Урок нравственности «В душе нет места зависти».
план-конспект занятия (4 класс)

Агзамова Ольга Васильевна

Цель:

Познакомить учащихся с понятием «зависть»; развить мотивацию к самосовершенствованию личности, воспитывать положительные качества характера.

Задачи:

- сформировать в сознании детей понятие  «доброта» и  «зависть»;

 - обсудить с учащимися, что такое человеческие пороки и как они  влияют на жизнь человека;

- помочь учащимся осознать необходимость самовоспитания;

- воспитывать у учащихся положительные качества характера.

- формирование основ нравственного самосознания личности — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx26.29 КБ
Office presentation icon v_dushe_net_mesta_dlya_zavisti.ppt1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Окружная заочная научно-практическая конференция

учащихся, студентов и педагогов «Будущее Ямала»

«В душе нет места для зависти»

«Лучшая методическая разработка в области

духовно-нравственного воспитания

в начальных классах средней общеобразовательной школы»

Агзамова Ольга Васильевна

                                                    МБОУ «ООШ№6» г.Губкинский

учитель начальных классов

г. Губкинский, 2022

Урок нравственности

«В душе нет места зависти».

Цель:

Познакомить учащихся с понятием «зависть»; развить мотивацию к самосовершенствованию личности, воспитывать положительные качества характера.

Задачи:

- сформировать в сознании детей понятие  «доброта» и  «зависть»;

 - обсудить с учащимися, что такое человеческие пороки и как они  влияют на жизнь человека;

- помочь учащимся осознать необходимость самовоспитания;

- воспитывать у учащихся положительные качества характера.

- формирование основ нравственного самосознания личности — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;

Форма: беседа с элементами дискуссии и ситуативного практикума.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, видеоролик «Откуда растут ноги у зависти»,  листы белой бумаги и фломастеры, картинки с изображением червивого яблока, засохшего дерева, змеи, цветущего дерева, букета цветов, раненного сердца.

                                                

Ход занятия.

  1. Организационный этап.

Звучит песня «Дорогою добра».

Учитель:

Добрый день и добрый час!

Я приветствую всех вас!

Наша встреча необычна,

Нравственна и эстетична!

Поговорим сейчас, друзья,

Без чего нам жить нельзя.

- Скажите, о чём песня, которую вы сейчас услышали? О добре.

-Подберите однокоренные слова к слову «добро». Доброта, добрый, добренький, добреть, добродушный, добросердечный, добросовестный, добряк, доброжелатель.

- Определите одно из этих слов по его лексическому значению: Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта.

- Верно, это значение слова «доброта».

- А сейчас узнайте по лексическому значению ещё одно слово: Добрый и мягкий по характеру, относящийся душевно, приветливо к людям, незлобивый. Добродушный.

- Из каких слов образовалось слово «добродушный»?
- Да, это человек, у которого добрая душа. Но иногда случается так, что душа начинает болеть.

II. Основной этап.

 И сегодня мы с вами поговорим о болезни души, от которой, к сожалению, страдают многие люди. А как называется эта болезнь, мы узнаем, прочитав письмо девочки Наташи, адресованное вам.

Я завидую Никите -

У него красивый свитер.

Я завидую Егору-

У него игрушек горы.

Я завидую Сереже-

Он на Бэтмена похожий.

Я завидую Олегу -

Лучший в классе он по бегу.

Я завидую Олесе -

С ней так интересно вместе.

Я устала... Помогите!

- Какой болезнью страдает Наташа? Наташа страдает завистью.

- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?

Мы будем говорить о зависти.

- А что такое зависть? Ответы детей.

- Давайте сравним лексическое значение слова «зависть» из толкового словаря и ваше объяснение значения этого слова. Зависть – это чувство досады, вызванное превосходством, успехом, благополучием другого, желанием иметь то, что есть у другого.

-Так совпало ли ваше объяснение значения слова с его толкованием в словаре? Да, совпадало.

- Сегодня  мы поговорим, что мешает найти человеку свое место в обществе, что такое человеческие пороки, как они влияют на нас. Попытаемся понять, о чем идет речь.

Обсуждение ситуации

Сережа, веселый и радостный, пошел погулять с друзьями. Настроение прекрасное. Светит солнце, да и отец обещал взять с собой на рыбалку… Вернулся с прогулки злой, раздраженный, хлопнул дверью. Когда мама спросила о том, что произошло, что-то невнятное буркнул в ответ. Мама повторила свой вопрос, и тогда со слезами на глазах Сережа пробормотал: «Вовке компьютер купили!». Мама усадила сына и попыталась ему объяснить, что нет в семье возможности купить компьютер, это вещь дорогая, да и отец только-только на работу устроился: «Ты же занимаешься в школе в компьютерном классе. Давай будем понемногу откладывать деньги и попытаемся решить вопрос». Но Сережа отвернулся от мамы и не стал разговаривать.

-Что произошло с мальчиком?

Он позавидовал другу.

Значит, это зависть.

-Итак, вы правильно определили основную проблему нашего урока – «Зависть».

Обсуждение ситуации

Изменилось ли настроение Сережи?

Почему?

Попытался ли Сережа понять маму?

Как вы считаете, веские ли причины в семье для того, чтобы не покупать компьютер?

