Духовно-нравственное развитие личности во внеурочное время
статья
Обобщение опыта по духовно-нравственному воспитанию личности ребёнка во внеурочное время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовно-нравственное развитие личности во внеурочное время | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Будкова Светлана Николаевна,
почётный работник общего образования
Российской Федерации,
учитель начальных классов высшей категории,
с. Большое Солдатское
Духовно-нравственное развитие личности
во внеурочное время
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовно - нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам.
Важнейшая задача воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры. При этом формирование нравственных позиций является её центральным содержательным компонентом.
Трудно сейчас воспитывать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Много зависит от родителей. Именно в семье закладывается основа нравственности, формируются нормы поведения. Ребёнок приходит в школу, имея определённые, как положительные, так и отрицательные духовно – нравственные качества.
Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно-нравственной личности ребёнка.
Сегодня перед учителями начальных классов очень остро стоит вопрос о создании программ по внеурочной деятельности, в связи с переходом на новые стандарты. Система дополнительного образования открывает большие возможности в сфере духовно-нравственного воспитания.
В моём классе второй год организован кружок проектной деятельности по теме «Моя семья».
Эта программа реализует следующие задачи:
- воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, к членам своей семьи, своим друзьям;
- воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи и её традициям;
- формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Развитие круга исследовательской деятельности начинаю с самого близкого ребёнку – таких проектов, как «Моя семья», «Моё генеалогическое древо». Дети узнают о школьных годах родителей, их достижениях в работе и трудностях. Проект «Моё генеалогическое древо» дал толчок к социальному и нравственному самосознанию. Многие впервые узнали, что у них так много родственников, что имя они получили в честь прабабушки или прадедушки, среди которых оказалось много героических людей. Родители отметили, как изменилось отношение к пожилым членам семьи, ребята стали интересоваться их жизнью, проявлять заботу.
В класс вошла история вместе с проектом «Книга памяти», где ребята собрали материалы об участниках ВОВ своей семьи. После такой работы акция возложения цветов к памятнику Воинам-освободителям приобрела личную значимость для каждого ребёнка.
Задача учителя – направить исследовательскую деятельность ребёнка не на глобальные проблемы, а на то, что дети могут увидеть сами, ощутить, почувствовать.
Задачей родителей является поддержка интереса в проектно-исследовательской деятельности и оказание посильной помощи ребёнку.
Ребёнок должен понять, что самое великое благо – это жизнь, которую он должен прожить с пользой. Работая с детьми, мы должны научить ребят понимать, что есть добро и зло, любовь и ненависть, преданность и предательство.
Учащиеся с большим удовольствием включаются в творческие и ролевые игры. В игре ребята учатся оказывать помощь товарищам, переживают за успехи коллектива. Именно в игре у ребенка начинают возникать моральные чувства, в тот момент, когда он совершает благородные поступки.
В своей работе применяю этические беседы. Главное назначение этической беседы – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды, оценки, суждения. Беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.
Беседуя из урока в урок с детьми, я вижу результаты этих занятий. Ребята заметно меняются, они становятся более раскрепощёнными, свободно выражают свои мысли и эмоции. Они стали более терпимы, дружелюбны, искреннее, развивается их творчество, индивидуальные способности.
Считаю, такие курсы призваны разбудить разум и душу ребёнка, решить проблему отношений между своим «я» и людьми, между природой и собой, разбудить дар сердца, основы духа.
Детки чутки и восприимчивы ко всему. Поэтому при работе с младшими школьниками я применяю технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, которая направлена на понимание ребёнка как отдельной целостной уникальной личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, взаимопонимания педагогом и ребёнком.
Своим личным примером доброжелательного отношения ко всем учащимся, их родителям, своим коллегам я стараюсь воспитывать у детей доброжелательность, уважение, чуткое отношение друг к другу.
