Педагогический проект «Духовно-нравственное развитие учащихся кадетских классов средствами урочной и внеурочной деятельности»
проект на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4»
«Духовно-нравственное развитие учащихся кадетских классов средствами урочной и внеурочной деятельности»
Автор: Бахарь Галина Ивановна,
учитель начальных классов.
Нефтеюганск
2014
- Аннотация
«Воспитывать ум ребенка, не привив ему нравственных ценностей, – значит воспитывать угрозу для общества»
К.Д. Ушинский
В системе начального школьного образования на протяжении многих лет неуклонно растёт внимание к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России. В настоящее время востребован человек, готовый к активному преобразованию окружающей действительности, инициативный, не боящийся ответственности, умеющий работать и находить разумное сочетание индивидуальных и социальных потребностей.
Первостепенной задачей современной образовательной системы являются духовно - нравственное воспитание и развитие учащихся. Образованию отводится ключевая роль в духовно - нравственной консолидации российского общества.
Духовно-нравственное развитие и социализация должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребенка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности младшего школьника оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности ребенка, которые требуют новых подходов к организации духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Проект направлен на формирование уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся, основан на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, направлен на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Педагогический опыт может быть использован учителями и организаторами внеклассной работы, занимающимися вопросами организации духовно-нравственного развития учащихся.
- Обоснование необходимости (актуальности) проекта.
Признаки актуальности (соотнесённость с социально-образовательным заказом, проводимой политикой в области образования и востребованность в практике).
Особенностью современного этапа развития российского социума является значительный рост интереса к проблемам духовно-нравственного воспитания. Стало очевидным, что решение ряда проблем в стране во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России. Важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание юных граждан демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, своей малой Родине.
Необходимость разработки инновационного проекта по духовно-нравственному развитию младших школьников (учащихся кадетских классов) обусловлена концептуальными основами нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599
- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р
- Программа развития воспитательной компоненты общеобразовательных учреждений
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795
- Федеральная целевая Программа развития кадетского образования на 2008 – 2018 годы
- Распоряжение Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Об объявлении в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Года Доброй воли» от 12.01.2014г. №3-рг.
На мой взгляд, кадетские классы способны обеспечить эффективную социальную адаптацию младших школьников, поскольку кадетское движение – это та воспитывающая духовно-нравственная среда, которая способствует формированию стержневых качеств личности. В основе этой среды – сохранение опыта поколений, возможность ориентироваться на нравственные идеалы и ценностные ориентации, проверенные временем.
Кадетское движение – одна из наиболее эффективных форм духовно-нравственного развития учащихся младших классов. Это подтверждает мнение родителей. Так, по данным анкетирования 82% родителей учащихся моего класса выбрали обучение в кадетском классе, так как здесь формируются навыки сознательной дисциплины и ответственности, 86% - потому что в кадетских классах уделяется внимание вопросам воспитания милосердия, сострадания, уважительного отношения к старшему поколению, к историческому прошлому и культурному наследию Родины.
То есть, моя задача, как учителя, выстроить систему урочной и внеурочной деятельности, которая будет способствовать духовно-нравственному развитию учащихся моего кадетского класса (с учетом запроса родителей).
Именно урочная и внеурочная деятельность должны быть эффективным средством духовно-нравственного воспитания.
- Цели и задачи проекта.
Цель проекта: формирование уклада школьной жизни, способствующего развитию духовно-нравственных основ и патриотических качеств личности учащихся на основе лучших традиций кадетского движения через урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.
Задачи проекта:
- Разработать организационно-педагогические условия создания духовно-нравственной, развивающей, творческой, толерантной и здоровьесберегающей среды, основанной на общечеловеческих и общенациональных ценностях российского общества с учетом этнокультурных особенностей региона:
- содержание интегрированной образовательной программы духовно-нравственного развития учащихся кадетского класса (использование воспитательных возможностей учебной, внеурочной, внешкольной деятельности);
- систему специальных курсов, направленных на духовно-нравственное развитие учащихся (курсы вариативной части учебного плана, спецкурсы дополнительного образования);
- систему мероприятий событийного характера, способствующую формированию гражданской позиции и нравственных установок учащихся;
- систему мониторинга духовно-нравственного развития учащихся.
