Педагогический проект «Духовно-нравственное развитие учащихся кадетских классов средствами урочной и внеурочной деятельности»
проект на тему

Педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx131.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4»

«Духовно-нравственное развитие учащихся кадетских классов средствами урочной и внеурочной деятельности»

Автор: Бахарь Галина Ивановна,

                                                учитель начальных классов.

Нефтеюганск

2014


  1. Аннотация

«Воспитывать ум ребенка, не привив ему нравственных ценностей, – значит воспитывать угрозу для общества»

К.Д. Ушинский

В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России. В настоящее время востребован человек, готовый к активному преобразованию окружающей действительности, инициативный, не боящийся ответственности, умеющий работать и находить разумное сочетание индивидуальных и социальных потребностей.

Первостепенной задачей современной образовательной системы являются духовно - нравственное воспитание и развитие учащихся. Образованию отводится ключевая роль в духовно - нравственной консолидации российского общества.

Духовно-нравственное развитие и социализация   должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную.  В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.      Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности ребенка, которые требуют новых подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Проект направлен на формирование уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся, основан  на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, направлен  на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Педагогический опыт может быть использован учителями и организаторами внеклассной работы, занимающимися вопросами организации духовно-нравственного развития учащихся.

  1. Обоснование необходимости (актуальности) проекта.

Признаки актуальности (соотнесённость с социально-образовательным заказом, проводимой политикой в области образования и востребованность в практике).

Особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам духовно-нравственного  воспитания. Стало очевидным, что решение ряда проблем в стране во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России. Важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание юных граждан демократического  государства, обладающих чувством  национальной гордости,  гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, своей малой Родине.

Необходимость разработки инновационного проекта  по духовно-нравственному развитию младших школьников (учащихся кадетских классов) обусловлена концептуальными основами нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599
  • Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р
  • Программа развития воспитательной компоненты общеобразовательных учреждений
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795
  • Федеральная целевая Программа развития кадетского образования на 2008 – 2018 годы
  • Распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Об объявлении в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Года Доброй воли» от 12.01.2014г. №3-рг.

На мой взгляд, кадетские классы способны обеспечить    эффективную социальную адаптацию младших школьников, поскольку кадетское движение – это та воспитывающая духовно-нравственная среда, которая способствует формированию стержневых качеств личности. В основе этой среды – сохранение опыта поколений, возможность ориентироваться на нравственные идеалы и ценностные ориентации, проверенные временем.

Кадетское движение – одна из наиболее эффективных  форм духовно-нравственного развития   учащихся младших классов. Это подтверждает мнение родителей. Так, по данным анкетирования 82% родителей учащихся моего класса выбрали обучение в кадетском классе, так как здесь формируются   навыки сознательной дисциплины и ответственности, 86% - потому что в кадетских классах уделяется внимание вопросам воспитания милосердия, сострадания, уважительного отношения к старшему поколению, к историческому прошлому и культурному наследию Родины.

То есть, моя задача, как учителя, выстроить систему урочной и внеурочной деятельности, которая будет способствовать духовно-нравственному развитию  учащихся  моего кадетского класса (с учетом запроса родителей).  

Именно урочная и внеурочная деятельность должны быть эффективным средством духовно-нравственного воспитания.

  1. Цели и задачи проекта.

Цель проекта: формирование уклада школьной жизни, способствующего развитию духовно-нравственных основ и патриотических качеств личности  учащихся на основе лучших традиций  кадетского движения через урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.

