Урок нравственности «Добродетель души человеческой» 4 «б» класс
классный час (4 класс) по теме
Данное мероприятие формирует у учащихся этические представления о категориях добра и зла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_nravstvennosti.zip | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок нравственности
«Добродетель души человеческой»
4 «б» класс
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общении друг с другом, развитие эмоционально – ценностной сферы учащихся, воспитание культуры общения друг с другом, самовоспитание личности ребенка.
Задачи:
- формировать у учащихся этические представления о категориях добра и зла;
- развивать умение сравнивать, анализировать выделять главное, обобщать;
- формировать умение совместно работать в группе;
- способствовать процессу самопознания через создание условий для его выражения.
«Делать людям хорошее – хорошеть самому».
Ход беседы.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте;
Вся в голубой и звездной красоте
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
Учитель. Вы прослушали стихотворение, как вы думаете, о чем оно? Чему оно учит?
Да, доброте. Что по- вашему означает слово доброта? Что приходит в голову, когда вы слышите это слово? (ответы детей)
Учитель А теперь обратимся к определению этого слова в толковом словаре Сергея Ожегова. Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Давайте мы сейчас попробуем составить словосочетания, в которых есть слово «добро».
Учащиеся: делать добро, желать добра, помнить добром, поминать добром,
быть добрым, добрый человек.
Учитель Ребята, а каким русским словам дает начало слово «добро»? Давайте вспомним.
Учащиеся: доброжелательность, добролюбие, добросердечность. добропорядочность, добрососедство, добросовестность, добродушие.
Учитель. Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста.
У меня в руках конверты, в них пословицы, но они рассыпались, сейчас вы внимательно вчитаетесь, и попробуете в парах собрать их.
1. Злой не верит, что есть добрый.
2. Добрая слава лежит, а худая бежит.
3. Добрые вести прибавят чести.
4. Доброе слово лечит, а злое калечит.
5. Делай другим добро, будешь сам без беды.
6. Живи добрее, будешь сам милее.
7. Без добрых дел нет доброго имени.
8. Доброе слово и железные ворота открывает.
9. Доброе слово дом построит, а злое дом разрушит.
10. Доброе слово, что солнышко в ненастье.
11. Доброе слово человеку, что дождь в засуху
12.Час в добре побудешь, все горе забудешь.
Учитель. Мне приятно отметить, что сейчас возрождаются такие понятия, как «доброта», «доброжелательность», «внимание друг к другу», «человечность», «милосердие».
Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым.
Каждый человек на земле хочет, чтобы окружающие люди его любили, заботились о нем. Но не каждый знает, что все это нужно заслужить. Только к вежливому, доброму и воспитанному человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают и только у такого человека есть верные, надежные и преданные друзья. Доброта помогает людям жить, творить. делать жизнь прекрасной.
А вы, ребята, встречали в своей жизни добрых людей? Расскажите о них.
(Учащиеся рассказывают о своих друзьях.)
Учитель. У меня в руках шкатулка мудрых мыслей, в ней собраны интересные мысли замечательных людей. Давайте мы откроем ее и познакомимся с ними.
Во внутреннем мире человека доброта – это солнце.
Виктор Гюго
Чтобы поверить в добро надо начать делать его.
Лев Толстой
Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Марк Твен
Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.
Эмерсон
Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта. Бэкон
Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ.
Александр Поуп
В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других.
Лев Толстой.
Истинная доброта заключается в доброжелательном отношении к людям. Жан Жак Руссо
Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в себе. Шекспир
Доброта. Вот качество, которое желаю приобрести больше всех других.
Лев Толстой
Учитель. Добро всегда приносит радость окружающим людям. А легко ли быть добрым? Каким должен быть первый шаг к доброте?
Это – доброе слово. Сейчас мы все вместе вспомним добрые слова, которые
так необходимы каждому воспитанному человеку.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо)
- Зазеленеет старый пень
Когда услышит … (добрый день)
- Мальчик вежливый и развитый
Говорит встречаясь…(здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(извините, пожалуйста)
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)
Быть добрым одновременно и легко и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием. У каждого из нас свои достоинства и недостатки. Сейчас мы с вами рассмотрим разные ситуации, в которых оказались дети. Мы с вами обсудим их поведение и в каждой ситуации найдем правильное решение.
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: «Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой». «А ты как его зовешь, - спросила мама. «А я его никак не зову. Я ему просто кричу «Эй, ты»
Права ли была девочка? (Ответы детей)
Ситуация 2. На день рождения имениннику неожиданно принесли две одинаковые машинки. На что мальчик сказал «Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня уже есть одна»?
Ситуация 3. В школьном коридоре разговаривают два учителя, Среди них девочка увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней. «Здравствуйте, Ольга Ивановна». Правильно ли поступила девочка?
Учитель. Я знаю, что вы, ребята , приготовили стихотворения о доброте и добрых людях. Мы предоставляем вам слово.
1.Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго – добро,
От злого – зло родится.
Добро, сколь ни было б он мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.
2. Не обижай людей – придет расплата
Нам счастья не сулит обида чья – то
Ты будешь ближними любим
И радость доброты познаешь
Не пожелав другим того,
Чего себе не пожелаешь.
