Программа кружка "Я пешеход и пассажир" 1 класс - внеурочная деятельность (спортивно-оздоровительное направление)
рабочая программа по обж (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа спецкурса «Я пешеход и пассажир»
для внеурочной деятельности младших школьников
(1 класс)
Автор программы учитель начальных классов
МОУ Гимназия Т.В. Шмакова
Пояснительная записка.
Обучение детей младшего школьного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дорогах является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95, №198-ФЗ. Решение проблемы снижения роста детского травматизма возможно при одновременном проведении комплекса мер: социально-экономических, организационно-технических и учебно-воспитательных. При этом в учебно-воспитательной работе необходимо объединение усилий образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, родителей и ГИБДД, а также создание условий для обучения детей не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на дорогах. В образовательных учреждениях проблеме подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении, воспитанию дисциплинированности и культуры поведения на дорогах уделяется недостаточное внимание. На федеральном уровне обучение безопасному поведению на дорогах предусматривается лишь в начальной школе при изучении предметной области «Окружающий мир». В условиях нового образовательного стандарта предусмотрено создание во внеурочной деятельности спецкурса «Я пешеход и пассажир». Данный спецкурс является значимым и актуальным.
Общая характеристика курса.
Спецкурс «Я пешеход и пассажир» учитывает возрастные особенности младших школьников, обеспечивает расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте. Эта задача осуществляется в процессе практической деятельности младших школьников на игровой площадке, моделирования жизненных ситуаций, возникающих на дорогах, театрализованных игр, где дети исполняют роли пешеходов, водителей, сотрудников ГАИ. Спецкурс «Я пешеход и пассажир» основывается на принципах:
- модульный принцип построения программы в виде отдельного спецкурса;
- принцип непрерывности определяется постепенным и поэтапным становлением и развитием культуры поведения на дорогах. Он предполагает организацию обучения на всех этапах: начального, основного и среднего образования;
- принцип обязательности обучения, подразумевающий обязательное обучение детей во всех образовательных учреждениях с начальной школы;
Целью спецкурса «Я пешеход и пассажир» является формирование культуры поведения на дорогах, как части культуры безопасности жизнедеятельности человека посредством освоения знаний, овладения умениями и практического их применения в повседневной жизни.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- приобретение знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения (ПДД), необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда (скутера) и пассажира; знакомство с ПДД, касающихся движения механических транспортных средств;
- овладение умениями пользоваться ПДД, распознавать дорожные «ловушки» - ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на дороге соответствует их бытовым привычкам;
- развитие сознательного отношения к соблюдению безопасности на дорогах; способности к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения;
-обеспечение гармоничного эстетического и физического воспитания;
Предполагаемый результат:
- Умение безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим школьникам при переходе улиц и дорог.
- Правильно объяснить младшим школьникам, как безопасно переходить улицу или дорогу и как надо вести себя в общественном транспорте.
- Оказывать неотложную медицинскую помощь.
- Систематизировать знания по ПДД
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Место спецкурса в учебном плане. Программа рассчитана на 40 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 25 минут. В первом классе – 40 занятий. Занятия проводит учитель начальных классов. Преподаватель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе. На отдельных занятиях возможно привлечение психолога, медицинской сестры образовательного учреждения, а также представителей ОВД, ГАИ и МЧС. Содержание спецкурса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
Ценностными ориентирами содержания данного спецкурса
являются:
-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
-первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
Изучение данного курса позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
-формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде
всего образовательных задач:
-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний
о разных его сторонах и объектах;
-расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
-понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека,
его образования, труда и творчества;
-расширение кругозора и культурного опыта школьника. В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания и конструировании курса особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов изучения. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере.
С этой целью планируется у учащихся формирование следующих универсальных учебных действий:
-познавательные как способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
-регулятивные как владение способами организации, планирования
различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой,
исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
-коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать:
правила перехода улиц по сигналам светофора;
правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
правила перехода проезжей части при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам;
правила движения индивидуально, группами и в колоннах.
правила езды на велосипеде.
Учащиеся должны уметь:
переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги;
безопасно вести себя по соседству с жилым домом (во дворе, в жилой зоне, на тротуаре);
передвигаться в группе;
дисциплинированно вести себя в общественном транспорте;
ориентироваться в дорожной обстановке, не выходить из-за препятствий (машин, сооружений, зданий), не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги.
Календарно-тематическое планирование курса.