- Расширить рамки взаимодействия школы, семьи и социума для формирования социальных компетентностей и нравственных установок учащихся; создание условий для реализации индивидуальных и коллективных проектов, определения перспектив личностного и социального роста.
- Использовать воспитательные возможности учебной, внеурочной, внешкольной деятельности (интеграция основного и дополнительного образования) для создания системы духовно-нравственного развития учащихся кадетского класса.
При разработке Проекта соблюдались следующие принципы:
- принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития;
- принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса как индивидуальность;
- принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций;
- принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
- принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, результатов;
- принцип преемственности, заключающийся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;
- принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
- интеграции основного и дополнительного образования.
- Содержание проекта.
Содержание данного проекта предусматривает:
- формирование кадетского братства как уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в котором находится образовательное учреждение, включая историю развития кадетства в России, учитывая интересы и потребности учащихся;
- формирование у учащихся активной и ответственной гражданской позиции, готовности к духовно-нравственному развитию, способности действовать на благо Отечества;
- формирование у учащихся социальных компетентностей и ценностных установок;
- формирование готовности к защите Родины.
Данный педагогический проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, отвечающих потребностям ребёнка, направленным на его самореализацию в социальной духовно-нравственной среде.
Инновационный педагогический проект нацелен на решение такой важной проблемы, как посредством урочной и внеурочной деятельности формировать основы духовно-нравственного развития учащихся.
Инновационная направленность проекта состоит в создании целостной системы работы по формированию основ духовно-нравственных качеств личности через уроки и внеурочную деятельность.
Моя задача - проектирование содержания, форм и способов организации образовательного процесса, разработка программ, подбор развивающего дидактического материала на разных этапах деятельности учащихся с учетом специфики работы в кадетском классе.
Новизна проекта заключается:
- В интеграции системы урочной и внеурочной деятельности с целью духовно-нравственного развития учащихся кадетского класса;
- В разработке программ внеурочной деятельности, направленных на духовно-нравственное развитие учащихся (вариативная часть учебного плана):
- «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей» (в рамках образовательной области «Филология»),
- «Я - кадет» (в рамках образовательной области «Естествознание» («Человек. Природа. Общество»)).
- В разработке программ дополнительного образования, направленных на духовно-нравственное развитие учащихся (учебный план отделения дополнительного образования школы):
- «Основы правовых знаний»
- «Мой край»
- В активном использовании социальных практик и волонтерского движения как основе формирования духовно-нравственных основ личности младшего школьника.
- В системе мероприятий событийного характера (на основе КТД с активным участием родителей): «Рассвет Победы», «Мы этой памяти верны», «Школа мужества», «Азбука нравственности», читательские конференции и пр.
- В создании условий для реализации индивидуальных и коллективных социальных и творческих проектов учащихся.
- В развитии сетевого взаимодействия с общественными организациями, с целью консолидации усилий по духовно-нравственному воспитанию учащихся: планы совместной деятельности с центральной городской библиотекой, с клубом фронтовых друзей, с обществом старожилов, с музеем реки Обь, с детской музыкальной школой имени В.В.Андреева.
Реализация духовно-нравственного воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от педагога содержания, форм и методов духовно-нравственного развития, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы братства, содружества, через развитие самоуправления можно достичь успехов в этом направлении.
- Уроки как средство духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.
Эффективная работа по социализации личности каждого ребенка, подростка, введение ее в мир духовной культуры, возрождение национального самосознания, становление гражданина, патриота, способного и готового самостоятельно строить свою судьбу и ответственного за судьбу страны, - главная задача каждого педагога. В решении этой проблемы не маловажную роль играет учебная деятельность. В рамках реализации проекта в содержание ряда предметов внесены изменения, позволяющие не только обеспечивать достижение предметных и метапредметных результатов, но и реализовать задачи гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.