Задачи проекта:

  1. Разработать организационно-педагогические условия создания духовно-нравственной, развивающей, творческой, толерантной и здоровьесберегающей среды, основанной на общечеловеческих и общенациональных ценностях российского общества с учетом этнокультурных особенностей региона:
  1. содержание интегрированной образовательной программы духовно-нравственного развития учащихся кадетского класса (использование воспитательных возможностей учебной, внеурочной, внешкольной деятельности);
  2. систему специальных курсов, направленных на духовно-нравственное развитие учащихся (курсы вариативной части учебного плана, спецкурсы дополнительного образования);
  3. систему мероприятий событийного характера, способствующую формированию гражданской позиции и нравственных установок учащихся;
  4. систему мониторинга духовно-нравственного развития учащихся.
  1. Расширить рамки взаимодействия школы, семьи и социума для формирования социальных компетентностей и нравственных установок учащихся; создание условий для реализации индивидуальных и коллективных проектов, определения перспектив личностного и социального роста.
  2. Использовать воспитательные возможности учебной, внеурочной, внешкольной деятельности (интеграция основного и дополнительного образования) для создания системы духовно-нравственного развития учащихся кадетского класса.

При разработке Проекта соблюдались следующие принципы:

  • принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития;
  • принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса как индивидуальность;
  • принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях,  нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций;
  • принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
  • принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания,  результатов;
  • принцип  преемственности, заключающийся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;
  • принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
  • интеграции основного и дополнительного образования.
  1. Содержание проекта.

Содержание данного проекта предусматривает:

  • формирование кадетского братства как уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в котором находится образовательное учреждение, включая историю развития кадетства в России, учитывая интересы и потребности учащихся;
  • формирование у учащихся активной и ответственной гражданской позиции, готовности к духовно-нравственному развитию, способности действовать на благо Отечества;
  • формирование у учащихся социальных компетентностей и ценностных установок;
  • формирование готовности к защите Родины.

Данный педагогический проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, отвечающих потребностям ребёнка, направленным на его самореализацию в социальной духовно-нравственной среде.

Инновационный педагогический проект  нацелен на решение такой  важной  проблемы, как посредством урочной и внеурочной деятельности формировать основы духовно-нравственного развития учащихся.

Инновационная направленность проекта состоит в создании целостной системы работы по формированию основ духовно-нравственных качеств личности  через уроки  и   внеурочную деятельность.

Моя задача - проектирование содержания, форм и способов организации образовательного процесса, разработка программ,  подбор развивающего дидактического материала  на разных этапах деятельности учащихся с учетом  специфики работы в кадетском классе.

Новизна проекта заключается:

  • В интеграции системы урочной и внеурочной деятельности с целью духовно-нравственного развития учащихся кадетского класса;
  • В разработке программ внеурочной деятельности, направленных на духовно-нравственное развитие учащихся (вариативная часть учебного плана):
  • «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей» (в рамках образовательной области «Филология»),
  • «Я - кадет» (в рамках образовательной области «Естествознание» («Человек. Природа. Общество»)).
  •  В разработке программ дополнительного образования, направленных на духовно-нравственное развитие учащихся (учебный план отделения дополнительного образования школы):
  • «Основы правовых знаний»
  • «Мой край»
  • В активном использовании социальных практик и волонтерского движения как основе формирования духовно-нравственных основ личности младшего школьника.
  • В системе мероприятий событийного характера (на основе КТД с активным участием родителей): «Рассвет Победы», «Мы этой памяти верны», «Школа мужества», «Азбука нравственности», читательские конференции и пр.
  • В создании условий для реализации индивидуальных и коллективных социальных и творческих проектов учащихся.
  • В развитии сетевого взаимодействия  с  общественными организациями, с целью консолидации усилий по духовно-нравственному воспитанию учащихся: планы совместной деятельности с центральной городской библиотекой, с клубом фронтовых друзей, с обществом старожилов, с музеем реки Обь, с детской музыкальной школой имени В.В.Андреева.

Реализация духовно-нравственного воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует  от педагога содержания, форм и методов духовно-нравственного развития, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы братства, содружества, через развитие самоуправления можно достичь успехов в этом направлении.

  1. Уроки как средство духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Эффективная работа по социализации личности каждого ребенка, подростка, введение ее в мир духовной культуры, возрождение национального самосознания, становление гражданина, патриота, способного и готового самостоятельно строить свою судьбу и ответственного за судьбу страны, - главная задача   каждого педагога. В решении этой проблемы не маловажную роль играет учебная деятельность.  В рамках реализации проекта в содержание ряда предметов   внесены изменения, позволяющие не только обеспечивать достижение предметных и метапредметных результатов, но и реализовать задачи гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Задача учителя-предметника – найти точки соприкосновения образовательных задач своего предмета и задач воспитания духовно-нравственной культуры личности.  

