Реализация программы "Школьное лесничество" как источник образования, развития, воспитания школьников в процессе внеклассной работы.
статья на тему

Биткова Елена Владимировна

Интересная и практически полезная форма внеклассной работы - школьное лесничество. Направления работы. Результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:


        В современной начальной школе педагоги проводят разностороннюю работу с учащимися по дополнительному образованию детей. Эта работа охватывает различные области развития ребёнка: интеллектуальную, физическую, художественно-эстетическую. Но, на наш взгляд, недостаточно уделяется внимание развитию практической деятельности школьников.

Сегодня я хочу рассказать вам о такой интересной и практически полезной  форме внеклассной работы, как школьное лесничество.

В 2010 году на базе Торховской школы было создано школьное лесничество «Ивушка». При реорганизации школы эта полезная форма работы была сохранена и в данный момент школьное лесничество «Ивушка» работает на базе МОБУ «Медвенская СОШ»

Школьное лесничество – это общественное эколого-образовательное (трудовое) объединение обучающихся, созданное на добровольных началах при участии педагогов МОБУ «Медвенская СОШ» и специалистов ГУ ТО «Тульское лесничество»  в целях воспитания у обучающихся бережного, экологически и экономически обоснованного, социально активного отношения к природе, углубления знаний подрастающего поколения в области лесного хозяйства и экологии, приобретения обучающимися навыков осуществления на практике мероприятий, направленных на сбережение и приумножение лесных богатств, сохранение и усиление защитных, оздоровительных и иных природных функций леса.

Задачами школьного лесничества являются:

  1. Экологическое образование обучающихся, воспитание у  них активной гражданской позиции, любви и бережного отношения к природе, развитие интереса к проблемам охраны окружающей среды.
  2. Оказание практической помощи лесничеству в деле охраны, защиты и воспроизводства лесов, неистощимого использования лесных богатств, содействие специалистам лесного хозяйства в проведении лесохозяйственных мероприятий по охране лесов от пожаров, самовольных порубок и других лесонарушений.
  3. Обучение навыкам исследования природы леса, привлечение к участию в осуществлении опытно-исследовательской работы для решения региональных проблем локального уровня в области охраны природы и лесного хозяйства на территории лесного фонда совместно со специалистами лесничества, педагогами школ, учёными и другими заинтересованными лицами.
  4. Профессиональная ориентация обучающихся, подготовка из их числа будущих специалистов лесного хозяйства.
  5. Пропаганда среди населения знаний о лесе, ведение разъяснительной пропагандистской работы по вопросам охраны лесов от пожаров, их восстановления и рационального использования, защиты от вредителей и болезней леса, охраны и использования объектов животного мира.
  6. Организация и проведение в школах, населённых пунктах массовых мероприятий природоохранной направленности: праздников «День птиц», «Неделя леса», закладка памятных посадок, создание экологических троп, проведение обзорных экскурсий, выставок, конкурсов и др.
  7. Развитие навыков по традиционным народным промыслам, связанных с использованием лесных ресурсов (лозоплетение, резьба по дереву, и т.п.).
  8. Проведение членами школьного лесничества просветительской работы экологической направленности среди населения лесных посёлков.

В 2010 году по инициативе ГУ ТО «Тульское лесничество» на базе школьного опытного участка был заложен питомник елей, выращенных учащимися школы из семян.

В 2011 году заложен питомник каштана конского. Ребята бережно ухаживают за всходами .

В 2012 году были высажены саженцы сосны и лиственницы, а также саженцы елей.

Сотрудники лесничества – частые гости в школе. Они ведут большую просветительскую работу, дают практические советы по уходу за посевами и посадками.

Одним из направлений работы является учёба в «Школе лесника». Сотрудники лесничества рассказывают о вредителях леса – насекомых, грибных болезнях. Самое интересное для ребят – это то, что можно все материалы подержать в руках, потрогать, задать интересующие вопросы лесникам, проверить свои знания на практике.

Одним из самых эффективных и экологически чистых способов защиты леса от вредителей-насекомых является создание условий для жизни птиц, таких, как изготовление скворечников и синичников и размещение их в лесах и на пришкольной территории. В  текущем году учащимися школы и педагогами было изготовлено и развешено 20 скворечников и синичников.

Стало доброй ежегодной традицией изготовление кормушек и подкормка птиц зимой. Этот вид работы включён в программу занятий воспитателей в группе продлённого дня; такая тема обязательно имеет место на уроках технологии в начальной школе, многие младшие школьники работают по данной теме при выполнении своих проектных и исследовательских работ.

