Программа кружка "Школьное лесничество"
рабочая программа на тему

Биткова Елена Владимировна

Данная программа дополнительного образования имеет практическую направленность и предназначена для детей 7-14 лет. Программа имеет природоведческий и природоохранный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_lesnichestvo.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Общие положения.

  1. Школьное лесничество – общественное эколого-образовательное (трудовое) объединение обучающихся, создаваемое на добровольных началах, при участии педагогов МОБУ «Медвенская СОШ» и специалистов ГУ ТО «Тульское лесничество». В целях воспитания у обучающихся бережного, экологически и экономически обоснованного, социально активного отношения к природе, углубления знаний подрастающего поколения в области лесного хозяйства и экологии, приобретения обучающимися навыков осуществления на практике мероприятий, направленных на сбережение и приумножение лесных богатств, сохранение и усиление защитных, оздоровительных и иных природных функций леса.

Задачи школьного лесничества.

  1. Экологическое образование обучающихся, воспитание у них активной гражданской позиции, любви и бережного отношения к природе, развитие интереса к проблемам охраны окружающей среды.
  2. Оказание практической помощи лесничеству в деле охраны, защиты и воспроизводства лесов, неистощимого использования лесных богатств, содействие специалистам лесного хозяйства в проведении лесохозяйственных мероприятиймероприятий по охране лесов от пожаров, самовольных порубок и других лесонарушений.
  3. Обучение навыкам исследования природы леса, привлечение к участию в осуществлении опытно-исследовательской работы для решения региональных проблем локального уровня в области охраны природы и лесного хозяйства на территории лесного фонда совместно со специалистами лесничества, педагогами школ, учёными и другими заинтересованными лицами.
  4. Профессиональная ориентация обучающихся, подготовка из их числа будущих специалистов лесного хозяйства.
  5. Пропаганда среди населения знаний о лесе, ведение разъяснительной пропагандистской работы по вопросам охраны лесов от пожаров, их восстановления и рационального использования, защиты от вредителей и болезней леса, охраны и использования объектов животного мира.
  6. Организация и проведение в школах, населённых пунктах массовых мероприятий природоохранной направленности: праздников «День птиц», «Неделя леса», закладка памятных посадок, создание экологических троп, проведение обзорных экскурсий, выставок, конкурсов и др.
  7. Развитие навыков по традиционным народным промыслам, связанных с использованием лесных ресурсов (лозоплетение, резьба по дереву, и т.п.).
  8. Проведение членами школьного лесничества просветительской работы экологической направленности среди населения лесных посёлков.

Управление школьным лесничеством.

  1. Высшим органом в школьном лесничестве является общее собрание его членов, которое собирается не реже двух раз в год.
  2. Общее собрание школьного лесничества рассматривает перспективные вопросы деятельности школьного лесничества, избирает из своего состава руководителей школьного лесничества (лесничего и его помощника(ов)).
  3. Исполнительным органом школьного лесничества является Совет школьного лесничества во главе с представителем лесничества (школы). В состав Совета входят лесничий и его помощник, специалист лесного хозяйства и учитель школы, совместным приказом назначенные ответственными за работу школьного лесничества.
  4. Совет школьного лесничества руководит всей деятельностью школьного лесничества, разрабатывает регламентирующие документы, обеспечивающие его функционирование, устанавливает структуру, штат лесничества и содержание его практической деятельности, назначает мастеров леса, лесников, организует практическое осуществление планов (программ) работы, участие членов школьного лесничества в областных мероприятиях природоохранной направленности, решает текущие вопросы деятельности школьного лесничества, анализирует результаты работы школьного лесничества и отчитывается о своей деятельности перед общим собранием членов школьного лесничества; выходит с предложениями к руководству базового лесничества, школы о совершенствовании деятельности школьного лесничества, поощрении лучших его членов.
  5. Техническое руководство школьным лесничеством осуществляется зам. Руководителя базового лесничества или другим специалистом, определённым договором о создании школьного лесничества или назначенным приказом руководителя лесничества.
  6. Положение о школьном лесничестве, структура, штат школьного лесничества, планы работы и другие регламентирующие его деятельность документы обсуждаются на собрании членов школьного лесничества и утверждаются руководителями лесничеств и школы, после чего включаются в работу школьного лесничества.
  7. Совет школьного лесничества совместно с руководством лесничества и школы несёт ответственность за соблюдение трудового законодательства, в том числе норм охраны и безопасности труда при осуществлении практических задач в соответствии с учреждённым планом деятельности школьного лесничества.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

работы школьного лесничества «Ивушка»

на 2014-2015 год

№ п/п

Вид работ

Месяц

Кол-во часов

1.

Проведение занятий творческого объединения «Юный лесовод»

сентябрь

2

2.

Сбор и заготовка семян дуба, ели, сосны для лесничества

сентябрь

2

3.

Выставка-конкурс композиций из лесных материалов

октябрь

1

4.

Выпуск стенгазеты «Мы – школьное лесничество»

ноябрь

2

5.

Подведение итогов работы школьного лесничества за год и планирование работ на следующий год.

декабрь

2

6.

