Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему воспитательной работы с детьми и родителями.
статья по теме
Проблема духовно-нравственного воспитания в современное время становится актуальной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, просходящими в общественном сознании и поведении. Воспитание духовно-нравственных качеств личности необходимо начинать с детского возраста, в школе - с начальных классов. С этой целью мною была разработана программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Страна чудес, или Волшебные превращения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие духовно - нравственных качеств личности
младших школьников через систему внеклассных мероприятий
с детьми и родителями.
Кравец Татьяна Викторовна,
победитель ПНПО, 2009 г.
учитель начальных классов
МОУ г.Кургана «гимназия №47»
kirill_97@mail.ru
Аннотация
Проблема духовно – нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников. Опыт системной работы по данному направлению представлен в статье. Дана характеристика авторской программы кружка по духовно-нравственному воспитанию «Страна чудес или волшебные превращения»
Проблема духовно – нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении.
Современное общество характеризуется ломкой норм бытия, сменой приоритетов и ценностей. Переход к рыночной экономике утвердил принципиально иной тип современного человека – предприимчивого, практичного, делового. Материальные ценности стоят выше духовных. Поэтому в настоящее время в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности. Приходя в школу, ребенок имеет некоторое представление о гражданственности, нравственном начале в человеке: что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа. Но условия развития детей в настоящее время различны. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию гражданственных качеств, нравственных норм учащихся, так как именно в младшем возрасте начинает формироваться мировоззрение ребенка.
Так одним из главных направлений в воспитательной системе 4 Б класса с 2007 года является духовно – нравственное направление.
Актуальность выбранной темы определяет ведущую педагогическую идею опыта: создание условий для духовно – нравственного становления личности младших школьников.
Цель работы - создание условий для развития и становления гражданственности и нравственных качеств личности младшего школьника через систему воспитательной работы с детьми и родителями.
Какие же условия необходимы для развития и становления гражданственности, нравственных качеств личности ребёнка? Можно выделить множество аспектов, необходимых для создания этих условий, но важнейшими, на мой взгляд, являются:
- комфортная психологическая обстановка, общий оптимистический настрой. Теплые доверительные отношения между субъектами воспитательного процесса;
- разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно – нравственных качеств личности учащихся;
- проведение бесед, консультаций, занятий с родителями по проблеме духовно – нравственного становления ребенка.
Таким образом, определяются следующие задачи:
- создание условий для формирования духовно – нравственных качеств личности, гражданственности, гуманных отношений между детьми;
- организация внеклассной деятельности, направленной на развитие способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты;
- организация работы по духовно – нравственному просвещению родителей.
В соответствии с поставленными задачами был выделен цикл педагогической деятельности – система педагогических действий по реализации процесса духовно – нравственного воспитания. Она включает следующие этапы:
- Анализ имеющихся условий, диагностика (изучение) воспитанников и определение задач духовно – нравственного воспитания.
- Проектирование, планирование воспитательной работы по духовно – нравственному воспитанию.
- Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса, включающего как работу с детьми, так и с родителями.
- Проверка, оценка результатов (мониторинг, анкетирование), коррекционная деятельность.
Таким образом, создание такой системы действий по духовно – нравственному воспитанию подразумевает реализацию всех этапов с учетом специфики, определенной ведущей педагогической идеей и необходимых условий.
На этапе анализа имеющихся условий и диагностики, включающей метод наблюдения, опроса, анкетирование (автор методик Л.М. Фридман) в начале 1 класса были выявлены проблемы в нравственном поведении детей и намечены пути будущей деятельности в данном направлении.
На этапе проектирования и планирования воспитательной работы с детьми и родителями учитывается степень сформированности тех или иных духовно – нравственных качеств личности у детей и соответственно намечается план занятий с родителями.
Этап организации взаимодействия субъектов воспитательного процесса является одним из самых важных в системе воспитания.
На этом этапе работа ведется по двум важным направлениям:
I. Работа с детьми, включающая:
- систему классных часов по духовно – нравственному воспитанию;
- реализацию авторской программы для 1 класса по духовно – нравственному воспитанию «Страна чудес или Волшебные превращения»;
- реализацию программы «Истоки» Камкина А.В. (2-4 класс);
- реализацию программы «Воспитание на социокультурном опыте» Камкина А.В. (2-4 класс);
- проектную деятельность учащихся.
II. Работа с родителями, включающая:
- беседы, консультации по проблеме духовно – нравственного воспитания;
- проведение тематических родительских собраний;
- реализацию программы клуба «Школа родительской любви»;
Одной из ключевых программ по духовно-нравственному воспитанию является авторская программа Кравец Т.В. (лицензия ИПКиПРО, 2008г.) «Страна чудес или волшебные превращения».
Целью данной программы является развитие гражданственности и нравственных качеств личности младших школьников.
Задачи программы:
- формирование представления о нравственных качествах личности, понятии гражданственности;
- осуществление нравственного воспитания личности ребенка.
Основными принципами построения программы являются:
- принцип восхождения по ступенькам нравственного развития от осмысления нравственных понятий к осознанию нравственных смыслов и оформлению нравственных ценностей как нравственного поступка;
- соответствие психологии развития ребенка начальной школы;
- все компоненты содержания основаны на основе сюжетов сказок, стихов, рассказов известных детских авторов.
В программе представлены занятия, построенные на анализе поступков героев волшебной сказки. Увлекательный мир взаимоотношений между героями сказок раскрывает нравственный смысл их мотивов и поступков. Каждое занятие носит определенные воспитательные возможности.
Программа состоит из 8 разделов, включающих изучение таких нравственных категорий и понятий, как «добро» и «зло» в разных проявлениях, «дружба» и «верность», «совесть» и другие.
Результатом работы по данной программе является то, что дети стали более внимательными, отзывчивыми и чуткими друг к другу. Их сплотила коллективная деятельность, направленная на создание своего первого проекта «Газета для Гоши» (Гоша – это помощник учителя на занятиях кружка «Страна чудес») в первом классе, а во втором- четвертом классах создание классной газеты «Друг» и классного журнала «Самый классный».
Начиная со 2-го класса, мы продолжаем работать в данном направлении по курсу «Истоки». В процессе этого курса дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Со 2 по 4 класс идет процесс приобщения ребенка к традициям Образа, Слова, Дела и Праздника. В основе курса лежит идея активного воспитания, предполагающая использование специальных педагогических технологий, которые обеспечивают прочувствованное восприятие материала и создают условия для приобретения и осмысления детьми социокультурного опыта. К этим педагогическим технологиям относятся активные формы обучения и тренинги. Одной из самых интересных форм обучения является ресурсный круг, когда дети сидят в круге, им задается один вопрос и каждый должен ответить на поставленный вопрос или присоединиться к ответу другого. Но главное, что должны помнить дети, сидящие в круге, что успех дела – в содружестве. Именно ресурсный круг помогает увидеть внутренний мир каждого ребенка и создает атмосферу тепла и доверия.
Параллельно с курсом «Истоки» идёт реализация по программе «Воспитание на социокультурном опыте», задача которой – помочь ребёнку соотнести главные ценности жизни с собственным опытом, выбрать то, что он считает самым важным для своей семьи и для себя.
В рамках этой программы предусмотрен цикл занятий для детей и родителей, а также праздники.
В процессе реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» осуществляется проектная деятельность детей. Каждый ребенок «пишет» свою «Первую книгу», в которой с помощью фотографий, рисунков, мини – сочинений рассказывает о себе, своей семье, роде. Школа должна помочь родителям в вопросе духовно – нравственного становления их детей. С этой целью в работе с родителями использую программу «Школа родительской любви». Особенностью ШРЛ является то, что осваивать традиции духовно – нравственного воспитаниям родителям приходиться не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе).
Ещё в первой половине XX века русский философ Ильин утверждал, что мир управляется из детской. «Воспитание начинается в семье, и заменить её в этом деле ничто не может, ибо только в семье природа дарует необходимую для воспитания любовь».
Результативность работы по духовно - нравственному воспитанию оценить бывает довольно сложно, так как нравственные качества проявляются в поступках, отношении к другим людям, сверстникам. Тем не менее, такая работа проводится. Используются разные диагностики, анкетирование детей и родителей по методикам Л.М. Фридмана и С.Н. Петровой.
Новизна опыта заключается в том, что разработана продуманная система педагогической деятельности по духовно – нравственному воспитанию, как с детьми, так и родителями.
Трудоёмкость осуществления связана с необходимостью проведения большой подготовительной работы, существенными временными затратами, а также заинтересованностью родителей по проблеме.
Возможности и условия освоения.
Опыт реализации системы деятельности по духовно – нравственному воспитанию младших школьников и их родителей может быть использован в работе классного руководителя, так как на сегодняшний день духовно – нравственное направление в воспитании является одним из приоритетных.
Факторами успешности работы по формированию духовно – нравственных качеств являются:
- создание продуманной системы воспитательной работы по направлению;
- доброжелательность участников воспитательного процесса;
- активные и неравнодушные к своим детям родители.
Также важным условием успешной реализации целей и задач духовно – нравственного воспитания является соблюдение следующих принципов:
- принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой;
- принцип гуманизма;
- принцип опоры на положительное в личности ребенка;
- принцип воспитания в коллективе и через коллектив;
- принцип единства требований школы, семьи и общественности.
Итак, постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно – нравственных качеств личности я вижу, как ребята становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга и понимать, сопереживать, в целом учатся быть НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ.
P.S. Духовный свет, зажженный учителем, просвещает ум ученика и ведёт к просветлению души.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/04/picture-149354-1412426158.jpg)
Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.
Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/09/picture-448641-1404907920.jpg)
Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.
Влияние воспитательной системы класса на всестороннее развитие младшего школьника....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/06/picture-557201-1544120265.jpg)
«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.
Мастер-класс для педагогов на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-362502-1386416736.jpg)
"Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий"
«Жизнь, как и совесть, дается человеку один раз».А.И.Солженицын...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/27/picture-286022-1377629807.jpg)
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы
В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка через внеклассную работу...
Формирование нравственных ценностей младших школьников через систему воспитательных мероприятий
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развит...