Программа кружка "Здоровье" (1-4 класс,внеурочная деятельность)
рабочая программа по теме

Мустафина Альбина Нураддиновна

Программа кружка "Здоровье" со здоровьесберегающими технологиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_moe_zdorove.doc293.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа

№1» Высокогорского муниципального района РТ

Оздоровительная программа

кружка

« Здоровье ».

Руководитель: Мустафина Альбина Нураддиновна

                           учитель первой  квалификационной категории.

СОГЛАСОВАНО:        УТВЕРЖДЁН:

2010-2011 уч.г.

Содержание:

I. Актуальность программы.                                         стр.  3

II. Пояснительная записка.                                            стр.  3 - 10                                       

III. Содержание программы .                                        стр. 11- 21

IV.Программные мероприятия        стр.13-16

V. Ожидаемые результаты.                                          стр.  21  

                                         

                                           

Здоровье - это ничто,
но без него мы никто.

Сократ.

I. Актуальность программы.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 7до 17 лет этой средой является школа.

        По данным Минздравсоцразвития России, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. Распространенность хронических заболеваний среди учащихся начальной школы увеличилось в 1,4 раза, а среди школьников-подростков – в 2,1 раза. Около 30% школьников относятся к числу здоровых, 50% имеют патологию. Особой проблемой в последние годы стали социально зависимые болезни.

        Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических заболеваний у школьников. Серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья  оказывают социальные проблемы и экологические факторы. По оценкам специалистов, от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой. Это диктует необходимость пересмотра школьных нагрузок и программ, постоянного внимания к состоянию здоровья ребенка, пересмотра режима жизни, формирование культа здоровья.

II. Пояснительная записка. 

1. Цели  программы:

      Целью данной программы является создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирования у  школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

    Мы считаем, что  достижение названных целей может быть достигнуто  с помощью здоровьесберегающих технологий, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса.

        Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 

2. Задачи:

  1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
  2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
  3. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
  4. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора учащихся в области физической культуры и спорта.
  5. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

3. Исполнители программы.

  1. Учащиеся
  2. Классные руководители
  3. Учителя – предметники
  4. Медицинская сестра
  5. Психолог
  6. Родители.

4. Принципы, положенные в основу программы.

  1. Этическое отношение к личности.
  2. Конструктивное общение.
  3. Личностный подход.
  4. Педагогическая целесообразность.
  5. Культуросообразность.
  6. Природосообразность.
  7. Принцип событийности.
  8. Принцип эвристической среды.

 

5. Основные формы работы:

  1. беседы 
  2. родительские собрания
  3. родительский лекторий
  4. индивидуальное консультирование
  5. совместные мероприятия
  6. конкурсы
  7. игры
  8. анкетирование
  9. семейные праздники
  10. часы общения
  11. игровые программы
  12. конкурсы
  13. тренинги
  14. практические и учебные игры
  15. устные журналы
  16. диспуты
  17. викторины
  18. заочные путешествия
  19. экскурсии
  20. презентации
  21. проекты
  22. исследовательские работы
  23. утренники

  1. Направления работы:  

  1. Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация. Консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.

  1. Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс.

  1. Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса.

  1. Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания.

7  . Функции различных категорий работников школы

в контексте реализации программы.

Функции медицинской службы школы:

  1. Проведение диспансеризации учащихся школы
  2. Медосмотр учащихся школы, определение уровня физического развития
  3. Выявление учащихся специальной медицинской группы

Функции директора и его заместителей:

  1. Общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль
  2. Общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе
  3. Организация контроля уроков физкультуры
  4. Обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций
  5. Разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья и ее контроль
  6. Организация работы классных руководителей по программе «Охрана жизни и укрепление здоровья детей» и ее контроль.
  7. Организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей
  8. Организация работы психологической службы в школе.

Функции классного руководителя:

  1. Санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе.
  2. Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний
  3. Организация и проведение в классном коллективе мероприятий по предупреждению наркомании, токсикомании, табакокурения.
  4. Организация и проведение профилактической работы с родителями.
  5. Организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОПНН, медработниками, наркологами.
  6. Организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках программы кружка «Здоровье ».
  7. Организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся.
  8. Организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащихся правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

8. Сотрудничество школы с другими учреждениями.