Задача учителя-предметника – найти точки соприкосновения образовательных задач своего предмета и задач воспитания духовно-нравственной культуры личности.
Работа по изучению культурно-исторических и героико-патриотических традиций, а также воспитание у кадет представлений о морали и основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.) пронизывает весь образовательный процесс.
Отбор содержания учебного материала осуществляется с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников Л.В.Занкова в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
В таблице показаны основные задачи реализации кадетского компонента как эффективного средства духовно-нравственного воспитания в соответствии с образовательными областями
№ п/п | Предметные области | Основные задачи реализации содержания |
1 | Филология | Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. На уроках русского языка в качестве упражнений, основ для изложений используются тексты, содержание которых способствует расширению представлений об истории кадетского образования и казачества. На уроках литературы (внеклассное чтение) учащиеся кадетского класса знакомятся с произведениями, раскрывающими черты русского характера, освещающими героические и трагические страницы истории Родины, с солдатскими байками, героическими фольклорными песнями и балладами. Решению задач способствует учебник В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение, основная нравственная (и духовная) идея которого – необходимость «осторожного», внимательного и бережного отношения к окружающему миру, людям, каждый из которых чудо и тайна, животным и растениям, а также вещам, в которых скрыта невидимая простому глазу поэзия, которую можно научиться видеть. Учебник стремится воспитывать ребёнка не в лоб, не путём прямых нравоучений и назиданий, а пробуждая в нём чувство участия, сочувствия, сопереживания. |
2 | Математика и информатика | Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения через включение в образовательный процесс прикладных задач военно-исторической тематики (на основе данных, имеющихся в школьном музее – интеграция математики и истории). |
3 | Обществознание и естествознание | Формирование уважительного отношения к семье, казачьей общине, городу, региону, России, к истории и культуре страны. Осознание ценности, целостности и многообразия многонационального окружающего мира, своего места в нем.Сделан акцент на расширении представлений об истории кадетства, российской Армии, исторических фактах. Формирование первоначальных представлений об этике, об отечественных традиционных религиях, традициях, обычаях народов России, ХМАО. |
4 | Искусство | В содержание уроков, не меняя концепции авторской программы, включено знакомство с произведениями искусства батального и исторического жанра, произведениями декоративно-прикладного искусства народов ХМАО-Югры, практические задания «Подарок ветерану», «Письмо солдату», моделирование памятников героям Отчизны, иллюстрирование художественных произведений, изучаемых в курсе «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей», экскурсии по памятным местам с целью зарисовок по впечатлению. При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства делается акцент на гуманистической составляющей искусства: красота, добро, истина, милосердие, сострадание, гражданственность, патриотизм. |
5 | Технология | Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности. Создание технологических проектов по казачеству (бутафорские предметы быта и вооружения казаков), по истории Родины, ХМАО (предметы быта, обереги, костюмы). |
Система духовно-нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от педагога, от разнообразия форм и методов работы.
Я активно использую разнообразные формы уроков: урок - читательская конференция, кинолекторий, урок-диспут, устный журнал, урок-проект, музейные уроки, урок-экскурсия, урок с участием «живых свидетелей истории» и т.д.
Через урочную деятельность ученики моего класса знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.
- Внеурочная деятельность как средство патриотического воспитания и духовно-нравственного развития учащихся.
Внеурочная деятельность осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: внеурочная деятельность в рамках реализации учебного плана (ведение спецкурсов духовно-нравственной направленности), внеурочная деятельность в рамках отделения дополнительного образования, организация социальных практик, волонтерского движения и социально-значимых дел, а также система событийных мероприятий. Вся внеурочная деятельность строится мной на массовом участии школьников и направлена на разностороннее развитие личности ребенка.
- Реализация программ внеурочной деятельности.
