, мышление, воображение и т. д., благодаря им формируется быстрота импульсов от руки к центру речи головного мозга, в результате чего активизируется речь детей. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.
1 Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
2. Колечко. Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
3. Кулак – ребро – ладонь. Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
4. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
5. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения
почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
6. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
7. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
8Снеговик Стоя. Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
9Дерево Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта».
«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта»....
Слайдовое сопровождение сообщения на тему "Использование здоровьесберегающих технологий как фактора развития коммуникативных возможностей детей с речевой патологией"
Данное слайд-шоу иллюстрирует загруженное ранее сообщение с аналогичным названием. Также содержит несколько слайдов с заданиями на подбор прилагательных к существительным, дифференциацию букв Т-Д, сос...
Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе
Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей младших школьников
Разработка комплекса занятий с применением нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие творческих способностей младших школьников, которые могут быть применены в учебно-воспитательном пр...