Работа по изучению культурно-исторических и героико-патриотических традиций, а также воспитание у  кадет   представлений о морали и основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.) пронизывает весь образовательный процесс.

Отбор содержания учебного материала осуществляется с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников Л.В.Занкова  в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

В таблице показаны основные задачи реализации кадетского компонента как эффективного средства духовно-нравственного воспитания в соответствии с образовательными областями

№ п/п

Предметные области

Основные задачи реализации содержания

1

Филология

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. На уроках русского языка в качестве упражнений, основ для изложений используются тексты, содержание которых способствует расширению представлений об истории кадетского образования и казачества. На уроках литературы (внеклассное чтение) учащиеся   кадетского класса знакомятся с  произведениями, раскрывающими черты русского характера, освещающими героические и трагические страницы истории Родины, с солдатскими байками, героическими фольклорными песнями и балладами.

Решению задач способствует учебник В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение, основная нравственная (и духовная) идея которого – необходимость «осторожного», внимательного и бережного отношения к окружающему миру, людям, каждый из которых  чудо и тайна, животным и растениям, а также вещам, в которых скрыта невидимая простому глазу поэзия, которую можно научиться видеть. Учебник стремится воспитывать ребёнка не в лоб, не путём прямых нравоучений и назиданий, а пробуждая в нём чувство участия, сочувствия, сопереживания.

2

Математика и информатика

Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения через включение в образовательный процесс прикладных задач военно-исторической тематики (на основе данных, имеющихся в школьном музее – интеграция математики и истории).

3

Обществознание и естествознание

Формирование уважительного отношения к семье, казачьей общине, городу, региону, России, к истории и культуре страны. Осознание ценности, целостности и многообразия многонационального окружающего мира, своего места в нем.Сделан акцент на расширении представлений об истории кадетства, российской Армии, исторических фактах. Формирование первоначальных представлений об этике, об отечественных традиционных религиях, традициях,  обычаях народов России, ХМАО.

4

Искусство

В содержание уроков, не меняя концепции авторской программы, включено знакомство с произведениями искусства батального и исторического  жанра, произведениями декоративно-прикладного искусства народов ХМАО-Югры, практические задания «Подарок ветерану», «Письмо солдату», моделирование памятников героям Отчизны, иллюстрирование художественных произведений, изучаемых в курсе «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей», экскурсии по памятным местам с целью зарисовок по впечатлению. При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства делается акцент на гуманистической составляющей искусства: красота, добро, истина, милосердие, сострадание, гражданственность, патриотизм.

5

Технология

Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Создание технологических проектов по казачеству (бутафорские предметы быта и вооружения казаков), по истории Родины, ХМАО (предметы быта, обереги, костюмы).

Система духовно-нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений.  Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от педагога, от разнообразия форм и методов работы.

Я активно использую разнообразные формы уроков: урок - читательская конференция, кинолекторий, урок-диспут, устный журнал, урок-проект, музейные уроки, урок-экскурсия, урок с участием «живых свидетелей истории» и т.д.

Через урочную деятельность ученики моего класса  знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.

  1. Внеурочная деятельность как средство патриотического воспитания  и духовно-нравственного развития учащихся.

Внеурочная деятельность осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: внеурочная деятельность в рамках реализации учебного плана (ведение спецкурсов духовно-нравственной направленности), внеурочная деятельность в рамках отделения дополнительного образования, организация социальных практик, волонтерского движения и социально-значимых дел, а также система событийных мероприятий. Вся внеурочная деятельность строится мной на массовом участии школьников и направлена на разностороннее развитие личности ребенка.

  1. Реализация программ внеурочной деятельности.

