Роль учителя в формировании нравственных ценностей у младших школьников через внеурочную деятельность
статья
В последнее время проблеме нравственных ценностей уделяется достаточно внимания, это обусловлено социально-экономическим состоянием нашей страны. В статье описывется роль учителя в формировнии нравственных ценностей у младших школьников через внеурочную деятельность. Через систему своей работы педагог осуществляет формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитывает их в духе общественной морали, работает над идейно-нравственными убеждениями учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lokshina_a.v._asaulyuk_s.yu_.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Асаулюк С.Ю. учитель начальных классов,
Локшина А.В. учитель начальных классов
Роль учителя в формировании нравственных ценностей у младших школьников через внеурочную деятельность
В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам» [4, с.156].
В последнее время проблеме нравственных ценностей уделяется достаточно внимания, это обусловлено социально-экономическим состоянием нашей страны. В начале 90-х годов прошлого столетия разрушилась прежняя система ценностей, а на смену ей не пришла новая. В современном обществе стираются нравственные ориентиры, духовность отодвинута на второй план, а лидирующее положение занимают ценности материальные.
Все эти преобразования накладывают определенный отпечаток на подрастающее поколение, особенно этому влиянию подвержены дети младшего школьного возраста, который характеризуется как благоприятный период по присвоению норм нравственности.
В связи со сложившейся ситуацией, сфера образования претерпела сильнейшие изменения, стараясь найти выход из сложившейся ситуации. Это нашло своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». В статье 2-й Закона Российской Федерации указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…». В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования одной из задач личностного развития учащихся является «формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора». Именно на учебные заведения возлагается ответственность по воспитанию новой личности «…способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда»
С. Л. Рубинштейн говорил, что ценность — значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию — ориентира поведения.
Авторы педагогического подхода (Н.Е. Щуркова, В.А. Сухомлинский, и др.) выделяют группу общечеловеческих ценностей, которые И.В.Федосова [5] представила в обобщающей таблице, которую мы приводим ниже (Табл. 1).
Таблица 1
Обобщенное содержание общечеловеческих ценностей
Общечеловеческие ценности | ||||||
Личностные | Социальные | Нравственные | Этические | Эстетические | Материальные | |
Самосовершенствование Самопознание Саморазвитие Самоуважение | Человек Родина Мир Земля Жизнь Здоровье Семья Отчий дом Отечество Коллектив Народ Человечество Общение Речь Вселенная | Доброта Труд Знание Любовь Дружба Счастье Вера Равенство Справедливость Благородство Честность Мысль Наука Истина Мастерство Совесть Щедрость Гуманизм Милосердие Мужество | Культура Вежливость Ненасилие Добродетель Благоразумие Ясномыслие Адаптивность | Красота Гармония Созидание Творчество Прекрасное | Окружающая природа Высшие творения искусства Земля Вода Лес Ваяния архитектуры |
Вершину иерархии ценностей личности, по мнению психолога В.А. Ядова, «...составляет «жизненный идеал» — нравственный образ желаемого будущего.» [6, с.109].
На уровне анализа наиболее распространенным в зарубежной и отечественной психологии является выделение трех компонентов становления внутренней структуры нравственных ценностей [2, с.17]:
- когнитивного, в котором сосредоточен социальный опыт личности, и на основе которого осуществляется познание, и становление ценностного отношения реализуется в обучении и воспитании;
- эмоционального, который передает переживание индивидом своего отношения к данным ценностям и определяет личностный смысл этого отношения;
- поведенческого, при котором и результате познания действительности и ее ценностного переживания формируется готовность действовать, осуществлять задуманное и соответствии с наличным планом.
«Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет К.Д. Ушинский, - не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности…Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, влияние личности учителя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
На сегодняшний день роль учителя в школе и за её пределами очень значима. Считаем, что именно педагог, благодаря своей деятельности в коллективе учащихся, должен помогать развитию положительных сторон личностей обучающихся: воспитывать положительные качества, прививать правильный и здоровый образ жизни, формировать социально-адаптированного, социально-неопасного индивидуума, готового к различным жизненным потрясениям. Через систему своей работы педагог осуществляет формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитывает их в духе общественной морали, работает над идейно-нравственными убеждениями учащихся.
Младшие школьники, в силу своих возрастных и личностных особенностей, склонны к подражанию и берут пример с отрицательных образов, что по нашему мнению может негативно влиять на становление системы нравственных ценностей.
Мы предполагаем, что формирование нравственных ценностей происходит в урочной и внеурочной деятельности. Специфика внеурочной деятельности, предопределяющая варьирование содержания и организацию деятельности в соответствии со свободным графиком занятий, с добровольностью участия детей, неформальностью и разнообразными видами общения, взаимодействием групповой и парной деятельности с учётом психологических особенностей учащихся, обеспечивает эффективность формирования нравственных ценностей на уровнях чувств, сознания и поведения при взаимосвязи процессов интериоризации и экстериоризации нравственных ценностей [1,с.35].
В нашей Гимназии мы используем различные виды внеурочной деятельности:
- проектная деятельность;
-организация выставок, экскурсий;
-проведение праздников (в том числе и православных), классных часов, читательских конференций;
-традиционное участие в благотворительных ярмарках и акциях Доброты.
Приобщение младших школьников к участию в викторинах, в конкурсах, на лучшего чтеца, к художественной самодеятельности, обогащает нравственный мир школьников.
На практике ученик не только должен усвоить нравственные нормы, но и осознать их ценность через свой практический опыт.
Однако, невозможно организовать одностороннее формирование нравственных ценностей у обучающихся. Очень важно регулярно привлекать к проведению внеурочных мероприятий родителей. Благодаря занятиям, проводимым с привлечением близких людей, у детей появляется интерес к познанию истории родного края и культуре. Они становятся более милосердными, общительными, дружелюбными, оценивают поступки товарищей и активнее реагируют на различные социальные ситуации.
Труд учителя, как цветок под дождем, не сразу может расцвести и дать результаты. Приходится ждать некоторое время. Но солнце обязательно выйдет, принесёт радость и наполнит сердце счастьем.
Список литературы:
- Айрумян, Г. С. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности / Г. С. Айрумян, Е. А. Кучеренко, В. А. Плотникова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9437/ (дата обращения: 10.03.2022).
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения [Текст] / М.И. Бобнева. – М.: Политиздат, 1978, – с.153.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст]: в 2 т./ С.Л. Рубинштейн – М., 1989.– Т.2.– 328 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. – Киев, Родянська школа, 1971. – 243 с.
- Федосова И.В. Формирование ценностных ориентаций младших школьников – детей бизнесменов [Текст]: Монография. / И.В. Федосова – Иркутск: Изд–во ГОУ ВПО «Иркут. гос. пед. ун–т», 2003. – 144с.
- Ядов В.А Ценности в кризисном социуме [Текст] / В.А. Ядов // Психологический журнал. — 1991. — №6. — 154—167.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема проекта: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность»
Проект: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность» во 2 классе....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Статья содержит описание опыта работы учителя начальных классов по внеурочной деятельности: занятия кукольным театром. Советы, рекомендации по организации общественно-полезной деятельности, сотр...
Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...
Занятие по теме: «Формирование духовно – нравственных ценностей у младших школьников через организацию проектной деятельности в ГПД»
Материал способствует расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способс...
Презентация по теме: "Формирование семейных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности"
Презентация по теме: "Формирование семейных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности"...
«Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников через внеурочную деятельность».
В статье отражено обоснование необходимости разработки и опыт создания программы курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"....
«Роль учителя в формировании нравственных ценностей у младших школьников через урок и внеурочную деятельность"
Доклад .Тема: "Рольучителя вформировании нравственных ценностей у младших школьников через внеурочную деятельность"...