Урок нравственности «В душе нет места зависти».
план-конспект занятия (4 класс)
Цель:
Познакомить учащихся с понятием «зависть»; развить мотивацию к самосовершенствованию личности, воспитывать положительные качества характера.
Задачи:
- сформировать в сознании детей понятие «доброта» и «зависть»;
- обсудить с учащимися, что такое человеческие пороки и как они влияют на жизнь человека;
- помочь учащимся осознать необходимость самовоспитания;
- воспитывать у учащихся положительные качества характера.
- формирование основ нравственного самосознания личности — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 26.29 КБ |
v_dushe_net_mesta_dlya_zavisti.ppt | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Окружная заочная научно-практическая конференция учащихся, студентов и педагогов «Будущее Ямала» «В душе нет места для зависти» «Лучшая методическая разработка в области духовно-нравственного воспитания в начальных классах средней общеобразовательной школы» Агзамова Ольга Васильевна МБОУ «ООШ№6» г.Губкинский учитель начальных классов г. Губкинский, 2022 |
Урок нравственности
«В душе нет места зависти».
Цель:
Познакомить учащихся с понятием «зависть»; развить мотивацию к самосовершенствованию личности, воспитывать положительные качества характера.
Задачи:
- сформировать в сознании детей понятие «доброта» и «зависть»;
- обсудить с учащимися, что такое человеческие пороки и как они влияют на жизнь человека;
- помочь учащимся осознать необходимость самовоспитания;
- воспитывать у учащихся положительные качества характера.
- формирование основ нравственного самосознания личности — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;
Форма: беседа с элементами дискуссии и ситуативного практикума.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, видеоролик «Откуда растут ноги у зависти», листы белой бумаги и фломастеры, картинки с изображением червивого яблока, засохшего дерева, змеи, цветущего дерева, букета цветов, раненного сердца.
Ход занятия.
- Организационный этап.
Звучит песня «Дорогою добра».
Учитель:
Добрый день и добрый час!
Я приветствую всех вас!
Наша встреча необычна,
Нравственна и эстетична!
Поговорим сейчас, друзья,
Без чего нам жить нельзя.
- Скажите, о чём песня, которую вы сейчас услышали? О добре.
-Подберите однокоренные слова к слову «добро». Доброта, добрый, добренький, добреть, добродушный, добросердечный, добросовестный, добряк, доброжелатель.
- Определите одно из этих слов по его лексическому значению: Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта.
- Верно, это значение слова «доброта».
- А сейчас узнайте по лексическому значению ещё одно слово: Добрый и мягкий по характеру, относящийся душевно, приветливо к людям, незлобивый. Добродушный.
- Из каких слов образовалось слово «добродушный»?
- Да, это человек, у которого добрая душа. Но иногда случается так, что душа начинает болеть.
II. Основной этап.
И сегодня мы с вами поговорим о болезни души, от которой, к сожалению, страдают многие люди. А как называется эта болезнь, мы узнаем, прочитав письмо девочки Наташи, адресованное вам.
Я завидую Никите -
У него красивый свитер.
Я завидую Егору-
У него игрушек горы.
Я завидую Сереже-
Он на Бэтмена похожий.
Я завидую Олегу -
Лучший в классе он по бегу.
Я завидую Олесе -
С ней так интересно вместе.
Я устала... Помогите!
- Какой болезнью страдает Наташа? Наташа страдает завистью.
- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?
Мы будем говорить о зависти.
- А что такое зависть? Ответы детей.
- Давайте сравним лексическое значение слова «зависть» из толкового словаря и ваше объяснение значения этого слова. Зависть – это чувство досады, вызванное превосходством, успехом, благополучием другого, желанием иметь то, что есть у другого.
-Так совпало ли ваше объяснение значения слова с его толкованием в словаре? Да, совпадало.
- Сегодня мы поговорим, что мешает найти человеку свое место в обществе, что такое человеческие пороки, как они влияют на нас. Попытаемся понять, о чем идет речь.
Обсуждение ситуации
Сережа, веселый и радостный, пошел погулять с друзьями. Настроение прекрасное. Светит солнце, да и отец обещал взять с собой на рыбалку… Вернулся с прогулки злой, раздраженный, хлопнул дверью. Когда мама спросила о том, что произошло, что-то невнятное буркнул в ответ. Мама повторила свой вопрос, и тогда со слезами на глазах Сережа пробормотал: «Вовке компьютер купили!». Мама усадила сына и попыталась ему объяснить, что нет в семье возможности купить компьютер, это вещь дорогая, да и отец только-только на работу устроился: «Ты же занимаешься в школе в компьютерном классе. Давай будем понемногу откладывать деньги и попытаемся решить вопрос». Но Сережа отвернулся от мамы и не стал разговаривать.
-Что произошло с мальчиком?
Он позавидовал другу.
Значит, это зависть.
-Итак, вы правильно определили основную проблему нашего урока – «Зависть».
Обсуждение ситуации
Изменилось ли настроение Сережи?
Почему?
Попытался ли Сережа понять маму?
Как вы считаете, веские ли причины в семье для того, чтобы не покупать компьютер?
Зависть – яд для человеческой души.
Поделитесь с нами, кому и чему вы завидовали? (ответы детей).