Мной разработаны и  реализуются программы внеурочной деятельности (вариативная часть учебного плана), направленные на решение задач инновационного проекта:

  • «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей» (образовательная область «Филология») - курс, направленный на расширение читательского кругозора, формирование нравственных и патриотических качеств. Основная задача курса – формирование понимания   литературы как средства, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы, осознание себя гражданином России. Использую разнообразные  формы и методы работы: беседы, коллективные творческие дела, музейные уроки, выставки, конкурсы, викторины, просмотр и обсуждение  кинофильмов,   устные журналы, встречи с интересными людьми, кинолектории, экскурсии, публичная презентация книг для самостоятельного чтения, читательские конференции,  сюжетно-ролевые игры, творческие проекты.
  •  «Я – кадет» (образовательная область «Обществознание»). Основные задачи программы - формирование личности  кадета через усвоение этических и нравственных норм, развитие определенного уровня эрудиции, активизации интереса к истории Отечества, усвоение традиций, заповедей кадетского братства, формирование основные нравственные ценности и норм  поведения. Основные методы, применяемые мной при реализации занятий курса – диалог, дискуссия, проекты, социальные практики, тренинги, презентация творческих работ, интеллектуальные игры и викторины,  виртуальные экскурсии.

В основе деятельности учащихся при освоении данных курсов – проектная деятельность.

Кроме того, мной реализуются программы дополнительного образования, которые также направлены на духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников:

  • «Основы правовых знаний» (социально-педагогическое направление). Занятия формируют  у учащихся уважение к правам и основным свободам человека, стремление к взаимопониманию; умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания по праву;   коммуникативные УУД.
  • «Мой край» (социально-педагогическое направление). Программа направлена на формирование уважения к историко-культурному наследию народов ХМАО-Югры, гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений, формирование толерантности у младших школьников.
  1.  Социальные практики и волонтерское движение как средство духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания младших школьников

Социальные практики являются частью внеурочной деятельности, в рамках которой отрабатываются практические умения и навыки. Через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы кадетского братства, содружества, через развитие деятельности можно достигнуть успехов в формировании активной гражданской позиции и духовно-нравственных качеств школьников.

К социальной практике относится организация акций, благотворительных концертов, социально-значимых дел и волонтерского движения.

Виды социальных практик для учащихся кадетских казачьих классов:

  • Волонтерское движение «Забота» (шефство над ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, ветеранами педагогического труда). Данная практика способствует формированию у воспитанников социальной компетентности и опыта конструктивного гражданского поведения, воспитанию нравственных качеств личности. Волонтерское движение  «Забота» успешно проводится мной с 1-го класса. В него включены все учащиеся класса, а также представители родительской общественности.  Ветераны и старожилы отмечают внимательность, искренность, доброжелательность детей, оказывающих им помощь.
  • Акция «Мы этой памяти верны». Организация концертов  для жителей нашего города (концерты по случаю памятных дат,   концерты в «Клубе фронтовых друзей», индивидуальные концерты ветеранов на дому). Такая социальная практика дает возможность учащимся проявить свои творческие, организаторские способности, а также способствует воспитанию милосердия, уважительного отношения к старшему поколению. В данной акции также принимают участие все учащиеся моего класса.
  • Акции «Посылка солдату», «Письмо солдату». Данные акции соответствуют основным целям Года Доброй воли в Югре, направлены на повышение гражданской активности школьников и популяризацию идей добровольного служения обществу. Ученики моего класса активно включились в данные акции.
  •  Акция «Не дрова везешь», «Письмо водителю».

  1. Событийные мероприятия духовно-нравственной направленности.

