Программа "Музеи, парки и усадьбы Москвы" 1-4 классы (внеурочная деятельность)
рабочая программа (2 класс) на тему

Тербова Евгения Викторовна

Программа рассчитана на 68 часов в год и тесно связана с олимпиадой "Музеи. Парки. Усадьбы". Проводить занятия можно во время каникул.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_muzei_parki_i_usadby_moskvy.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

           

  Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2065»

ГБОУ Школа № 2065

Россия, 142784, г.Москва, г.Московский, ул. Радужная, дом 5.  

ИНН 5003096290;    КПП 775101001;     ОГРН 1115003007790

тел. / факс: 8 (495) 642-60-96;

email:2065@edu.mos.ru;

web: www.sch2065tn.mskobr.ru

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

ГБОУ Школа №2065

Протокол №1 от 28.08.2015 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ Школа №2065

___________________Н.С.Файдюк

01.09.2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                                                                                         ПО КУРСУ «Музеи, парки и усадьбы Москвы»

внеурочная деятельность

1-4  классы

г. Москва

2017

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами программы является готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формированию мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; формирование основ российской и гражданской идентичности.

У обучающегося будет формироваться:

 - чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;

 -   интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

 -   планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;

 -   заниматься самостоятельным исследовательским поиском;

 -   различать способ и результат действия;

 -   вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок.

2. Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

 -   ориентироваться в парковой, музейной и усадебной терминологии;

 - определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;

 -   составлять план поисково-исследовательского проекта;

 -   находить и обрабатывать информацию;

 -   ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;

 -   анализировать объекты, выделять главное.

3. Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

 -   описывать конкретные экспонаты и события;

 -   правильно задавать вопросы респондентам;

 -   договариваться, приходить к общему решению;

-   работать в группе;

 -   высказывать суждения, аргументировать.

Планируемые результаты освоения программы

В процессе работы по данной программе у учащихся формируются следующие компетенции:

  • высокий уровень знаний по москвоведению и  предметам эстетического цикла;
  • формирование исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;
  • умение анализировать и оформлять полученные знания;
  • социализация личности учащегося в процессе обучения и воспитания;
  • развитие интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего родного города.

Перечисленные компетенции определяют достаточный уровень для развития умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений, формирования навыков системного мышления и проектной деятельности, умения воспринимать художественные образы.

С помощью художественно-эстетического воспитания у учащихся выстраивается целостная картина мира. Таким образом, через внеурочную деятельность посредством творческого развития происходит воспитание гармонично развитой личности, формирование компетентного человека – гражданина своей страны.

                    Ожидаемые результаты:

1. Выработка у учащихся комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота;

2. Повышение интереса к деятельности музеев у учащихся;

3. Формирование благоприятной среды для освоения учащимися духовных и культурных ценностей;

4. Совершенствование учебно - воспитательного процесса.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

  • природные условия города;
  • исторически сложившуюся планировку улиц Москвы;
  • исторические и культурные достопримечательности: Кремль, соборы Кремля, памятники знаменитым москвичам и гражданам России;
  • быт и нравы жителей древней Москвы;
  • имена и биографии знаменитых москвичей;
  •  «литературную и театральную» Москву;
  • «военную историю» Москвы;
  • правила поведения и безопасности в городе;
  • смысл понятий:  экспонат, экскурсия,   коллекция, экспозиция;
  • правила поведения в музее.
  • читать план города, охранять объекты, памятники истории и архитектуры родного города;
  • в доступной форме излагать знания о Москве;
  • наблюдать за происходящим и интересоваться историей родного края;
  • уважительно относиться к предметам старины;
  • отбирать материал,  обобщать полученные знания и уметь делать вывод из собранного материала;
  • логически и правильно излагать усвоенный материал;
  • использовать навыки исследовательской работы;
  • работать с цифрами и датами;
  • отличать архитектурные памятники один от другого;
  • работать в коллективе;
  • задавать вопросы, составлять рассказы;
  • выступать перед аудиторией и слушать других.