Мной разработаны и реализуются программы внеурочной деятельности (вариативная часть учебного плана), направленные на решение задач инновационного проекта:
- «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей» (образовательная область «Филология») - курс, направленный на расширение читательского кругозора, формирование нравственных и патриотических качеств. Основная задача курса – формирование понимания литературы как средства, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы, осознание себя гражданином России. Использую разнообразные формы и методы работы: беседы, коллективные творческие дела, музейные уроки, выставки, конкурсы, викторины, просмотр и обсуждение кинофильмов, устные журналы, встречи с интересными людьми, кинолектории, экскурсии, публичная презентация книг для самостоятельного чтения, читательские конференции, сюжетно-ролевые игры, творческие проекты.
- «Я – кадет» (образовательная область «Обществознание»). Основные задачи программы - формирование личности кадета через усвоение этических и нравственных норм, развитие определенного уровня эрудиции, активизации интереса к истории Отечества, усвоение традиций, заповедей кадетского братства, формирование основные нравственные ценности и норм поведения. Основные методы, применяемые мной при реализации занятий курса – диалог, дискуссия, проекты, социальные практики, тренинги, презентация творческих работ, интеллектуальные игры и викторины, виртуальные экскурсии.
В основе деятельности учащихся при освоении данных курсов – проектная деятельность.
Кроме того, мной реализуются программы дополнительного образования, которые также направлены на духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников:
- «Основы правовых знаний» (социально-педагогическое направление). Занятия формируют у учащихся уважение к правам и основным свободам человека, стремление к взаимопониманию; умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания по праву; коммуникативные УУД.
- «Мой край» (социально-педагогическое направление). Программа направлена на формирование уважения к историко-культурному наследию народов ХМАО-Югры, гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений, формирование толерантности у младших школьников.
- Социальные практики и волонтерское движение как средство духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания младших школьников
Социальные практики являются частью внеурочной деятельности, в рамках которой отрабатываются практические умения и навыки. Через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы кадетского братства, содружества, через развитие деятельности можно достигнуть успехов в формировании активной гражданской позиции и духовно-нравственных качеств школьников.
К социальной практике относится организация акций, благотворительных концертов, социально-значимых дел и волонтерского движения.
Виды социальных практик для учащихся кадетских казачьих классов:
- Волонтерское движение «Забота» (шефство над ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, ветеранами педагогического труда). Данная практика способствует формированию у воспитанников социальной компетентности и опыта конструктивного гражданского поведения, воспитанию нравственных качеств личности. Волонтерское движение «Забота» успешно проводится мной с 1-го класса. В него включены все учащиеся класса, а также представители родительской общественности. Ветераны и старожилы отмечают внимательность, искренность, доброжелательность детей, оказывающих им помощь.
- Акция «Мы этой памяти верны». Организация концертов для жителей нашего города (концерты по случаю памятных дат, концерты в «Клубе фронтовых друзей», индивидуальные концерты ветеранов на дому). Такая социальная практика дает возможность учащимся проявить свои творческие, организаторские способности, а также способствует воспитанию милосердия, уважительного отношения к старшему поколению. В данной акции также принимают участие все учащиеся моего класса.
- Акции «Посылка солдату», «Письмо солдату». Данные акции соответствуют основным целям Года Доброй воли в Югре, направлены на повышение гражданской активности школьников и популяризацию идей добровольного служения обществу. Ученики моего класса активно включились в данные акции.
- Акция «Не дрова везешь», «Письмо водителю».
- Событийные мероприятия духовно-нравственной направленности.
Внеурочная деятельность по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию основывается на системе событийных мероприятий:
- Акция «Рассвет Победы». Торжественное шествие и митинг у памятника Воину-освободителю, в котором принимают участие учащиеся, ветераны и труженики тыла, старожилы, родители учащихся. Здесь важен не внешний антураж, а возможность соприкоснуться с живыми свидетелями истории, почувствовать себя сопричастным к их подвигу. Большое значение имеет предшествующая работа, подготовка, настрой детей.