Учреждение


Задачи и направления


Формы взаимодействия

Районная поликлиника

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение.

Профосмотры, диспансеризация, медицинская помощь

ГИБДД

Предупреждение детского травматизма на дорогах.

Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся.

РЦДО

Дополнительное образование детей в области физкультуры и спорта. Повышение уровня физического здоровья детей.

Дни здоровья, посещение спортивных секций, спортивные соревнования.

9. Здоровьесберегающая деятельность  педагогического коллектива школы.


Формы управления


Мероприятия по выполнению программы

«Охрана жизни и укрепление здоровья детей»


1.Административный совет.

Цель: обеспечить оперативное регулирование и коррекцию основных мероприятий по здоровью и здоровьесберегающему образу жизни.


-создание временной творческой группы по разработке программы «Моё здоровье – мой успех».

-анализ уровня показателей состояния здоровья участников образовательного процесса.

-влияние состояния здоровья учащихся на уровень качества знаний, на уровень обученности по предметам.

-дозировка учебной нагрузки (выполнение графика контрольных работ).

-эффективность уроков физкультуры.

-анализ итогового контроля обученности, воспитанности, уровня здоровья учащихся.


2.Педсовет.

Цель: обеспечить стратегию и тактику в решении вопросов здорового образа жизни.


-использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

 


3.Методсовет, МО.

Цель: обеспечить технологическую реализацию в развитии профессиональных компетенций и компетентности у участников образовательного процесса.


-обсуждение программы внедрения здоровьесберегающих технологий.

-составление плана работы с учетом внедрения здоровьесберегающих технологий.

-освоение программ мониторинга образовательного процесса «Нормализация учебной нагрузки».

-методическая панорама «Здоровьесберегающие технологии».

-мониторинг итогового контроля.


4.Управляющий совет, работа с родителями.

Цель: выявить уровень готовности социума (семьи) к сотрудничеству со школой по обеспечению здоровьесберегающей среды.



-выявление особенностей психологического климата в семье, состояние здоровья всех членов семьи (индивидуальные  беседы классных руководителей с родителями).

-ознакомление родителей с КЦП по применению здоровьесберегающих технологий.

-круглый стол «Здоровье наших детей».

-день семьи «Папа, мама, я – спортивная семья».

-знакомство с традициями семьи по оздоровлению.

-знакомство родителей с различными оздоровительными системами. Влияние обстановки в семье на здоровье ребенка.

-день семьи «Здоровый образ жизни».

-результаты работы по выявлению и созданию условий по обеспечению здоровьесберегающей среды.


5.Заседание творческих групп.

Цель: обеспечить презентации лучших традиций в распространении и стимулировании здорового образа жизни.


-программа кружка «Здоровье ».

-мониторинг «Нормализация учебной нагрузки».

-создание адаптивного образовательного пространства здоровьесберегающей среды для повышения качества образовательного процесса.

-аукцион педагогических идей (здоровьесберегающие технологии).

подведение итогов по курсу «Моё здоровье – мой успех».


6.Информационное обеспечение и контроль за реализацией программы.

Цель: своевременный сбор, обработка, анализ и принятие управленческих решений по оперативному регулированию и коррекции по проблемам здоровьесбережения участников образовательного процесса.


-разработка материалов для выявления уровня показателей состояния здоровья участников образовательного процесса.

-составление рационального режима дня для учащихся.

-подготовка памяток по здоровому образу жизни для учащихся.

-разработка материалов по выполнению санитарно-гигиенических норм.

-разработка анкет для определения самочувствия учащихся в школе.

-диагностические тесты для учащихся.


7.Работа с учениками.

Цель: обеспечить взаимодействие и сотрудничество учащихся и учителей в решении проблем здоровья, пропаганда здорового образа жизни.


-проведение медицинского осмотра, формирование групп здоровья.