Зависть – яд для человеческой души.

Поделитесь с нами, кому и чему вы завидовали? (ответы детей).

Задание №1

Попытайтесь изобразить  выражение лица Сережи до и после прогулки

Обсуждение ситуации

Сережа не смог спать ночь, все думал, что уже у пятерых его друзей есть компьютеры, а у него нет. Пришел утром в школу и не может смотреть на Вову. Тот такой радостный, счастливый, всем рассказывает о подарке. На уроке математики Сережу спросили. Он ничего не мог ответить и получил двойку. На перемене обозвал девочку из класса: просто так, у него плохое настроение, а она веселая такая. Вообще, день был испорчен.

Учитель. Как зависть действует на человека?.

Возможные ответы учащихся:

●калечит завистника;

●вредит другим людям;

●заставляет ненавидеть.

Задание №2

Выберите символы к слову «зависть» (работа в группах) из предложенных картинок.

Ребята могут выбрать:

●засохшее дерево;

●червивое яблоко;

●ядовитую змею;

●раненое сердце и т.д.

Рисунки прикрепляются к доске, и учитель организует обсуждение символов.

Учитель.

Но исходим мы слезами-

Никнут крылья от тоски.

Это зависть. Это зависть.

Рвется сердце на куски…

Русский народ не обошел вниманием это человеческое чувство, создал много пословиц и поговорок, чтобы показать последствия и влияние этого порока на нашу жизнь. Давайте сыграем в игру и соединим две части одной пословицы.

Кто чужое желает – тот свое потеряет.

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Всех сластей не переешь, всего добра не переносишь.

Обсуждение.

 Я хочу вам рассказать притчу.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь…  Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Так какого же волка вы будете кормить?

Ответы детей.

Просмотр видеоролика «Откуда растут ноги  у зависти?»

Что вы поняли  из этого  ролика ?  

-Что это все проделки животного разума. И мы становимся куклами, подчиняясь тому или другому животному.

-При проявлении животного начала используй девиз: не сравнивай, не гордись , не завидуй.

- С давних пор люди старались справиться с завистью. Преодолеть её нелегко, но этому можно научиться. А я предлагаю вам немного отдохнуть. Сядьте удобнее, закройте глаза и представьте себя на лесной полянке.

- С давних пор люди старались справиться с завистью. Преодолеть её нелегко, но этому можно научиться. А я предлагаю вам немного отдохнуть. Сядьте удобнее, закройте глаза и представьте себя на лесной полянке.

На фоне негромкой музыки учитель читает текст:

«Солнечные лучики»

Вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям. Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза. Ваша прогулка была чудесной.

- Вам понравилась наша прогулка? Ну, вот вы и познакомились с одним из способов избавления от зависти. А ещё, ребята, можно нарисовать зависть. Придумайте образ зависти и нарисуйте его, выбрав только один цвет.

Ученик рисуют.

- Покажите свои рисунки. Вам нужна зависть? Чтобы избавиться от зависти, я предлагаю разорвать или измять рисунки и выбросить их.

III.Рефлексия

-Наш урок подошёл к концу.

Каким девизом мы завершим  наш урок, чтобы вы не заболели «завистью»?(Ответы детей)

Не сравнивай, не гордись, не завидуй!

И  мне хочется закончить  такими словами:

Давайте, друзья, будем радостней жить,

О зависти, сплетнях нам стоит забыть.

Друг другу ты руку свою протяни

 И ссора, как птица, от вас улетит.

- Пусть радость, добро и благополучие всегда будут рядом с вами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Что такое зависть? Зависть – одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других людей. («Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)

Слайд 5

Зависть – это яд для души человека. Древняя мудрость

Слайд 6

Завистливый вредит самому себе прежде, нежели тому, кому он завидует.

Слайд 7

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЗАВИСТИ 1.Кто чужое желает – тот свое потеряет. 2. Злой плачет от зависти , а добрый от жалости. 3.Всех сластей не переешь, всего добра не переносишь

Слайд 8

Притча про двух волков

Слайд 10

Как побороть зависть? 1) Не подпитывай зависть осознанно эмоциями, мыслями и желаниями, и она не сможет выжить самостоятельно, без вашей помощи. 2) Спешите делать добро. В добром сердце нет места зависти. А с уходом зависти почувствуете легкость, спокойствие и мир в душе. 3) Не завидовать, не вредничать, не грубить. 4) Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Вся семья вместе и душа на месте»

Классный руководитель: Л.Д. Борисова....

Классный час для учащихся 4 класса « Семья вся вместе - душа на месте»

Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям;Способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.Способствовать сплочению и развитию...

интерактивная игра "Семья вместе- душа на месте"

Данная игра предназначена для состязания детей, а также их родителей....

Урок нравственности «Добродетель души человеческой» 4 «б» класс

Данное мероприятие  формирует у учащихся этические представления о категориях добра и зла....

Урок нравственности. «Каждой вещи – своё место».

Урок нравственности. «Каждой вещи – своё место»....

Родной русский язык. Урок № 2. Вся семья вместе - так и душа на месте.

Фрагмент сценария урока родного языка (русский) по учебнику О.М. Александровой Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее».Урок № 2. Вся семья вместе, так и душа на месте....