- «День рождения кадетских классов» (посвящение в кадеты).
- Читательские конференции по книгам патриотического и нравственного содержания (мной были проведены конференции по произведениям В.Голявкина «Мой добрый папа», Ю.Яковлева «Зимородок», «Девочка с Васильевского острова», В.Алексеева «Сто рассказов о войне», А.Лиханова «Мой генерал» и пр.). В конференциях активное участие принимают не только ученики, но и родители, что развивает традиции семейного чтения.
- Конференция «Моя семья в истории России», «О чем рассказала семейная фотография» (презентация семейных проектов по родословию).
- Конференция-презентация проектов учащихся «В мире моих увлечений» (представление результатов проектной исследовательской деятельности).
- Фестивали и конкурсы детского творчества: фестиваль военно-патриотической песни, хореографический фестиваль «Югорский хоровод дружбы», конкурсы художественной декламации.
- Выставки детского художественного и декоративно-прикладного творчества. Презентация творческих проектов.
- Смотр строя и песни.
- Дни воинской славы
- Уроки мужества (встречи с ветеранами, старожилами, военнослужащими, членами городского казачьего общества).
- Мероприятия на базе школьного историко-краеведческого музея (экскурсии, лекции, игры, презентации, виртуальные путешествия, защита социальных и творческих проектов).
Через совместную деятельность младших и старших кадет, их учителей, родителей, представителей старшего поколения мы пытаемся сохранить непреходящие подлинные ценности: заботу о старших и младших, ответственное отношение к делу, стремление к достижению высоких результатов.
Субъектами осуществления педагогического проекта становятся учащиеся кадетских классов, учителя, родители.
В своей работе применяю проектную деятельность, групповую и парную формы работы, которые помогают учащимся развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. Учащиеся осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности, опыт адекватной самооценки, опыт развития коммуникативной компетентности и других социальных навыков. Очень важно, что я выступаю в роли консультанта, источника информации, вдохновителя, координатора, такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем.
- Ресурсы.
Ресурсное обеспечение педагогического опыта. Характеристика минимальных требований к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому и т.д. обеспечению.
Образовательное учреждение располагает необходимой учебно-методической и материально-технической базой для реализации проекта.
В настоящее время в рамках проекта разработан программно-методический комплекс, для реализации намеченных задач, диагностический инструментарий. Реализация инновационного проекта позволила создать целую методическую базу внеклассной деятельности (сценарии мероприятий, педагогические проекты, творческие проекты педагогов и учащихся, видеоматериалы), которая позволяет оптимизировать процесс духовно-нравственного развития учащихся. Мной создан интерактивный каталог обучающих материалов, видеофильмов, аудиокниг, способствующий решению задач проекта.
Материально-техническая база реализации проекта включает необходимые помещения (учебный кабинет, медиатека, конференц-зал, школьный историко-краеведческий музей, плац), современную аппаратуру (ПК, мобильный класс, интерактивная доска, документ-камера, принтер, сканер, система вотум-голосования).
В рамках реализации ценностных установок проекта мной пройдена курсовая подготовка по теме «Программа духовно-нравственного воспитания школьников : разработка и внедрение в условиях реализации ФГОС (Институт образования человека, г.Москва, 2013 год)
- Партнеры.
В реализацию проекта включены учащиеся 4-го кадетского класса, учащиеся кадетского класса, осуществляющего шефскую помощь, сообщество воспитателей кадетских классов, родители, организатор внеклассной работы, смотритель школьного музея. Кроме того, в проекте принимают участие (на основе планов совместной деятельности) специалисты городской библиотеки, сотрудники музея, члены общества старожилов, клуба фронтовых друзей.
- План реализации проекта.