Без зла смотри на мирозданье
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь – это море из благих деяний
Построй корабль и по волнам плыви.
3. Ежели вы вежливы, и к совести не глухи
Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду
В автобус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей
И с дедушкой и с бабушкой, вы их не перебьете
И ежели вы вежливы, тому кто послабее
Вы будете защитником пред сильным не робея.
4. Как бы жизнь не летела дней своих не жалей,
Делай доброе дело, ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле.
Делай доброе дело. – тем живем на земле.
5. Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть
И завертится земля быстрее,
Если будем мы с тобой добрее.
6. Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет
Если доброта как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
7. Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами
А может не слова, дела важны?
Дела делами, а слова – словами
Они живут у каждого из нас
На дне души до времени хранимы
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.
Спасибо, ребята. А какие добрые дела сегодня можете сделать вы, маленькие граждане нашей страны. (Ответы детей)
Учитель. В Евангелии от Матфея сказано:… во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Образцом высшей доброты и милосердия, благотворительности был Святитель Иоасаф Белгородский, который помогал бедным и неимущим. Так перед великими христианскими праздниками он имел обыкновение посылать преданного себе священнослужителя в жилища бедных, к лицам известным крайней нищетой с подаянием (денег и одежды). Все дела милосердия св. Иоасаф старался творить так, «чтобы левая рука не знала, что делает правая». Но Господь иногда открывал людям их тайного благодетеля. Однажды священник по поручению Владыки купил на базаре дрова, приказал извозчику отвезти их во двор бедной семьи, но не говорить, от кого они присланы. Хозяйка дома, вдова с тремя малолетними детьми, хотела узнать у извозчика, кто прислал дрова, но, подняв глаза вверх, увидела в воздухе «в сиянии» святителя Иоасафа. (Показать на календаре рассказанное.)
Путь к доброте – нелегкий долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование зла и добра. Научиться быть по – настоящему добрым, - трудно. Человек должен часто останавливаться и размышлять о совершенных поступках.
Сейчас пришло время спеть песню Булата Окуджавы «Пожелание друзьям», где автор призывает нас быть добрыми и внимательными друг к другу.
Звучит песня Булата Окуджавы «Пожелание друзьям».
Учитель. Как вы думаете, ребята, где находится сад или царство вежливости и доброты у каждого из нас? (В сердце) Правильно! Вот мы и пришли к выводу, что сердца открываются только добру. Доброе сердце – магнит.
Земля покрыта туманом, Давайте сделаем так, чтобы на этой земле засияло ярко-ярко солнце. Народная мудрость гласит: «Доброта как солнце , а добрые люди, лучи этого солнца, согревают добротой людей. А каким вы представляете доброго человека? Составим портрет доброго человека.
(Ответы детей) Мы с вами в день знаний посетили художественный музей. Там, в одном из залов, мы встретили картины, изображающие победные майские дни. Особенно тронули нас лица ветеранов – добрые, светлые, с лучистыми глазами. Мы всматривались в них и поняли одно: только такие добрые глаза и сердца могли стать победителями. Именно добрые души наших солдат – были гарантами Победы.
У вас на столах лежат лучики солнца, на которых написаны черты характера человека. Выберите только те слова, которые относятся к доброму человеку, подойдите к солнышку и наклейте их и пусть оно засияет добрыми и теплыми лучиками.
А как вы можете теперь прокомментировать эпиграф нашей беседы:
«Делать людям хорошее – хорошеть самому». (Ответы детей.) Пришло время повторить правила доброго человека.
Презентация «Правила доброго человека»
Я уверена, ребята, что в каждом из нас есть маленькое солнце. Это доброта.
Помните
- Добрые слова – корни
- Добрые мысли – цветы
- Добрые дела - плоды
- Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Они согревают окружающих людей и помогают им в трудную минуту. Наше занятие подошло к концу, давайте подарим гостям маленькие частицы вашей доброй души – солнышки, которые вы сделали своими руками. Пусть в Ваших домах будет мир и покой, тепло и добро.
Спасибо .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме «Добродетель и порок", 4 класс. Модуль "Основы светской этики"
Урок по теме «Добродетель и порок» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 4 класса. Теме «Добродетель и порок»...
Добродетель души человеческой
Занятие формирует у учащихся этические нормы поведения, учит доброте, осознанному выбору добра....
Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7.
Разработка урока по модулю "Основы светской этики" Тема: Добродетель и порок. 4 класс, урок 7....
Нравственность - симфония души и сердца.
Подготовлено выступление о том, что может сделать учитель в наше время для воспитания нравственности, духовнисти и патриотизма подрастающего поколения....
Воспитательный час на тему: «Красота души человеческой»( 4 класс).
Описание: Данным материалом могут воспользоваться учителя 4 классов. Ведь поступок это реальное действие. Намерения и недостойные поступки. Что помогает избегать ошибок, негативных последствий по...
Урок ОРКСЭ "Добродетель и пороки" 4 класс
Урок по теме « Добродетели и пороки».Цель урока: подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди. По этой теме зап...
Урок нравственности «В душе нет места зависти».
Цель:Познакомить учащихся с понятием «зависть»; развить мотивацию к самосовершенствованию личности, воспитывать положительные качества характера.Задачи:- сформировать в сознании детей поня...