программа кружка дополнительного объединения "Зеркало театра"
методическая разработка по теме

Хусаинова Рамзия Зуферовна

данная прогамма рассчитана на работу с начальными классами, позволяющая раскрыть таланты детей. рабаота проводится в различных ракурсах, татк как в начале надо познакомить учащихся с" условиями" работы в театре. Поставить голос, дыхание ит темп речи, умение держаться на сцене. все это в начале показывается и объясняется в просмотре различных детских и взрослых спектаклей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ramziya_novaya_programma_teatra.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

Общеобразовательное учреждение

«Гимназия №3»

Программа

дополнительного образования

во 2-3классах

«Театр – зеркало души»

                                     

Подготовила

Учитель татарского языка

первой квалификационной категории

Р.З.Хусаинова

Чистополь, 2013-2014

Пояснительная записка

Для активизации познавательной деятельности учащихся, правильного и продуктивного использования свободного времени в нашем лицее организуются различные кружки и секции. Самым любимым из них является театральный кружок. Ведь здесь учащиеся учатся сценическому мастерству, артистизму. Они охотно изучают драматические произведения. У них расширяется кругозор. Театр играет особую роль в воспитании и образовании учащихся. Через театральное произведение ребёнок знакомится с жизнью, с её трудными и иногда трудно разрешимыми проблемами.  

Среди множества видов  художественного воспитания подрастающего поколения театр занимает особое место. Он не только учит понимать  и создавать прекрасное, он развивает образное мышление и фантазию, даёт гармоничное всестороннее развитие. Сюда входит и  музыка,  и пение, и изобразительное искусство,  и артистизм.    Театральное искусство, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.  Представленная программа отвечает актуальным запросам времени.

        Цели данной программы

  • формирование индивидуальной культуры  каждого ученика;
  • овладение навыками импровизационного развития  в единстве индивидуального и группового мастерства исполнения;
  • выработка эстетических критериев оценки качества профессионального и бытового.

     Задачи

  • научить ребёнка  красиво в свободной, непринуждённой манере выступать на сцене
  • овладеть ритмо - пластикой;
  • обучить культуре речи;
  • развить творческие способности;
  •  развить соответствие  внутреннего и внешнего образа ученика в единстве с развитием его нравственных устремлений.

Ценно то, что в программе учитываются возрастные особенности школьников, классов, а также теоретические наработки автора,  методические рекомендации и программные требования; программы по музыкально-эстетическому воспитанию.

        Программа составлена с учётом занятий с учащимися на 3 года обучения (по возрастным группам).        

        Программа рассчитана по 1 часу  2 раза неделю или 70 часов в год с учащимися 1-3 классов.

Структура программы составлена с учётом направлений, которые рассматриваются в каждой возрастной группе.

  1. «Актёрское мастерство»

В этом направлении ведётся работа над умением наблюдать, правильно изображать образ героя, следить за театральными постановками на телевидении, за игрой настоящих актёров.

2. « Культура речи»

Это направление подразумевает работу над своей речью. Ведь слово – это  основной способ общения людей.  Формирование творческой личности невозможно без работы над культурой речи. Ведь умение понятно и лаконично излагать свои мысли необходимо каждому высококультурному человеку.

Искусство – богатство народа. Оно связано с его жизнью, его традициями. Театр не может жить без литературного языка, так как – это главное оружие артиста.

Литературный язык преподнести как эталон, как  образец может только режиссёр, а для этого режиссёру самому нужно быть очень образованным, грамотно и красиво  излагать свои мысли. Необходимо любить свой народ, уметь передать все тонкости народного творчества, стремиться воспитать любовь к родному языку. Основные элементы этого направления: культура речи, отработка правильного дыхания, работа над дикцией, работа над голосом. Основная цель – научить правильно и красиво говорить, довести до минимума речевые  ошибки.

  1. «Движение на сцене»

Артист на сцене должен  привлечь внимание зрителя  не только умением красиво говорить, но и движением, пластикой. Ведь в театральном искусстве также  важны жесты, мимика, движения для передачи образа своего героя. В этом случае  синтезируется образ героя из речи, движения, сценической культуры. Только тогда зритель поверит артисту, поймёт, что хочет передать автор.