Этапы реализации:
Этап | Цели | Задачи |
I этап: подготовительный | Подготовка условий создания системы духовно-нравственного развития и воспитания. | 1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 2.Разработать, обсудить и утвердить программу духовно-нравственного воспитания, внести изменения в рабочие программы учебных предметов, разработать программы курсов внеурочной деятельности (вариативная часть учебного плана, план отделения дополнительного образования) 3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта. Создать необходимые условия для реализации проекта. 4. Определить партнеров для реализации задач проекта (договоры о совместной деятельности) 5. Пройти курсы повышения квалификации соответствующей тематики 6.Подобрать диагностические методики по основным направлениям проекта. |
II этап: практический | Реализация проекта духовно-нравственного развития | 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Разработать методические материалы по духовно-нравственному воспитанию. 3. Расширять и укреплять связи и отношения с социальными партнерами. 4.Реализация на практике программ урочной и внеурочной деятельности, плана событийных мероприятий, социальных практик. 5. Проводить мониторинг реализации проекта. 6. Принимать участие в конкурсах и фестивалях соответствующей тематики. |
III этап: аналитический | Анализ итогов реализации проекта | 1.Обобщить результаты работы. 2.Провести коррекцию затруднений в реализации проекта . 3.Спланировать работу на следующий период. |
План ключевых мероприятий реализации проекта:
Мероприятие | Срок реализации | Место проведения | Ответственные |
Занятия по программе «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей» | В течение года (1-4 класс) | Учебный кабинет Конференц-зал Городская библиотека | Учитель Специалист городской библиотеки |
Занятия по программе «Я – кадет» | В течение года (1-4 класс) | Учебный кабинет Конференц-зал Городская библиотека | Учитель Специалист городской библиотеки |
Занятия по программе «Мой край» | В течение года (1-4 класс) | Учебный кабинет Конференц-зал Музей школы Музей реки Обь | Учитель Смотритель музея Сотрудники музея |
Волонтерское движение «Забота» | В течение года (1-4 класс) | Классный руководитель Родители | |
Социальная практика «Не дрова везешь», «Письмо водителю» | Сентябрь Ноябрь Апрель Май | Пешеходная часть у школы | Классный руководитель Родители |
Школьный фестиваль военно-патриотической песни | Ежегодно Октябрь | Актовый зал МБОУ «СОКШ № 4» | хормейстер, классный руководитель, заместитель директора по УВР |
Конкурс художественной декламации | ежегодно Ноябрь | Актовый зал МБОУ «СОКШ № 4» | хормейстер, классный руководитель, заместитель директора по УВР |
Школьный хореографический фестиваль «Хоровод дружбы народов» | Ежегодно Декабрь | Актовый зал МБОУ «СОКШ № 4» | хореограф, хормейстер, классный руководитель, заместитель директора по УВР |
Презентация творческих проектов и выставки детского и семейного творчества | Ежегодно Декабрь | МБОУ «СОКШ № 4» | Учитель |
Творческие встречи с ветеранами и старожилами на базе клуба «Фронтовых друзей» | В течение года | Клуб «Фронтовых друзей » | Классный руководитель, заместитель директора по УВР |
Уроки мужества | В течение года | Площадки города, школы | Классный руководитель |
«День рождения кадетских классов» (посвящение в кадеты) | февраль | Культурный центр «Обь» | хореограф, классные руководители |
Социальная акция «Письмо солдату», «Посылка солдату» | Январь-февраль | Классный руководитель Родители | |
Смотр строя и песни | Декабрь Апрель | Спортивный зал Плац | Учитель физкультуры Классный руководитель |
Читательские конференции: 1 класс: К.Паустовский «Солдатские сказки» | Декабрь | Конференц-зал | Учитель Сотрудники библиотеки Родители Старожилы |
2 класс: В.Голявкин «Мой добрый папа» В.Драгунский «Денискины рассказы» | Декабрь Март | Конференц-зал | Учитель Сотрудники библиотеки Родители |
3 класс: Ю.Яковлев «Девочки с Васильевского острова» В.Алексеев «Сто рассказов о войне» | Декабрь Март | Конференц-зал | Учитель Сотрудники библиотеки Родители Ветераны |
