РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Путешествие по тропе здоровья» спортивно-оздоровительное направление, ФГОС, 3 класс.
рабочая программа (3 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, построена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. К программе прилагается учебно-тематическое планирование с УУД учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_trope_zdorovya_3_klass.doc | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Тольятти
«Школа с углубленным изучением отдельных предметов №21»
Утверждаю Директор ________/_________/ «__»_____________2016 г. М.П. | Согласовано «___»________2016 г. Зам. директора по УВР ________/___________/ | Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов Протокол № ___от «__»_____2016г. Руководитель МО ________________/______________/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Путешествие по тропинке здоровья»
спортивно-оздоровительное направление
(модифицированная)
Возраст обучающихся – 3 класс
Срок реализации – 1 год
Количество часов – 34/1
Программу составила
учитель начальных классов
Пиденко Елена Никифоровна
Тольятти, 2016 год
Пояснительная записка
Программа «Путешествие по тропе здоровья» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения. Составлена на основе программы «Путешествие по тропе здоровья» (1-4 классы), автор Горский В.А.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
50% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале, 10% на выполнение практических работ, остальное время распределено занятия по формированию здорового образа жизни. В 3 классе- 34 часа в год, 1 час в неделю.
Актуальность. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» нацелена на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре, на формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, на использование их в целях досуга, отдыха.
Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
. Цель программы:
формирование установки на ведение здорового образа жизни и обучение способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья; приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.
Задачи программы:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы.
В процессе реализации программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Путешествие по тропе здоровья» обучающиеся должны:
знать:
- правила гигиены повседневного быта;
- особенности физического развития младшего школьника;
- влияние неправильной осанки и плоскоспопия на здоровье;
- показатели самоконтроля за состоянием своего здоровья;
- правила предупреждения простудных заболеваний;
- основные правила закаливания организма;
- что такое близорукость и как она влияет на здоровье человека;
- основы рационального питания;
- способы воспитания двигательных способностей;
- основные виды движения;
- виды подвижных игр;
- правила игры;
- основы лыжной подготовки;
- малые формы двигательной активности4
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека.
уметь:
- применять на практике приобретённые знания о правилах ведения здорового образа жизни;
- составлять индивидуальные планы и программы по улучшению своего здоровья;
- вести дневник самоконтроля;
- делать точечный массаж;
- самостоятельно выполнять профилактические и общеукрепляющие комплексы физических упражнений;
- играть в подвижные игры, соблюдая правила;
- самостоятельно совершать лыжные прогулки;
- применять полученные навыки в самостоятельных и групповых занятиях.
Требования к УУД, которые должны сформировать обучающиеся в процессе реализации программы
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы следующие умения:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- Вести безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающиеся в процессе реализации программы
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств:
- отношение к самому себе;
- отношение к другим людям;
- отношение к вещам;
- отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие
качества личности как:
- товарищество,
- уважение к старшим,
- доброта,
- честность,
- трудолюбие,
- бережливость,
- дисциплинированность,
- соблюдение порядка,
- любознательность,
- любовь к прекрасному,
- стремление быть сильным и ловким.
Оценивание, использование и формы фиксирования результатов.
При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 3-м классе не предусматривается система балльного (отметочного) оценивания.
Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).
Лист наблюдения
1-я ступень | Ставит цель исследования с помощью учителя | Следует плану, предложенному учителем | Использует источники информации, рекомендованные учителем |
2-я ступень | Ставит цель исследования самостоятельно | В целом представляет, как достичь цели | Пытается обнаружить способы получения информации |
3-я ступень | Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели | Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент | Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения |
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что____________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось _________________________________
Я думаю, это потому, что ____________________________________________
Самым интересным было______________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя __________________________________
Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в ПОРТФОЛИО ребенка.
