Внеурочная деятельность. Курс: "Изучение природы родного края" ПНШ.
рабочая программа (3 класс) на тему

Сенечак Юлия Викторовна

Данный курс разработан на основе программы по внеурочной деятельности к УМК: "ПНШ" 3 класс Р. Г. Чуракова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_kurs_izuchenie_prirody_rodnogo_kraya.docx43.02 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  занятий  внеурочной деятельности  

в рамках реализации образовательной программы начального общего образования

по курсу «Изучение природы родного края. 3 класс»

Выполнила:

Сенечак Юлия Викторовна

                                                                        (ФИО)

учитель начальных классов

(должность)

МБОУ «СОШ №2 им. А.И. Исаевой» г. Нефтеюганска

(место работы)

Пояснительная записка

Программа внеурочных занятий по курсу «Изучение природы родного края.» для учащихся 1-4 классов составлена  согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры  (приложение к приказу от 31.01.2013 г. № 63), требованиям основной образовательной программы начального уровня МБОУ «СОШ № 2 им. А.И. Исаевой» города Нефтеюганска и авторской программы курса «Изучение природы родного края» Автора Р.Г.Чуракова.  

Курс «Изучение природы родного края» ориентирован на работу с детьми младшего школьного возраста. И направлен на овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение  норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно  - смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

 Курс способствует формированию экологической и культурологической грамотности. Предполагает взаимосвязь с курсом: «Окружающий мир» 3 класс.

Актуальность: Начальная ступень в школьном образовании   – это особый этап в познании мира ребёнком, связанный со многими процессами. Отличительной особенностью  курса является:

 1. Краеведческая направленность курса, связанная с изучением родного края.

 2. Долгосрочный характер познания природы и культуры своего края.

 3. Проектная внеурочная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

В результате курса реализуются следующие учебные цели:

1. развитие умений наблюдать, анализировать, рассуждать;

2. освоение и углубление знаний о  природе родного края;

3. воспитание экологической и культурологической  грамотности, потребности участвовать в творческой деятельности.

Задачи курса: 

- поддержать в ребёнке желание к сохранению природы родного края:

-формировать умения самостоятельно добывать информацию;

-предоставить ребёнку возможность проводить наблюдения в природе;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  •  учиться определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем;
  • учиться планировать свою деятельность;
  •  учиться предлагать собственные способы решения;
  • учиться оценивать правильность выполнения действия;
  •  учиться соотносить результат деятельности с целью.

Познавательные УУД: 

  • ориентироваться в системе знаний: осознавать необходимость в дополнительной информации для решения учебных задач;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою точку зрения  до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • слушать и понимать речь других,  пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • учиться выполнять различные роли в группе;
  • уметь договариваться между собой, вступать в беседу не только на уроке, но и в жизни.

Планируемый  результат  курса «Изучения природы родного края»  - пособие для внеурочной деятельности обучающихся  3 класса « Иллюстрированные материалы по постановке опытов и экспериментов», коллективный продукт, результат совместной работы учащихся (описание этапов проведенных опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки библиотеки и родителей (изготовление фотографий  этапов  и результатов проведения опытов и наблюдений).

Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, кружковые занятия, совместная деятельность обучающихся и родителей (постановка опытов и экспериментов в режиме выполнения внеаудиторного занятия).

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы 2-4 учеников); коллективная.

Место в учебном плане

Продолжительность реализации программы: в течение учебного года занятие один раз в неделю, в год – 34 часа.

Курс «Природа родного края» предполагает  социальное партнёрство через:

 1) технологии: «Образовательные путешествия»

 2) партнёрскую сеть: сотрудничество с музеями и заповедниками, библиотеками, посещение лабораторий, сетевое взаимодействие.

Необходимые учебные пособия:

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Учебник: 3 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2015г
  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Тетрадь для самостоятельной работы: 3 класс. — М.: Академкнига/Учебник,  2015г
  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Хрестоматия: 3 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2015г
  4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир: Методическое пособие для учителя: 3 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2015г.

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Тема занятия.

Форма организации внеурочной деятельности

Кол-во часов

Планируемы результаты.

Формирование  УУД

Раздел №1 «Свойства воды  в жидком состоянии (нагревание, охлаждение,  замерзание)»

1/1

Экспериментальное исследование свойств воды.

Аудиторные занятия

2

Фиксация этапов проведения эксперимента. распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование).

Познавательные: ориентация в своей системе знаний.

 Коммуникативные: владение приёмами диалогической речи.

Регулятивные: понимание своих интересов, определение цели де

ятельности.

Личностные: мотивация к познанию.

1/2

Проведение эксперимента по выявлению свойств воды при нагревании и охлаждении.

1/3

Описание  этапов постановки одного из опытов.

Внеаудиторные занятия

2

Фиксирование с помощью фотоаппарата.

1/4

Оформление результатов аудиторного занятия.

1/5

Подведение итогов.