Задание №1
Попытайтесь изобразить выражение лица Сережи до и после прогулки
Обсуждение ситуации
Сережа не смог спать ночь, все думал, что уже у пятерых его друзей есть компьютеры, а у него нет. Пришел утром в школу и не может смотреть на Вову. Тот такой радостный, счастливый, всем рассказывает о подарке. На уроке математики Сережу спросили. Он ничего не мог ответить и получил двойку. На перемене обозвал девочку из класса: просто так, у него плохое настроение, а она веселая такая. Вообще, день был испорчен.
Учитель. Как зависть действует на человека?.
Возможные ответы учащихся:
●калечит завистника;
●вредит другим людям;
●заставляет ненавидеть.
Задание №2
Выберите символы к слову «зависть» (работа в группах) из предложенных картинок.
Ребята могут выбрать:
●засохшее дерево;
●червивое яблоко;
●ядовитую змею;
●раненое сердце и т.д.
Рисунки прикрепляются к доске, и учитель организует обсуждение символов.
Учитель.
Но исходим мы слезами-
Никнут крылья от тоски.
Это зависть. Это зависть.
Рвется сердце на куски…
Русский народ не обошел вниманием это человеческое чувство, создал много пословиц и поговорок, чтобы показать последствия и влияние этого порока на нашу жизнь. Давайте сыграем в игру и соединим две части одной пословицы.
Кто чужое желает – тот свое потеряет.
Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
Всех сластей не переешь, всего добра не переносишь.
Обсуждение.
Я хочу вам рассказать притчу.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Так какого же волка вы будете кормить?
Ответы детей.
Просмотр видеоролика «Откуда растут ноги у зависти?»
Что вы поняли из этого ролика ?
-Что это все проделки животного разума. И мы становимся куклами, подчиняясь тому или другому животному.
-При проявлении животного начала используй девиз: не сравнивай, не гордись , не завидуй.
- С давних пор люди старались справиться с завистью. Преодолеть её нелегко, но этому можно научиться. А я предлагаю вам немного отдохнуть. Сядьте удобнее, закройте глаза и представьте себя на лесной полянке.
- С давних пор люди старались справиться с завистью. Преодолеть её нелегко, но этому можно научиться. А я предлагаю вам немного отдохнуть. Сядьте удобнее, закройте глаза и представьте себя на лесной полянке.
На фоне негромкой музыки учитель читает текст:
«Солнечные лучики»
Вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Эту улыбку вы пронесете и подарите своим друзьям. Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза. Ваша прогулка была чудесной.
- Вам понравилась наша прогулка? Ну, вот вы и познакомились с одним из способов избавления от зависти. А ещё, ребята, можно нарисовать зависть. Придумайте образ зависти и нарисуйте его, выбрав только один цвет.
Ученик рисуют.
- Покажите свои рисунки. Вам нужна зависть? Чтобы избавиться от зависти, я предлагаю разорвать или измять рисунки и выбросить их.
III.Рефлексия
-Наш урок подошёл к концу.
Каким девизом мы завершим наш урок, чтобы вы не заболели «завистью»?(Ответы детей)
Не сравнивай, не гордись, не завидуй!
И мне хочется закончить такими словами:
Давайте, друзья, будем радостней жить,
О зависти, сплетнях нам стоит забыть.
Друг другу ты руку свою протяни
И ссора, как птица, от вас улетит.
- Пусть радость, добро и благополучие всегда будут рядом с вами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое зависть? Зависть – одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других людей. («Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)
Зависть – это яд для души человека. Древняя мудрость
Завистливый вредит самому себе прежде, нежели тому, кому он завидует.
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЗАВИСТИ 1.Кто чужое желает – тот свое потеряет. 2. Злой плачет от зависти , а добрый от жалости. 3.Всех сластей не переешь, всего добра не переносишь
Притча про двух волков
Как побороть зависть? 1) Не подпитывай зависть осознанно эмоциями, мыслями и желаниями, и она не сможет выжить самостоятельно, без вашей помощи. 2) Спешите делать добро. В добром сердце нет места зависти. А с уходом зависти почувствуете легкость, спокойствие и мир в душе. 3) Не завидовать, не вредничать, не грубить. 4) Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Вся семья вместе и душа на месте»
Классный руководитель: Л.Д. Борисова....
Классный час для учащихся 4 класса « Семья вся вместе - душа на месте»
Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям;Способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.Способствовать сплочению и развитию...
Вся семья вместе – и душа на месте (сценарий тематического вечера для детей и родителей)
Сценарий посвящён окончанию 2 класса...
интерактивная игра "Семья вместе- душа на месте"
Данная игра предназначена для состязания детей, а также их родителей....
Урок нравственности «Добродетель души человеческой» 4 «б» класс
Данное мероприятие формирует у учащихся этические представления о категориях добра и зла....
Урок нравственности. «Каждой вещи – своё место».
Урок нравственности. «Каждой вещи – своё место»....
Родной русский язык. Урок № 2. Вся семья вместе - так и душа на месте.
Фрагмент сценария урока родного языка (русский) по учебнику О.М. Александровой Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее».Урок № 2. Вся семья вместе, так и душа на месте....