Хочется отметить, что большую роль в успешном осуществлении духовно-нравственного воспитания учащихся младших классов играет привлечение и участие родителей в мероприятиях класса, школы. Родители – первые помощники учителя. Активная позиция родителей по отношению ко всему тому, что происходит в школе, в классе у ребёнка, играет положительную роль для самого ребёнка. Если родители принимают активное участие во всех делах класса вместе со своим ребёнком, то в глазах ребёнка поднимается авторитет родителей и вместе с этим поднимается самооценка самого ребёнка.
Очень радует, что нет в моём классе безразличных родителей к школьным делам ребёнка. Поэтому с родителями своих подопечных я стараюсь наладить тесную связь и сотрудничество. Привлекаю к активному участию в конкурсах, выставках, провожу совместные родительские собрания. Ученик моего класса, Умрихин Миша, за интерес к истории своей страны и популяризацию семейных архивов, был награждён дипломом за 3 место в номинации «Моя семья в истории страны» регионального этапа Всероссийского фотоконкурса «Семейный альбом» в 2013 году. Дипломом был награждён Семенихин Роман за достигнутые успехи в областной выставке декоративно-прикладного творчества «Русь мастеровая» среди обучающихся образовательных учреждений Курской области в номинации «Пасхальные сувениры». Он так же был награждён дипломом за 3 место в конкурсе декоративно-прикладного творчества «Сувениры Курского края» в номинации «Поделки из природного материала» в рамках программы «Тайны родного края» областного фестиваля «Детство без границ».
Все свои достижения ребята собирают и накапливают в портфолио. В них собирают грамоты, проекты, рисунки. Они дорожат своими работами и с удовольствием пополняют свои портфолио. Дети готовят выставки своих работ, участвуют в инсценировках. С помощью родителей организуются походы в местный храм.
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях кружка, ребята применяют на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка, технологии, музыки, изо, а так же в повседневной жизни.
Культура нашего народа – это её историческое прошлое и настоящее, корни у неё православные. Вера вдохновляла талантливых людей на творчество. Образцы высочайшего искусства в архитектуре, в живописи, музыке, литературе, прикладном народном творчестве посвящены Богу и его творению. Когда я говорю об этом, я вижу в глазах детей желание пойти в храм, почувствовать там присутствие Бога, попросить его о сокровенном. Им хочется стать лучше.
В рамках закона внеурочная деятельность позволяет нам в разнообразной форме создать у детей систему духовно-нравственных ценностей и с их позиции оценивать свои действия и поступки; формировать любовь к Отечеству и ближним своим; развивать творческий потенциал ребят и пробуждать у них стремление деятельного участия в жизни семьи, класса, школы.
Хочется верить, что в душе детей будем всегда видеть доброту, человечность, чуткость, доброжелательность. И наши дети вырастут достойными Гражданами своей страны.
Труд учителя, как посаженое плодовое деревце, не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы. Но плоды обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем.
Библиографический список:
- Выготский Л.С. Собр. Сочинений. Т.4. — М.: 1983.2. Григорьев Д.В., Степанов П.В.
- Внеурочная деятельность школьников (Методический конструктор) М: Просвещение 2010.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Рос. акад. Образования. М.: Просвещение, 2009. — 75 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. /Министерство образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. — 33 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации Программы «Воспитательной компоненты»
«Духовно – нравственное направление развитие личности как одно из важнейших условий реализации Программы «Воспитательной компоненты»...
Развитие духовной личности во внеурочное время (из опыта работы)
Доклад к педагогическому совету о духовно-нравственном воспитании школьников...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...
Программа внеурочной деятельности "Академия добра". Духовно - нравственное направление развития личности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Академия добра» позволяет расширить и обогатить содержание предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции социогуманитарного комп...
Развитие творческих способностей и духовно-нравственное воспитание школьников средствами курса внеурочной деятельности «Маленький художник», или рисовать может каждый
В данной статье представлен опыт организации духовно-нравственного воспитания, творческого развития младших школьников, удовлетворения их образовательных потребностей и интересов на занятиях курса вне...
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности во внеурочной деятельности.
В данной статье рассматривается духовно-нравственное воспитание как одно из главнейших направлений в развитии личности ребёнка....
Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной время в условиях введения в ФГОС
доклад на тему "Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной время в условиях введения в ФГОС"...