  1. «История театра»

Это направление подразумевает изучение драматических произведений, историю театра, историю костюма. Режиссёр должен познакомить с творчеством знаменитых артистов, дать понятие театра, его значения. Этот дополнительный материал поможет обогатить знания учащихся, понять историю театра, его значение в жизни людей.

  1. « Разработка сценария»

Театр начинается со сценария, умения правильно выбрать материал, правильно подобрать актёров. Это направление подразумевает работу по обучению составления различных театральных сценариев. Будь это готовый драматический текст или капустник, или сценка. Необходимо познакомить с основной структурой сценария. Взаимосвязь материала, наличие кульминации, концовки и других частей, которые  обычно присутствуют в театральной постановке.

  1. «Знакомство со сценической культурой»

Это направление, где дети учатся держать себя на сцене,  одеваться соответственно своему образу. Здесь они учатся делить произведение на роли, изучать характер героя, научится двигаться, танцевать, петь.

  1. «Роль театра и его рост»

Здесь учащиеся знакомятся со значением театра, его местом в жизни людей.

  1. « Нарушение литературного языка и его исправление»

В этом разделе учащиеся знакомятся с основными нарушениями, путями их исправления. Здесь используется дополнительный материал по фонетике, лексике, морфологии. Проводятся упражнения для развития речи.

Задачи первого года обучения.

- Обучение сценической грамотности.

- Чтение детям стихов, художественных произведений, знакомство с секретами ораторского мастерства, работа с разными текстами, обучение сценической культуре.

-посещение выставок, театров, первые шаги на сцене с небольшими произведениями, участие в конкурсах чтецов, актёров.

Задачи второго года обучения.

- Закрепление знаний и умений первого года обучения, их расширение, развитие сценической грамотности на более высоком уровне.

- разработка сценариев,  дальнейшее знакомство со сценической культурой.

-Выход на сцену, формирование актёрского мастерства.

Задачи третьего года обучения.

- Постановка отрывков из драматических произведений

- Подготовка декораций, костюмов

- Обучение сценическому мастерству, выход на сцену.

Программа

Первый год обучения

Сентябрь

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Вводный урок

Знакомство. Значение театра в жизни людей.

2

2

Роль речи в жизни людей

Культура речи.

5

Октябрь

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для ротовой полости.

2

2

Гласные звуки

Правильное произношение звуков.

5

Ноябрь

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Роль речи в жизни

Дыхательные упражнения, дефекты речи.

2

2

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для языка.

2

3

Упражнения для согласных звуков.

Значение звуков. Комплекс упражнений.

2

4

Коллективные мероприятия

Подготовка музыкальной композиции

2

Декабрь

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Скороговорки

Проговаривание скороговорок, работа над правильной речью.

2

2

Движение на сцене. Логика сцены

Работа над словом, над интонацией.

4

3

Подготовка к Новому году.

Подготовка стихов к Новому году.

2

Январь

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ

2

2

Гласные и согласные звуки.

Комплекс упражнений

4

3

Коллективные мероприятия

Конкурс чтецов

2

Февраль

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Язык сцены.

Работа над интонацией.

2

2

Работа над отрывками произведений.

Правильная постановка голоса, логическое ударение.

2

3

Я люблю стихи.

Работа над стихотворением.

2

4

Коллективные мероприятия.

21 февраля – День родного языка.

2

Март

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Встреча с драматургом Фоатом Садриевым.

Встреча с земляком – драматургом. Постановка отрывка из его пьесы.

2

2

Техника речи.

Работа над дикцией.

4

3

Коллективные мероприятия.

Подготовка праздника – 8 марта.

2

Апрель

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Язык сцены.

Работа над выразительностью речи .

2

2

Актёрское мастерство.

Работа над актёрским мастерством.

4

3

Выступления.

Подготовка литературного вечера.

2

Май

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Связь сцены и зрителя.

Научить видеть зрителя, чувствовать его.

2

2

История татарского театра.

Знакомство с историей татарского театра, с актёрами.

2

3

Выступления.

Выступление в детском саду.

3

4

Творческий отчёт.

Подготовка выступления театральной группы.

1

Второй год обучения

Сентябрь

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Вводный урок

Техника безопасности, правила дорожного движения.