Внеурочная деятельность по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию основывается на системе событийных  мероприятий:

  • Акция «Рассвет Победы». Торжественное шествие и митинг у памятника Воину-освободителю, в котором принимают участие учащиеся, ветераны и труженики тыла, старожилы, родители учащихся. Здесь важен не внешний антураж, а возможность соприкоснуться с живыми свидетелями истории, почувствовать себя сопричастным к их подвигу. Большое значение имеет предшествующая работа, подготовка, настрой детей.
  • «День рождения кадетских классов» (посвящение в кадеты).
  • Читательские конференции по книгам патриотического и нравственного содержания (мной были проведены конференции по произведениям В.Голявкина «Мой добрый папа», Ю.Яковлева «Зимородок», «Девочка с Васильевского острова», В.Алексеева «Сто рассказов о войне», А.Лиханова «Мой генерал» и пр.). В конференциях активное участие принимают не только ученики, но и родители, что развивает традиции семейного чтения.
  • Конференция «Моя семья в истории России», «О чем рассказала семейная фотография» (презентация семейных проектов по родословию).
  • Конференция-презентация проектов учащихся «В мире моих увлечений» (представление результатов проектной исследовательской деятельности).
  • Фестивали и конкурсы детского творчества:  фестиваль военно-патриотической песни, хореографический фестиваль «Югорский хоровод дружбы»,   конкурсы художественной декламации. 
  • Выставки детского художественного и декоративно-прикладного творчества. Презентация творческих проектов.
  • Смотр строя и песни.
  • Дни воинской славы
  • Уроки мужества (встречи с ветеранами, старожилами, военнослужащими, членами городского казачьего общества).
  • Мероприятия на базе школьного историко-краеведческого музея (экскурсии, лекции, игры, презентации, виртуальные путешествия, защита социальных и творческих проектов). 

Через совместную деятельность младших и старших кадет, их учителей, родителей, представителей старшего поколения  мы пытаемся сохранить непреходящие подлинные ценности: заботу о старших и младших,  ответственное отношение к делу, стремление к достижению высоких результатов.  

Субъектами  осуществления педагогического проекта становятся учащиеся кадетских классов, учителя, родители.

В своей работе применяю проектную деятельность, групповую и парную формы работы, которые помогают учащимся развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. Учащиеся осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности, опыт адекватной самооценки, опыт развития коммуникативной компетентности и  других социальных навыков. Очень важно, что я выступаю в роли консультанта, источника информации, вдохновителя, координатора, такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем.

  1. Ресурсы. 

Ресурсное обеспечение педагогического опыта. Характеристика минимальных требований к кадровому, учебно-методическому,  материально-техническому и т.д. обеспечению.

Образовательное учреждение располагает  необходимой учебно-методической и материально-технической базой для реализации проекта.

В настоящее время в рамках проекта разработан  программно-методический комплекс, для реализации намеченных задач,  диагностический инструментарий. Реализация инновационного проекта позволила создать целую методическую базу внеклассной деятельности (сценарии мероприятий, педагогические проекты, творческие проекты педагогов и учащихся, видеоматериалы), которая  позволяет оптимизировать процесс духовно-нравственного развития учащихся. Мной создан интерактивный каталог обучающих материалов,  видеофильмов, аудиокниг, способствующий решению задач проекта.

Материально-техническая база реализации проекта включает необходимые помещения (учебный кабинет, медиатека, конференц-зал, школьный историко-краеведческий музей, плац), современную аппаратуру (ПК, мобильный класс, интерактивная доска, документ-камера, принтер, сканер, система вотум-голосования).

В рамках реализации ценностных установок проекта мной пройдена курсовая подготовка по теме  «Программа духовно-нравственного воспитания школьников : разработка и внедрение в условиях реализации ФГОС (Институт образования человека, г.Москва,  2013 год)

  1. Партнеры. 

В реализацию проекта  включены учащиеся 4-го кадетского класса, учащиеся кадетского класса, осуществляющего шефскую помощь, сообщество воспитателей кадетских классов, родители, организатор внеклассной работы, смотритель школьного музея. Кроме того, в проекте принимают участие (на основе планов совместной деятельности) специалисты городской библиотеки, сотрудники музея, члены общества старожилов, клуба фронтовых друзей.

  1. План реализации проекта.

Этапы реализации:

Этап

Цели

Задачи

I этап:

подготовительный

Подготовка условий создания системы духовно-нравственного развития и воспитания.