Разработка лесозащитной тематики  при организации и проведении новогоднего бала.

декабрь

2

7

Проведение общего собрания членов школьного лесничества

январь

1

8

Оформление материалов по закреплению за школьным лесничеством участка лесного фонда

январь

2

9

Проведение подготовительных работ по созданию экологической тропы на территории школьного лесничества

февраль

3

10

Подготовка материалов для презентации и публикации в сети Интернет

март

2

11

Изготовление наглядной агитации для экологической тропы.

март

2

12

Изготовление синичников и скворечников

март

3

13

Проведение работ по лесовосстановлению

апрель

4

14

Организация и проведение операции «Память», посвящённой годовщине Победы в ВОВ. Закладка памятных посадок, проведение озеленения пришкольной территории и населённого пункта пос. Торхово.

апрель

3

15

Проведение занятий творческого объединения «Юный лесовод»

май

2

16

Уход за молодыми посадками на пришкольной территории

июнь

4

Итого 37ч.

Программа составлена согласно договору и положению о школьном лесничестве.

Организация и содержание курса.

  1. Школьное лесничество создаётся на базе МОБУ «Медвенская СОШ» и ГУ ТО «Тульское лесничество».
  2. Школьное лесничество осуществляет свою деятельность на основании договора между ГУ ТО «Тульское лесничество» и МОБУ «Медвенская СОШ» на территории гослесфонда, выделенной и закреплённой за ним, в установленном порядке, в соответствии с проектом организации и развития лесного хозяйства на территории школьного лесничества, планом работы школьного лесничества, а также другими нормативными и регламентирующими документами, необходимыми для обеспечения деятельности школьного лесничества.
  3. Территория школьного лесничества делится на лесохозяйственные участки и обходы по принципу, принятому в лесном хозяйстве и закрепляется в соответствии с настоящим положением за конкретными группами обучающихся на период их работы в школьном лесничестве.
  4. Школьное лесничество работает в соответствии с планом (программой), разработанным Советом школьного лесничества с помощью и под руководством специалистов лесничества и педагогов школы. План (программа) обсуждается на общем собрании школьного лесничества и утверждается совместно руководителями школы и лесничества.
  5. Содержание работы школьного лесничества определяется задачами экологического воспитания, образования и просвещения населения, направленностью лесохозяйственной деятельности базового лесничества, заданиями по проведению исследовательской работы по тематике, предложенной лесничеством и принятой для разработки в школьном лесничестве.

Ведение лесного хозяйства членами школьного лесничества на закреплённой за школьным лесничеством территории лесного фонда, оказание помощи базовому лесничеству в организации и проведении мероприятий по охране и защите лесов от пожаров, лесонарушений и насекомых-вредителей леса, посадке и посеве леса, за культурами, выращивание посадочного материала;

озеленение населённых пунктов; сбор лекарственного сырья, грибов, ягод, семян древесных и кустарниковых пород по заданию лесохозяйственных организаций;

восстановление ценных, редких и исчезающих растений, выявление и охрана памятников природы, охрана лесной фауны, заготовка кормов для зимней подкормки животных и птиц; экологическая и лесохозяйственная пропаганда, сбор материалов о лучших представителях лесной отрасли, создание экспозиций музеев и уголков природы, экологических троп;

изучение теоретических основ последних достижений в лесохозяйственных науках и дисциплинах правоохранительного цикла, проведение тематических экскурсий, походов по лесному краю, проведение фенологических наблюдений, опытнической и исследовательской работы, а также участие в областных конкурсах, слётах, смотрах по тематике деятельности школьных лесничкств и других мероприятиях лесохозяйственной и природоохранной направленности и многое другое – вот перечень мероприятий, вытекающих из задач школьного лесничества, которые могут и должны осуществляться в школьном лесничестве юными лесоводами.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        Программа обеспечивается следующими методическими видами продукции:

  • Тематические беседы: вредители леса, День леса, День птиц, посади дерево.
  • Практические и опытные работы на закреплённой территории.
  • Сбор желудей, семян ели, сосны (экскурсия).
  • Разработка презентации о работе школьного лесничества.
  • Выпуск стенгазеты по тематике работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭОР

  1. Павлов А.А. Посади дерево! Методическое пособие по работе с растениями. М: ЭКА, 2012.
  2. www.ecamir.ru
  3. www.prochkolu.ru
  4. www.ncportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет работы школьного лесничества "Зелёные береты"

Школьное лесничество одна из форм социального партнерства школы и предприятия. Отчет о работе школьного лесничества "Зеленые береты" за 2011 год. цели, задачи работы и направления работы.Достижения и ...

Программа "Школьное лесничество"

Школьное лесничество -  летняя занятость...

Реализация программы "Школьное лесничество" как источник образования, развития, воспитания школьников в процессе внеклассной работы.

Интересная и практически полезная форма внеклассной работы - школьное лесничество. Направления работы. Результаты....

цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество. Тропинка.

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка разработан мною в качестве наглядного пособия для учащихся 2-4...

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь

Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 3. Знакомство с водоемами

Продолжая цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 3. Знакомство с водоемами...