Рабочая программа по внеурочной деятельности «Активная личность обучающегося»
рабочая программа (1 класс) по теме
Социализация – это способность восприятия всех социальных и психологических процессов, посредством которых личность усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ей функционировать в качестве полноценного члена общества. Вместе с тем, - это и процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.aktivnaya_lichnost_obuchayushchegosya.docx | 39.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Активная личность обучающегося»
Юговой Светланы Васильевны-
учитель начальных классов
д.Уйско-Чебаркульская
2013
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Информационная карта
Школа: | МОУ Уйско-Чебаркульская сош |
Объединение: | «Активная личность обучающегося» |
Направление деятельности: | Социальное |
Способ освоения содержания образования: | Внеурочная деятельность 1 раз в неделю |
Уровень реализации программы: | 1-4 классы |
Форма реализации программы: | Групповая |
Продолжительность реализации программы: | Четыре года |
Пояснительная записка
Изменения в жизни России, прошедшие в конце XX века, повлекли за собой ряд сложных проблем, затронувших молодёжь. К числу таких проблем относятся: кризис системы образования и воспитания, разрушение традиционных институтов социализации и механизмов социально-культурной преемственности. Произошло экономическое расслоение общества с образованием значительной части социально мало обеспеченных жителей, склонных к асоциальному поведению и преступности.
Однако в начале ХХI века приоритетным направлением государственной политики в сфере образования вновь становится воспитание. Стратегическими целями образования, согласно Национальной доктрине образования, принятой Правительством РФ, являются: «Создание основы для устойчивого социально-экономического развития России, укрепление демократического правового государства». В связи с этим одной из задач любого образовательного учреждения является организация воспитания патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную и религиозную терпимость.
При организации воспитательной работы в настоящее время необходим анализ социальной обстановки и учёт негативных обстоятельств. К ним относятся, например:
- распад основных целеобразующих элементов воспитательной политики и ценностей, используемых ранее, и отсутствие их заменяющих;
- неблагополучная среда обитания в обществе;
- плохие социально-экономические условия и обстоятельства быта, где одной из самых острых является проблема социального неравенства;
- опасная негативная переориентация нравственного сознания у части школьников, связанная с влиянием СМИ, негативного окружения.
В образовательных учреждениях воспитание ещё не стало необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития личности.
Резко обострилась проблема качественного и рационального использования внеучебного времени школьников в интересах воспитания и культурного развития личности.
Все эти и другие осложняющие организацию и проведение воспитания факторы необходимо учитывать в воспитательной деятельности школы, проводя действенную диагностику результативности работы.
Воспитание, как органическая часть образовательной системы, создаёт условия для развития личности, её жизненного становления и самоутверждения. Такая трактовка позволяет рассматривать воспитание как процесс управления развитием личности через создание благоприятной воспитательной среды, её наполнение разнообразными формами и методами, позволяющими максимально реализовать способности и дарования каждой личности.
В воспитании учащихся начального звена планируется использование как сферы учебно-воспитательного процесса, так и вся совокупность внеучебной жизнедеятельности. Воспитание школьников должно осуществляться на основе органического взаимодействия учебного и воспитательного процессов в ходе реализации образовательных программ и программ целенаправленного воспитания во внеучебное время.
Согласно современным представлениям главными ценностями в обществе должны стать не только материальные блага, но и духовное богатство личности, овладение достижениями культуры. В связи с этим, в качестве одного из основных направлений воспитательного процесса принимается социально-культурное и духовное развитие.
Вторым из основных составляющих воспитанности является патриотическое воспитание в сочетании с гражданским становлением личности, понимаемое как верность национальным и историческим традициям, чувство гордости за Отечество и малую Родину, активную деятельность на благо общества.
Общая культура предполагает необходимость глубокого усвоения достаточно широкого круга знаний, приобретения необходимых умений и навыков. Личность XXI века - это эрудит, личность с развитой духовной культурой и интеллектом, это интеллигент, обладающий обширными социальными, историческими знаниями, эстетическим вкусом, высокими моральными качествами.
Становление гражданина предполагает формирование у учащихся гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры, гордости за свое Отечество, знание истории своего края и своей страны.