1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2.Разработать, обсудить и утвердить программу духовно-нравственного воспитания, внести изменения в рабочие программы учебных предметов, разработать программы курсов внеурочной деятельности (вариативная часть учебного плана, план отделения дополнительного образования)

3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта. Создать необходимые условия для реализации проекта.

4. Определить партнеров  для реализации задач проекта (договоры о совместной деятельности)

5. Пройти курсы повышения квалификации соответствующей тематики

6.Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта.

II этап: практический

Реализация проекта духовно-нравственного развития

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Разработать методические материалы по духовно-нравственному воспитанию.

3. Расширять и укреплять связи и отношения с социальными партнерами.

4.Реализация на практике программ урочной и внеурочной деятельности, плана событийных мероприятий, социальных практик.

5. Проводить мониторинг реализации проекта.

6. Принимать участие в конкурсах и фестивалях соответствующей тематики.

III этап: аналитический

Анализ итогов реализации проекта

1.Обобщить результаты работы.

2.Провести коррекцию затруднений в реализации проекта .

3.Спланировать работу на следующий период.

План ключевых мероприятий реализации проекта:

Мероприятие

Срок реализации

Место

проведения

Ответственные

Занятия по программе «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей»

В течение года (1-4 класс)

Учебный кабинет

Конференц-зал

Городская библиотека

Учитель  

Специалист городской библиотеки

Занятия по программе «Я – кадет»

В течение года (1-4 класс)

Учебный кабинет

Конференц-зал

Городская библиотека

Учитель

Специалист городской библиотеки

Занятия по программе «Мой край»

В течение года (1-4 класс)

Учебный кабинет

Конференц-зал

Музей школы

Музей реки Обь  

Учитель

Смотритель музея

Сотрудники музея  

Волонтерское движение «Забота»

В течение года (1-4 класс)

Классный руководитель

Родители

Социальная практика «Не дрова везешь», «Письмо водителю»

Сентябрь

Ноябрь  

Апрель

Май

Пешеходная часть у школы

Классный руководитель

Родители

Школьный фестиваль военно-патриотической песни

Ежегодно

Октябрь

Актовый зал

МБОУ

 «СОКШ № 4»

хормейстер,

классный руководитель,

заместитель директора по УВР

Конкурс художественной декламации

ежегодно

Ноябрь

Актовый зал

МБОУ

 «СОКШ № 4»

хормейстер,

классный руководитель,

заместитель директора по УВР

Школьный хореографический фестиваль «Хоровод дружбы народов»

Ежегодно

Декабрь

Актовый зал

МБОУ

 «СОКШ № 4»

хореограф,

хормейстер,

классный руководитель,

заместитель директора по УВР

Презентация творческих проектов и выставки детского и семейного творчества

Ежегодно

Декабрь

МБОУ

 «СОКШ № 4»

Учитель

Творческие встречи с ветеранами и старожилами на базе клуба «Фронтовых друзей»

В течение года

Клуб «Фронтовых друзей »

Классный  руководитель,

заместитель директора по УВР

Уроки мужества

В течение года

Площадки города, школы

Классный руководитель

«День рождения кадетских классов» (посвящение в кадеты)

февраль

Культурный центр «Обь»

хореограф, классные руководители

Социальная акция «Письмо солдату», «Посылка солдату»

Январь-февраль

Классный руководитель

Родители

Смотр строя и песни

Декабрь

Апрель

Спортивный зал

Плац

Учитель физкультуры

Классный руководитель

Читательские конференции:

1 класс: К.Паустовский «Солдатские сказки»

Декабрь

Конференц-зал

Учитель

Сотрудники библиотеки

Родители

Старожилы

2 класс:

В.Голявкин «Мой добрый папа»

В.Драгунский «Денискины рассказы»

Декабрь

Март

Конференц-зал

Учитель

Сотрудники библиотеки

Родители

3 класс:

Ю.Яковлев «Девочки с Васильевского острова»

В.Алексеев «Сто рассказов о войне»

