Классный час по гражданскому воспитанию "Россия - Родина моя"
классный час по теме

Котова Елена Владимировна

Мероприятие призвано дать основные понятия о символах государства, развивать познавательный интерес к своей Родине, воспитывать у учащихся патриотические чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЯ – РОДИНА МОЯ.

(классный час по гражданскому воспитанию в 3 классе).

Цели и задачи: развивать познавательный интерес к своей Родине; дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.

Оборудование: изображение флага и герба России, шаблоны флага для раскрашивания, монета с изображением герба, текст и музыка гимна; на доске – карта России, пословицы о Родине.

(На доске – ребус Р1А. Дети разгадывают его).

ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы будем говорить о нашей Родине. Давайте послушаем стихи.

1 УЧЕНИК: Если скажут слово "Родина",

                      Сразу в памяти встает

                      Старый дом, в саду смородина,

                      Толстый тополь у ворот.

                      У реки березка-скромница

                      И ромашковый бугор…

                      А другим, наверно, вспомнится

                      Свой родной московский двор.

                      В лужах первые кораблики,

                      Над скакалкой топот ног,

                      И большой соседней фабрики

                      Громкий радостный гудок.

                      Или степь от маков красная,

                      Золотая целина…

                      Родина бывает разная,

                      Но у всех она одна!

                                              (З.Александрова).

2 УЧЕНИК: Что мы Родиной зовем?

                      Дом, где мы с тобой растем,

                      И березки у дороги,

                      По которой мы идем.

                      Что мы Родиной зовем?

                      Солнце в небе голубом

                      И душистый, золотистый

                      Хлеб за праздничным столом.

                      Что мы Родиной зовем?

                      Край, где мы с тобой живем,

                      И рубиновые звезды –

                      Звезды мира над кремлем.

3 УЧЕНИК: Утром солнышко встает,

                      Нас на улицу зовет.

                      Выхожу из дома я –

                      Здравствуй, улица моя!

                      Я пою, и в тишине

                      Подпевают птицы мне.

                      Травы шепчут мне в пути:

                      "Ты скорей, дружок, расти!"

                      Отвечаю травам я,

                      Отвечаю ветру я,

                      Отвечаю солнцу я:

                      "Здравствуй, Родина моя!"

ВЕДУЩИЙ: Как называется наша Родина?

ДЕТИ: Россия или Российская Федерация.

ВЕДУЩИЙ: Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. (Показывает по карте

                       Россию). Ни одно государство не имеет такой огромной территории и такой длинной

                       границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

                       Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными

                       символами. Слово "символ" в переводе означает "знак, пароль, сигнал".

                       Имеет флаг, и гимн, и герб

                       Российская держава.

                       И, как все символы, они

                       Жизнь нашу отражают.

                       Давайте рассмотрим герб нашей страны.

                       Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах,

                       монетах, печатях и других официальных документах. (Показывает монету). Слово

                       "герб" в переводе означает "наследство". В нем отражена история. Давайте рассмотрим

                       герб. Что на нем изображено?

4 УЧЕНИК: На герб посмотрим: здесь орел,

                     Да не простой – двуглавый,

                     Символизирует страну –

                     Могучий, величавый.

                     В Европе с Азией страна

                     Раскинулась широко –

                     Меж океанов и морей,

                     От запада к востоку.

                     Вот и взирает птица-царь

                     В две стороны внимательно:

                     В порядке все ль, не шел чтоб враг,

                     Следит он обязательно.

                     В руках держава, скипетр есть,

                     Над главами – короны.

                     И всадник на коне верхом,

                     И змей, копьем сраженный.

ВЕДУЩИЙ: Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел

                       сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны.

                       Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными

                       камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние

                       времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они

                       напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство

                       Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи

                       на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

                       На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий

                       Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке

                       у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, черный

                       змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь героя топчет дракона

                       копытами.

                       Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

                       Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов,

                       защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена

                       дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее,

                       очень похожую на сказку. В некотором царстве-государстве случилось великое

                       несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу

                       моря. Огнем  жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-

                       государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим

                       мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни

                       коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека

                       на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег

                       морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не

                       мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

                       Еще один важный символ нашего государства – флаг.

5 УЧЕНИК: А флаг России – триколор,

                     Полотнище в три цвета.

                     В нем яркой каждой полосой

                     Страна наша воспета.

                     День рожденья есть у флага

                     В середине августа.

                     Символы страны родной

                     Помните, пожалуйста!

ВЕДУЩИЙ: Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди

                       использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост.

                       Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, "стянуть к себе"

                       воинов для защиты своей земли. Государственный флаг означает единство страны.

                       Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин ярко-красного или темно-красного

                       цвета прикрепляли к древку. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество

                       ратникам.

                       Затем на полотнищах стали изображать святых – "знамения". Так появилось слово

                       "знамя". Знамена тогда имели различные цвета – зеленый, желтый, белый, красный. Их

                       украшали богатые узоры.

                       Наш российский флаг трехцветный. Цвету придается особый смысл. Белый означает

                       мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

                       Флаг состоит из следующих частей: древко, полотнище, навершие, ленты, тесьма,

                       шнуры с кистями. День 22 августа отмечается в нашей стране, как день

                       Государственного флага Российской Федерации.

                       На каких зданиях нашего города можно увидеть герб и флаг? (Дети отвечают).

(Практическая работа. Приготовить шаблоны флага. Дети, раскрашивая, повторяют значения цветов).

ВЕДУЩИЙ: Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую

                       гимном. Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных

                       случаях.

6 УЧЕНИК: Что такое гимн вообще?

                      Песня главная в стране!

                      В гимне российском есть такие слова:

                      "Россия – любимая наша страна!"

                      Россией гордимся, России верны,

                      И нету на свете лучше страны.

                      Слова написал те Сергей Михалков,

                      Понятен и близок нам смысл этих слов.

                      А Александров ноты сложил,

                      Работу над гимном так завершил.

                      Гимн слушаем стоя и молча всегда:

                      Его нам включают в момент торжества!

ВЕДУЩИЙ: Гимн слушают стоя. Давайте и мы послушаем и споем эту торжественную песню.

                       Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров. Слова написал Сергей

                       Владимирович Михалков.

(Звучит гимн).

ВЕДУЩИЙ: Давайте подведем итог. Что нового вы сегодня узнали? О чем расскажете дома? (Дети

                       отвечают).

7 УЧЕНИК: Берегите Россию –

                     Нет России другой.

                     Берегите ее

                     Тишину и покой.

                     За небо и солнце,

                     Этот хлеб на столе

                     И родное оконце

                     В позабытом селе.

                     Берегите Россию,

                     Без нее нам не жить.

                     Берегите ее,

                     Чтобы вечно ей быть.

                     Нашей правдой и силой,

                     Всею нашей судьбой.

                     Берегите Россию –

                     Нет России другой!

                                          К.Синицын.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Самые дорогие слова: Родина, мир, труд"

Очень интересны получился классный час, создана презентация- проект Достопримечательности города Соликамска....

Классный час 1 класс О Родине

Данное  внеклассное мероприятие разработано мною с целью обогащения знаний учащихся об истории своей Родины, воспитание патриотических и гражданских качеств. Это мероприятие желательно проводить ...

Классный час "День гражданской обороны"

Классный час для начальных классов. "День гражданской обороны"....

Классный час по гражданской обороне «Путешествие по городу Спасателей»

Материалы классного часа содержат информацию по чрезвычайным ситуациям для учащихся начальной школы...

Классный час по гражданско-патриотическому направлению

Классный час "Моя малая Родина – Ростовская область"...