Личностная составляющая в структуре цели воспитания призвана обеспечить самореализацию, самоутверждение, самоосуществление и самовоспитание. Социально-общественная составляющая цели воспитания призвана реализовать процесс адаптации, социализации личности, её формирования и воспитания.
В соответствии с современной парадигмой образования, выводами психологии личности, педагогики современное понимание категорий – субъект и объект воспитания представлено в следующем виде.
Основными субъектами воспитания являются: общество, которое через окружающую социальную среду влияет на личность; личность, которая является и объектом воспитания и одновременно выступает как субъект воспитания и самовоспитания.
В современном воспитательном процессе все большее значение приобретает субъект-субъектное взаимодействие, в котором за каждым участником учебно-воспитательного процесса признается право и способность на собственное решение. При организации и реализации различных форм и методов совместной деятельности главным воспитывающим фактором должен стать характер субъект-субъектных отношений: степень их гуманистичности, доброжелательности, комфортности для учащихся. Психологическая комфортность в процессе обучения и воспитания в школе значительно влияет на настроение школьников и его удовлетворенность гуманистической средой школы.
Социализация личности школьника.
Социализация – это способность восприятия всех социальных и психологических процессов, посредством которых личность усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ей функционировать в качестве полноценного члена общества. Вместе с тем, - это и процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям.
Социализация – это сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определённой роли в практической деятельности. Социальная активность – главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Она является главным компонентом в структуре целей воспитания.
Основными направлениями социализации и развития личности в условиях школы являются:
- использование возможностей образовательного процесса, главным компонентом которого является изучение общеобразовательных дисциплин;
- развитие активности во внеучебной деятельности через воспитание у школьников стремления к общественно полезному труду, как одной из основных базовых ценностей, формированию здорового образа жизни, как в физическом, так и в нравственном отношении;
- формирование трудолюбия, чувства справедливости, любви к Отечеству.
Большое значение приобретает проблема сплочения классного коллектива, выполняющего в определенных условиях функции инструмента воспитания.
Одной из наиболее важных проблем воспитательной деятельности с учащимися начальной школы является формирование у них положительной мотивации на усвоение воспитательных воздействий. В связи с этим все большее значение приобретает проблема формирования у школьников необходимых гражданских и личностных качеств на добровольной основе, без принудительного воздействия со стороны системы воспитания.
Цель программы:
воспитание граждан правового демократического государства, патриотов России, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и конфессиональную терпимость, развивающих культуру межнациональных отношений;
Задачи программы:
- организация воспитательной деятельности, способствующей воспитанию духовности, самобытности, восприятию красоты и гармонии мира;
- разработка и реализация системы воспитательной работы, содействующей становлению социальных качеств личности: гражданственности, уважения к закону, социальной активности, ответственности за результаты социальной деятельности;
- разработка и реализация эффективных социокультурных технологий, мероприятий, повышающих общую образованность, культуру поведения, формирующих нормы толерантного сознания и поведения;
- создание условий во время учебной и вне учебной деятельности для осознания ответственности за уровень своих знаний, осмысленного отношения к последствиям своей деятельности, к выбору в ходе её осуществления адекватных решений – социальных, экономических, нравственных.
