ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по теме
В данной работе я представляю свои выработавшиеся взгляды и сложившиеся подходы к применению метода проектов в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальных классов. Проектные умения помогают учащимся осмыслить приобретаемые на уроках навыки и соединять их в способ организации учебной работы . Сравнительный анализ результатов оценки проектных умений учащихся до и после проекта помог мне сделать выводы о положительной динамике проектных умений вследствие выполнения проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Творческая группа учителей начальных классов нашей школы 3 год работает по внедрению метода проектов в урочную и внеурочную деятельность учащихся. Именно проектная деятельность учащихся кажется нам наиболее привлекательной и полезной для развития школьников, формирования их социально значимых качеств, возможности самореализоваться каждому ученику, как личности.
Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации. Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Как правило, интерес к такой самостоятельной работе появляется в именно в начальной школе. Именно работа над проектом позволяет почувствовать ребенку 8-10 лет себя взрослым и самостоятельным.
Мною были поставлены задачи:
- изучение теоретических основ новой технологии;
- выявление наиболее приемлемой формы введения метода проектов;
–разработка и осуществление учебных проектов от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным;
- использование метода проектов в классно-урочной и внеурочной деятельности;
– организация мониторинга формирования проектных умений;
– диагностика уровня сформированности проектных умений;
– обобщение опыта работы по обучению школьников методу проектов.
В основу моей деятельности по внедрению метода учебных проектов положены методологические основы, изложенные в трудах Е.М. Пахомовой, В.В. Гузеева.
Учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе, они еще не умеют работать с литературой, выделять главное, делать обобщения. Темы детских проектов выбирала из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего одноплановы. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, с помощью учителя). Длительность выполнения проекта первоначально я ограничивала одним уроком (может быть сдвоенными уроками).
Чтобы научить детей пользоваться приемами проектирования я задавала ученикам такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?»
Направляла их на самостоятельный поиск: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»
В процессе работы над проектом проводили с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
Для формирования и диагностики уровня развития у учащихся проектных умений использую и предложенные в литературе варианты способов оценки проектов, и по итогам письменной рефлексии , выполненных учащимися.
Сравнительный анализ результатов оценки проектных умений учащихся до и после проекта помог:
– сделать выводы о положительной динамике проектных умений вследствие выполнения проекта;
– целенаправленно отрабатывать проектные умения, которые вызывают затруднения;
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Но хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской работы учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности
В статье рассказывается об основных направлениях формирования исследовательских навыков учащихся начальной школы, а также предлагаются темы исследовательских работ для детей, структурированные по года...
"Повышение мотивации к обучению учащихся начальных классов в урочной и внеурочной деятельности"
Одной из задач, которая должна решаться в школе, является созданием условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников....
Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".
Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...
Педагогический проект «Духовно-нравственное развитие учащихся кадетских классов средствами урочной и внеурочной деятельности»
Педагогический проект...
Поликультурное образование учащихся начальной школы через урочную и внеурочную деятельность
Поликультурное (многокультурное) образование– это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликульт...
Из опыта работы "Обучение смысловому чтению учащихся начальных классов через образовательный курс внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками»."
Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело. К.Д. Ушинский...
ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из глобальных проблем воспитания современной молодежи в России являет...