Проект по теме "Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся 1 класса урочной и внеурочной деятельности.
проект (1 класс) по теме

Коваленко Наталья Александровна

Мой проект по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Актуальность                                                                                                 3

Характеристика деятельности                                                                     4

План тематических классных часов «Красота спасет мир»                     6

План школьных мероприятий                                                                      7

Заключение                                                                                                     8

Список литературы                                                                                        9

Актуальность.

Роль эстетического воспитания в формировании личности, ее всестороннем развитии трудно переоценить. Уже в древности отмечали значение красоты в жизни и деятельности человека. Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений, большую роль играет в формировании нравственности, создает условия для духовного возвышения человека.

Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создаёт произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в его деятельности, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое развитие личности начинается в раннем возрасте. Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Необходимо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей школьного возраста, начиная с начальных классов. В связи с этим возрастает роль учителей, которые, осуществляя образовательный процесс, компетентно решают воспитательные задачи, в том числе задачи эстетического воспитания младших школьников.        

 В рамках реализации федеральных государственных стандартов одним из направлений работы с учащимися является культурно-нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

Цель проекта: разработать систему мероприятий      по формированию эстетического восприятия учащихся.

Задачи проекта:

  1. Изучить научно-методическую литературу отечественных авторов по   проблеме эстетического воспитания школьников;
  2. Создать комплекс мероприятий   по формированию эстетической культуры школьников;
  3. Выявить наиболее эффективные методы по формированию эстетических навыков деятельности.                            

Характеристика деятельности учителя по формированию эстетической культуры школьника:

*Доброжелательное отношение к ученику как личности.

*Активное участие каждого воспитанника в создании прекрасного:

-практические занятия живописью, музыкой;

-участие в творческих объединениях, группах.

*Внеурочная деятельность может быть организована по направлениям:

-духовно-нравственное;

-социальное;

-общекультурное, общеинтеллектуальное.

Объект исследования: учащиеся 1 «Б» класса

Предмет исследования: универсальные учебные действия культурно-эстетической направленности.

Практическая значимость проекта заключается в возможности использования форм и приемов по формированию эстетической культуры школьников, как в урочное, так и во внеурочное время.

Технологии работы в проекте:

  1. Технология проблемного обучения
  2. Технология проектного обучения
  3. ИКТ - технологии

Тематический план классных часов «Красота спасет мир» 

Название тем

Цель

Формы и методы поведения

1

Что есть красота?

Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

формирование критического мышления, навыков работы в группе;

приобретение умений увидеть проблему и наметить пути её решения

Урок-беседа, дискуссия

2

Красота и труд - вместе идут

Показать роль труда в физическом, нравственном, эстетическом формировании человека;

вызвать уважение к рабочей профессии; помочь осознать высокое благородство цели и мотивов коммунистического труда;

развивать потребность трудиться добросовестно, творчески, вносить красоту в процесс и результат своего труда

Экскурсия, беседа,

игры по этикету.

3

Эстетика в одежде

Дать характеристику стиля, рассмотреть цветовые решения в подборе гардероба, дать практические советы по приобретению и уходу за одеждой.

Беседа

4.

Красота - меч, разрубающий жизнь

Рассмотреть научное понимание законов прекрасного.

Урок – дискуссия, анкетирование

5.

Красота сердца

Воспитывать сердечное отношение к людям, трудолюбие; содействовать воспитанию культуры познавательной деятельности

Урок - беседа

6.

Я в мире… мир во мне…

Показать методику проведения внеклассного мероприятия с использованием активных форм обучения, технических средств обучения, произведений поэзии, живописи, музыки.

Урок – беседа, совместный просмотр фильма

7.

Учимся видеть красоту родной природы

Раскрыть величие и красоту природы как источника гражданских чувств и творческой деятельности.

Урок – беседа, экскурсия, анкетирование

8.

Этика и эстетика

Воспитание нравственно - этических качеств, важнейшей ценности духовного развития человека.

Способствовать духовному развитию учащихся через музыку, живопись, поэзию, декоративно-прикладное творчество;

Создание наиболее благоприятных условий для развития творческих способностей детей;

Создание высокого уровня эстетических потребностей;

Урок – беседа , дискуссии

Посещение музея, библиотеки, памятных и исторических мест.

Практикумы, игры по этикету.

9.

Мы и окружающий мир

Развить речевую, мыслительную деятельность, активизировать воображение, творческую деятельность учащихся, привить любовь к природе, родному краю, Отечеству

Урок – беседа, посещение памятных и исторических мест (музеи)

10.

Сила красоты и доброты

Воспитание эстетических и нравственных качеств у учащихся, развитие мышления, творческих способностей

Дискуссия, просмотр фильма

Классные часы по проблема эстетического восприятия

Развернутые конспекты некоторых занятий представлены в приложении. «Что есть красота?», проведены познавательные экскурсии в музеи совместный просмотр фильма.

Следует отметить, что при проведении занятий нами учитывались следующие методические подходы: во-первых, учитель должен помнить и понимать, что он выступает посредником между ребенком и обширным прекрасным миром искусства; во-вторых, педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка; в-третьих, правильная организация урока предполагает: четкую постановку цели занятия, пробуждение у школьников интереса к теме урока, использование методов, активизирующих логическое и образное мышление, самодеятельность учащихся, а также их собственную оценочную деятельность, своевременную помощь слабым, благожелательное отношение учителя к ученику, справедливую оценку их деятельности; в-четвертых, основной образовательной задачей классного часа было познакомить детей с понятием «красота».

                                                     

План проведения школьных мероприятий по нравственному-эстетическому воспитанию.

Срок

Мероприятие

Сентябрь

Игра «Представление имени»

Сентябрь

Конкурс рисунков «Осенний букет»

Сентябрь

Конкурс поделок «Дары осени»

Октябрь

Конкурс чтецов «В гости к осени»

Октябрь

Игровой тренинг «Каждой вещи свое место»

Ноябрь

Интеллектуальная игра «Что?Где?Когда?»

Ноябрь

Конкурс «Рождественский сувенир»

Декабрь

Мастерская Деда Мороза

Декабрь

Конкурс рисунков «Здравствуй праздник новогодний!»

Январь

Праздник,Здравствуй,елка!»

Январь

Познавательно-развлекательное занятие «Русская басня»

Февраль

Классный час «Миром правит любовь

Февраль

Турнир знатоков «Чтобы достойно жить»

Март

Изготовление открыток к 8-Марта!»

Март

Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой»

Март

Конкурс сочинений «Мое любимое произведение»

Апрель

Конкурс рисунков «Весенняя капель»

Апрель

Утренник «День смеха»

Май

Конкурс рисунков,посвященных Дню Победы»

Май

Конкурс песни военных лет

Заключение

Данный проект посвящен изучению возможностей в эстетическом воспитании младших школьников.

Формирование эстетического отношения труду - необходимый аспект общего воспитательного процесса. Эстетическое начало труда заключается в красоте создаваемых вещей,предметов. Важный вклад в осуществление эстетического воспитания вносят праздники,посвященные трудовым процессам,исполнение новыхи старых обрядов,обычаев.

Эстетическое воспитание может осуществляться через приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т. п., а также в учебной деятельности и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы. В основном задачи эстетического воспитания в образовательном процессе начальной школы решаются через такие дисциплины, как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир и трудовое обучение. Осуществляя эстетическое воспитание, учителю необходимо учитывать возрастные особенности развития мышления, восприятия, памяти, воображения детей и строить воспитательный процесс в соответствии с этими особенностями.

Используемая литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,2- издание,Москва, «Просвещение»,2011 г.

2. Богданова  О.С.  Содержание  и  методика  этических бесед  с  младшими школьниками,Москва,2010г.

3. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания. – Москва,1998 г.

4. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. – Москва,2000 г.

5.Зорова О.А. «Нравственные и эстетические факторы».Москва.Высшая школа.1998г.

6.Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. Москва. Просвещение,2002 г.

7.Гончаров И Ф. «Эстетическое воспитание в начальной школе. Москва. Педагогика,2003 г.

8.Аринина Н.Л. Уроки прекрасного. Москва.Просвещение,2008 г.

9.Аксарина Н.М.Воспитание детей. Москва.Просвещение,2009 г.

10.Алиев Б,под редакцией Кушаева Н.А. «Основы эстетического воспитания».Москва. Педеагогика,2000г.                                                    

 

Тест.

Если бы у тебя был выбор, то что бы ты предпочел?

  1. а) читать книгу

б) сочинять книгу

в) пересказывать содержание книги друзьям

  1. а) выступать в роли актёра

б) выступать в роли зрителя

в) выступать в роли критика

  1. а) рассказывать местные новости

б) не пересказывать услышанное

в) прокомментировать то, что услышали

  1. а) придумывать новые способы выполнения работ

б) работать, используя испытанные примеры

в) искать в опыте других лучший способ работы

  1. а) исполнять указание

б) организовывать людей

в) быть помощником

  1. а) играть в игры, где каждый действует сам за себя

б) играть в игры, где можно проявить себя

в) играть в команде

  1. а) смотреть интересные фильмы дома

б) читать книгу

в) проводить время в компании с друзьями

  1. а) размышлять, как улучшить мир

б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир

в) смотреть спектакль о красивой жизни

  1. а) петь в хоре

б) петь песню соло или дуэтом

в) петь свою песню

  1. а) отдыхать на самом лучшем курорте

б) отправиться в путешествие на корабле

в) отправиться в экспедицию с учеными

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной работе я представляю свои выработавшиеся взгляды и сложившиеся подходы к применению метода проектов  в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов.  Проектные...

Презентация "Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы"

Предлагаю презентацию раскрывающую методы работы над проектом в начальной школе. Описаны этапы работы над проектом, выбор тематики проекта, формы защиты проекта, виды проектов в начальной школе....

Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Педагогический проект  «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»...

Доклад" Патриотическое воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности"

Доклад освещает работу учителя по патриотическому воспитанию по ФГОС.Важно воспитывать детей патриотами своей Родины в урочное и внеурочное время.Создание проектов,участие в различных видах деятельнос...

Статья: Формирование читательского интереса учащихся в урочной и внеурочной деятельности

laquo;Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания» А.И.Герцен Данные различных исследований говорят о том, что отношение че...

«Двигательная активность как средство укрепления и сохранения здоровья младших школьников (4 и 2 классы, урочная и внеурочная деятельность)»

Выступление на ШМО«Двигательная активность как средство укрепления и сохранения здоровья младших школьников (4 и 2 классы, урочная и внеурочная деятельность)»...