Педагогические технологии
- социокультурные технологии
- здоровье сберегающие технологии;
Способ освоения содержания образования: | 1 раз в неделю |
Уровень реализации программы: | 1-4 классы |
Форма реализации программы: | Групповая |
Продолжительность реализации программы: | Четыре года |
Тематическое планирование
1 класс
№ | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | сентябрь | Что такое наша школа? (первые дни ребёнка в школе) | 1 |
2 | сентябрь | «Я – ученик» - беседа о правилах поведения в школе | 1 |
3 | сентябрь | «Чудеса из лукошка» - праздник осени | 1 |
4 | сентябрь | На них мы будем держать равнение (о медалистах школы) | 1 |
5 | октябрь | Моя малая Родина. «Край, в котором я живу» | 1 |
6 | октябрь | «Я, ты, он, она – мы все такие разные» - беседа. | 1 |
7 | октябрь | Игра «Что такое хорошо и что такое плохо?» | 1 |
8 | октябрь | Игра: «Я и моя семья». | 1 |
9 | ноябрь | Знакомство с государственной символикой. Герб, флаг, гимн Российской федерации | 1 |
10 | ноябрь | Игры на развитие произвольности психических процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.) | 1 |
11 | ноябрь | «Что значит быть хорошим сыном или дочерью?» | 1 |
12 | декабрь | «Мир профессий» - профориентация | 1 |
13 | декабрь | Урок вежливости. | 1 |
14-15 | декабрь | Устный журнал «Народные промыслы» | 2 |
16 | январь | «Рождество Христово» - православные праздники. | 1 |
17 | январь | «В здоровом теле – здоровый дух!» игра-викторина | 1 |
18-19 | февраль | Семейный праздник: «Фестиваль народной музыки» | 1 |
20 | февраль | Наша Армия родная. | 1 |
21 | февраль | «День именинника» | 1 |
22-23 | март | «Я люблю свою маму» | 2 |
24-25 | апрель | Семейный спортивный праздник: «Папа, мама, я – спортивная семья» | 2 |
26 | апрель | «Знаете, каким он парнем был» (о первом космонавте) | 1 |
27-28 | апрель | Трудовой десант «Сделаем нашу планету чище!» | 2 |
29 | май | Экскурсия на сельхоз предприятие | 1 |
30-31 | май | Экскурсия к обелиску. | 2 |
32 | май | Поход: «Как красива природа» | 1 |
2 класс
№ | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | сентябрь | «Мой режим» - беседа. | 1 |
2 | сентябрь | Беседа: «Моя работа – это учёба» | 1 |
3 | сентябрь | «Я сам себе хозяин и слуга» (обслуживающий труд) | 1 |
4 | сентябрь | «Спортивная гордость школы» (учащиеся спортсмены) | 1 |
5-6 | октябрь | «Бабушку и дедушку очень я люблю» - семейный праздник. | 2 |
7 | октябрь | «Чем красивы люди вокруг нас» - беседа | 1 |
8 | октябрь | Октябрьский район, чем он знаменит | 1 |
9 | ноябрь | Игры на развитие произвольности психических процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.) | 1 |
10 | ноябрь | «Что значит быть хорошим сыном или дочерью?» | 1 |
11 | ноябрь | «Мир профессий» - профориентация | 1 |
12 | декабрь | «Ежели вы вежливы» - утренник | 1 |
13 | декабрь | Первоначальные представления о Конституции России | 1 |
14-15 | декабрь | Устный журнал «Народные промыслы» | 2 |
16-17 | январь | Конкурс чтецов «А вокруг такая красота» (чтение стихов о природе) | 2 |
18 | февраль | «День именинника» | 1 |
19 | февраль | Беседа. Тот сильнее, кто умнее… | 1 |
20 | февраль | Сильные, ловкие, смелые (весёлые старты) | 1 |
21-22 | март | «Мамин день» | 2 |
23 | март | «Масленичные гулянья» - игра. | 1 |
24 | март | Наши меньшие друзья (о животных) | 1 |
25 | апрель | «Быть здоровым – хорошо!» игра. | 1 |
26 | апрель | Традиции этического отношения к природе в культуре народов России | 1 |
27-28 | апрель | Трудовой десант – операция «Наша планета – наш общий дом» | 2 |
29 | май | Проектная деятельность «Труд в моей семье» | 1 |
30 | май | Война – это страшное слово. | 1 |
31-32 | май | Участие в военно-патриотической игре «Зарница» | 2 |
3 класс
№ | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | сентябрь | «НОТ школьника» - практикум | 1 |
2 | сентябрь | «Мои права и обязанности» | 1 |
3 | сентябрь | «Я сам себе хозяин и слуга» (обслуживающий труд) | 1 |
4 | сентябрь | «Мы хотим быть похожими на вас» (об учащихся активистах школы) | 1 |
5-6 | октябрь | Проектная деятельность. «Из истории моей семьи» | 2 |
7 | октябрь | «Что значит одежда в моей жизни» - беседа | 1 |
8 | октябрь | «Семейное творчество» - выставка | 1 |
9 | ноябрь | Челябинская область | 1 |
10 | ноябрь | Игры на развитие произвольности психических процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.) | 1 |
11 | ноябрь | «Что значит быть хорошим сыном или дочерью?» | 1 |
12 | декабрь | «У меня растут года» - устный журнал по профориентации | 1 |
13 | декабрь | «Вы не будете так добры?» - игра | 1 |
