Использование игр на занятиях по профориентационной подготовке
учебно-методический материал на тему
В начальной школе, особенно в 1-2 классе, важное значение имеет такая форма развития, как игра. Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд.
Всякая игра приучает их к согласованным действиям, к точности и своевременности перед командой или группой, за которую они играют. В игре, чаще всего представляющей собой индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются волевые качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstuplenie_igry_po_proforientatsii_volkovoy_o.a.docx | 20.79 КБ |
vystuplenie_volkovoy_o.a.pptx | 864.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
Волковой О.А. МОУ СОШ №4 «Центр образования»
23.05.2011.
Использование игр на занятиях по профориентационной подготовке.
В начальной школе, особенно в 1-2 классе, важное значение имеет такая форма развития, как игра. Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку необходимый для него труд.
Слайд 2 Всякая игра приучает их к согласованным действиям, к точности и своевременности перед командой или группой, за которую они играют. В игре, чаще всего представляющей собой индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются волевые качества.
Слайд 3 Цель игры: сделать образовательный процесс радостным, интересным, запоминающимся для детей. Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения – вот основные задачи, которые реализуются в игре.
Слайд 4 Кроме того, важными направлениями профориентационной работы в начальной школе являются: обучение школьников навыкам самооценивания, развитие рефлексии и реалистической самооценки детей.
В этом возрасте развивается эмоциональный компонент психологической готовности ребёнка к профессиональному самоопределению как предвестник познавательного и мотивационного его компонентов. Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу.
Профориентационные игровые процедуры, как правило, легко интегрируются в структуру урока по предметам в начальной школе. И позволяют разнообразить его, делая более эмоционально насыщенным.
Слайд 5 На уроках по развитию речи можно предложить учащимся игру – сочинение «Начинающий журналист». Готовя материал для сочинения, ученик выступает в роли журналиста, готовит вопросы и интервью для взрослого: чем тот занимается на работе, в каких условиях он трудится, что производит, как получил свою профессию.
Слайд 5 Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие, как «Магазин», «Библиотека», «Экскурсовод», в которых имитируется конкретная профессиональная деятельность. В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной.
Так в игре «Магазин» ученикам предлагается использовать роль кассира, продавцов, администратора, но при этом решается и дидактическая задача (закрепление навыков устного счёта), и воспитательная (культура общения).
К профессиональным играм, которые предлагаются детям, как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединённых названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву….», «Кто использует в работе?», «Ассоциация » (угадать задуманную профессию».
В игре «Отдел кадров» учащимся необходимо пояснить, что наилучших результатов в работе добиваются люди, чьи индивидуальные качества наилучшим образом соответствуют требованиям профессии. В этой игре учащимся предлагается подобрать профессию для инопланетян, посетивших нашу планету.
Игра «О, счастливчик!» содержит вопросы относительно содержания профессий, условий и предметов труда, а также о труде и качествах профессионалов.
Пример:
- Какой современный профессионал соответствует старинному названию «ростовщик »? а) овощевод, б) банкир, в) воспитатель.
- Дерево ценят по плодам, а человека по….
а) деньгам, б) делам, в) глазам.
- Какое профессиональное важное качество необходимо бухгалтеру?
а) музыкальный слух, б) ловкость рук, в) аккуратность
ПРОФЕССИЯ «БИБЛИОТЕКАРЬ»
Предлагается игра «Угадай, какая книжка»
Из 5-6-ти детских книг, разных по тематике, учитель выписывает или составляет аннотации. Эти же книги он выставляет у доски и поочередно зачитывает аннотации, а дети стараются отгадать, о какой книжке идет речь. Даже если книги не знакомы ребятам, они могут догадаться по картинкам и названиям.
Слайд 6 Игровой тест
На доске записаны: значки, обозначающие буквы; пословицы, написанные значками вместо букв. Задача ребят — по значкам расшифровать конкретную пословицу.
Дети, берегите книги
ПРОФЕССИЯ БОТАНИК Игра «ЛОВУШКА»
Цель: показать знания учащихся в тех областях знаний, которые необходимы для профессий типа «человек-природа» — ботаника, зоология, география и т. д.
Ход игры: ведущий называет пять городов (стран, деревьев, птиц, цветов, животных и т. д.). Одно из утверждений неверное. Дети должны найти ловушку. Задание с одной ловушкой:
Я знаю пять деревьев: береза (дерево), кустарниковая полевка (животное семейства мышиных), дуб (дерево), пихта (дерево), ель (дерево).
Я знаю пять насекомых: жужелица (насекомое), цикада (насекомое), венерина мухоловка (насекомоядное растение), стрекоза (насекомое), термит (насекомое).