3 класс « По дорожкам здоровья »
Тематическое планирование. (34 часа)
№ | Тема занятия | Тео рия | Содержание | Практи ка | Содержание |
1 | Мой внешний вид – залог здоровья | 1 | Знакомство с правилами гигиены повседневного быта. Уход за своей внешностью | ||
2 | Практическая работа «Уход за одеждой и обувью» | 1 | Знать и уметь пользоваться правилами ухода за обувью и одеждой. | ||
3 | Соответствие роста и веса возрастным нормам | 1 | Знакомство с физическим развитием младшего школьника. Знать соответствие веса и роста с возрастными нормами | ||
4 | Практическая работа «Сопоставление своего роста и веса с возрастными нормами»» | 1 | . Уметь сопоставлять свой рост и вес с возрастными нормами | ||
5 | Плоскостопие и борьба с ним | 1 | Знакомство с нормами правильной осанки. Что такое плоскостопие и как бороться с ним. | ||
6 | Практическая работа «Определение формы стопы» | 1 | Уметь определять форму стопы | ||
7 | Пульс как показатели самоконтроля | 1 | . Знать основы самоконтроля.Правила определения пульса. Его нормы. | ||
8 | Практическая работа «Зависимость пульса от физической нагрузки» | 1 | Знакомство с правилами зависимости пульса от физической нагрузки | ||
9 | Закаливание организма | 1 | Знакомство со средствами и методами сохранения здоровья. Знать методы закаливания организма | ||
10 | Практическая работа «Закаливаемся вместе» | . | 1 | Уметь пользоваться правилами и методами закаливания | |
11 | Профилактика близорукости | 1 | Знакомство с профилакти кой близорукост | ||
12 | Практическая работа «Расширяем периферическое поле зрения» | 1 | Уметь пользоваться правилами профилактики близорукости | ||
13 | Что такое ловкость | 1 | Знакомство с понятием «ловкость». Что надо делать, чтобы стать ловким? | ||
14 | Комплекс упражнений для развития ловкости | 1 | Освоение комплекса упражнений для развития ловкости. | ||
15 | Лазание по канату и шесту | 1 | . Знакомство с правилами лазания по канату и шесту. | ||
16 | Игротека «Пожарная команда» | 1 | Знакомство с правилами игры. | ||
17 | Лыжная подготовка | 1 | Освоение правил при работе с лыжами | ||
18 | Коньковый ход | 1 | . Освоение правил работы на коньках | ||
19 | Спуск с горы | 1 | Знакомство с правилами спуска с горы | ||
20 | Торможение | 1 | Знакомство с правилами торможения. Правила безопасности. | ||
21 | Прыжки и спорт | 1 | Знакомство с различными видами движения (прыжками) | . | |
22 | Прыжки в длину с места | 1 | Знакомство с приёмами, позволяющими прыгать с места и с разбега | ||
23 | Прыжки в длину с разбега | 1 | Знакомство с приёмами, позволяющими прыгать с места и с разбега | ||
24 | Прыжки в высоту | 1 | Знакомство с приёмами, позволяющими прыгать в высоту и со скакалкой. | ||
25 | Прыжки со скакалкой | 1 | Знакомство с приёмами, позволяющими прыгать в высоту и со скакалкой. | ||
26 | Игротека «На болоте» | 1 | Освоение правил игры «На болоте» | ||
27 | Прыжок в глубину | 1 | Освоение правил прыжков в глубину. | ||
28 | Впрыгивание на возвышение. | 1 | Освоение правил прыжков на возвышение | ||
29 | Отличие прыжка от ходьбы и бега | 1 | Знакомство с отличиями прыжка от ходьбы и бега. | ||
30 | Экскурсия «Природа – источник здоровья» | 1 | Знакомство с правилами поведения на природе. Различать, где природа является источником здоровья, а где источником опасности | ||
31 | Малые формы двигательной активности | 1 | Знакомство с малыми формами двигательной активности. | ||
32 | Игры на переменах | 1 | Знакомство с играми разных народов | ||
33 | Игры разных народов | 1 | Знакомство с играми разных народов | ||
34 | Спортивный праздник «Дальше, быстрее, выше» | 1 | Демонстрация своих умений и навыков | ||
Всего 34 часа | 13 | 21 |
Содержание программы.
3 класс (34 часа)
Раздел I
Формирование представлений о физическом развитии и здоровом образе жизни (12ч)
Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Определение понятия «здоровый образ жизни.
Тема 1. Гигиена повседневного быта.
(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)
Теория: Гигиенические требования к одежде и обуви. Мой внешний вид – залог здоровья.
Практика: Правила ухода за одеждой и обувью. Тест «Ваше здоровье».