14-15 | декабрь | Устный журнал «Народные промыслы» | 2 |
16 | январь | «Люди разных народов…» - беседа. | 1 |
17 | январь | «Вредные привычки» - устный журнал» | 1 |
18 | февраль | «День именинника» | 1 |
19 | февраль | Детско-юношеские движения в нашей стране | 1 |
20 | февраль | Спортивный праздник | 1 |
21 | февраль | «Я и здоровый образ жизни» - устный журнал | 1 |
22-23 | март | «Мамы и дочки» | 2 |
24 | март | «Мы в ответе за тех, кого приручили» (о животных) | 1 |
25-26 | апрель | Просмотр фильма о природе России | 2 |
27 | апрель | «Пасхальный перезвон». Из истории праздника. | 1 |
28-29 | апрель | Трудовой десант | 2 |
30-32 | май | «След войны в моей семье» - проектная деятельность. | 3 |
33-35 | май | Участие в военно-патриотической игре «Зарница» | 3 |
4 класс
№ | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | сентябрь | «Самодисциплина, что это такое?» - игра-беседа | 1 |
2 | сентябрь | «Мои права и обязанности» - беседа | 1 |
3 | сентябрь | «Я сам себе хозяин и слуга» (обслуживающий труд) | 1 |
4 | сентябрь | «Учителя, которые встретят нас в 5 классе» - встреча с учителями предметниками | 1 |
5-6 | октябрь | Семейный праздник «Наши семейные традиции» | 2 |
7 | октябрь | «Уроки стиля» (беседа о современной одежде) | 1 |
8 | октябрь | «Россия – колыбель моя!» - рассказ учителя | 1 |
9 | ноябрь | Игры на развитие произвольности психических процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.) | 1 |
10 | ноябрь | «Что значит быть хорошим сыном или дочерью?» | 1 |
11 | ноябрь | «Все профессии нужны, все профессии важны» - утренник | 1 |
12 | декабрь | «Нам жизнь дана на добрые дела» | 1 |
13 | декабрь | «На грани человеческих возможностей» - устный журнал. | 1 |
14-15 | декабрь | Устный журнал «Народные промыслы» | 2 |
16 | январь | Что такое православие? | 1 |
17 | январь | Что такое ислам? | 1 |
18 | февраль | «Будь терпимее!», говорим о толерантности. | 1 |
19-20 | февраль | «Будущие защитники отечества!» - спортивный праздник | 2 |
21 | февраль | «Расскажу о своём любимце» | 1 |
22-23 | март | «Мама! Лучшее слово на свете». | 2 |
24 | март | Детско-юношеские движения в нашей стране | 1 |
25 | апрель | «Я иду к врачу» игра-практикум | 1 |
26 | апрель | «День именинника» | 1 |
27-28 | май | Экологическая акция «Раз берёзка, два берёзка…» посадка саженцев | 2 |
29-30 | май | Просмотр фильма о Великой Отечественной войне | 2 |
31-32 | май | Участие в военно-патриотической игре «Зарница» | 2 |
Ожидаемые конечные результаты:
- Высокий уровень самопознания, самодисциплина: понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
- Представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; настоящие сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
- Умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
- Осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик – ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащихся обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу
- Убеждённость в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
- Учащиеся должны серьёзно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как её сохранить. Настоящий гражданин любит и бережёт природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Литература
- Азбука нравственного воспитания И.А.Каиров, О.С.Богданова.
- Проведение праздников в начальных классах В.А.Георгиевский
- Начальное техническое моделирование Л.А.Болотина, А.П.Журавлева
- От игры к знаниям Е.М.Минскин
- Игры-путешествия Е.А.Немежанская
- Внеклассная воспитательная работа в начальной школе Г.Ф.Суворова
- Классный час играючи В.А.Герасимова
- Игры в самих себя О.А.Казанский
- Воспитательная работа в начальной школе С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»
Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер».
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-2 классов. «Школа хороших манер». Цель программы: воспитание грамотной культурной личности. Содержание ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Домовёнок" для обучающихся 3-4 классов
Внеурочная деятельность по различным направлениям развития личности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитат...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Буквоежка" для обучающихся 1-2 классов
Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как осн...
Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление развития личности) «Волшебный мир оригами» для 1 класса.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир Оригами» для 1 класса разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта началь...