1

2

Роль речи в жизни людей.

Техника речи.

6

Октябрь

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

2

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ.

3

2

Гласные звуки.

Правильное произношение

4

Ноябрь

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Сценическая культура

Законы сцены. Для чего сцена артисту?

2

2

Язык сцены.

Упражнения для губ

2

3

Актёрское мастерство.

Распределение ролей. Подготовка  спектакля.

2

4

Коллективные мероприятия

Осенний бал

2

Декабрь

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Язык сцены.

Тестирование.

2

2

Движение на сцене

Упражнения .

2

3

Актёрское мастерство

Развитие памяти.

2

4

Подготовка к Новому году

Подготовка сценария

2

Январь

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Язык сцены

Чтение литературных произведений. Анализ.

2

2

Движение на сцене

Выполнение этюдов.

2

3

Выбор репертуара

Чтение по ролям.

2

4

Актёрское мастерство

Работа над изучением образа.

2

Февраль

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Язык сцены

Техника речи

2

2

Артикуляция

Определить роль дикции

2

3

Работа над интонацией

Определить значение интонации

2

4

Движение на сцене

Работа над пластикой

2

Март

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Артикуляция

Звуки о,а,ы

2

2

Мы любим стихи

Конкурс чтецов

2

3

Работа над отрывками пьес

Работа над голосом

2

4

Коллективные мероприятия

Праздник для мам

2

Апрель

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Актёрское мастерство

Подготовка к вечеру Г.Тукая

2

2

Работа над интонацией

Упражнения по развитию речи

2

3

Работа над отрывками

Работа над голосом

2

4

Выступления

Выступление на празднике

2

Май

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Элементы интонации

Логическое ударение, пауза

2

2

Выступления

Выступление на праздниках

4

3

Подведение итогов года

Творческий концерт

2

Третий год обучения

Сентябрь

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Правды сцены

Вхождение в роль

2

2

Рефлексия

Повторение произведения

5

Октябрь

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Движение на сцене

Упражнения

4

2

Коллективные мероприятия

Осенний бал

3

Ноябрь

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Работа над произведением

Подготовка к постановке

2

2

Мизансцена

1 сцена

2

3

Репетиция

Музыкальное сопровождение

4

Декабрь

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Движение на сцене

Повторение движений

2

2

Репетиция

Полное повторение

4

3

Подготовка к Новому году

Постановка сказки

2

Январь

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Язык сцены

Отработка сцен

1

2

История театра

Экскурсия в Альметьевский театр

6

3

Коллективные мероприятия

Выступление на ёлке

1

Февраль

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Язык сцены

Культура речи

2

2

Работа режиссёра и актёра

Их роль в театре

2

3

Сценические движения

Работа над пластикой

2

4

Сегодняшний день театра

Просмотр видеоролика

2

Март

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Актёрское мастерство

Репетиция

2

2

Русская драматургия

Изучение истории драматургии

2

3

Выступления

Праздник 8 Марта

4

Апрель

Тема  занятия

Содержание

Количество часов

1

Выступления

Выступление в Центре внешкольной работы

2

2

Встреча

Встреча с детским поэтом Ахметзяновым М.З.

2

3

Творческий вечер

Бенефис

4

Тематическое планирование

Первый год обучения

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Время

1

Вводный урок. Беседа о роли театра в жизни людей, о театральных звёздах. Оборудование: телевизор, видеокассеты, журналы

1

-

1

5/09

9/09

2

Сценическая культура. Обучение учащихся как вести себя на сцене, правильно говорить, правильно произносить слова, чтение произведения по ролям. Оборудование: магнитофон, книга «Первый театр», сборники пьес.

2

4

6

11/09

16/09

18/09

25/09

30/09

2/10

3

Артикуляция. Артикуляционные упражнения. Укрепление мускулатуры нижней части лица. Чтение наизусть стихов и прозаических произведений. Оборудование: магнитофон, зеркало, аудиокассеты.

2

4

6

7/10

9/10

14/10

16/10

21/10

23/10

4

Культура речи. Работа над правильным произношением. Оборудование: А.Хайруллина «Учитесь правильно говорить», магнитофон, аудиокассеты.