Аудиторные занятия

2

Выставка презентаций, выбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов»

1/6

Оформление пособия.

Раздел №2 «Определение прозрачности воды»

7

Опытное исследование прозрачности воды из водопроводного крана.

Аудиторные занятия

2

Распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). (пруда, озера, речки) с целью фиксирования этапов проведения опыта (описание, зарисовка, фотографирование)

Познавательные: ориентация в своей системе знаний.

Коммуникативные: находить общее решение при работе в  группах;

Регулятивные: понимание своих интересов, определение цели деятельности.

Личностные: мотивация к познанию.

8

Опытное исследование прозрачности воды из местного водоема.

9

Экскурсия в музей реки «Обь»

Внеаудиторные занятия.

Экскурсия.

1

Фотографии, зарисовки, описания.

10-11

Оформление полученных результатов. Выставка презентаций.

Аудиторные занятия

3

Отбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление.

12

Оформление пособия.

Раздел №3 «Свойства воздуха»

13-14

 Опытное исследование свойств воздуха.

Аудиторные занятия

2

Проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование.

Познавательные: осознание к необходимости нового знания, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Регулятивные: учиться высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.

Личностные: способность к саморазвитию

15

Фиксирования этапов его проведения

1

16

Составление плана оформления результатов.

1

17-18

 Оформление результатов наблюдения за этапами проведения экспериментальных исследований.

Внеаудиторные занятия

2

фотографии, рисунки, описания

19-20

 Выставка презентаций. Оформление пособия

Аудиторные занятия

2

Отбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов.

Раздел №4  «Дневник наблюдений за погодой»

21

Составление словарика научных терминов — ветер, снег, туман, гололед, град, роса, иней, дождь, снег, флюгер, анемометр. (учебник 3 класса, ч.1, с. 115, 118; Интернет).

Аудиторные занятия

1

Отбор лучших словариков в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».

Познавательные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные:  уметь договариваться между собой, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении задачи.

 Регулятивные: определить цель деятельности и выразить её словесно.

Личностные:  личностная саморефлексия.

22

Изучение условных знаков для ведения дневника наблюдений за погодой

(учебник 3 класса, ч.1, с. 122)

1

Отбор наиболее удобной для использования формы дневника наблюдений.

23

Разработка формы дневника наблюдений (работа в группах).

1

24

Выставка дневников наблюдений за погодой.

1

25-26

Наблюдение за погодой в течение недели.

Внеаудиторные занятия.

Экскурсии.

2

Запись результатов в дневник наблюдений с помощью условных знаков.

27-28

Обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой. Оформление пособия.

Аудиторные занятия

2

Отбор лучшего дневника наблюдения в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».

Раздел №5 «Почва и ее состав»

29-30

 Изучение состава почвы. (определение цвета почвы, наличие полусгнивших остатков растений и мелких животных (перегной), наличие воздуха и воды, наличие минеральных солей, песка и глины) с целью фиксирования этапов проведения опытов)

 Составление плана. Оформления результатов.

Аудиторные занятия

2

проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование

Познавательные: наблюдение за природой.

Коммуникативные: понимание других интересов.

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем.

Личностные: нравственные ценности.

31

 Оформление презентаций.

Внеаудиторные занятия

фотографии, зарисовки, описание

презентации

32-33

Выставка презентаций. Оформление пособия.

Аудиторные занятия

1

отбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».

34

Представление пособия: «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов для 3 класса».

1

Пособие: «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов для 3 класса».

Источники информации:

1. Основная образовательная программа основного и среднего общего образования МБОУ « СОШ № 2 им. А.И.Исаевой»

2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317с. – ( Стандарты второго поколения).

3. Программы по учебным предметам. Внеурочная деятельность

Чуракова Р.Г., Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г., Челышева Т.В., Кузнецова В.В., Рагозина Т.М., Мылова И.Б., Чуракова Н.А., Лаврова Н.М., Ямшинина С.Н., Захарова О.А., Паутова А.Г., Самкова В.А.-  М.: Академкнига/Учебник, 2015г.

  1.  «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей». Шапиро А.И.  — М., Мозаика-синтез, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеурочная деятельность 1 класс "Мой родной край "

Научно позновательное направление "Мой родной край"...

Внеурочная деятельность: проекты, курс "Изучаем родной край"

Разработанное планирование для проектной деятельности в любом классе началки. Сложность можно увеличить за счет увеличения рассматриваемых растений или их признаков. Результат работы - "Определитель р...

Программа по внеурочной деятельности пректного направления "Мой родной край"

Программа по внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 3-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОСТ НОО. В современных условиях модернизации российск...

Программа внеурочной деятельности "Учимся общаться, познавая родной край"

 Программа «Учимся общаться, познавая родной край»  предназначена для организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС. В программе описываются цели и задачи внеурочн...

программа внеурочной деятельности(интенсив)"Уголок земли родной."

Программа разработана в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности" Брянский край. Природа родного края"...