Программа Центра профориентационной подготовки учащихся "Сфера"
элективный курс по теме
О множестве профессий дети младшего школьного возраста практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе. Программа ориентирована на достижение образовательных, общекультурных, социальных потребностей учащихся, педагогов, родителей и других заинтересованных лиц.Программа деятельности ЦППУ «Сфера» соответствует требованиям Закона РФ «Об образовании» и Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, которые являются нормативными документами, направляющими деятельность руководителя детского объединения и воспитанников, а также выступают как средство контроля за работой учреждения в целом. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Занятия построены таким образом, чтобы предоставлять возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Занятия проводятся в активной форме: игры, экскурсии, дискуссии, встречи с интересными людьми, психологические тренинги, конкурсы, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует стимулированию познавательной деятельности ребёнка, развитию коммуникативных умений, творческой самореализации личности, расширению кругозора детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tsentra_sfera.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №49»
Рекомендовано | «Утверждено» |
Лабораторией НИОКР «Я и мой выбор» | Советом НИОКР |
| |
«___»__________2012 г. | «___»__________2012 г. |
Программа деятельности
детско-взрослого сообщества
«Сфера»
Составитель программы: Токуренова И.С., Боброва Н.А., Шабаганова С.Ю.
Срок реализации – 2011 - 2014 г.
Возраст обучающихся – 1- 4 класс
Улан-Удэ
2012
Пояснительная записка
О множестве профессий дети младшего школьного возраста практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.
Программа ориентирована на достижение образовательных, общекультурных, социальных потребностей учащихся, педагогов, родителей и других заинтересованных лиц. Программа деятельности ЦППУ «Сфера» соответствует требованиям Закона РФ «Об образовании» и Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, которые являются нормативными документами, направляющими деятельность руководителя детского объединения и воспитанников, а также выступают как средство контроля за работой учреждения в целом. Кроме этих документов, к основным нормативным документам, положенным в основу программы можно отнести следующие:
- Конституция РФ;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Национальная доктрина образования в РФ;
- Федеральная программа развития образования;
- Федеральная программа «Дети России»;
- Федеральная программа «Молодежь России»;
-Решение коллегии Министерства образования РФ «О развитии дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения»;
-Решение Коллегии Министерства образования РФ «О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования»
Программа может быть реализована в учебно-воспитательном процессе после её утверждения Советом НИОКР МАОУ «СОШ№49» в качестве нормативного документа.
В программе должен соблюдается светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребёнка, свободного развития личности.
Логика построения программы способствует социализации и повышению адаптивности личности с учётом интересов, возрастных особенностей, типов темперамента детей. Более того, реализация программы невозможна без сотрудничества педагога с родителями, работниками школы, учителями-предметниками.
Принципы построения программы:
- добровольность и активность;
- ответственность;
- самостоятельность;
- равноправия и сотрудничества;
- демократизм;
- толерантность;
Цель: Формирование социально-мотивированной, способной к самоопределению личности, умеющей преодолевать трудности.
Задачи:
- создавать условия для самоопределения ребёнка, выявлять и развивать творческий потенциал каждой личности;
- развивать стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию;
- знакомить детей с разнообразием мира профессий, профессиональными традициями семьи, школы; формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
- воспитывать чувство уважения к трудовому и культурному наследию родного края;
- развивать и координировать опытно-экспериментальную, научно-исследовательскую и культурно-оздоровительную деятельности;
- участвовать в социально значимых мероприятиях различных уровней.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Занятия построены таким образом, чтобы предоставлять возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Занятия проводятся в активной форме: игры, экскурсии, дискуссии, встречи с интересными людьми, психологические тренинги, конкурсы, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует стимулированию познавательной деятельности ребёнка, развитию коммуникативных умений, творческой самореализации личности, расширению кругозора детей.
Программа деятельности ЦППУ «Сфера», реализуемая в свободное от основной учебной нагрузки время, исключает общее повышение учебной нагрузки и утомляемости детей за счёт: - обеспечения личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования, форм деятельности и общения; - организации естественных для соответствующего возраста форм детской активности (познание, труд, самодеятельность, общение, игра); - использование интерактивных способов усвоения образовательного материала.
Структура занятий
1.Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
2.Знакомство с профессией, которой посвящено занятие (коллективное обсуждение):
- что я знаю об этой профессии;
- что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
- какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
- какими качествами личности должен обладать человек данной профессии;
- что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
3.Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
4.Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Объем программы:
На реализацию программы центра ППУ «Сфера» отводится 8 ч в год. Итого 24 часа.