2

4

6

28/10

30/10

28/10

30/10

5

Движение на сцене. Научить правильно держать в зависимости от исполняемой роли. Воссоединить речь и движение воедино. Оборудование: сцены из спектаклей, журнал «Сцена», телевизор, видеокассеты.

2

4

6

13/11

18/11

20/11

25/11

27/11

2/12

4/12

9/12

6

Актёрское мастерство. В этом направлении ведётся работа над умением наблюдать, правильно изображать образ героя, следить за театральными постановками на телевидении, за игрой настоящих актёров. Оборудование: юмористические зарисовк/и музыкальный центр, микрофон.

2

14

16

11/12

16/12

19/12

23/12

13/01

15/01

20/01

22/01

27/01

29/01

3/02

5/02

7

Мизансцена. Научить учащихся держаться на сцене. Использовать природные способности. Для этого необходимо вжиться в роль. Оборудование: рисунки, картины.

2

4

6

10/02

12/02

17/02

19/02

8

Выбор репертуара. Дать возможность учащимся выбрать самим репертуар, разделить роли. Подготовить скетч. Оборудование: сценарии, костюмы, музыкальный центр.

4

4

8

24/02

26/02

3/03

5/03

10/03

12/03

9

Выступление. Подготовка выступления. Репетиции, оформление сцены, подготовка афиши. Оборудование: реквизит, костюмы, музыкальный центр.

-

8

8

17/03

19/03

2/04

7/04

9/04

14/04

16/04

21/04

10

Участие в коллективных мероприятиях. Подготовка учащихся для участие в различных праздниках, конкурсах, вечерах.

-

7

7

30/04

5/05

7/05

12/05

14/05

19/05

21/05

Всего

70

Второй год обучения

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Время

1

Вводный урок. Анализ проделанной работы за прошлый учебный год. Повторение изученного в первый год обучения.

Оборудование: видеокассеты, телевизор, компьютерная презентация.

2

-

2

2/09

4/09

2

Культура речи. Значение культуры речи в жизни. Развитие умения красиво и грамотно говорить.

2

2

4

9/09

11/09

16/09

18/09

3

Артикуляция. Артикуляционная гимнастика. Отработка дикции.

2

2

4

25/09

30/09

2/10

7/10

4

Сценическая культура. Научить себя правильно держать себя на сцене. Практические занятия. Определить, что такое этюд.

4

5

9

9/10

14/10

16/10

21/10

23/10

28/10

30/10

4/11

11/11

5

Актёрское мастерство. Научить раскрывать суть образа. Развитие памяти. Оборудование: видеокассеты, телевизор.

4

4

8

13/11

18/11

20/11

25/11

27/11

2/12

4/12

9/12

6

Работа над интонацией. Определить роль правильной интонации. Развитие речи.

Оборудование: сборники стихов, аудиокассеты, магнитофон.

5

9

14

11/12

16/12

19/12

23/12

30/12

3/01

13/01

15/01

20/01

22/01

27/01

29/01

3/02

5/02

7

История театра. Знакомство с историей русского и татарского театра. Оборудование: компьютерная презентация, журналы

4

-

4

10/02

12/02

17/02

19/02

8

Выбор репертуара. Выбор репертуара вместе с учащимися, распределение ролей, обязанностей. Подбор костюмов, декорации.

6

-

6

24/02

26/02

3/03

5/03

10/03

12/03

9

«Музыкальный салон» - распевка песен

5

6

11

17/03

19/03

26/03

2/04

7/04

9/04

14/04

16/04

21/04

23/04

28/04

10

Участие в конкурсах и во внеклассных мероприятиях. Оборудование: реквизит, костюмы.

4

4

8

30/04

5/05

7/05

12/05

14/05

19/05

21/05

24/05

Всего

70

Третий год обучения

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводный урок. Разработка плана работы на год. Составление списка учащихся, желающих заниматься в кружке

2

-

2

2

Культура речи. Артикуляция. Повторение упражнений  для развития речи. Чтение текста по ролям. Гимнастика.

6

2

8

3

Мизансцена. Научить, так  играть на сцене, чтобы зритель поверил. Развитие умения входить в роль.