-работа лекторской группы «В XXI век без наркотиков!».

-знакомство учащихся с различными системами поддержания здоровья.

-анкетирование (наблюдение за состоянием самочувствия учащихся в школе»).

-неделя «За здоровый образ жизни».

                                                                       

10. Сроки реализации программы.

 Каждое мероприятие рассчитано на 35 минут и проводится 2 раза в неделю.

В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.

II. Содержание программы.

Программа кружка «Здоровье» включает в себя четыре   блока: 

  1. Самопознание через чувство и образ.
  2. Здоровье и питание.
  3. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.
  4. Профилактика аддиктивного поведения.

1 блок. «Самопознание через чувство и образ».

Цель: Осознания ребенком широкого спектра вопросов, жизненно важных для становления его личности. Это – строение и функционирование организма, понимание своего физического состояния. Своих эмоций, правил поведения в быту, на улице.

Задачи: 

1.  Воспитание стремления к здоровому образу жизни, красоте.

2. Воспитание личности ребенка на основе сохранения физического и психического здоровья.  

3. Обучение способам саморегуляции.                                                                                                                      

2 блок. «Здоровье и питание».  

Цель: Осознание учащимися важности правильного питания как эффективного способа профилактики и предупреждения заболеваний желудочно – кишечного тракта, развития сердечно – сосудистых заболеваний и рака.       

 

Задачи:                                                                                                                             1. Сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье.
2. Выработать способность разделять основные и редко употребляемые продукты питания по их пищевой и энергетической ценности.
3. Научить соблюдать гигиенические правила  в процессе хранения, приготовления и употребления пищи.

3 блок. «Основы личной безопасности и профилактика травматизма».

Цель: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника. 

Задачи:                                                                                                                             

  1. Сформировать знания о здоровом образе жизни;
  2. Отрабатывать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, в       общественных местах и дома;
  3. Научить применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.

4 блок. «Профилактика аддиктивного поведения».

  Цель: Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания, обеспечения  физического и психического саморазвития.

Задачи: 

  1. Формировать у детей мотивацию к саморазвитию.
  2.  Стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
  3. Научить детей быть здоровыми душой и телом.

                                                                                                                         

Программные темы   мероприятий.

№п\п

Название темы

Форма проведения

I. Самопознание через чувство и образ.

1.

Я познаю себя.

Внеклассное мероприятие в форме путешествия.

Дата

по плану

фактич.

2.

Я и художественный образ.

игра

3.

Организм как единое целое.

игра

4.

Волшебные руки.

тренинг.

5.

Я познаю себя.

путешествие.

6.

Человек в мире людей.

конструирование.

7.

Театр пантомимы.

игра

8.

Язык мира.

тренинг.

9.

Мой взгляд в будущее.

тренинг.

10.

Познание органов чувств.

игра

11.

Звуки нашей жизни.

путешествие

12.

Я познаю других.

тренинг

13.

«Мой талант – моя уникальность».

игра

14.

Человек в мире людей.

костюмированная игра

15.

Красота внешняя и внутренняя.

беседа

16.

Интервью спиной друг к другу.

игра

17.

«Глаза – окна души».

тренинг

II. Здоровье и питание.

18.

 Если хочешь быть здоров. 

игровая программа.

19.

 Самые полезные продукты. 

беседа.

20.

 Как правильно есть. 

практическая игра.

21.

 Удивительные превращения пирожка. 

заочное путешествие.

22.

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной. 

защита проекта « Полезная каша».

23.

 Плох обед, если хлеба нет. 

утренник.

24.

 Пора ужинать.

защита проекта.

25.

 На вкус и цвет товарищей нет.

конкурс рисунков.

26.

 Как утолить жажду.

беседа.

27.

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

беседа

28.

Где найти витамины весной.

устный журнал

29.

Овощи, ягоды и фрукты.

викторина

30.

Всякому овощу - свое время.

игровая программа

31.

День рождения.

практическая игра

32.

Из чего состоит наша пища.

конкурс

33.

Что нужно есть в разное время года.

беседа

III. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

34.

Опасность и безопасность.

театральное представление.

35.

Что такое здоровье.

викторина.

36.

Как беречь здоровье.

беседа.

37.

Как и зачем соблюдать гигиену.

игровая программа.

38.

Правила здорового образа жизни.

соревнование.

39.

Связь образа жизни и здоровья.

беседа.

40.

Природные опасности.

заочное путешествие.

41.

Не вреди себе.

викторина.

42.

Поведение во дворе дома: машины, кусты, угол дома.

экскурсия.

43.

Опасные зоны населенного пункта.

игра

44.

Что такое гигиена жилища и как её соблюдать.

диспут

45.

Опасности, подстерегающие человека дома.

беседа

46.

Безопасное обращение с электрическими приборами

практическое занятие

47.

Телевизор – причина огорчений. Как действовать при возгорании телевизора и другой бытовой техники.

просмотр фильма

48.

Ожог – повреждения ткани организма в результате действия высокой температуры, химических веществ, электрического тока.

дискуссия

49.

Школьный травматизм.

практическое занятие

IV. Профилактика аддиктивного поведения.

50.

Режим дня первоклассника

беседа

51.

У страха глаза велики

ролевая игра

52.

Я здоровье берегу – сам себе я помогу!

викторина

53.

Федорино горе

ролевая игра

54.

Как себя вести, когда что-то болит

беседа

55.

Правила поведения на воде

беседа

56.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!  

праздник

57.

«Если хочешь быть здоров»

соревнование

58.

Драться или не драться?

ролевая игра

59.

Привычки ковырять в носу, грызть ногти, сосать палец

дискуссия

60.

Осанка – стройная спина!

тренинг

61.

Чтобы зубы были здоровыми

беседа

62.

Друзья Вода и Мыло

конкурс

63.

Чтобы уши слышали  

беседа

64.

Осторожное обращение с животными

дискуссия

65.

Откуда берутся грязнули?

игра

66.

Чего не надо бояться?

беседа

№п\п

Название темы

Форма проведения

3 класс.

I. Самопознание через чувство и образ.

1.

Мои эмоции.

беседа.

2.

Когда я сомневаюсь.

игра.

3.

Когда я грущу.

игра.

4.

Когда я злюсь.

тренинг.

5.

Когда мне страшно.

тренинг.

6.

Больше радости, пожалуйста.

путешествие.

7.

Мы все похожие и разные.

беседа.

8.

Учимся состраданию.

игра.

9.

Семейный альбом.

игра.

II. Здоровье и питание.

10.

 Где и как готовят пищу.

беседа.

11.

 Как правильно накрыть стол.

практическая игра.

12.

 Молоко и молочные продукты. 

защита плакатов.

13.

 Блюда из зерна.

защита проекта.

14.

Какую пищу можно найти в лесу.

заочное путешествие.

15.

Что и как можно приготовить из рыбы.

конкурс.

16.

 Дары моря.

виртуальная экскурсия.

17.

 «Кулинарное путешествие» по России.

заочное путешествие.

18.

 Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

конкурс рецептов.

III. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

19.

Будьте внимательны на дорогах.

путешествие.

20.

Транспорт, который мы видим в городах и поселках.

турнир.

21.

Правила пешехода.

тренинг.

22.

Транспортная культура поведения.

викторина.

23.

Как не стать жертвой преступления.

просмотр фильма.

24.

Как правильно вести себя с незнакомыми людьми, находясь дома и на улице.

беседа.

25.

Травмы в лифтовой шахте.

беседа.

26.

Автотравмы. Оказание первой медицинской помощи.

практическое занятие.

27.

Заповеди школьника.

просмотр фильма.

IV. Профилактика аддиктивного поведения.

28.

Как воспитывать уверенность и бесстрашие?

ролевая игра

29.

«Нехорошие» слова. Недобрые шутки.

дискуссия

30.

Что делать, если не хочется в школу?

беседа

31.

Поможет ли нам обман?

дискуссия

32.

Осторожно, электрический ток!

беседа

33.

Чтобы огонь не причинил вреда

беседа

34.

Осторожно, вирус!  

беседа с врачом

35.

Компьютерный вампир

дискуссия

36.

Почему вредной привычке ты скажешь, нет?

дискуссия

№п\п

Название темы

Форма проведения

4 класс.

I. Самопознание через чувство и образ.

1.

Создание положительного образа.

игра.

2.

Кто живет рядом с нами.( дети – инвалиды).

беседа.

3.

Учимся сопереживать.

игра.

4.

Мудрость добра.

беседа.

5.

Добро и красота.

беседа.

6.

Прекрасное рядом.

беседа.

7.

Улыбка дарит здоровье.

игра.

8.

О хороших и плохих поступках.

путешествие.

9.

Самопознание через чувства и образ.

итоговый урок – праздник.

II. Здоровье и питание.

10.

 Как правильно вести себя за столом.

практическая игра.

11.

 Здоровье – это здорово.

утренник.

12.

 Режим питания.

презентация.

13.

 Продукты разные нужны, блюда разные важны. 

беседа.

14.

 Где и как мы едим.

диспут.

15.

 Ты - покупатель.

практическая игра.

16.

 Ты готовишь себе и друзьям.

игровая программа.

17.

 Как питались на Руси и в России.

защита проектов.

18.

 Кухни разных народов.

исследовательская работа.

III. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

19.

Влияние различных природных факторов на здоровье человека.

экскурсия.

20.

Причина несчастных случаев на природе.

беседа.

21.

Правила личной безопасности при нахождении на природе.

практическое занятие.

22.

Ядовитые растения и грибы.

путешествие.

23.

Как избежать отравления ядовитыми растениями.

практическое занятие.

24.

Как избежать встречи с ядовитыми змеями и насекомыми. Что предпринять, если такая встреча произошла.

тестирование.

25.

Любой водоем  - зона  повышенной опасности.

просмотр фильма.

26.

Водный травматизм.

беседа.

27.

Наша безопасность в наших руках.

тренинг.

IV. Профилактика аддиктивного поведения.

28.

Что мы знаем о курении?

беседа

29.

Зависимость от вредной привычки

дискуссия

30.

Спорт в жизни школьника

творческий проект

31.

Злой колдун - наркотик

дискуссия

32.

Алкоголь – шаг в пропасть

беседа

33.

Будем делать хорошо и не будем плохо

беседа

34.

День здоровья

соревнование

35.

В здоровом теле, здоровый дух

диагностика

36.

Спешите делать добро

творческий проект

IV. Реализация программы.

  1. Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.
  2. Проведение «круглого стола» с родителями и учениками  по проблемам воспитания здорового образа жизни. 
  3. Проведение совместных с родителями и учениками досугово-развлекательных игр, фольклорных праздников и спортивных мероприятий, направленных на формирование и укрепления  здоровья.
  4. Проведение конкурса рисунков.
  5. Посещение семей на дому.
  6. Анкетирование родителей и учеников.

 V. Ожидаемые результаты:

  1. Создание условий для повышения уровня качества образования на основе внедрения здоровьесберегающих технологий;
  2. Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
  3. Повышение уровня физического, а отсюда – психического и социального здоровья детей.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2-го класса (внеурочная деятельность)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Английский школьникам. Тренажер по чтению. Буквы и звуки / Е.В.Русинова. – Москва: Восток-Запад, 2007. – 96 с.: ил.Выбор данной программы обус...

Программа "Юные физкультурники" 1 класс (внеурочная деятельность)

Данный материал может быть использован и для дополнительного образования...

Программа "Юные физкультурники" 3 класс (внеурочная деятельность)

Программа рассчитана на 1 год обучения. в содержание включёно модуль "Шахматы"...

Рабочая программа по вокалу. 1 класс. Внеурочная деятельность

Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ&raqu...

Рабочая программа по вокалу. 2 класс. Внеурочная деятельность

Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ&raqu...

Рабочая программа по вокалу. 3 класс. Внеурочная деятельность

Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ&raqu...

Рабочая программа по вокалу. 4 класс. Внеурочная деятельность

Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ&raqu...