Декабрь

Март

Конференц-зал

Учитель

Сотрудники библиотеки

Родители

Ветераны

4 класс:

Ю.Яковлев «Зимородок»

А.Лиханов «Мой генерал»

Декабрь

Март

Конференц-зал

Учитель

Сотрудники библиотеки

Родители

Ветераны

Блокадники

Конференция по родословию

Ноябрь

Учебный кабинет

Учитель

Сотрудник музея

Конференция детских проектов

Апрель

Конференц-зал

Учитель

Заместитель директора по УВР

Дни воинской славы

По плану

Учебный кабинет

Учитель

Сотрудник музея

Концерт для ветеранов и старожилов города «Мы этой памяти верны»

Ежегодно

май

ДК «Юность»

Коллектив школы

Акция «Рассвет Победы»

Ежегодно

май

Памятник

Воину-освободителю

Коллектив школы

Презентация личных портфолио

Ежегодно

май

Кабинет

Учитель

  1. Ожидаемые результаты

Результатом реализации проекта должен стать ученик:

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции казачества и кадетства;
  • осознающий и принимающий ценности и традиции многонационального российского народа;
  • мотивированный на реализацию своего потенциала на основе традиционной культуры и нравственных идеалов кадетства и казачества;
  • осознающий себя социально-активной личностью;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Проект  призван обеспечить:

  • формирование кадетского братства как уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, включая историю развития кадетства в России, учитывая интересы и потребности учащихся;
  • развитие гражданского самосознания, патриотизма, личной ответственности за судьбу России и малой родины;
  • развитие навыков нравственного поведения в единстве с ценностями морального сознания – уважение к человеку, осознание нравственной ценности человеческой жизни, достоинство, честь, свободолюбие, целеустремленность, смелость, воля к победе, трудолюбие;
  • приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
  • формирование у учащихся социальных компетентностей и ценностных установок;
  • развитие толерантности личности, готовности и способности к диалогу и сотрудничеству с представителями разных народов, культур и верований;
  • формирование устойчивой потребности в саморазвитии, самообразовании.

Нравственно-духовные параметры:

  • повышение уровня воспитанности
  • проявление толерантных  установок
  • развитие  культурно-духовных основ личности
  • сформированность ценностных ориентаций школьников.

 Количественные параметры:

  • динамика   достижений учащихся
  • количество учебных, творческих и социальных проектов (имеющих патриотическую и духовно-нравственную направленность)
  • Охват    волонтерским движением   «Забота».
  • Участие в социальных акциях

В качестве изучения результативности проекта используются следующие методы диагностики результатов:

  • тестирование;
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • самооценка учащихся;
  • создание специальных ситуаций (игры).

 Результаты диагностики показывают динамику духовно-нравственного развития учащихся.

Эффективность инновационного педагогического опыта необходимо оценивать с точки зрения возможности формирования у учащихся  предметных, метапредметных и личностных результатов.

Предметные результаты оцениваются через усвоение программы по образовательным областям. Можно отметить, чтокачество успеваемости в моем классе – 88%, причем качество по литературному чтению и окружающему миру – 100% (при общей 100%-ной успеваемости по всем предметам). Что подтверждается результатами внешнего мониторинга.

Метапредметные результаты можно оценить по следующим позициям:

  • навыки сотрудничества и взаимодействия, навыки работы в команде  – развиты на высоком уровне у 82%  учащихся (за время реализации проекта произошло повышение навыка более, чем на 40%).
  • навыки планирования и целеполагания – у 74% учащихся (рост на 37%).
  • Навыки работы с текстом (поиск, извлечение и интерпретация информации, умение находить подтверждение своим мыслям в тексте) – на высоком уровне сформировано у 48% учащихся, выше среднего – 44%, на среднем уровне – у 8%.
  • Умение вести дискуссию, задавать вопросы, презентовать результат работы, проекта – на высоком уровне сформировано у 46% учащихся, выше среднего – 33%, на среднем уровне – у 21%.

