Программа "Музеи, парки и усадьбы Москвы" 1-4 классы (внеурочная деятельность)
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа рассчитана на 68 часов в год и тесно связана с олимпиадой "Музеи. Парки. Усадьбы". Проводить занятия можно во время каникул.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_muzei_parki_i_usadby_moskvy.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2065»
ГБОУ Школа № 2065 Россия, 142784, г.Москва, г.Московский, ул. Радужная, дом 5. ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790 | тел. / факс: 8 (495) 642-60-96; email:2065@edu.mos.ru; web: www.sch2065tn.mskobr.ru |
ПРИНЯТО: на педагогическом совете ГБОУ Школа №2065 Протокол №1 от 28.08.2015 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ Школа №2065 ___________________Н.С.Файдюк 01.09.2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «Музеи, парки и усадьбы Москвы»
внеурочная деятельность
1-4 классы
г. Москва
2017
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами программы является готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формированию мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; формирование основ российской и гражданской идентичности.
У обучающегося будет формироваться:
- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;
- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;
- заниматься самостоятельным исследовательским поиском;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок.
2. Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- ориентироваться в парковой, музейной и усадебной терминологии;
- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;
- составлять план поисково-исследовательского проекта;
- находить и обрабатывать информацию;
- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;
- анализировать объекты, выделять главное.
3. Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- описывать конкретные экспонаты и события;
- правильно задавать вопросы респондентам;
- договариваться, приходить к общему решению;
- работать в группе;
- высказывать суждения, аргументировать.
Планируемые результаты освоения программы
В процессе работы по данной программе у учащихся формируются следующие компетенции:
- высокий уровень знаний по москвоведению и предметам эстетического цикла;
- формирование исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;
- умение анализировать и оформлять полученные знания;
- социализация личности учащегося в процессе обучения и воспитания;
- развитие интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего родного города.
Перечисленные компетенции определяют достаточный уровень для развития умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений, формирования навыков системного мышления и проектной деятельности, умения воспринимать художественные образы.
С помощью художественно-эстетического воспитания у учащихся выстраивается целостная картина мира. Таким образом, через внеурочную деятельность посредством творческого развития происходит воспитание гармонично развитой личности, формирование компетентного человека – гражданина своей страны.
Ожидаемые результаты:
1. Выработка у учащихся комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота;
2. Повышение интереса к деятельности музеев у учащихся;
3. Формирование благоприятной среды для освоения учащимися духовных и культурных ценностей;
4. Совершенствование учебно - воспитательного процесса.
Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны уметь: |
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ | |||
1-2 класс | |||
учащиеся должны знать: | учащиеся должны уметь: | ||
– историю своего района; – роль опыта – как источника благосостояния людей; – символику Москвы (герб, флаг); – опасные участки района; – что такое город; – историю названия столицы; – основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые) и их роль в жизни человека; – основные памятники архитектуры Москвы; – народно-прикладное творчество Москвы; – башни и стены Кремля; – Красную площадь (историческую важность); – близлежащие улицы Москвы | – называть 5 -7 близлежащих улицы Москвы; – наблюдать, делать умозаключения; – пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы; – различать природные богатства; – различать некоторые древние и современные здания; – оценивать правильность поведения в природе; – оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения). | ||
3 класс | |||
учащиеся должны знать: | учащиеся должны уметь: | ||
|
| ||
4 класс | |||
учащиеся должны знать: | учащиеся должны уметь: | ||
|
|
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего города через изучение его достопримечательностей; ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего города, его прошлому и настоящему; истории своей школы, района, города.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической информации.
II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
ЦЕЛЬ внеурочной деятельности курса состоит в подведении детей к пониманию, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- сформировать у школьников представление о Москве;
- пробудить интерес к прошлому и настоящему города;
- приобщить детей к отечественной культуре и истории, заложить основы знаний о Москве, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем;
- воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры;
- раскрытие доступных для понимания учащимися связей, существующих в большом городе — природа и планировка города, местоположение города и его влияние на рост и развитие, природа и занятия жителей, обычаи и традиции предков и современная культура;
- создать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;
- воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич;
- воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;
- повышение общей культуры и эрудиции школьников;
- развитие наблюдательности, речи, общего кругозора школьников.
Программа раскрывает учащимся связи родного края, города с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории города с историей нашей страны. Почувствовать причастность к ней каждой семьи, каждого человека города.
Программа курса "Музеи, парки и усадьбы Москвы" рассчитана на учащихся 8-9 лет. Во 2 классе на изучение программы отводится 68 часов в год. В ходе реализации программы предполагается проведение исследовательской работы по изучению родного края, экскурсионные выезды в музеи, парки, усадьбы города Москвы.
Основные методы и технологии:
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Принципы реализации программы:
а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно - ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно - ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).
- Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.
