ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
план-конспект занятия (1 класс) по теме
Занятия внеурочной деятельности по курсу «Тропинки здоровья» предназначены для учащихся 1 классов. Проводятся в форме игры - путешествия. Учащиеся «путешествуют» по тропинкам здоровья Солнечной страны. Останавливаясь по пути, дети получают знания о здоровье, разучивают различные способы его сохранения и укрепления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 45.25 КБ |
more_chuvstv.pptx | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учитель 1 квалификационной категории
МБОУ « Гимназия № 90» Советского района
города Казани Республики Татарстан
Назирова Фирдиля Султановна
Введение
Занятия внеурочной деятельности по курсу «Тропинки здоровья» предназначены для учащихся 1 классов. Проводятся в форме игры - путешествия. Учащиеся «путешествуют» по тропинкам здоровья Солнечной страны. Останавливаясь по пути, дети получают знания о здоровье, разучивают различные способы его сохранения и укрепления.
Занятия имеют определенную структуру.
Вводная часть содержит игры-разминки, позволяющие снять напряжение, переключиться с одной темы на другую, восстановить хорошее рабочее состояние.
Основная часть включает в себя познавательный материал о здоровье и здоровом образе жизни, комплекс физических упражнений, дыхательную, пальчиковую и зрительную гимнастику, психологические и двигательные игры.
Игра имеет большое значение для развития личности ребенка. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма. Игры создают положительный эмоциональный фон. В игре не только проявляются индивидуальные способности, но формируются определенные свойства личности. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится общаться со сверстниками и взрослыми, приобретает необходимые умения и навыки. Умело построенная игровая деятельность учит радоваться и сердиться, адекватно реагировать на настроение окружающих
Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- проведение опытов;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
В конце каждого занятия проводится рефлексия. Дети оценивают свое самочувствие с помощью значков - очень хорошее, хорошее, не очень хорошее.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Тема данного занятия называется « Море чувств». Чувства бывают разные и все они очень важные. Почему? Потому что именно благодаря ЧУВСТВАМ человек может научиться понимать и принимать свои настоящие желания, цели, мечты и впоследствии действовать наиболее верно для достижения своих ЦЕЛЕЙ.
Человек должен научиться ПОНИМАТЬ и ПРИНИМАТЬ свои чувства. Чаще неосознанно, а порой осознанно мы пытаемся лишить себя чувствительности, потому как многие из наших чувств могут быть нам неприятны, а порой просто невыносимы.
В течение жизни человек утрачивает свою врожденную способность ЗАМЕЧАТЬ СЕБЯ и СВОИ ЖЕЛАНИЯ. А начинается все с детства, когда ребенок, находясь в сложных для него переживаниях, сталкивается с тем, что переживания его не значимы для значимых других. И тогда ребенок, не получая опыта в ПРОЖИВАНИИ чувств, считая их неважными или(и) неприемлемыми, научается их игнорировать, избегать различными способами, и впоследствии эти способы избегания становятся автоматическими.
Таким образом, избегая переживаний, пряча их от самих себя, считая их неважными, мы себя теряем, перестаем понимать, чего хотим, к чему стремимся. Ставим цели, основываясь на ложных представлениях о себе и не получаем удовольствия ни от процесса их достижения, ни от результата, каким бы успешным он ни был.
Конспект занятия внеурочной деятельности
курса « Тропинка здоровья» спортивно – оздоровительного направления
в 1 классе
Тема: Море чувств
Цели:
1. Научить детей входить в контакт с собственными чувствами и распознавать их.
3.Обогащение яркости и разнообразия чувств ребенка, сделать его более интересным для окружающих, так и для себя.
Педагогические задачи:
1. Создать условия для знакомства с разными видами чувств, обучение свободному выражению чувств, для формирования здорового стиля жизни младшего школьника на основе повышения уровня знаний о здоровье .
2.Способствовать раскрытию творческого потенциала, детской талантливости, развитию коммуникативных качеств, стимулированию выражения различных эмоциональных состояний.
Планируемые результаты образования:
предметные: научатся различать особенности здорового стиля жизни, приводить примеры разных видов чувств, классифицировать их и дать определение.
метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные:
- иметь представление о здоровье, здоровом образе жизни;
уметь заботиться о своем здоровье.
регулятивные:
• определять и формулировать цель деятельности на занятии;
- высказывать свое мнение;
давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.
коммуникативные:
• умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов;
- умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
- умение задавать вопросы;
- умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
личностные:
самоорганизация и саморазвитие;
- познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитое критическое и творческое мышление;
осознание необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.
Основные виды деятельности учащихся:
- дискуссионное общение;
- беседа;
- психологические, двигательные, музыкальные игры;
- исполнение песен.