Ожидаемые результаты:
- участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
- расширение кругозора о мире профессий;
- заинтересованность в развитии своих способностей;
- участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;
- возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
Содержание программы
№п/п Раздел | Кол-во часов | Планируемые результаты |
Опыт коллективно-творческой деятельности | ||
Введение в мир профессий | 2 |
|
Профессии в школе | 2 | |
Все профессии важны, все профессии нужны! | 15 | |
Проект «Азбука профессий» | 4 | |
Праздник «Все работы хороши..» | 1 | |
Итого | 24час. |
№ | Наименование событий | Общее количество часов | В том числе: | Форма | Ресурсное обеспечение | |
Теорети-ческие | Практичес-кие | |||||
Введение в мир профессий | 2 | 1 | 1 | |||
1 | Мир интересных профессий | 1 | рассказ | презентация | ||
2 | Кем я хочу стать? | 1 | Психологический тренинг, беседа | Тест «Конструктивный рисунок человека», листы, краски, иллюстрации с изображением людей различных профессий | ||
Профессии в школе | 2 | 1 | 1 | |||
3 | Профессия- повар | 1 | Экскурсия на кондитерскую фабрику, в комбинат школьного питания | Презентация «Профессия моей мамы», видеофильм «В школьной столовой» | ||
4 | Профессия -библиотекарь | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку | |||
Все профессии важны, все профессии нужны! | 15 | 5 | 10 | |||
5 | Профессия — продавец | 1 | Сюжетно-ролевая игра «В магазине» | Презентация | ||
6 | Профессия — парикмахер | 1 | Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» | Ватман, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы. | ||
7 | Профессия – пожарный | 1 | Встреча с интересными людьми. Экскурсия в пожарную часть. | Рисунки по пожарной безопасности. Экипировка пожарного. | ||
8 | Профессия — почтальон | 1 | Заочное путешествие на почту. | Презентация | ||
9 | Профессия — врач | 1 | Сюжетно-ролевая игра «В поликлинике» | Презентация, Халат врача, аптечка, фонендоскоп, бланки рецептов | ||
10 | Профессия - ветеринар | 1 | Беседа | Мультфильм «Верните Рэкса!» | ||
11 | Профессия - архитектор | 1 | Проектная деятельность «Школа будущего» | Мультфильм «Каменные музыканты», листы, краски, кисточки. | ||
12 | Профессия – строитель. | 1 | Беседа, рассказ | Презентация | ||
13 | Профессия — художник | 1 | Викторина «Какие предметы нужны художнику?», конкурс рисунков. | Рисунки детей | ||
14 | Профессия –инспектор дорожного движения | 1 | Встреча с инспектором дорожного движения. Участие в акции «Дети против жертв на дорогах» | Мультфильм «Уроки тётушки Совы. Азбука безопасности на дорогах» Рисунки детей «Дорожные знаки» | ||
15 | Профессия - портной | 1 | Сюжетно-ролевая игра «Ателье» | Презентация, рисунки - модели одежды. | ||
16 | Профессия -флорист | 1 | Рассказ, беседа | Презентация «Правила составления букетов» | ||
17 | Производство молока | 1 | Рассказ, беседа | Презентация «Откуда текут молочные реки?», мультфильм «Молочный Нептун» | ||
18 | Профессия- психолог | 1 | Беседа, рассказ | Психологический тест | ||
19 | Профессия- программист | 1 | Рассказ, беседа | Презентация | ||
Проект «Азбука профессий» | 4ч | |||||
20 | Представление мини-проектов на буквы А-Д | 1 | Проектная деятельность. Профессия «Дизайнер- профессия будущего» | Презентация «Дизайнер интерьера» «Виды штор», рисунки «Детская», «Гостиная», «Кухня» | ||
21 | Представление мини-проектов на буквы Е-К | 1 | Проектная деятельность. Профессия журналист. | Презентация, вырезки из журналов | ||
22 | Представление мини-проектов на буквы Л-Р | 1 | Проектная деятельность. Профессия Радиоведущий. | Презентация «Из истории радио» | ||
23 | Представление мини-проектов на буквы С-Я | 1 | Пресс-конференция: «Фотограф – профессия или хобби?» Встреча с интересными людьми. Проектная деятельность. | Презентация «Из истории фотографии» | ||
24 | Праздник «Все работы хороши..» | 1 | Праздник | Стихи, сценки, песни | ||
Итого часов: | 24 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по курсу "Подготовка руки к письму" (для детей дошкольного возраста)
Программа предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста по подготовке руки к письму. На занятиях ребенок учится узнавать форму и цвет предметов; обводя предметы и фигурки, раскрашивая и штри...
Проект программы центра дневного пребывания детей на базе школ
Проект программы центра дневного пребывания детей на базе школ...
рабочая программа центра дневного пребывания "Солнышко"
Рабочая программа центра дневного пребывания....
Программа Центра дневного пребывания детей "Покорители Вселенной".
Программа Центра дневного пребывания детей "Покорители Вселенной" для младших школьников....
Использование игр на занятиях по профориентационной подготовке
В начальной школе, особенно в 1-2 классе, важное значение имеет такая форма развития, как игра. Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый дл...
Образовательная программа по предпрофильной и профориентационной подготовке учащихся.
Цели программы: создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе;разработка модели профориентационной ра...
Комплексная образовательная программа центра дневного пребывания «Радуга»
Организовать занятость детей в летний период для укрепления здоровья, развития творческих способностей и укрепления гражданских позиций...