             

       

           ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1-2 класс

учащиеся должны знать:

учащиеся должны уметь:

– историю своего района;

– роль опыта – как источника благосостояния людей;

– символику Москвы (герб, флаг);

– опасные участки района;

– что такое город;

– историю названия столицы;

– основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва,

подземные кладовые) и их роль в жизни человека;

– основные памятники архитектуры Москвы;

– народно-прикладное творчество Москвы;

– башни и стены Кремля;

– Красную площадь (историческую важность);

– близлежащие улицы Москвы

– называть 5 -7 близлежащих улицы Москвы;

– наблюдать, делать умозаключения;

– пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;

– различать природные богатства;

– различать некоторые древние и современные здания;

– оценивать правильность поведения в природе;

– оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила

ОБЖ, уличного движения).

3 класс

учащиеся должны знать:  

учащиеся должны уметь:

  • исторически сложившуюся планировку улиц Москвы;
  • историю  родного города;
  • быт и нравы жителей древней Москвы;
  • имена и биографии знаменитых москвичей;
  • правила поведения и безопасности в городе.
  • ориентироваться в городе;
  • работать с картой Москвы;
  • обобщать полученные знания и уметь делать вывод из собранного материала;
  • логически и правильно излагать усвоенный материал;
  • отличать архитектурные памятники один от другого;
  • рассказать о своем городе,  
  • провести своеобразную экскурсию по Кремлю,
  • давать словесное описание объектов;
  • мыслить образами, сохранять их в памяти;
  • работать в группе.

4 класс

учащиеся должны знать:

учащиеся должны уметь:

  • историю и архитектуру родного города;
  • топонимику и историю центральных улиц и районов города;
  • «адреса» известных жителей города;
  • «литературную и театральную» Москву;
  • «военную историю» Москвы.
  • работать с картой Москвы; выбирать наиболее оптимальный вариант;
  • отбирать материал,  обобщать полученные знания и уметь делать вывод из собранного материала;
  • использовать навыки исследовательской работы;
  • работать с цифрами и датами;
  • делать сжатые деловые записи;
  • отличать архитектурные памятники один от другого;
  • провести своеобразную экскурсию по Москве;
  • пользоваться приемами реконструкции событий при рассказе о городе:
  • наблюдать и мыслить образами, сохранять их в памяти;
  • уметь составлять зрительный ряд;
  • работать в коллективе.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего города через изучение его достопримечательностей; ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего города, его прошлому и настоящему; истории своей школы, района, города.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия во  взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; посещения культурно-образовательных   учреждений,   сбора   и   обработки   историко-географической  информации.

II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

ЦЕЛЬ внеурочной деятельности курса  состоит в подведении детей к пониманию, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • сформировать у школьников представление о Москве;
  • пробудить интерес к прошлому и настоящему города;
  • приобщить детей к отечественной культуре и истории, заложить основы знаний о Москве, которые будут расширяться и углубляться в  дальнейшем;
  • воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры;
  • раскрытие доступных для понимания учащимися  связей, существующих в большом городе — природа и планировка города, местоположение города и его влияние на рост и развитие, природа и занятия жителей, обычаи и традиции предков и современная культура;
  • создать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;
  • воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич;
  • воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;
  • повышение общей культуры и эрудиции школьников;
  • развитие наблюдательности, речи, общего кругозора школьников.

Программа раскрывает учащимся связи родного края, города с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории города с историей нашей страны. Почувствовать причастность к ней каждой семьи, каждого человека города.

Программа курса "Музеи, парки и усадьбы Москвы" рассчитана на учащихся 8-9 лет.  Во 2 классе на изучение программы отводится 68 часов в год. В ходе реализации программы предполагается проведение исследовательской работы по изучению родного края, экскурсионные выезды в музеи, парки, усадьбы города Москвы.

Основные методы и технологии:

  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Принципы реализации программы:

а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

б) Культурно - ориентированные принципы (принцип образа мира,  принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно - ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).

  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.

Актуальность: данная программа является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданской позиции. Краеведение открывает богатейшие возможности для формирования у школьников чувства патриотизма, гордости за свой город.

Новизна: данная программа помогает лучше познакомить учащихся с тем, как складывалась архитектурно-планировочная среда города, научить свободно ориентироваться в его физическом и историческом пространстве, считывать историческую и культурологическую информацию с городских топонимов и зданий центральных районов.