Тема 2. Физическое развитие.
занятия-1 час, практические занятия-1 час)
Теория: Прибавление в росте и весе. Соответствие роста и веса возрастным нормам. Окончательный рост мальчиков и девочек.
Практика: Сравнение своего роста и веса с возрастными нормами. Определение своего роста в 20 лет.
Тема 3. Формирование правильной осанки.
(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)
Теория: Нормальная и ненормальная форма стопы. Плоскостопие. Борьба с плоскостопием.
Практика: Проверка формы стопы.
Тема 4. Основы самоконтроля.
Теория: Показатели самоконтроля. Самоощущение – оценка состояния организма, основанная на собственных ощущениях. Болевые ощущения.
(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)
Теория: Пульс – показатель, дающий важную информацию деятельности сердечно-сосудистой системы.
Практика: Физическая нагрузка и пульс. Зависимость частоты пульса от
физической нагрузки.
Тема 5. Средства и методы сохранения здоровья.
(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)
Теория: Азбука закаливания. Виды закаливания организма человека.
Практика: Воздушные ванны. Босохождение. Умывание и обливание холодной водой.
Тема 6. Профилактика близорукости..
(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)
Теория: Дальнозоркость. Близорукость. Влияние близорукости на здоровье человека.
Практика: Периферическое зрение. Упражнения для расширения периферического поля зрения.
Раздел I I
Воспитание двигательных способностей (2ч)
Характеристика и развитие основных двигательных способностей человека
Тема 1. Что значит быть ловким?
(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)
Теория: Быстрое овладевание новыми упражнениями. Действия в изменяющихся условиях. Ловкость.
Практика: Комплексы физических упражнений для развития ловкости.
Раздел III
Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков (16ч)
Основные движения. Прикладные умения и навыки человека.
Тема 1. Прикладные умения и навыки
(6 часов: теоретические занятия-2 часа, практические занятия-4 часа)
Теория: Лыжный спорт. История лыжного спорта. Техника торможения.
Практика: Лазанье по канату и шесту. Отработка лазанья по канату и шесту. Игра «Пожарная команда».
Коньковый ход. Отработка конькового хода. Спуск с горы. Способы спуска с горы.
Тема 2. Основные виды движения
(10 часов: теоретические занятия-3 часа, практические занятия-7 часов)
Теория: Прыжки. Виды и типы прыжков. Прыжки и спорт. Прыжок в глубину. Правила техники безопасности при совершении прыжка в глубину. Отличие прыжка от ходьбы и бега.
Практика: Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с разбега. Прыжки в высоту. Прыжки со скакалкой. Игротека «На болоте». Впрыгивание на
возвышение. Экскурсия «Природа – источник здоровья».
Раздел IV
Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий (4ч)
Методика и проведение динамических пауз, физкультурных минуток, занимательных переменок.
Тема 1. Методика проведения малых форм двигательной активности.
(4часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-3 часа)
Теория: Малые формы двигательной активности. Влияние на организм человека.
Практика: Игры на переменах. Игры разных народов. Спортивный праздник «Дальше, быстрее, выше».
Учебно – тематическое планирование «Путешествие по тропе здоровья» в рамках внеурочной деятельности в 3 классе
1,2,3,4 графы – Горский В.А.. «Путешествие по тропе здоровья» 3 класс. Москва « Просвещение», 2012г.
5,6,7,8 графы – методическое пособие «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; пол ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.