2

2

4

4

Выбор произведения. Чтение пьес. Анализ героев, их поведения. Работа над музыкальными моментами.

2

2

5

5

Язык сцены. Закрепление пройденного. Работа над развитием речи.

2

2

4

6

Артикуляция. Развитие дикции. Выполнение упражнений. Определить значение речи во время спектакля.

2

2

4

7

Движение на сцене. Синтез движения и речи, работа над пластикой. Выполнение упражнений.

4

4

8

8

Танцевальные упражнения. Роль танцев  и музыки в театральной постановке.

4

4

8

9

Актёрское мастерство. Продолжить знакомство с великими актёрами, их творчеством. Вхождение в образ. Плач, смех, страх, радость. Оборудование: компьютерная презентация.

2

2

5

10

Выступление на сцене с готовым спектаклем. Оборудование: реквизит, костюмы.

-

10

10

Всего

 70

Тип программы: обучающая.

Формы работы: индивидуальная,групповая.

      Оборудование: видеокассеты, телевизор, компьютерная презентация,костюмы

Предполагаемый результат

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

Учащиеся умеют держать себя на сцене, умеют правильно и красиво говорить. Пробуют сами выбирать репертуар и составлять простые сценарии.

Улучшается актёрское мастерство. Учащиеся свободнее держат себя на сцене, используют различные методы. Продолжают работу по разработке различных сценариев. Участвуют во внеклассных и внешкольных мероприятиях, учатся общаться со сверстниками.

Постановка театральных пьес. Умение передать образ героя, развитие умения использование теоретических знаний на практике.

Способ контроля результатов

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

Учащиеся умеют держать себя на сцене, умеют правильно и красиво говорить. Пробуют сами выбирать репертуар и составлять простые сценарии. Выступление в мини – постановках: «Кто что любит?», «Плачущий храбрец»

Улучшается актёрское мастерство. Учащиеся свободнее держат себя на сцене, учатся использовать различные методы. Продолжают работу по разработке различных сценариев  и участвуют во внеклассных и внешкольных мероприятиях, учатся общаться со сверстниками. Постановка кукольного спектакля «Случай в лесу», «Болтливая утка».

Постановка театральных пьес. Умение передать образ героя, развитие умения использование теоретических знаний на практике. Выступления с отчетными постановками «Русалка», «Мешок яблок»

Литература

     1.Абдулла Ахмат. Пьесы.Казань.1981                

2.Бехер. Любовь моя поэзия. Москва.1965

3.А.Х.Хайруллина. Учитесь правильно говорить. Издательство «Казань»,1992.

4.Воспоминания о Г. Камале. Издательство «Казань»,1979.

5.Воспоминания о Габдулле  Кариеве. "Казань".1967.

6.Воспоминания о К.Тинчурине. Казань,2003.

    7.Воспоминания о Н. Аюпове  (фотоальбом) Казань,2006

8.Галимзян Гильманов        Серебрянный  гребешок. Пьесы, стихотворения. Казань.2000.

9.Журналы "Просвещение", "Сцена"

10.Марсель Салимжанов. Линия судьбы. Казань.2004.

11.Основы эстетики и искусствознания. Факультативный курс. Пособие для учителей. Под ред. И.Л. Любинского и В.К. Скатерщикова. М .,»1973.

12.Поспелов Г.Лирика. Москва,1976

13.Рыбникова М.Очерки  по методике литературного чтения. Москва.1963.

14.Татарский советский театр (очерки). Казань,1975.

     15.Театр имени Г. Камала (фотоальбом) Казань,2005

16. Туфан Миннуллин. Сборник пьес для детских театров. Казань,1999.

17.Фоат Садриев. Драмы, комедии, скетчы. Казань,1991.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка"  1 класс...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...

программа кружка дополнительного образования

данная программа расчитана на детей 4 класса,как кружок дополнительного образования по русскому языку...

Программа кружка "Музыка и театр"

В связи с введением в школах ФГОС учителям необходимо рассматривать различные направления развития личности ребёнка. Данная программа ориентирована на  художественно-эстетического и  общекул...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУДРЫЙ СОВЕНОК»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть сп...

Коррекционно-развивающая программа студии дополнительного образования «Театр-игра»

Праграмма для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития....