Статья: Формирование читательского интереса учащихся в урочной и внеурочной деятельности
статья (1 класс) на тему

Родионова Татьяна Алексеевна

 «Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания» А.И.Герцен 

Данные различных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в очень раннем  возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге положительным, активным или отрицательно  пассивным. Тем более в наши дни, когда школа смещает акценты  с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает. 

Формировать и развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая,  но и как социальная проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как формировать читательский интерес учащихся в урочной и внеурочной деятельности

 «Без чтения нет настоящего образования, - говорил своему сыну А. И. Герцен, - нет, и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания» И даже очень хороший пересказ не заменит самого художественного текста. Но читают современные дети, и не только они, с каждым днем все меньше и меньше. Несомненно, что формирование читательского интереса школьников, их читательской культуры ложится на плечи прежде всего самого учителя.

Данные различных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в очень раннем возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге положительным, активным или отрицательно пассивным. Тем более в наши дни, когда школа смещает акценты с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает. 

Формировать и развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, но и как социальная проблемы.

Актуальность данной проблемы в том, что в современном российском обществе в настоящее время дети мало читают, предпочитая книге просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры, снижается их уровень грамотности. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей.

Значит, нашей целью должно стать выявление и изучение существующих проблем современного детского чтения и предложение возможных путей их решения.  Так как развить читательский интерес у школьников?

Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? И как же заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу?

Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным.

А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь плохо развита. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет понять задачу по математике, овладеть материалом по курсу других предметов на должном уровне или без посторонней помощи. А подготовить реферат или сообщение по какой - либо теме для слабочитающего ребенка будет и вовсе непосильной задачей!

 Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию читательского интереса - главная задача учителя. Дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека.

Понятна наша озабоченность этой проблемой, наши дети не читают серьезную литературу, а увлекаются сканвордами, комиксами и. т.д.

При таком положении школа, а не сам ребёнок, определяет необходимость чтения и его репертуар.

К сожалению, у многих чтение ограничивается книгами с готовыми домашними заданиями и сочинениями, со свёрнутой энциклопедической информацией, со скачиванием  материалов из компьютера.

Уметь читать в широком смысле этого слова- значит «… извлечь из мёртвой буквы живой смысл… Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное», - говорил великий педагог К. Д. Ушинский.

Термин «интерес» в переводе с латинского языка обозначает «иметь значение».

Читательский интерес - это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление чувств и ума самого читателя. Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.

Вопрос развития читательских интересов всегда волновал нас, учителей. Но работа по развитию читательского интереса часто ведется бессистемно.

Ощутимые результаты в читательской деятельности, как и во всякой творческой деятельности, не достигаются только путем прямого обучения, и в то же время формирование читательских интересов не происходит само собой, а направляется всей учебной и внеклассной деятельностью.

Одним из направлений работы учителя заключается в создании условий для развития читательского интереса школьников.

Для достижения ожидаемых результатов в данном направлении работы нужно решать такие задачи:

  • Развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности;

·                    развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;

·                    стимулирование творчества детей.

Показателями читательского интереса школьников являются:

·                    положительное отношение к читательской деятельности ("люблю читать");

·                    большая заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");

·                    увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");

·                    стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

Необходимо у детей вызвать потребность в любовании, смаковании, восторге, изумлении, волнении в процессе чтения. Вот тогда и появится так называемый читательский интерес.

В основе работы с детьми по развитию интереса к чтению должны лежать основополагающие принципы деятельностного подхода, которые реализуются в рамках ФГОС-2

 

Схему работы по развитию интереса к чтению школьников можно представить в виде схемы:

  • Уроки литературного чтения; в старших классах литературы, обществознания, истории, МХК
  • Внеклассные занятия;
  • Совместная работа с библиотекой;
  • Работа с родителями.

Уроки словесности должны развивать у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки. В настоящее время существует два направления обучения чтению детей школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен объединить эти направления при организации уроков словесности. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя - способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, событий, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. Большую эффективность имеют нестандартные уроки: игра – путешествие, сказки, урок –суд и др.

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Например: инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение, чтение в лицах, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос и т.д.