В содержание программы внеурочной деятельности также включаются 3 тура олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы»:

  • Вводный тур «Разминка»

Вводный тур - это, по сути, заявка на участие в турах основного этапа Олимпиады. Здесь требуется выполнить задания общего характера на сайте Олимпиады. 

  • Заочный тур «Музейное приветствие»

Команда-участник выбирает музей, в который она хочет пойти, и проходит заочный тур для этого музея. У парков не бывает заочного тура.

Заочный тур содержит 5 тестовых вопросов, ответить на которые надо в Интернете, на страничке выбранного музея. У каждого музея - свой заочный тур. Только после прохождения заочного тура по музею участник получает возможность скачать «Приглашения» в этот музей. Каждый участник сам решает, сколько заочных туров по разным музеям и усадьбам выполнять. Здесь нет ограничений. Выполнять задания заочных туров можно в любой момент во время проведения Олимпиады.

  • Очный тур «Музейный водоворот» 

Очный тур по паркам немного отличается от очного тура по музеям и усадьбам (на всех фотографиях, которые участник делает в парке, должна быть зверушка-путешественница). Задания очного тура составлены так, что найти ответы на них можно только на территории самого культурного объекта (!). Здесь участники должны быть особенно внимательны!

При посещении каждого музея, парка и усадьбы необходимо делать фотографию участника Олимпиады и загружать её в личный кабинет.

Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы: тестирование; устные выступления; презентация; работа в группе; выполнение анкетных заданий в период экскурсионных выездов.

III. Тематическое планирование

1-4 классы (68 ч)

Наименование раздела, темы

Введение (2 ч)

1

Вводное занятие. Беседа «Москва – столица нашей Родины». Инструктаж по ТБ.

2

Рассказ "История города в названиях улиц". Виртуальная экскурсия по Москве.

Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» (58 ч)

3

Вводный тур «Разминка».

4

Заочный тур «Музейное приветствие».

Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в парк).

Презентация результатов посещения парка.

5

Заочный тур «Музейное приветствие».

Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в усадьбу).

Тестирование.

6

Заочный тур «Музейное приветствие».

Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в музей).

Отчёт о посещении музея.

7

Заочный тур «Музейное приветствие».

Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в музей).

Отчёт о посещении музея.

8

Заочный тур «Музейное приветствие».

Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в парк).

Презентация результатов посещения парка.

9

Заочный тур «Музейное приветствие».

Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в музей).

Отчёт о посещении музея.

10

Заочный тур «Музейное приветствие».

Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в музей).

Презентация результатов посещения музея.

Интересно о Москве (8 ч)

11

Отгадывание ребусов "Отгадай название района Москвы", "Где впервые встречается имя города".

12

Виртуальная экскурсия "Район, в котором я живу". Сравнение гербов разных городов, значение элементов и цвета). Практическая работа: создание герба школы (рисунок с элементами  аппликации).

13

Литературная мини-композиция «Поклонимся великим тем годам». Прослушивание песен  на военную тематику. Просмотр видеофрагмента "Вечный огонь у стен Кремля".

14

КВН  «На семи холмах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Здоровье" (1-4 класс,внеурочная деятельность)

Программа кружка "Здоровье" со здоровьесберегающими технологиями...

Сценарий внеклассного (итогового) занятия для родителей на Новый год, 1 класс, внеурочная деятельность.

Сценарий разработан для сельской школы, где накопляемость классов небольшая. Данный сценарий для 1 класа, где 6 обучающихся.Цель: Создание условий для развития коммуникативных УУД, в которых ученик см...

Рабочая программа к учебнику Spotlight для 1 класса (внеурочная деятельность)

Размещаю здесь рабочую программу к учебнику английского языка Spotlight для 1 класса, рассчитанную на 2 часа в неделю, как внеурочную деятельность. Рабочая программа состоит  из пояснительной зап...

Английский алфавит. 1 класс. Внеурочная деятельность.

Английский алфавит. 1 класс. Внеурочная деятельность...

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

«Проектная деятельность, ее влияние на развитие индивидуальных способностей обучающихся» Обобщение опыта. 4 класс Внеурочная деятельность

В соответствии с условиями федерального государственного образовательного стандарта во главу образования ставится личность обучающегося, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образован...