Несомненно, что для проекта, направленного на духовно-нравственное воспитание, на первый план выходят личностные результаты.

Личностными показателями эффективности патриотического воспитания в разрезе определённых нами условий можно определить следующие:

  • повышение уровня воспитанности учащихся (2010 год –48%, 2011 год – 61%, 2012 год – 76%, 2013 год – 88%).
  • Сформированность толерантных установок (2010 год – 52%, 2013 год – 88%)
  • Сформированность адекватных ценностных ориентаций – у 82% учащихся.
  • активность школьников в мероприятиях патриотической и духовно-нравственной направленности (уровень активности: инициаторы – 32%, активные участники – 64%, наблюдатели – 4%).
  • удовлетворённость учащихся совместной деятельностью (результаты анкетирования и наблюдения показывают, что 100% учащихся полностью удовлетворены   учебной, волонтерской, социально-значимой, творческой деятельностью);
  • результативность участия в конференциях, олимпиадах, фестивалях, конкурсах (ежегодный рост личных и коллективных достижений, что нашло отражение в портфолио достижений класса и индивидуальных портфолио учащихся);
  • рост количества  ученических проектов  (2011 год – 3, 2012 год –11, 2013 год – 19). В проектную деятельность вовлечены 100%  учащихся класса.  
  • рост количества учащихся, принимающих участие в волонтерском движении  «Забота»  - 100% вовлечение в данный вид деятельности.
  • 100% участие учащихся в социально-значимых акциях «Не дрова везешь», «Письмо водителю», «Письмо солдату», «Посылка солдату».
  • повышение рейтинга класса.
  1. Перспективы дальнейшего развития проекта. 

        Проект имеет дальнейшую перспективу развития, так как духовно-нравственное воспитание учащихся является приоритетом современного образования, что нашло свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте (концепция духовно-нравственного воспитания), в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»  а также в программе развития воспитательной компоненты (2013 год).

        К перспективам проекта можно отнести разработку новых программ внеурочной деятельности по этнографии региона, расширение границ социальных волонтерских практик и расширение границ сетевого взаимодействия.  В плане – организация волонтерской практики с членами городской организации инвалидов («Милосердие»), с младшими воспитанниками детского дома «Светозар» («Подари малышу улыбку»).

        Опыт, предъявленный в данном проекте, может быть легко воспроизведен в общеобразовательных школах, а также в отделениях дополнительного образования.

  1.  Список литературы
  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.
  2. Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
  3. Глинские чтения.  Духовно-нравственное   воспитание  в системе образования российской Федерации /М.: Самшит-издат, 2002.
  4. Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовно-нравственные  основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.
  5. Д.С. Лихачёв: Служение  Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.
  6. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе:
  7. Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж.
  8. «Воспитание школьников», № 2 -2012.
  9. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. – № 7- 2010.
  10. Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Ж.Воспитание школьников. –№ 3-2010.
  11. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Ж. Воспитание школьников. –№ 5-2009.
  12. Духовность в современной школе /С.В. Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№1-2011
  13. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности /-Е.В. Чердынцева./ Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№6-2011.
  14. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева / Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№4-2011.
  15. Засимовский А. В. Нравственное воспитание и учитель в современных условиях // Педагогика. 1998. № 7.
  16. Белоусова, Е. Организация нравственного воспитания в учреждениях дополнительного образования. // Воспитание школьников. - 2007. - № 10. - С.44-50.
  17. Шарапова, О. В. Особенность нравственного воспитания на уроках чтения. // Начальная школа. - 2008. - № 1. - С.42-46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной работе я представляю свои выработавшиеся взгляды и сложившиеся подходы к применению метода проектов  в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов.  Проектные...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...

"Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов в урочной и внеурочной деятельности"

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является созданием условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников....

Реализация здоровьесберегающих технологий в 1 классе средствами урочной и внеурочной деятельности

Содержание:1.     Пояснительная записка 2.     Актуальность проекта 3.     Цель проекта 4.     Задачи про...

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.

Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности....

«Духовно- нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности»

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит  цель и задачи воспита...