ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по теме

Абрамова Надежда Викторовна

 

В данной работе я представляю свои выработавшиеся взгляды и сложившиеся подходы к применению метода проектов  в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов.  Проектные умения  помогают учащимся  осмыслить приобретаемые на  уроках навыки и соединять их в способ организации учебной работы . Сравнительный анализ результатов оценки проектных умений учащихся до и после проекта помог мне  сделать выводы о положительной  динамике проектных умений вследствие выполнения проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

          Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

 А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Творческая группа учителей начальных классов нашей школы 3 год работает по внедрению метода проектов  в урочную и внеурочную деятельность учащихся. Именно проектная деятельность учащихся кажется нам наиболее  привлекательной  и полезной         для развития школьников, формирования их  социально значимых качеств,  возможности самореализоваться каждому ученику, как личности.

Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации. Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Как  правило, интерес к такой самостоятельной работе появляется в именно в начальной школе. Именно работа над проектом позволяет почувствовать ребенку 8-10 лет себя взрослым и самостоятельным.

Мною были поставлены задачи:

- изучение теоретических основ новой технологии;

- выявление наиболее приемлемой формы введения метода проектов;

  –разработка и осуществление учебных проектов от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным;

- использование метода проектов в классно-урочной и внеурочной  деятельности;

 – организация мониторинга формирования проектных умений;

 – диагностика уровня сформированности проектных умений;

  – обобщение опыта работы по обучению школьников методу проектов.

В основу моей деятельности по внедрению метода учебных проектов положены методологические основы, изложенные в  трудах Е.М. Пахомовой, В.В. Гузеева.

          Учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе,  они еще не умеют работать с литературой, выделять главное, делать обобщения.       Темы детских проектов выбирала из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего одноплановы. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, с помощью учителя). Длительность выполнения проекта первоначально я ограничивала одним уроком (может быть сдвоенными уроками).

       Чтобы научить детей пользоваться приемами проектирования я задавала ученикам такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?»                                                        

       Направляла их на самостоятельный поиск: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

     В процессе работы над проектом проводили с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

Для формирования и диагностики уровня развития у учащихся проектных умений использую и предложенные в литературе варианты способов оценки проектов, и по итогам письменной рефлексии , выполненных учащимися.

Сравнительный анализ результатов оценки проектных умений учащихся до и после проекта помог:

– сделать выводы о положительной  динамике проектных умений вследствие выполнения проекта;

 – целенаправленно отрабатывать проектные умения, которые вызывают затруднения;

      Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.  Но хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности

В статье рассказывается об основных направлениях формирования исследовательских навыков учащихся начальной школы, а также предлагаются темы исследовательских работ для детей, структурированные по года...

"Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов в урочной и внеурочной деятельности"

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является созданием условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников....

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...

Поликультурное образование учащихся начальной школы через урочную и внеурочную деятельность

     Поликультурное (многокультурное)  образование– это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликульт...

ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одним из важнейших условий  развития общества является воспитание граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из глобальных проблем воспитания современной молодежи в России являет...