4 класс: Ю.Яковлев «Зимородок» А.Лиханов «Мой генерал» | Декабрь Март | Конференц-зал | Учитель Сотрудники библиотеки Родители Ветераны Блокадники |
Конференция по родословию | Ноябрь | Учебный кабинет | Учитель Сотрудник музея |
Конференция детских проектов | Апрель | Конференц-зал | Учитель Заместитель директора по УВР |
Дни воинской славы | По плану | Учебный кабинет | Учитель Сотрудник музея |
Концерт для ветеранов и старожилов города «Мы этой памяти верны» | Ежегодно май | ДК «Юность» | Коллектив школы |
Акция «Рассвет Победы» | Ежегодно май | Памятник Воину-освободителю | Коллектив школы |
Презентация личных портфолио | Ежегодно май | Кабинет | Учитель |
- Ожидаемые результаты
Результатом реализации проекта должен стать ученик:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции казачества и кадетства;
- осознающий и принимающий ценности и традиции многонационального российского народа;
- мотивированный на реализацию своего потенциала на основе традиционной культуры и нравственных идеалов кадетства и казачества;
- осознающий себя социально-активной личностью;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Проект призван обеспечить:
- формирование кадетского братства как уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, включая историю развития кадетства в России, учитывая интересы и потребности учащихся;
- развитие гражданского самосознания, патриотизма, личной ответственности за судьбу России и малой родины;
- развитие навыков нравственного поведения в единстве с ценностями морального сознания – уважение к человеку, осознание нравственной ценности человеческой жизни, достоинство, честь, свободолюбие, целеустремленность, смелость, воля к победе, трудолюбие;
- приобщение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- формирование у учащихся социальных компетентностей и ценностных установок;
- развитие толерантности личности, готовности и способности к диалогу и сотрудничеству с представителями разных народов, культур и верований;
- формирование устойчивой потребности в саморазвитии, самообразовании.
Нравственно-духовные параметры:
- повышение уровня воспитанности
- проявление толерантных установок
- развитие культурно-духовных основ личности
- сформированность ценностных ориентаций школьников.
Количественные параметры:
- динамика достижений учащихся
- количество учебных, творческих и социальных проектов (имеющих патриотическую и духовно-нравственную направленность)
- Охват волонтерским движением «Забота».
- Участие в социальных акциях
В качестве изучения результативности проекта используются следующие методы диагностики результатов:
- тестирование;
- наблюдение;
- анкетирование;
- самооценка учащихся;
- создание специальных ситуаций (игры).
Результаты диагностики показывают динамику духовно-нравственного развития учащихся.
Эффективность инновационного педагогического опыта необходимо оценивать с точки зрения возможности формирования у учащихся предметных, метапредметных и личностных результатов.
Предметные результаты оцениваются через усвоение программы по образовательным областям. Можно отметить, чтокачество успеваемости в моем классе – 88%, причем качество по литературному чтению и окружающему миру – 100% (при общей 100%-ной успеваемости по всем предметам). Что подтверждается результатами внешнего мониторинга.
Метапредметные результаты можно оценить по следующим позициям:
- навыки сотрудничества и взаимодействия, навыки работы в команде – развиты на высоком уровне у 82% учащихся (за время реализации проекта произошло повышение навыка более, чем на 40%).
- навыки планирования и целеполагания – у 74% учащихся (рост на 37%).
- Навыки работы с текстом (поиск, извлечение и интерпретация информации, умение находить подтверждение своим мыслям в тексте) – на высоком уровне сформировано у 48% учащихся, выше среднего – 44%, на среднем уровне – у 8%.
- Умение вести дискуссию, задавать вопросы, презентовать результат работы, проекта – на высоком уровне сформировано у 46% учащихся, выше среднего – 33%, на среднем уровне – у 21%.
Несомненно, что для проекта, направленного на духовно-нравственное воспитание, на первый план выходят личностные результаты.