Очень помогают в работе такие приемы, как продолжение сказки, притчи по заданному началу. Или, наоборот, дана концовка художественного текста, надо придумать ее начало, кульминацию и. т. д. и сравнить потом свою творческую работу с оригиналом.

Очень стимулируют чтение такие приемы, как дополнительные нестандартные домашние задания. Например, на уроках литературы, в 5-7 классах ученикам можно вести тетрадь творчества, в которой записывать понравившиеся стихи или афоризмы определенной тематики. Тематика задается в конце урока и опирается на календарные или профессиональные праздники: «Осень», «День учителя», «Мой родной язык» и. т. д.  В дальнейшем такая работа будет большим подспорьем при сдаче ЕГЭ и написании сочинения. Сочини сам, не можешь, найди достойный образец из классической художественной литературы.

Все новое- это хорошо забытое старое, поэтому пора вспомнить о читательских дневниках школьника, которые ученики ведут в процессе самостоятельного чтения. В младшем звене обучения можно иллюстрировать прочитанное, подбирать подходящие пословицы, стихотворения к этим произведениям. А в старшем звене необходимо уже уметь выражать суть прочитанного: составлять кластер по сюжету, синквейн, диаманту, пробовать сочинять рекламный слоган или фантик на прочитанное произведение, и. т. д. Все это ученики красочно, креативно оформляют в своих читательских дневниках. Такие дневники нужно так же оценивать, как и проделанную работу непосредственно на уроке, а репертуар для чтения не нужно ограничивать, лишь можно подсказать, направить ученика в поиске интересной         книги.

Внеклассную деятельность нужно рассматривать как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Уроки внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы.

Выделяем следующие компоненты внеклассной деятельности:

·                    внеклассные занятия;

·                    работа с учреждениями культуры;

·                    работа с родителями.

Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что делает этот процесс увлекательным.

Под формами внеклассной деятельности подразумевается выражение содержания этой деятельности через определенную структуру отношений педагогов, библиотекарей, учеников и родителей.

 Считаю, что эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры, работы с родителями.

Педагог для ребенка — прежде всего квалифицированный читатель, который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки.

Организация разнообразных форм внеклассных занятий

Практикуют следующие формы внеклассных занятий:

  •   Суд над героем книги;

·        дискуссия;

·        коллективное чтение;

·        беседа;

·        беседа -"приманка";

·        конкурс чтецов;

·        реклама книги;

·        литературный праздник;

·                    литературная игра;

·                    литературная гостиная;

·                    театральный фестиваль;

·                    библиотечный час;

·                    час "тихого чтения".

·                    вечер романса

Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников.

Таким образом, приходим к определенным выводам:

Работа по развитию читательского интереса учеников должна вестись систематически: на уроках словесности, в урочное и внеурочное время

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель. Задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за нашу культуру, духовные ценности

 Правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению способствует:

- формированию устойчивого читательского интереса школьников;

- умению работать с литературой определенного рода;

- умению правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение;

- формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

 В заключение хочется сказать, что, наверное, пора снова вспомнить легко запоминающиеся, афористичные рекламные слоганы советской эпохи, созданные для ликвидации неграмотности: «Если книг читать не будешь- скоро грамоту забудешь», «Чем ребят бранить и бить, лучше книжку им купить», «Книгу - в массы!» И почаще повторять это нашим детям, родителям, самим себе.       

 

Список литературы:

1.     Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18

2.     Джежелей О.В., Сергеева А.В., Игнатьева Т.В. Готовимся к урокам внеклассного чтения. - М.: АРКТИ ЛАРГОС, 1997, с. 28-41.

3.     Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43.

4.     Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. - / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 С. 40

5.     Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.

http://iem.natm.ru/mentor/0107_nitalimova.html

6.     Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

Статья "Формирование читательской компетенции учащихся"

Джозеф Аддисон говорил: "Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела". Или: "Если не умеешь говорить - учись читать", Л.Помпоний. Многие люди признают пользу чтения ...

Статья "Система работы по формированию читательской компетенции обучающихся в урочной и внеурочной деятельности"

Данная статья содержит несколько приемов, которые я использую на уроках литературного чтения по формированию читательской компетенции....