Организация проектной деятельности во внеурочной работе начального образования»
статья по теме
Статья о результате моей деятельности во внеурочной работе. Кружок "Сделай сам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация проектной деятельности во внеурочной работе начального образования» | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
статья
«Проектная деятельность во внеурочной работе начального обучения.
Проект « Времена года»»
Соколова Татьяна Вальтеровна
учитель начальных классов
ГОУ СОШ №551
С-Пб Кировский район
I. Постановка проблемы
В 2006 году набрала первый класс, работаю по системе Л.В. Занкова уже 17 лет, ребята пришли хорошие, умные, но не готовы к школе. Проблемы начались сразу. Дети знали только слово «хочу». Неадекватно ребята относились к взрослым, на замечания и на просьбы не реагировали, были произвольные отношения и в своей среде, дети пришли очень агрессивные. Были не научены общаться друг с другом. На уроках мне стоило большого труда организовать детей на элементарные команды. Навыков у ребят практически не было.
Обратилась за помощью к школьному психологу. С разрешения родителей, объяснив ситуацию, провели в классе тестирование. Выводы оказались неутешительными: из 25 человек, 14 - к обучению были не готовы, 4 человека – условно готовы, 7 человек – готовы к обучению.
Были выявлены следующие причины:
- не сформировано у детей умение устанавливать причинно – следственные связи
- не умеют работать по правилу
- не сформированы основы понятийного мышления
- не сформированы правила в общении с взрослыми
- не выработаны начальные стадии силы воли
Проблема: « Как и какие условия будут способствовать развитию «креативности» ребенка?
Креативность – способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Главная цель образования: достижения оптимального общего развития каждого учащегося, развитие и воспитания личности, его познавательных и созидательных возможностей, гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, активной жизненной позиции, толерантности и способности к успешной социализации и адаптации в обществе.
Опираясь на эту цель, зная причины неготовности детей к школе, начала искать пути их преодоления. Ум, сердце и руки – их целостность и гармония – в этом суть общего развития человека, писал Л.В.Занков.
II. Поиск.
Прочитала литературу о детской нейропсихологии.
Л.С. Выготский считал, что эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений, т.к. эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего ребенка. Л.С. Выготский писал о феномене «засушенное сердце», наблюдавшемся у его современников и связанным с воспитанием ребенка, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время. Когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувстованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.
Нейрофизиологи говорят, если познавательные процессы протекают на фоне положительных эмоций, то организм вырабатывает такие вещества, которые активизируют мышление и делают запоминание и усвоение более эффективным. Если у ребенка что-то хорошо получается, у него формируется положительная самооценка, что очень важно для становления личности.
Сформулировала для себя 3 основных принципа:
1 принцип – Работу строить, основываясь на развитие положительной эмоциональной сферы.
2 принцип – В каждом найти «изюминку», интерес.
3 принцип – «Надо дать почувствовать ребенку успех, хотя бы небольшой» На успех!
Поговорив с родителями на эти важные темы, о том, чтобы получить качественные знания, ребенок должен быть к этому готов. Рассмотрев причины неготовности детей к школе, и то, что развитие мелкой моторики рук, их координации, тесно связаны с развитием интеллекта, пришли к общему решению. Нужен кружок, где бы дети работали руками.
III. Пути решения проблемы.
Формы работы: - организовала кружок в классе «Сделай сам»
- разработала программу кружка
- на основе кружка создала проект «Времена года»
Направленность проекта: художественно – эстетическая
Цель: создание условий для развития творческих способностей ребенка как фундамента для успешной реализации себя в жизни.
Задачи: выявление творческого потенциала детей, формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Педагогическая целесообразность - поможет развить ребенку образное мышление, умение анализировать, фантазировать, мечтать, творчески мыслить, что в свою очередь будет способствовать успешному развитию ребенка во всех сферах его деятельности.
Для выполнения изделий используются различные материалы : пластилин, природные материалы, бумага, картон, крупа, мука, фольга, вата - основные из них. Дети знакомятся с инструментами, необходимыми для работы, с материалами и видами работ, с разной обработкой материалов. Занятия в кружке проходят в игровой форме, каждый ребенок сочиняет «кусочек» своей сказки, создается игровая ситуация, где участвуют все желающие, ребята придумывают себе образ и воплощают потом его в своей работе и в общении друг с другом. Занятия проводятся для детей 1-4 классов. Продолжительность – 45мин.
Общий ожидаемый результат деятельности проекта «Времена года»
– развитие и воспитание позитивной, креативной, творческой личности с активной жизненной позицией, уверенной в себе, не боящейся трудностей, способной к саморазвитию и самореализации.
IV. Продукт творчества. Планирование.
Форма работы - индивидуальная и коллективная, мастерские, игра, выставки, индивидуальные и коллективные проекты, защита проектов.