Средства обучения: слайды презентации, аудиозаписи песен, загадки.
Список литературы:
1.Тропинки здоровья. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Методическое пособие для учителей.- Казань: КПК, 2010.
2. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка: Методическое пособие. Издание второе, стереотипное /Сост. Л. Ф. Блинова.- Казань: ЗАО «Новое знание», 2003.
3. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Вып.2: классные часы, тематические мероприятия, игры/авт.-сост. М.А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009.
4.Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. - М.:ВАКО, 2007.
5.Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М.: Просвещение, 1983.
Содержание занятия
I. Вводная часть.
Введение в тему занятия.
1. Приветствие.
2. Игра « Доброе утро!»
III. Основная часть.
Актуализация и открытие новых знаний
1. Отгадывание загадок.
2. Беседа: «Какого человека можно назвать здоровым?»
3. Игра: « Закончи предложение».
Включение в систему знаний и закрепление.
1. Беседа «Чувства разные важны, чувства разные нужны».
2.Игра « Море волнуется раз…»(физкультминутка)
3.Песня «Неразлучные друзья».
4. Игра «Здравствуй, друг!»
5.Игра «Волшебный микрофон».
6.Музыкальная игра «Если любишь веселиться».
III. Рефлексия: дети дают оценку своему состоянию самочувствия.
Ход занятия
I. Вводная часть. Введение в тему занятия.
1. Приветствие. Дети встают в круг. Играет веселая музыка. На экране картина с изображением Солнца. (Слайд 2).Дети читают стихотворение – приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам,
«Доброе утро!»- улыбчивым лицам!
2. Игра: «Доброе утро!» ( На экране картина с пожеланием доброго утра и хорошего настроения). Слайд 3.
(Учитель здоровается, дети поочередно отвечают движениями)
Учитель: Доброе утро! Подарите свою улыбку в знак того, вы рады всех видеть.
- Доброе утро всем девочкам! - Доброе утро всем мальчикам!
-Доброе утро всем гостям! - Доброе утро всем тем, кто любит конфеты!
-Доброе утро всем тем, кто вовремя ложится спать!
-Доброе утро всем тем, кто почистил сегодня зубы!
-Доброе утро всем тем, кто каждый день ест кашу!
-Доброе утро всем тем, кто дружит с физкультурой и спортом!
- Молодцы! Какие мы разные! А чем мы похожи? (Ответы детей).
II.Основная часть
Актуализация и открытие новых знаний
1.Отгадывание загадок:
- Всю жизнь ходят вдогонку, а обогнать друг друга не могут (ноги).
- Два брата друг друга не видят, но всё слышат (уши).
- На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца открываются (глаза).
- Не часы, а тикают (сердце)
- Между двух светил в середине я один (нос).
- На плечах ума палата, отгадайте-ка, ребята (голова).
- Два Фомы с одной и другой стороны и шьют, и вяжут, и косят, и просят (руки).
2. Беседа: «Какого человека можно назвать здоровым?»
Учитель: - Действительно, ребята, у здорового человека ничего не болит. Поэтому он часто улыбается, дарит окружающим частичку своей удачи. Здоровому человеку по плечу любая работа, поэтому он счастлив сам и может делать счастливыми своих друзей
- От чего зависит наше здоровье? Слайд 4. ( Ответы детей)
Учитель: - И так, вы дружите с физкультурой и спортом? Правда ли это? Слайд 5.
Учитель: - Почему дружите с физкультурой и спортом? – (Только движение делает нас сильными, ловкими, крепкими.)
(Собираем поочередно лепестки «Цветка – здоровья». Первый лепесток- физкультура и спорт, второй- режим дня, третий- чистота, четвертый - правильное питание, пятый – хорошее настроение).
Учитель: - Кто назовет 2-го друга здоровья? (Режим дня). Слайд 6.
Учитель: – Почему режим дня является другом здоровья? – (Если мы всегда в одно и то же время просыпаемся утром, занимаемся в школе, обедаем, ходим на прогулку, ложимся спать, то у нашего организма вырабатывается определенный биологический ритм, который помогает сохранять наш организм.)
Учитель - Третий друг – это …? (Чистота ) Слайд 7.
Учитель: –Почему вы так считаете?- (Чтобы быть здоровым, нужно следить за чистотой, умываться, и мыть руки с мылом, чистить зубы, убирать свою комнату, мыть посуду.)
Недаром говорят: «Чистота – залог здоровья».
Учитель: - Назовите четвертого друга здоровья. - ( Правильное питание). Слайд 8.
Учитель: - Что значит правильно питаться? - (Ответы детей)
Учитель: - Значит, выполнить 2 условия: умеренность и разнообразие. Умеренность- это не переедать. Разнообразие- это значит употреблять в пищу разные продукты. Одни продукты нам дают энергию , чтобы двигаться, думать. Другие – помогают организму расти. В третьих содержатся витамины, защищающие нас от болезней.
Учитель: - Пятый друг- это… (настроение). Слайд 9.
Учитель: - Какие настроения бывают, и как влияет нашему здоровью настроение, узнаем сегодня.
-И так, получился у нас цветок, Цветок здоровья. (Слайд 10). Этот цветок мы передадим из рук в руки, чтобы быть все были здоровыми. Передавая, вы расскажите нам о том, от чего зависит ваше настроение.
3. Игра: « Закончи предложение». ( Дети передают «Цветок здоровья» из рук в руки).
- У меня хорошее настроение, когда …
Учитель: - А теперь ответьте на такой вопрос:
- Когда хорошее настроение, что вы делаете? (Я прыгаю, я смеюсь, я танцую, я пою и т.д.)
Учитель:- Давайте тогда споем все вместе! ( Дети встают в круг и поют песню «Барбарики»). Приложение 2.
Включение в систему знаний и закрепление.
1. Беседа «Чувства разные важны, чувства разные нужны».
Учитель (после песни): Скажите, ребята, какое у вас настроение сейчас? Значит, мы какие? (радостные).
Учитель: - Что такое радость? – (Слушаем ответы детей, они дают определение шести чувствам и выбирают подходящие смайлики). Слайд 11.
Радость – это, когда нас любят. Мы ощущаем себя счастливыми. (На доске смайлики, выбирают смайлик с радостным лицом)
Учитель: - Всегда человек бывает радостный?- (Бывает он и грустный).
Грусть – это, когда ты один,… (Находим грустное лицо).
Учитель: - Что такое страх?
Страх, это когда ты опасаешься чего- то. (Находим подходящий смайлик).
- Гнев, значит, кто-то , что-то тебе мешает, портит жизнь. (Находим подходящий смайлик).
- Обида. Значит, кто-то тебя обозвал, отобрал игрушку и т.д. (Находим подходящий смайлик).
-Стыд. Когда ты сам кого-то обидел. (Находим подходящий смайлик).
Учитель: -Теперь сами попробуйте изобразить мимикой такие же лица.
2.Игра « Море волнуется раз…». Слайд 12 ( физкультминутка)
( Слышится шум моря, показывается картина взволнованного моря)
Дети начинает игру: «Море волнуется -раз, море волнуется -два, море волнуется -три - (учитель продолжает): фигура радости (страха, стыда, и т. д.) - замри»
Радость, грусть, страх, гнев, обида, стыд. Как можно их назвать одним словом? (Чувства).
Учитель: - Какие чувства важны?
- Одни нам доставляют удовольствие: радость. Как скучно жили бы если мы никого не любили, не чувствовали себя счастливыми.
- Другие чувства предупреждают нас о том, что-то не так: гнев, злость - что-то портит жизнь, страх - нужна тебе помощь.
Учитель: - Оказывается, эти чувства - наши друзья. Если мы будем обращать внимание на них, то сможем лучше позаботиться о себе.
Есть чувства, которые помогают понять, чего нам не хватает. Например, если нам грустно, может быть нам нужен друг, с которым можно поиграть, посекретничать.
Учитель: - А у вас есть друзья? Кто был самым близким другом раньше? (Мама, папа …)
Учитель: - А в школе вы приобрели уже друзей? Давайте споем песню о неразлучных друзьях.
3.Песня «Неразлучные друзья». Дети встают в круг и поют песню. Приложение 3.
4. Игра «Здравствуй, друг!» (Дети делятся на 2 круга: внутренний и внешний. Круги двигаются под музыку по часовой стрелке и против часовой стрелки. После остановки музыки дети поворачиваются друг к другу, образуя пары)
-Здравствуй, друг (пожимают друг другу руки).
-Как ты тут? (хлопают в ладоши).
-Я скучал (кладут руку на сердце).
-Ты пришел (похлопывают друг друга по плечу). Хорошо! (обнимаются)
Затем внутренний круг сдвигается на одного человека вправо, и игра продолжается.
5.Игра «Волшебный микрофон».
Учитель: - А теперь, ребята, глядя друг на друга, пожелайте соседу что-то хорошее и передайте «волшебный микрофон» из рук в руки. Принимающий должен говорить «Спасибо, мне очень приятно или хорошо».
Учитель: - Забота о своем настроении также важна, как и забота о своем теле. Хорошему настроению способствуют: дружелюбие, улыбка , красивая одежда, музыка, цветы и т.д. Прочитайте и постарайтесь запомнить следующие выражения:
«Смех – это солнце», «Потерянным считается тот день, на протяжении которого вы ни разу не улыбнулись», «Улыбка дарит здоровье». Слайд 13.
Учитель: - Пусть всегда у вас будет радостное настроение, будьте здоровые, счастливые!
-Молодцы! Всем приятно? Всем понравилось? Все любите веселиться?
6.Музыкальная игра «Если любишь веселиться». Слайд 14.
(Дети встают в круг и поют песню)
Если любишь веселиться
Делай так (хлопать в ладоши)
Если любишь улыбаться,
Значит, будем все смеяться,
И при этом громко крикнем
« Хорошо!»
Если нравится тебе,
То делай так (топают ногами)
Если любишь улыбаться,
Значит, будем все смеяться,
И при этом громко крикнем
« Хорошо!»
Если любишь ты дразниться,
Делай так (ладошки веером приставлены к носу)
Если любишь улыбаться,
Значит, будем все смеяться,
И при этом громко крикнем
« Хорошо!»
Если любишь пошутить,
То делай так (хлопать руками, топать ногами, дразнить друг друга)
III. Рефлексия. (Дети дают оценку своему самочувствию)
Сегодня
узнал…
Я постараюсь запомнить…
расскажу…(кому?) о…(чем?)
-Ребята, скажите, действительно вам хорошо?
- Кому хорошо, тот и выбирает смайлики с радостным лицом, кому грустно - выбирает смайлик с грустным лицом. Слайд 15.
-Пусть у вас будет хорошее настроение! Слайд 16.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Презентация к занятию по теме « Море чувств»
Приложение 2. Текст песни «Барбарики»
(Музыка и слова Группы Барбарики)
1.Что такое доброта?
Что это такое доброта?
И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.
Доброта – это когда,
Доброта – это тогда, когда
все друг - другу друзья,
И летать все могут!
Припев:
Девочки и мальчики,
Сладкие, как карамельки,
А на них большие башмаки,
Это Бар-бар-бар-барики.
Лёгкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это – Барбарики.
2.Встал вам на ногу слон –
Значит, хочет подружиться он.
Хочет научить вас
шевелить ушами.
На нос села оса –
Значит, хочет познакомиться,
И пощекотать, а
вовсе не ужалить!
Припев.
3.К нам на праздник доброты
приходи и ты, и ты, и ты.
Кто умеет летать, и кто не умеет.
А летать просто так –
Надо улыбнуться просто так.
Чтобы звёзды достать,
Надо стать добрее.
Припев.
Приложение 3. Текст песни « Неразлучные друзья»
(Музыка и слова Группы Непоседы)
1.Ехать замечательно на плечах на папиных,
Доставать макушкою до сигнала "Стоп".
Папы даже важные - все одноэтажные,
А вот так, с добавкою, папа-небоскреб.
Припев:
Неразлучные друзья, неразлучные друзья
есть на белом свете.
Неразлучные друзья, неразлучные друзья -
Взрослые и дети!
2.До чего же вкусная, булка калорийная,
Постовой не сердится, транспорт - подождет:
Вот идёт по улице мама двухсерийная,
И вторую серию за руку ведет!
3.Дети могут по морю плавать капитанами,
Докторскими каплями насморки лечить,
Управлять послушными башенными кранами,
Этому лишь только их надо научить!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Доброе утро Солнцу и птицам…
Доброе утро всем!
От чего зависит наше здоровье?
Физкультура и спорт
Режим дня
Чистота
Правильное питание
Хорошее настроение
Цветок здоровья
Какие чувства важные ?
«Море волнуется раз …»
. «Смех - это солнце», «Улыбка дарит здоровье».
«Если хочешь веселиться…»
« Всем нам очень весело!»
Пусть всегда у вас будет радостное настроение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г
Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся у некоторых народов с древнейших времён....
Организация проектной деятельности во внеурочной работе начального образования»
Статья о результате моей деятельности во внеурочной работе. Кружок "Сделай сам"...
Программа внеурочной деятельности начального общего образования
Программа составлена на основе нормативных документов: -Закон Российской Федерации « Об образовании». -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. -Концепция...
Модель организации внеурочной деятельности начального общего образования
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать поз...
Примерные программы внеурочной деятельности Начальное и основное образование
Примерные программы внеурочной деятельности Начальное и основное образование, под редакцией В.А.Горского...
Программа внеурочной деятельности начального общего образования на 2018 -2019 учебный год
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО) основная образовательная программа (далее - ООП НОО) реализуется образовательны...
Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования для 2 класса по социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)
Рабочая программа внеурочной деятельностиначального общего образования для 2 классапо социально-педагогическому направлению «Мы вместе» (семейный клуб)...