цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество. Тропинка.
план-конспект занятия по окружающему миру (2, 3, 4 класс) на тему
Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка разработан мною в качестве наглядного пособия для учащихся 2-4 классов и апробирован среди учащихся МБОУ "Гимназия №7 "Ступени" и МБОУ СОШ№1. Ребята проявляют высокую познавательную активность во время занятий, хорошо усваивают информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект вводного урока для цикла "Дремучий лес" | 27.56 КБ |
сопровождение вводного занятия | 1.97 МБ |
занятие по ночным обитателям леса | 2.62 МБ |
занятие по противопожарной профилактике в лесу | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
МБУДОД «Дом детского творчества»
Урок-приключение для учащихся 2-3 классов
Лесное путешествие
Составитель:
педагог дополнительного образования
Мухамедханов М. Р.
Верхний Уфалей 2015 г.
Методическая разработка открытого занятия в рамках конкурса «Живи, лес»
Данная методическая разработка создана в рамках экологической акции «Живи, лес» и рассчитана на учащихся 2-3 классов.
Цель мероприятия:
создать условия для формирования у учащихся бережного отношения к лесным богатствам. Познакомить учащихся с особенностями лесных экологических сообществ, с их видовым разнообразием. Развить навыки коллективного взаимодействия друг с другом в процессе интерактивной игры.
Необходимое оборудование:
Компьютер, проектор, экран, костюмы лесовика, бабы Яги, Полевика и Берегини
Ход занятия:
Учитель: - Здравствуйте, ребята. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по нашему живописному, полному природных богатств краю. По дороге мы узнаем много интересного и встретимся с удивительными обитателями лесов. Прежде чем начать путешествие нам нужно подготовиться. Чтобы отправиться в поход необходимо взять с собой нужное в пути снаряжение. Сейчас я буду называть предметы, если их стоит взять в поход, вы дружно говорите слово «ДА», а если предмет не нужен, то говорите «НЕТ». Готовы? Давайте начнем!
Собираются в поход дружные ребята
Каждый для себя берет, только то, что надо.
Первым делом мы с тобой
Выберем рюкзак большой!
И в него скорей положим
Мы диван из мягкой кожи!
Может ложку? Кофеварку?
Гирю? Чайную заварку?
Компас? Карту? Самокат?
Кошку и троих котят?
Пару прочных сапогов?
Наш отряд вполне готов!
Учитель: наша группа подготовилась на славу и готова пойти в поход. В путь!
Перед нами луг, залитый солнцем, травы поднимают свои кончики к небу. Цветы словно улыбаются нам, громко поют кузнечики и порхают бабочки. Неожиданно из травы поднимается чей-то силуэт. Да это же полевик, сказочный защитник полей и лугов, давайте поговорим с ним. (слайд2)
Полевик: Здравствуйте, меня зовут полевик, я слежу, чтобы на лугах росли травы, васильки, тюльпаны и ромашки. Жаль, что люди вырубая леса, делают луга беззащитными перед злым ветром, который иссушает землю, превращая цветущий ковер в пустыню. Старайтесь не вытаптывать травы на лугах и не разводите костров на опушках лесов. Тогда здоровый луг подарит вам целый букет ароматных и красивых полевых цветов! А еще я больше всего люблю бабочек, они опыляют мои цветы и радуют глаз своей красотой. Давайте поиграем, я буду загадывать вам загадки про обитателей луга, а вы попробуете отгадать, за каждый правильный ответ я буду дарить вам бабочку! (модель бабочки изготавливается заранее в технике оригами)
Очень много синевы
На лугу среди травы,
Синий цветик луговой
Нам качает головой. (Василек) (слайд 3)
Петя нам открыл секрет -
Он вчера набрал букет
И гадал по тем цветочкам,
Маша любит или нет. (Ромашки) (слайд 3)
Я зеленая, как травка,
Проползаю по канавкам.
Если ползать я устану,
Яркой бабочкою стану. (Гусеница) (слайд 4)
Посмотрите, каковы!
Словно башни из травы!
Косари их мечут ловко,
Чтоб была сыта коровка. (Стога) (слайд 4)
Покрывала все луга
Травка в августовский зной.