Личностными показателями эффективности патриотического воспитания в разрезе определённых нами условий можно определить следующие:
- повышение уровня воспитанности учащихся (2010 год –48%, 2011 год – 61%, 2012 год – 76%, 2013 год – 88%).
- Сформированность толерантных установок (2010 год – 52%, 2013 год – 88%)
- Сформированность адекватных ценностных ориентаций – у 82% учащихся.
- активность школьников в мероприятиях патриотической и духовно-нравственной направленности (уровень активности: инициаторы – 32%, активные участники – 64%, наблюдатели – 4%).
- удовлетворённость учащихся совместной деятельностью (результаты анкетирования и наблюдения показывают, что 100% учащихся полностью удовлетворены учебной, волонтерской, социально-значимой, творческой деятельностью);
- результативность участия в конференциях, олимпиадах, фестивалях, конкурсах (ежегодный рост личных и коллективных достижений, что нашло отражение в портфолио достижений класса и индивидуальных портфолио учащихся);
- рост количества ученических проектов (2011 год – 3, 2012 год –11, 2013 год – 19). В проектную деятельность вовлечены 100% учащихся класса.
- рост количества учащихся, принимающих участие в волонтерском движении «Забота» - 100% вовлечение в данный вид деятельности.
- 100% участие учащихся в социально-значимых акциях «Не дрова везешь», «Письмо водителю», «Письмо солдату», «Посылка солдату».
- повышение рейтинга класса.
- Перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект имеет дальнейшую перспективу развития, так как духовно-нравственное воспитание учащихся является приоритетом современного образования, что нашло свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте (концепция духовно-нравственного воспитания), в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» а также в программе развития воспитательной компоненты (2013 год).
К перспективам проекта можно отнести разработку новых программ внеурочной деятельности по этнографии региона, расширение границ социальных волонтерских практик и расширение границ сетевого взаимодействия. В плане – организация волонтерской практики с членами городской организации инвалидов («Милосердие»), с младшими воспитанниками детского дома «Светозар» («Подари малышу улыбку»).
Опыт, предъявленный в данном проекте, может быть легко воспроизведен в общеобразовательных школах, а также в отделениях дополнительного образования.
- Список литературы
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.
- Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
- Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования российской Федерации /М.: Самшит-издат, 2002.
- Твоя родословная. Мартышин В.С. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной / (серия « Духовно-нравственные основы семьи»). – М.: «Школьная пресса», 2000.
- Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.
- Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе:
- Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж.
- «Воспитание школьников», № 2 -2012.
- Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. – № 7- 2010.
- Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Ж.Воспитание школьников. –№ 3-2010.
- Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Ж. Воспитание школьников. –№ 5-2009.
- Духовность в современной школе /С.В. Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№1-2011
- Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности /-Е.В. Чердынцева./ Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№6-2011.
- Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева / Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№4-2011.
- Засимовский А. В. Нравственное воспитание и учитель в современных условиях // Педагогика. 1998. № 7.
- Белоусова, Е. Организация нравственного воспитания в учреждениях дополнительного образования. // Воспитание школьников. - 2007. - № 10. - С.44-50.
- Шарапова, О. В. Особенность нравственного воспитания на уроках чтения. // Начальная школа. - 2008. - № 1. - С.42-46
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной работе я представляю свои выработавшиеся взгляды и сложившиеся подходы к применению метода проектов в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Проектные...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
1. Актуальность темы2. Проблема3. Цель и задачи4. Стратегия, методы и механизмы реализации проекта- Изучение положительного опыта;- материалы ФГОС-2, - принципы экологической работы в уроч...
"Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов в урочной и внеурочной деятельности"
Одной из задач, которая должна решаться в школе, является созданием условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников....
Реализация здоровьесберегающих технологий в 1 классе средствами урочной и внеурочной деятельности
Содержание:1. Пояснительная записка 2. Актуальность проекта 3. Цель проекта 4. Задачи про...
Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.
Духовно – нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности....
«Духовно- нравственное воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности»
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит цель и задачи воспита...