№ п\п | Тема занятия | Тип занятия Кол. часов Используемые образовательные технологии | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | ||||||||||
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |||||||||||
Раздел1. «Формирование представлений о физическом развитии здорового образа жизни» (12ч) | ||||||||||||||
1. | Гигиена повседневного быта. Мой внешний вид – залог здоровья | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Знакомство с правилами гигиены повседневного быта. Уход за своей внешностью. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. | Умение слушать и вступать в диалог. | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию | |||||||
2. | Практическая работа «Уход за одеждой и обувью» | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Знать и уметь пользоваться правилами ухода за обувью и одеждой. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. | Моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |||||||
3 | Физическое развитие младшего школьни ка Соответствие роста и веса возрастным нормам | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Знакомство с физическим развитием младшего школьника. Знать соответствие веса и роста с возрастными нормами. | Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями. | . Строить речевые высказывания в устной форме. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |||||||
4 | Практическая работа «Сопоставление своего роста и веса с возрастными нормами» | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Уметь сопоставлять свой рост и вес с возрастными нормами. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Умение прислушиваться к советам старших. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. | Различать допустимые и недопустимые формы поведения. | |||||||
5 | Формирование правильной осанки. Плоскостопие и борьба с ним | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Знакомство с нормами правильной осанки. Что такое плоскостопие и как бороться с ним. | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. | Моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализа | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |||||||
6 | Практическая работа «Определение формы стопы» | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Уметь определять форму стопы. | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Учиться работать в группах. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |||||||
7 | Основы самоконтроля. Пульс как показатели самоконтроля | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Знать основы самоконтроля. Правила определения пульса. Его нормы. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Работать в группах по составлению правил поведения. Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. | Различать допустимые и недопустимые формы поведения. | |||||||
8 | Практическая работа «Зависимость пульса от физической нагрузки» | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Знакомство с правилами зависимости пульса от физической нагрузки. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. | Моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |||||||
9 | Средства и методы сохранения здоровья. Закаливание организма | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Знакомство со средствами и методами сохранения здоровья. Знать методы закаливания организма. | Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями. | Строить речевые высказывания в устной форме. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |||||||
10 | Практическая работа «Закаливаемся вместе» | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Уметь пользоваться правилами и методами закаливания. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Умение прислушиваться к советам старших. | Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы. Учиться работать в группах. | Различать допустимые и недопустимые формы поведения. | |||||||
11 | Профилактика близорукости. | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Знакомство с профилакти кой близорукости | Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. | Учиться работать в группах. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |||||||
12 | Практическая работа «Расширяем периферическое поле зрения» | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Уметь пользоваться правилами профилактики близорукости | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |||||||
Раздел 2. «Воспитание двигательных способностей» (2ч) | ||||||||||||||
13 | Что значит быть ловким?. Что такое ловкость | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Знакомство с понятием «ловкость». Что надо делать, чтобы стать ловким? | Представление о правилах поведения для сохранения своего здоровья. Умение строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Разрешение споров. Владение диалогической формой речи | Моделировать и оценивать различные ситуации поведения. | Различать допустимые и недопустимые формы поведения. | |||||||
14 | Комплекс упражнений для развития ловкости | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Освоение комплекса упражнений для развития ловкости. | Формирование установки на здоровый образ жизни. Умение соотносить поступки и события. | Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Моделировать и оценивать различные ситуации поведения. | |||||||
Раздел 3. «Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков» (16ч) | ||||||||||||||
15 | Прикладные умения и навыки. Лазание по канату и шесту. | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Знакомство с правилами лазания по канату и шесту. | Формирование установки на здоровый образ жизни. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Знание правил лазания по канату и шесту. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Учиться работать в парах. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |||||||
16 | Игротека «Пожарная команда» | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Знакомство с правилами игры. | Формирование адекватной и позитивной самооценки | Умение осуществлять поиск информации из иллюстративного материала, делать выводы. | Использовать речь для регуляции своего действия. Строить понятные для партнёра высказывания | Умение соотносить то, что уже известно, с тем, что ещё неизвестно. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | |||||||
17 | Лыжная подготовка | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Освоение правил при работе с лыжами | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности | Умение применять полученные знания на практике. Поиск и выделение нужной информации. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |||||||
18 | Коньковый ход | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Освоение правил работы на коньках | Формирование адекватной и позитивной самооценки | Умение применять полученные знания на практике. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |||||||
19 | Спуск с горы | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Знакомство с правилами спуска с горы | Формирование установки на здоровый образ жизни. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Умение применять полученные знания на практике. Поиск и выделение нужной информации | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |||||||