А теперь стоят стога.
Что же будет в них зимой? (Сено) (слайд5)
Полевик: Молодцы, ребята вы ответили на все загадки, можете идти дальше, мои бабочки покажут вам дорогу. До свидания!
Учитель: луг пройден, наш путь идет дальше, вот мы и подошли к опушке леса, опушка, это территория где заканчивается луг и начинается лес, место, как бы опушенное молодыми деревьями, поэтому и опушка.(слайд 6) Перед нами три дороги, которые ведут в разные леса. В березовый, сосновый и еловый. Выбирайте наш дальнейший путь.
Березовый лес.
Учитель: мы входим в березовый лес, посмотрите, как в нем светло и (слайд7) солнечно, зеленые листья шуршат на ветру, а белые стволы приносят душе легкость и успокоение. Березовые рощи являются гордостью России, воспетые многими известными поэтами. Послушайте отрывок стихотворения Всеволода Рождественского.
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
А кто это пришел к нам, привлеченный звуками стихов, это же Берегиня, хранительница лесов, давайте ее поприветствуем
Берегиня: Добро пожаловать в мою березовую рощу, здесь вам всегда рады. Береза, мое самое любимое дерево, оно целиком готово служить людям. Из бересты с давних времен делали разные полезные вещи, корзины, туески, лапти, даже писали на бересте, до тех пор, пока не изобрели бумагу. Древесина березы идет на дрова, согревая людей зимой, а особенно полезен березовый сок, который добывают ранней весной. Только не забудьте, после сбора сока заклеить надрез на дереве воском, иначе на месте надреза может завестись гриб-паразит, который ослабит дерево. Я верю, что вы ребята ответственные и не принесете березам вреда. А какие замечательные птицы живут в кронах берез, вы только послушайте и попробуйте узнать некоторых птиц по голосу:
Голоса птиц
- Дятел (слайд 8)
- Кукушка (слайд 9)
- Ворона (слайд 10)
- Синица (слайд 11)
- Соловей (слайд 12)
Берегиня: Молодцы ребята! Вы много знаете о природе, приходите ко мне еще в березовую рощу и я расскажу вам много интересного. До свидания.
Учитель: продолжаем путешествие.
Сосновый лес
Учитель: Тропинка петляет перед нами, уводя в неведомые дали, навстречу путешествиям. Перед нами сосновый лес. Чувствуете, как легко дышится среди этих вековых высоких деревьев? Это объясняется тем, что хвойные деревья выделяют в воздух вещества, освежающие воздух и убивающие вредных микробов. Наши предки называли сосновый лес краснолесьем, кто мне скажет, почему? Стволы сосен имеют красновато-коричневый цвет, поэтому издалека сосновый лес кажется красным. А кто это там ворочается в кустах, может медведь? (слайд 13)
Лесовик: Какой же я медведь? Я лесовик, хранитель лесных угодий. А что вы пришли ко мне? Зверей пугать, ветки ломать?
Учитель: Конечно же, нет! Мы туристы экологи, изучаем лес и помогаем природе!
Лесовик: ну раз помогаете, то помогите мне сейчас. Недавно по лесу прошли охотники браконьеры, нашумели, постреляли, многих зверей перепугали, они убежали и оставили своих детенышей мне на сохранение. Верните их пожалуйста обратно к своим детям.
Учитель: Хорошо. Ребята нам дали задание смотреть в оба. Если мы увидим в лесу какого-нибудь зверя, то постараемся его позвать, но чтобы позвать животное, нужно знать его название. Кто правильно позовет животное, тот получит приз от лесовика. Расходимся по лесу и смотрим.
Список животных
- Кабан (слайд 14)
- Лось (слайд 15)
- Волк (слайд 16)
- Косуля (слайд 17)
- Еж (слайд 18)
Лесовик: Молодцы ребята, всех зверей позвали, за ваши старания, награжу я вас шишками сосновыми, будете на них смотреть и лес вспоминать.
Учитель: Продолжим поход.