АЗБУКА ПРОФЕССИЙ
Ведущий: Давайте вспомним азбуку. Я буду показывать букву алфавита и одновременно задавать вопрос. Вам нужно назвать профессию, начинающуюся с этой буквы.
А - человек, создавший условия для жизни растений, специалист сельского хозяйства (агроном).
Б - делец, коммерсант, предприниматель (бизнесмен).
В - врач, следящий за здоровьем рыб, птиц, животных (ветеринар).
Г - Человек, поднимающий тяжелые грузы на предприятиях (грузчик).
К - повар на корабле (кок).
Описание с помощью мимики и жестов (без слов) какой-либо профессии (специальности). Показывая какой-либо вид деятельности, дети выбирают главное в той профессии и пытаются показать так, чтобы команда соперников отгадала профессию. В этом случае они получают жетон. Если другая команда не отгадала вид деятельности или профессию, то жетон получает загадывающая команда.
«ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО»
Цель игры: развитие произвольности, самоконтроля и внимания.
Ход игры: Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если этого слова ведущий не говорит, дети остаются неподвижными.
Замечание: «волшебное слово» ведущий произносит в случайном порядке, через 1—5 движений.
Слайд 7-8 Личность, готовая к успешной социализации, должна: иметь активную жизненную позицию; уметь ставить цель и определять вариативные пути её достижения; видеть варианты развития событий и быть готовой к преодолению; уметь максимально объективно анализировать достигнутые результаты; владеть коммуникативными навыками ведения диалога; быть готовой к профессиональному самоопределению в новых условиях; стремиться к достижению жизненного успеха; сохранять уверенность, уметь преодолевать трудности в достижении поставленной цели.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные задачи профессиональной ориентации в начальной школе : формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду понимания его роли в жизни человека и общества развитие интереса к профессиям, и наиболее распространённым профессиям ближайшего окружения
Принцип игры: Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц
Требования к игре: Игра должна содействовать сплочению коллектива Иметь познавательное значение Активизировать общественную деятельность детей Обеспечивать мыслительную активность участников игр Создавать условия для детского творчества
Урок развития речи Ролевые игры Игра – сочинение Начинающий журналист Магазин - урок математики Библиотека - урок литературы Экскурсовод - урок окружающего мира
И гровой тест
Аукцион Ярмарка Кто нужнее? Предприятие Биолог Таможня Гидроакустики Сдаем на права водителя автомобиля Автоинспектор 2 На ощупь (водолаз) игры по профориентационной подготовке
Игры, развивающие профессионально важные качества Зеркала Разведчики Найди свою обувь Узнай по носу Только на одну букву Иголка и нитка Дракон кусает свой хвост Волшебное слово Запрещенное движение Запретный номер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по предшкольной подготовке "Дикие животные"
Материал содержит разработку занятия с будущими первоклассниками. Математика, письмо и развитие речи объединены темой "Дикие животные". Прилагается презентация занятия и рабочий лист для детей....
Программа Центра профориентационной подготовки учащихся "Сфера"
О множестве профессий дети младшего школьного возраста практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе. Программа ориентирована на достижение образов...
Конспект занятия в группе "Подготовка к школе". Тема занятия "Согласный твёрдый звук [ж], буква Ж,ж".
Цель занятия: познакомить детей со звонким твердым звуком [ж]; упражнять в чтении слогов, слов с буквой "ж"; способствовать развитию фонематического слуха, речи, формированию умения проводить звуковой...
Образовательная программа по предпрофильной и профориентационной подготовке учащихся.
Цели программы: создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе;разработка модели профориентационной ра...
Занятие 1 из цикла занятий по дошкольной подготовке на основе тетрадей серии "Солнечные ступеньки"
Занятие 1 из цикла занятий по дошкольной подготовке на основе тетрадей серии "Солнечные ступеньки"https://disk.yandex.ru/d/mzIBAeYp5V0I2Q...
Занятие 3 из цикла занятий по дошкольной подготовке на основе тетрадей серии "Солнечные ступеньки"
Занятие 3 из цикла занятий по дошкольной подготовке на основе тетрадей серии "Солнечные ступеньки"https://disk.yandex.ru/i/Rebz9TDeyLkl-Q...
Занятие 4 из цикла занятий по дошкольной подготовке на основе тетрадей серии "Солнечные ступеньки"
Занятие 4 из цикла занятий по дошкольной подготовке на основе тетрадей серии "Солнечные ступеньки"https://disk.yandex.ru/i/-wi762Hlp7SH1g...