Актуальность: данная программа является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданской позиции. Краеведение открывает богатейшие возможности для формирования у школьников чувства патриотизма, гордости за свой город.
Новизна: данная программа помогает лучше познакомить учащихся с тем, как складывалась архитектурно-планировочная среда города, научить свободно ориентироваться в его физическом и историческом пространстве, считывать историческую и культурологическую информацию с городских топонимов и зданий центральных районов.
В содержание программы внеурочной деятельности также включаются 3 тура олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы»:
- Вводный тур «Разминка»
Вводный тур - это, по сути, заявка на участие в турах основного этапа Олимпиады. Здесь требуется выполнить задания общего характера на сайте Олимпиады.
- Заочный тур «Музейное приветствие»
Команда-участник выбирает музей, в который она хочет пойти, и проходит заочный тур для этого музея. У парков не бывает заочного тура.
Заочный тур содержит 5 тестовых вопросов, ответить на которые надо в Интернете, на страничке выбранного музея. У каждого музея - свой заочный тур. Только после прохождения заочного тура по музею участник получает возможность скачать «Приглашения» в этот музей. Каждый участник сам решает, сколько заочных туров по разным музеям и усадьбам выполнять. Здесь нет ограничений. Выполнять задания заочных туров можно в любой момент во время проведения Олимпиады.
- Очный тур «Музейный водоворот»
Очный тур по паркам немного отличается от очного тура по музеям и усадьбам (на всех фотографиях, которые участник делает в парке, должна быть зверушка-путешественница). Задания очного тура составлены так, что найти ответы на них можно только на территории самого культурного объекта (!). Здесь участники должны быть особенно внимательны!
При посещении каждого музея, парка и усадьбы необходимо делать фотографию участника Олимпиады и загружать её в личный кабинет.
Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы: тестирование; устные выступления; презентация; работа в группе; выполнение анкетных заданий в период экскурсионных выездов.
III. Тематическое планирование
1-4 классы (68 ч)
№ | Наименование раздела, темы |
Введение (2 ч) | |
1 | Вводное занятие. Беседа «Москва – столица нашей Родины». Инструктаж по ТБ. |
2 | Рассказ "История города в названиях улиц". Виртуальная экскурсия по Москве. |
Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» (58 ч) | |
3 | Вводный тур «Разминка». |
4 | Заочный тур «Музейное приветствие». |
Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в парк). | |
Презентация результатов посещения парка. | |
5 | Заочный тур «Музейное приветствие». |
Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в усадьбу). | |
Тестирование. | |
6 | Заочный тур «Музейное приветствие». |
Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в музей). | |
Отчёт о посещении музея. | |
7 | Заочный тур «Музейное приветствие». |
Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в музей). | |
Отчёт о посещении музея. | |
8 | Заочный тур «Музейное приветствие». |
Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в парк). | |
Презентация результатов посещения парка. | |
9 | Заочный тур «Музейное приветствие». |
Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в музей). | |
Отчёт о посещении музея. | |
10 | Заочный тур «Музейное приветствие». |
Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в музей). | |
Презентация результатов посещения музея. | |
Интересно о Москве (8 ч) | |
11 | Отгадывание ребусов "Отгадай название района Москвы", "Где впервые встречается имя города". |
12 | Виртуальная экскурсия "Район, в котором я живу". Сравнение гербов разных городов, значение элементов и цвета). Практическая работа: создание герба школы (рисунок с элементами аппликации). |
13 | Литературная мини-композиция «Поклонимся великим тем годам». Прослушивание песен на военную тематику. Просмотр видеофрагмента "Вечный огонь у стен Кремля". |
14 | КВН «На семи холмах». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Здоровье" (1-4 класс,внеурочная деятельность)
Программа кружка "Здоровье" со здоровьесберегающими технологиями...
Сценарий внеклассного (итогового) занятия для родителей на Новый год, 1 класс, внеурочная деятельность.
Сценарий разработан для сельской школы, где накопляемость классов небольшая. Данный сценарий для 1 класа, где 6 обучающихся.Цель: Создание условий для развития коммуникативных УУД, в которых ученик см...
Рабочая программа к учебнику Spotlight для 1 класса (внеурочная деятельность)
Размещаю здесь рабочую программу к учебнику английского языка Spotlight для 1 класса, рассчитанную на 2 часа в неделю, как внеурочную деятельность. Рабочая программа состоит из пояснительной зап...
Английский алфавит. 1 класс. Внеурочная деятельность.
Английский алфавит. 1 класс. Внеурочная деятельность...
Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».
На данном занятии рассмотриваем состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем лучший стиральный порошок из наиболее популярны...
«Проектная деятельность, ее влияние на развитие индивидуальных способностей обучающихся» Обобщение опыта. 4 класс Внеурочная деятельность
В соответствии с условиями федерального государственного образовательного стандарта во главу образования ставится личность обучающегося, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образован...