Но не только лесники помогают ребятам – ребята тоже помогают лесникам.  По заданию лесничества ежегодно в школе проходит сбор семян и плодов для лесопитомников лесничества – желудей дуба, шишек с семенами ели, сосны.

На пришкольной территории заложены лесопосадки сосны, ели, лиственницы.

Кроме того, школьное лесничество по программе озеленения населённого пункта (пос. Торхово) ежегодно высаживает на территории посёлка и на пришкольной территории деревья и кустарники. Стала традиционной памятная закладка посадок выпускниками школы.

26 и 27 сентября в нашем школьном лесничестве прошла акция «Возродим наш лес». В акции приняли участие школьники МОБУ «Медвенская СОШ», администрация МО «Медвенское», участковый МО «Медвенское»,  представители ГУ ТО «Тульское лесничество» под руководством А.Сорокина, родители учеников. Во время акции было высажено 150 саженцев сосны. Эти саженцы были предоставлены лесниками ГУТО «Тульское лесничество». А юные лесоводы школьного  лесничества отблагодарили наших шефов тем, что безвозмездно собрали для лесничества 10 кг желудей для закладок питомников дуба.

Для посадок мы выбрали пришкольную территорию здания №2 (пос. Торхово), детскую площадку пос. Торхово, территорию около здания администрации МО «Медвенское», территорию около здания №1 пос. Молодёжный. Выбор данных территорий не случаен. Посадки максимально приближены к местам учёбы и отдыха детей нашего муниципального образования. Выбор посадочного материала тоже не случаен. Как известно, сосны – уникальные деревья, которые выделяют фитонциды, предупреждающие простудные, вирусные и аллергические заболевания детей. Такое мероприятие проводится в нашем лесничестве не впервые. Десять лет назад была расчищена от строительного мусора и засажена соснами свалка в центре пос. Торхово. Теперь здесь уютная детская площадка – любимое место отдыха нашей ребятни.

        Одним из важных направлений работы школьного лесничества является пропаганда природосберегающей и лесозащитной деятельности Это и тематические беседы с обучающимися, и такие праздники, как «День птиц», и выступление детей с исследовательскими работами, и разработка лесозащитной тематики при проведении школьного новогоднего бала, и традиционная учёба в «Школе лесника на День леса.

        Изготовление поделок из природных материалов, собранных в лесу, способствует  эстетическому развитию детей, развивает творчество и фантазию.

В заключение хочу отметить, что проект «Школьное лесничество» является эффективным средством решения задач, предъявляемых ФГОС. Он способствует развитию у детей ключевых компетентностей:

  • информационной (добывание информации по темам проекта из различных источников);
  • коммуникационной (практика взаимоотношений в коллективе в процессе выполнения рассмотренных видов работ, приобретение деловых и дружеских навыков общения);
  • самообразовательной (проектная и исследовательская деятельность в рамках школьного лесничества);
  • самоорганизационной (планирование деятельности собственной, деятельности бригады).

И  конечно,  работа в школьном  лесничестве способствует развитию у школьников всех четырёх групп универсальных учебных действий: личностной (практическое освоение этических норм, эстетическое воспитание, развитие патриотических чувств); регулятивной (навыки организации практической деятельности в процессе работы); познавательной (работа с различными источниками информации при выполнении исследовательских работ в рамках проекта и во время занятий в «Школе лесника»); коммуникативной (приобретение вышеуказанных компетентностей, умения слушать и слышать собеседника, навыков сотрудничества в коллективе).

Наше школьное лесничество заняло 1 место в областном конкурсе школьных лесничеств «Защитим лес от пожара».

Сайты для  подробного знакомства с темой

  1. www.proshkolu.ru Биткова Елена Владимировна  личная страница
  2. www.nsportal.ru >bitkova-elena-vladimirovna
  3. www.vkcom>peoplе/Елена_Биткова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы

Экологическая ситуация во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, о...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Воспитание экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы

Воспитание экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы...

Развитие познавательной активности младших школьников в процессе внеклассной работы.

Потребность совершенствования школьного образования обусловливает интенсивное изучение познавательной активности школьников, поиск путей формирования мотивов учения....

Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы

В современном мире человек должен быть экологически образованным. Наиболее эффективным звеном экологического образования  является школьное образование, а именно, обучение в начальной школе....

Экологическое воспитание младших школьников в процессе внеклассной деятельности

Воспитание экологической культуры личности учащегося   Самусь Анна Владимировна,учитель начальных классовМБОУ «Новогеоргиевская начальнаяобщеобразовательная школа» В на...