Еловый лес
Учитель: Видите ребята, как темнеет вокруг. Мы входим в еловый лес, лес полный таинственных загадок и чудес. Ель – дерево тенелюбивое с густой кроной, дающей мало света для других, поэтому в еловом лесу могут расти только самые стойкие растения, привычные к малому количеству света, такие как брусника, черника и кислица. (слайд 19)
Ступайте осторожно, корни ели пролегают неглубоко, поэтому могут торчать из земли, норовя зацепить вас за ногу. А почему это птицы смолкли, словно кто-то наблюдает за нами. Неужели это…
Баба Яга: Ага! Попались, сейчас я вас скушаю.
Учитель: бабушка, не надо нас кушать. Лучше попробуйте каши, которую ребята сварили в походе. Ребята, чтобы баба Яга нас не съела, скорее назовите, какие виды каши вы знаете, чем больше, тем сытнее будет баба Яга, начали! (дети по очереди называют известные им разновидности каши)
Баба Яга: Ох! Уф! Ну и наелась же я. Для вас у меня в животе места не осталось, ладно, говорите, зачем вы в мой лес пришли?
Учитель: мы изучаем леса и ищем, кому бы помочь.
Баба Яга: Да, помочь вы мне можете, я насобирала целое лукошко грибов, но старая уже стала, не вижу, какой из них съедобный, а какой ядовитый. Вы уж помогите бабушке.
Учитель: давайте поможем бабе Яге перебрать ее лукошко, сейчас мы будем смотреть разные грибы, а вы говорите, съедобный он или нет.
Список грибов:
Сыроежка (слайд 20)
Мухомор (слайд 21)
Груздь (слайд 22)
Бледная поганка (слайд 23)
Лисички (слайд 24)
Ложные лисички (слайд 25)
Опята (слайд 26)
Ложные опята (слайд 27)
Баба Яга: Вот спасибо вам внучата, порадовали бабушку. Идите по этой тропинке, ничего не бойтесь и так дойдете вы до дома.
Учитель: остались позади три вида лесов нашего края. Кто мне скажет, в каких лесах мы побывали? Какой лес называют краснолесьем? Чем полезна береза для людей? Почему еловый лес называют темнохвойным? Какие травы растут на лугу?
Молодцы, вы хорошо запомнили все, что мы видели и слышали по дороге. Вам понравилось наше путешествие? У вас появилось желание помогать природе? Отлично, чтобы оказать посильную помощь природе достаточно не вмешиваться в ее жизнь, всегда наводить за собой порядок, если вы будете отдыхать на природе и кормить лесных обитателей в суровую зимнюю пору, тогда вам откроется множество секретов, ведь природа это все, что нас окружает. Спасибо за внимание! (слайд 28)
Информационные источники:
http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-lug.html
http://www.mypriroda.ru/animals_les.php
http://ya-gribnik.ru/syedobnye-griby.php
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
До новых встреч!!!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интересные факты об огне
Низовой пожар Температура горения 100 °С Скорость распространения 1 км/ч
Подземный пожар Скорость распространения десятки метров в сутки
Верховой пожар Температура горения 900 °С Скорость распространения 25 км/ч
Для борьбы с огнем самолет сбрасывает 3 тонны воды
Храните леса, они наша гордость, наша жизнь, наше будущее
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организационно-методические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс"
Статья содержит подробное описание организационно-методических условий реализации дполнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс" в условиях начальной школы....
Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь
Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....
Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 3. Знакомство с водоемами
Продолжая цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 3. Знакомство с водоемами...
Особенности применения здоровьесберегающих образовательных технологий при реализации дополнительной общеразвивающей программы «Не болей-ка»
В данной статье представлен опыт применения некоторых педагогических технологий при реализации программы "Не болей-ка"...
Приказ № 460 О реализации дополнительных общеразвивающих программ в 2017-2018 учебном году
Приказ № 460 О реализации дополнительных общеразвивающих программ в 2017-2018 учебном году...
Особенности применения здоровьесберегающих образовательных технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ
Статья посвящена приемственности использования здоровьесберегающих технологий при реализации дополнительных общеразвивающих программ в эколого-биологическом отделле ДТ "У Вознесенского моста"...
Апробация и реализация дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческого направления: условия, ожидания, результаты
Апробация и реализация дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческого направления: условия, ожидания, результаты...