№ | Тема занятия | дата | Цель занятия | Формы занятий | Формируемые УУД |
1 | Вводное занятие «Поговорим об истории». | 5.09. | Беседа о том, кто и когда придумал колесо. Город, в котором мы живем. Развитие видов транспорта в городе. | Беседа | познавательные регулятивные |
2 | Безопасные маршруты “Дом – Школа –Дом” | 12.09 | Ознакомить учащихся с маршрутом безопасности “Дом- школа- дом”. Сформировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды. Учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. | Занятие-практикум | регулятивные познавательные |
3 | Дорога, ее элементы и правила поведения на ней | 19.09 | Сформировать у учащихся представление о знании, представление о значении терминов “тротуар”, “пешеходная дорожка”, “обочина”, “проезжая часть”. Научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность | Игра-диспут | познавательные коммуникативные регулятивные |
4 | Законы улиц и дорог | 26.09 | Ознакомить с историей появления автомобиля и ПДД, воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов, провести анализ типичных ошибок в поведении детей во дворе, на улицах и дорогах | Игра “История ПДД” | познавательные регулятивные |
5 | Знакомство с дорожными знаками, светофором | 3.10 | Познакомить учащихся со значением дорожных знаков для пешехода, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Объяснить для чего служит светофор, его виды. | Беседа | познавательные регулятивные |
6 | Обязанности пассажиров | 10.10 | Воспитывать культуру поведения учащихся в общественном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на остановках. | Игра “Что можно, а что нельзя” | познавательные коммуникативные регулятивные |
7 | Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов | 17.10 | Сформировать у учащихся представление об опасности на железной дороге, дать понять об оборудовании железнодорожных переездов, правила перехода железнодорожных переездов. | Круглый стол | познавательные |
8 | Причины дорожно – транспортных происшествий | 24.10 | Сформировать у учащихся осознанные представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из – за типичных ошибок. | Беседа | познавательные регулятивные |
9 | Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах | 31.10 | Ознакомить учащихся со значением номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах | Беседа | познавательные |
10 | Дорожная разметка | 7.11 | Познакомить детей с назначением дорожной разметки. | Беседа | познавательные |
11 | Тормозной путь транспортных средств | 10.11 | Сформировать представление учащихся об опасности перехода проезжей части перед близко идущими транспортными средствами, объяснить учащимся, что такое тормозной путь автомобиля. | Диспут | познавательные коммуникативные регулятивные |
12-13 | Скрытые опасности на дороге. “Дорожные ловушки” | 21.11 | Сформировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части
| Ролевая игра по ситуациям | познавательные коммуникативные регулятивные |
14-15 | Велосипед и дорожное движение | 28.11 | Научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ним | занятие-практикум | познавательные коммуникативные регулятивные |
16 | Общие требования к водителям велосипедов | 5.12 | Формировать знания и представления о безопасном движении велосипедистов на дорогах | Обзорное занятие | познавательные регулятивные |
17-18 | История развития автотранспорта и проблемы безопасности движения | 12.12 | На основе полученных ранее знаний и представлений по вопросам истории развития правил дорожного движения формировать умения и навыки применять известную информацию в практической жизни | занятие-игра | коммуникативные регулятивные |
19-20 | Письмо родителям | 19.12 | Составить обращение к взрослым, чтобы они были внимательными на дорогах. | Конкурс | коммуникативные регулятивные |
21-22 | Выпуск Брошюр “ Будь внимателен на дрогах” | 26.12 | Систематизация знаний, и распространение среди взрослых и детей | Конкурс | познавательные коммуникативные регулятивные |
23-24 | Мы пассажиры | Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом | Игра “Мы пассажиры” | познавательные коммуникативные | |
25-26 | Где можно и где нельзя играть? | Беседа об опасности игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет. | Урок-игра | познавательные коммуникативные регулятивные | |
27 28 29 | Экскурсия по улицам города (3 экскурсии за год) | Изучить изменение дороги по сезонам, какие опасности нас ждут в разное время года | Экскурсия | познавательные коммуникативные регулятивные | |
30-31 | Участи в конкурсе “Безопасное колесо” | Проверка знаний учащихся | Конкурс “Безопасное колесо” | коммуникативные регулятивные | |
32-34 | Первая помощь | Дать знания и навыки первой медицинской помощи | занятия – практикумы | познавательные коммуникативные регулятивные | |
35 | ГАИ | Разъяснить значимость работы инспектора ГАИ в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров | Беседа | познавательные коммуникативные регулятивные | |
36 | Организация встреч инспектором ГАИ | Пропаганда ПДД | Занятие-практикум | познавательные коммуникативные регулятивные | |
37 | Выпуск стенгазеты | Разъяснительная работа среди учащихся школы | Конкурс | познавательные коммуникативные регулятивные | |
38 | Викторина “Дорожная азбука” | Проверка полученных знаний учащимися | Игра – викторина “Дорожная азбука” | познавательные коммуникативные регулятивные | |
39 | Мы на улице | Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике | Экскурсия | познавательные коммуникативные регулятивные | |
40 | Итоговое занятие | Подведение итогов за год | Занятие-практикум | Познавательные коммуникативные |
Учебно-тематический план дополнительного занятия
по выбору учащихся (спецкурса) «Я пешеход и пассажир».