20 | Торможение | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Знакомство с правилами торможения. Правила безопасности. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Умение осуществлять поиск информации из иллюстративного материала, делать выводы. | Использовать речь для регуляции своего действия. Строить понятные для партнёра высказывания | Умение соотносить то, что уже известно, с тем, что ещё неизвестно. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи | |||||||
21 | Основные виды движения. Прыжки и спорт. | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Знакомство с различными видами движения (прыжками) | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. | Умение применять полученные знания на практике. Поиск и выделение нужной информации. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |||||||
22-23 | Прыжки в длину с места Прыжки в длину с разбега | 2 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Знакомство с приёмами, позволяющи ми прыгать с места и с разбега. | Формирование адекватной и позитивной самооценки | Умение осуществлять поиск информации ,делать выводы. | Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности | Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | |||||||
24-25 | Прыжки в высоту Прыжки со скакалкой | 2 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Знакомство с приёмами, позволяющи ми прыгать в высоту и со скакалкой. | Формирование адекватной и позитивной самооценки | Строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте и его свойствах. | Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности. | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | |||||||
26 | Игротека «На болоте» | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Освоение правил игры «На болоте» | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. | Строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте и его свойствах. | Ученик получит возможность научиться: Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | |||||||
27 | Прыжок в глубину | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Освоение правил прыжков в глубину. | Формирование установки на здоровый образ жизни. Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Умение осуществлять поиск информации, делать выводы. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | |||||||
28 | Впрыгивание на возвышение. | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Освоение правил прыжков на возвышение. | Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями. | Подведение под понятие- распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | |||||||
29 | Отличие прыжка от ходьбы и бега | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Знакомство с отличиями прыжка от ходьбы и бега. | Формирование установки на здоровый образ жизни. Формирование адекватной и позитивной самооценки | Строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте и его свойствах. | Ученик получит возможность научиться: Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | |||||||
30 | Экскурсия «Природа – источник здоровья» | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Знакомство с правилами поведения на природе. Различать, где природа является источником здоровья, а где источником опасности. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Выбирать оптимальные формы поведения в условиях природы. | Подведение под понятие- распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. | Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | |||||||
Раздел 4. «Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий» (4ч) | ||||||||||||||
31 | Методика проведения малых форм двигательной активности. Малые формы двигательной активности | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Знакомство с малыми формами двигательной активности. | Формирование адекватной и позитивной самооценки | Умение осуществлять поиск информации, делать выводы. | Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности | Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. | |||||||
32-33 | Игры на переменах Игры разных народов | 2 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Знакомство с играми разных народов . | Формирование адекватной и позитивной самооценки | Строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте и его свойствах. | Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности. | Различать допустимые и недопустимые формы поведения. | |||||||
34 | Спортивный праздник «Дальше, быстрее, выше» | 1 Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая | Демонстрация своих умений и навыков | Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности. | Строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте и его свойствах. | Ученик получит возможность научиться: Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания | Различать допустимые и недопустимые формы поведения. |
Методическое и материально-техническое сопровождение программы
- Горский В.А. «Путешествие по тропе здоровья», 3 класс. М., Просвещение, 2012.
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2012.
- Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М. : Просвещение, 2008
- Безруких М. М. ,Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2004.– 80 с.
- Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 2010
- Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 2003
- Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 2011.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2012.
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2011. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
- Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011.
- ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
- ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
- DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
Печатные пособия.
Информационно-коммуникативные средства:
- общепользоватеьские цифровые инструменты учебной деятельности;
- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности.
Технические средства обучения:
- CD, DVD – проигрыватели;
- телевизор;
- аудио, видеомагнитофон;
- компьютер с художественным программным обеспечением;
- слайд-проектор;
- мультимедиа – проектор;
- магнитная доска;
- экран навесной;
- фотокамера цифровая;
- видеокамера цифровая.
Экранно-звуковые пособия:
- аудиозаписи музыки к литературным произведениям;
- видеофильмы или DVD- фильмы и презентации.
Учебно-практическое оборудование.
Модели и натурный фонд.
Игры и игрушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Путешествие по тропе здоровья" 1-4 класс
Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лу...
программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Путешествие по тропе здоровья"
программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления ",Путешествие по тропе здоровья" для 1-4 классов из расчета один час в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по тропе здоровья"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по тропе здоровья" 1-4 классы ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Путешествие по тропе здоровья» спортивно-оздоровительное направление, ФГОС, 4 класс
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к здоровью» направление –спортивно-оздоровительное для учащихся 2 класса
рабочая программа внеурочной деятельности "Тропинка к здоровью" 2 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие по тропе здоровья»
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии...