Программа "Школьное лесничество"
проект (4 класс) на тему
Школьное лесничество - летняя занятость
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkolnogo_lesnichestva.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа "Школьное лесничество". Экологическое воспитание школьников МБОУ ООШ №8 п. Садового Славянского района
В настоящее время в соответствии с национальным проектом “Образование” экологическое воспитание школьников становится одним из наиболее перспективных направлений. При школах организуются детские и подростковые экологические объединения. Они различаются по форме, методам, приемам и стилю работы, однако задачи у них одни: привить учащимся любовь к родному краю, научить их бережно относиться к природе, расширить знания в области биологии, экологии и других естественных наук, сформировать трудовые умения и навыки.
Программа "Школьное лесничество" МБОУ ООШ №8 п. Садового Славянского района
1. Информационная карта
1.1. Программа “Школьное лесничество”.
1.2. Основные цели: экологическое образование, трудовое воспитание, профессиональная ориентация лесохозяйственного профиля и охраны природы.
1.3. Авторы программы: Финяк О.А., заместитель директора по воспитательной работе; Подсвирова С.В., учитель химии и биологии
1.4. Адрес: Российская Федерация, Краснодарский край Славянский район поселок Садовый ул. Комсомольская, 2
1.5. Структура программы:
- теоретическая часть – 3 ч;
- практическая часть – 10 ч;
- исследовательская часть – 6 ч.
1.6. Практическая часть осуществляется в МБОУ ООШ №8, берег реки Протока, лесопарковая зона Крымского района с июня по август.
1.7. “Зеленая лаборатория” школьного лесничества – “зона покоя” в п. Прибрежном.
1.8. Условия реализации: программа рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых педагогических, жизненных задач и уровня активности, заинтересованности и включения в нее учащихся. Изучение программы предусматривает теоретическую, практическую, научно-исследовательскую, опытническую и пропагандистскую деятельность. Курс могут вести учителя географии, биологии, экологии, которые проявляют интерес к сфере экологического образования и воспитания. Программу можно вводить в 5–7х, а также в 8–9х классах.
2. Цели и задачи программы
Цели: воспитать чувство единства с природой, привить любовь к родному краю, научить бережному отношению к “зеленому другу”.
Задачи:
- укрепление и расширение знаний об основах охраны природы, особо охраняемой территории – Сочинского национальном парке (лиманы Славянского района);
- развитие навыков практической работы по охране и защите леса: посадка деревьев, кустарников, цветов; сбор лекарственного сырья; умение вести наблюдения; описания леса;
- осмысление связи между деятельностью человека и природой, выработка собственного нравственного отношения к окружающему миру, стремление улучшить его.
3. Отличительные особенности программы
Разработанная программа школьного лесничества учитывает национально-региональный компонент. Школьники, изучая природу и экологию родного края, приобретают знания о природно-культовом комплексе “Кубань”.
По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебнотворческую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научно-исследовательских работ.
4. Тип и вид программы
4.1. Возрастной контингент обучающихся – 10–15 лет.
4.2. Статус – объединение.
4.3. Вид программы – межпредметная, ориентационная, активная (призывает вооружить учащихся определенными умениями, деятельностными навыками по экологическому образованию).
4.4. Состав группы – постоянный.
4.5. Срок реализации программы – июнь-август 2012 г.
5. Формы и режим занятий
Формы занятий: используются коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, проектные технологии. Предполагаются сочетание обзорных лекций с творческими встречами; проведение публичных защит исследовательских проектов, работа на экологических тропах, полевые экспедиции.
6. Ожидаемые результаты
Программа нацелена на следующие результаты:
• развитие у ребят предметных и ключевых компетентностей – ценностносмысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных и других, необходимых в любой профессиональной деятельности;
• профессиональную ориентацию лесотехнического направления;
• ориентацию на трудовую деятельность в родном крае;
• привитие любви к лесу, природе, выполнение интересных, занимательных заданий, связанных с познанием сложной разнообразной жизни лесного комплекса;
• получение необходимого минимума знаний по охране природы, в частности по лесному делу;
• умение осуществлять экологический мониторинг в закрепленном участке п. Садовый;
• практические навыки по выращиванию саженцев яблони, березы, тополя и уходу за ними;
• умение проводить опыты по размножению шиповника, малины, смородины разными способами;
• умение наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет;
• умение вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей, туристов, паломников: знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав;
• участие в экологических акциях: “Марш парков”, День леса, День птиц, День Земли;
• участие в экологическом марафоне “Заповедная волна”, работа в школе тьюторов “Сбережем и сохраним Кубань”, научно-практических конференциях школьников “Шаг в будущее”;
• воспитание юных хозяев леса – будущих кадров “зеленого цеха”.
7. Подведение итогов реализации программы
Предусматриваются следующие формы:
• выставки;
• научно-практические конференции “Шаг в будущее”;
• школа тьюторов “Сохраним и сбережем Кубань”: выступления с докладами;
• пресс-конференции “Войди в лес с другом”;
• конкурс плакатов по противопожарной безопасности и их защита;
• экологическая спартакиада;
• конкурсы, соревнования, праздники и т. д.
8. Содержание программы
8.1. Основы лесоведения и лесоводства :
• Мой край Кубань. Легенды и рассказы старожилов.
• Охранная и заповедная зона Сочинского национального парка.
• Поля, лиманы – богатство Кубани.
• Грибное лукошко.
• Лесная аптечка.
• Культура общения с природой.
• Традиции кубанских народов по охране растений.
• Народные промыслы.
• Посади свое дерево.
• Подведение итогов работы.
8.2. Исследовательская и практическая работа – 6 ч:
• флора и флористические исследования, изучение особенностей флоры на данном участке;
• фитоценоз. Количественные и качественные отношения между растениями;
• ярусы и ярусное расчленение фитоценоза;
• фенологическое состояние растений;
• учет естественного возобновления под пологом леса и на вырубках закрепленного участка;
• наблюдения на хвое листогрызущими насекомыми;
• исследовательская работа “Биоиндикация растительного покрова”.
Директор МБОУ ООШ №8 В.В. Торгонский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет работы школьного лесничества "Зелёные береты"
Школьное лесничество одна из форм социального партнерства школы и предприятия. Отчет о работе школьного лесничества "Зеленые береты" за 2011 год. цели, задачи работы и направления работы.Достижения и ...
Реализация программы "Школьное лесничество" как источник образования, развития, воспитания школьников в процессе внеклассной работы.
Интересная и практически полезная форма внеклассной работы - школьное лесничество. Направления работы. Результаты....
Программа кружка "Школьное лесничество"
Данная программа дополнительного образования имеет практическую направленность и предназначена для детей 7-14 лет. Программа имеет природоведческий и природоохранный характер....
Презентация работы ОДО "Школьное лесничество"
В нашей школе с 2010 года работает школьное лесничество "Ивушка". Возраст обучающихся от 8 до 15 лет. На занятиях объединения ребята учатся не только любить природу, бережно к ней относиться, но и пол...
цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество. Тропинка.
Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка разработан мною в качестве наглядного пособия для учащихся 2-4...
Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь
Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....
Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 3. Знакомство с водоемами
Продолжая цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 3. Знакомство с водоемами...