Привожу пример занятия по программе кружка «Сделай сам»
Тема занятия - «Сказочные человечки»
Цель: Создание сказочного человечка
Материал – овощи и фрукты
Инструменты: ножик, ножницы, палочки
Этапы работы | Универсальные учебные действия |
1.Ставлю задачу: Создать образ сказочного человечка. Что для этого нужно? | Коммуникативные Регулятивные Познавательные |
2.Знакомство с материалом: наблюдение, тактильные ощущения, рассуждение. | Личностные Регулятивные |
3.Выводы: Для создания человечка необходимо: выбрать образ, необходимый материал для своего героя, выбрать инструменты, порядок выполнения операций, т.е. этапы работ. Техника безопасности. | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные |
4.Изготовление продукта: показываю, как я сама делаю сказочного человечка. Выработка плана действий. -создать образ -выбрать материал - обработать и разрезать ножом на нужные фигуры - соединить палочками фигуры вместе | Регулятивные Познавательные Личностные |
5.Изготовление продукта учениками. Индивидуальная работа по разработанному плану. Коллективная работа (помощь друг другу или просьба о нужном материале) | Познавательные Личностные Коммуникативные Регулятивные |
6.Оформление продукта. (Каждый ребенок называет своего героя именем, придумывает ему характер, что он любит, что не любит) | Личностные Регулятивные Познавательные |
7.Презентация продукта. Ребенок представляет своего героя перед ребятами, позиционирует. | Коммуникативные Личностные |
8.Самооценка и самоанализ. Ребенок сначала говорит о своей работе, все ли удалось или что - то не получилось. Затем слушает мнения других о работе. | Коммуникативные Регулятивные Личностные |
9.Выставка работ всех учащихся. Подведение итогов. | Коммуникативные Регулятивные Личностные |
Каждый год по итогам четверти устраиваем 4 выставки. Проводим презентации, приглашаем родителей, учеников из других классов, учителей.
1 выставка: «Осень, осень, ну давай у листьев спросим…» 2 выставка: «Белая зима» 3 выставка: «Весна, как много в этом звуке»
4 выставка: «Краски лета»
Когда мы начали делать выставки, встал вопрос об эмблеме кружка. Дала детям задание, нарисовали эскизы, затем их скомпоновали, помогла мама мальчика и мы сделали свой логотип.
Итоговый результат работы Эмблема кружка «Сделай сам»
V. Итоги. Самооценка и самоанализ.
За 5 лет работы кружка дети очень выросли, не только в физическом, но и в моральном и нравственном плане. Уже взяла другой выпуск и продолжаю работу по этому проекту «Времена года».
Наши победы:
- 2008- VI районная выставка «Я и моя семья», ДДЮТ
Диплом III степени за победу кружка «Сделай сам»
-2009- VII районная выставка «Что за прелесть, эти сказки!» ДДЮТ
Диплом Ш степени за победу кружка «Сделай сам»
-2009- Районная выставка детского творчества «Рождественская звезда», ДДЮТ, Дипломы лауреатов
- 2010- Международный творческий конкурс, дидактический Интернет – сайт «Страна мастеров», номинация «Новогодний подарок», коллективная работа, дипломы за 4 и 5 места, федеральный центр им. Л.В.Занкова, кружок «Сделай сам»
-- 2011-Районная выставка «Рождественская звезда», ДДЮТ, диплом
Ходим с ребятами на эти выставки, смотрим работы других детей, сравниваем. У моих учеников возникает чувство гордости за себя, за всех нас, если в учебе у него не очень получается, то здесь он получает заряд на будущее, он может и не хуже других.
Участие ребят в проектной деятельности, проект «Времена года», создает условия для формирования и развития у ребят личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, что в свою очередь будет способствовать успешному развитию ребенка во всех сферах его деятельности, его самореализации в жизни.
Леонид Владимирович Занков писал в своих воспоминаниях о том, что никакими мероприятиями нельзя добиться связи с жизнью, если нет жизни в самом классе.
РАЗВИТИЕ – УВЕРЕННОСТЬ – УСПЕХ – это девиз нашей занковской системы, я очень рада, что выбрала именно ее.
Список литературы
Бернс Э. Развития Я - концепции и воспитание. Пер. с англ.-М.,Прогресс,1986.-105с.
Василюк Ф.Е. Психология переживания.- М.,1984.- 200с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.,1997. – 224с.
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. СПб.1998.-182с.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.,1996.-360 с.
Ильин Е.Н. Из блокнота словесника. СПб.1993.-40с.
Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М.,1996.-160с.
Чистякова М.И. Психо-гимнастика.М.,1990.-126с.
Чутко Н.Я.Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. Самара. 2005.-120с.
Фром Э. Бегство от свободы. - М.,1993.- 272с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях внеклассной работы
В данном материале представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности учеников начальной школы....
Педагогический проект "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
Итоги первого конкурса исследований младших школьников "Мой проект"...
Организация проектной деятельности во внеурочной работе начальных классов.
Принципы, цели, задачи и содержание организации внеурочной деятельности....
Научная статья «Проектная деятельность во внеурочной работе начального обучения. Опыт.»1-4 кл
Статья написана на основании моего многолетнего опыта. Работа с неподготовленными к школе детьми. Разные методы и подходы. Использование знаний в области нейрофизиологии и педагогики....
Опыт организации проектной деятельности на занятиях дополнительного образования
Описывается метод проектов, его роль в в процессе обучения детей...
Методическая разработка «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»
Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы д...
Особенности организации проектной деятельности в работе с младшими школьниками (из опыта работы)
Выступление на конференции (из опыта работы)...