№ п/п | Основное содержание | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | История развития транспортных средств. | 3 | 2 | 1 |
2 | Дорожная азбука. | 15 | 9 | 6 |
3 | Мы пассажиры. | 5 | 3 | 2 |
4 | Безопасное поведение на улицах и дорогах. | 14 | 11 | 3 |
5 | Первая медицинская помощь | 3 | 1 | 2 |
всего | 40 | 26 | 14 |
Содержание курса «Я пешеход и пассажир».
-Поговорим об истории. Создание колеса. Развитие видов транспорта Город, в котором мы живем. Развитие видов транспорта в городе.
-Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
Значение терминов “тротуар”, “пешеходная дорожка”, “обочина”, “проезжая часть”. Научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность. Ознакомить с историей появления автомобиля и ПДД, воспитывать дисциплинированность и ответственное отношение к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов, провести анализ типичных ошибок в поведении детей во дворе, на улицах и дорогах.
-Знакомство с дорожными знаками, светофором.
Значение дорожных знаков для пешехода; схематическое изображение знаков для правильной ориентации на улицах и дорогах. Объяснить для чего служит светофор, его виды.
-Обязанности пассажиров. Воспитывать культуру поведения учащихся в общественном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на остановках.
-Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов. Сформировать у учащихся представление об опасности на железной дороге, дать понять об оборудовании железнодорожных переездов, правила перехода железнодорожных переездов.
-Причины дорожно-транспортных происшествий.
Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из – за типичных ошибок.
-Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах. Значение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.
-Тормозной путь транспортных средств. Опасности перехода проезжей части перед близко идущими транспортными средствами, объяснить учащимся, что такое тормозной путь автомобиля.
-“Дорожные ловушки”. Сформировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части.
-Велосипед и дорожное движение. Научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ним.
-История развития автотранспорта и проблемы безопасности движения. На основе полученных ранее знаний и представлений по вопросам истории развития правил дорожного движения формировать умения и навыки применять известную информацию в практической жизни.
- Где можно и где нельзя играть? Беседа об опасности игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице. Где можно кататься на велосипеде до 14 лет
-Первая помощь. Оказание первой медицинской помощи.
-ГАИ. Разъяснить значимость работы инспектора ГАИ в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров; пропаганда ПДД.
-Мы на улице. Практические занятия на улице, проверка теоретических знаний на практике
Средства контроля.
1.Проведение интеллектуальных игр, творческих конкурсов, викторин.
2.Тестирование.
3.Олимпиады.
4.Исследование познавательного интереса.
Учебно-методическое обеспечение.
1.Дидактический, информационный, справочный материал на различных электронных носителях.
2.Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схемы, таблицы). Раздаточны материал.
3.Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон).
4.Использование Интернет ресурса для создания электронных презентаций.
5.Сборник электронных презентаций о правилах дорожного движения.
Литература.
Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2007. Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1—4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.
Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2008.
Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности "Разговор о правильном питании" для учащихся 1-4 классов
Авторская образовательная программа "Разговор о правильном питании" позволяет координировать усилия семьи, школы, медицинских учреждений и общественных организаций по формированию у детей здорового об...
Программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Спортивные игры"
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и цел...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Спортивно-оздоровительное направление) «ОФП» с уклоном на русские спортивные игры для учащихся 1-классов 2018-2019 года.
Пояснительная записка. Программа секции «ОФП» (с уклоном на русские спортивные игры) способствует укреплению здоровья, формированию двигательного опыта воспитания здорового образа жиз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, формирова...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Спортивная карусель» для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Спортивная карусель» разработана на основе Федерального государственного образователь...