программа кружка дополнительного образования
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Альшанская Марина Геннадьевна

данная программа расчитана на детей 4 класса,как кружок дополнительного образования по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА

МОУ ДОД « ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ « ЭВРИКА»

        УТВЕРЖДЕНО НМС ЦДО « ЭВРИКА»

                                                                     ПРЕДСЕДАТЕЛЬ _____________________

                                                                     «_____» ______________________ 20__ Г.

ПРОГРАММА КРУЖКА « У ЛУКОМОРЬЯ »

 НА БАЗЕ____________

( ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА – 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ )

РЕЦЕНЗЕНТ:

«_____»___________ 2012 Г.

        АВТОР:

                                                                                                  ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

                                                                                                  ОБРАЗОВАНИЯ

                                                     АЛЬШАНСКАЯ МАРИНА

                                                                                         ГЕННАДЬЕВНА

        ОМСК  -  2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

 

     Исследования психологов и педагогов убедительно показывают, что интеллектуальные возможности людей, которых обычно называют талантливыми, не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, помочь использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых многие подчас и не подозревают.

     Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей возможно в любом возрасте. Данная программа представляет систему работы по развитию творческих способностей личности на интегративной основе с учетом отечественной и зарубежных методик.

        Важно помочь учащимся сформировать рациональные способы достижения высокого результата умственной деятельности, вооружить их методикой и техникой умственного труда. Программа ориентирована не только на диагностику определенного уровня интеллекта, но и на формирование умственных и познавательных способностей ребенка.

    Программа – попытка учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глазах учеников, когда ручонки так и тянутся вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что ты такой умный, сообразительный, - вот, что должен увидеть педагог на своих занятиях. Лучше всего этого добиться используя игровые формы обучения. Дети стремились играть всегда, даже в первобытном обществе: археологи нашли детскую куклу в одном из захоронений древних людей.  Игра – воспитатель. В игре развиваются все необходимые для дальнейшей жизни человека качества, то, от чего зависит судьба ребенка (воспитательный компонент программы )

    Игра – прекрасное средство развития! Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей ( развивающий компонент ) :

   - образное мышление;

   - внимание;

   - речь;

   - память

     Программа курса направлена на формирование представлений о возникновении письменности на Земле, об истории русского языка и использование этих навыков и представлений в процессе изучения русского языка и литературы.

     Программа способствует формированию « Я – концепции » ребенка. Он периодически участвует в разных играх, игры повторяются, и он начинает видеть свой рост, свое движение. При реализации программы используется игра как педагогическая технология и приемы развивающего обучения, личностно – ориентированный подход, являющиеся важным в развитии личности младшего школьника, в частности ее познавательной сферы.

Причины использования игровой технологии:

  1. создание морально – нравственной атмосферы в детском коллективе,
  2. формирование социальной направленности видов познавательной деятельности.

    Игровые приемы способствуют созданию ситуации успеха для воспитанников: если вначале он проигрывал, то, освоив правила игры и развив в себе с ее помощью определенные личностные качества, он начинает выигрывать. Обучающийся начинает воспринимать свою деятельность не как статичный набор отметок от 1 до 5, а как динамичный, развивающийся, успешный процесс. Именно тогда происходит самое  главное, что дает ему игра – он начинает любить самосовершенствование. Понимание своего нынешнего положения ориентирует ребенка в его действиях по достижению все более высоких результатов в своем развитии. Он начинает понимать, « где он», и, следовательно, « куда должен идти».

    Основные направления программы:

- дополнительное изучение истории русского языка;

- привитие интереса к родному языку.

    Программа актуализирует знания детей, полученные на уроках, способствует развитию познавательного интереса и рассчитана на детей с признаками интеллектуальной одаренности.

    Программа научит лавировать такими понятиями как: главная мысль, тема, анализ, синтез, сравнение, гипотеза, вывод и т.д., кроме этого расширит представление о языковых семьях, истории развития языка.

    В реализации программы участвуют дети 1 – 4 классов ( 7 – 11 лет). Основанием для набора в кружок являются рекомендации классных руководителей, собеседование с детьми, тестирование. Согласно Уставу ЦДО « Эврика», количественный состав группы второго года обучения составляет 12 человек, что позволяет четко учитывать способности каждого ребенка. Программа предполагает  проведение 72  занятий в течение учебного года, рассчитана на 2 учебных года (144 астрономических часа),  два раза в неделю по 2 и 2,5 часа (4,5 часа в неделю). С целью обеспечения мер по охране жизни  и здоровья детей в группе воспитанники  проходят инструктаж по технике безопасности два раза в год (на начало каждого полугодия). Рассматриваются инструкции № 04 – соблюдение мер безопасности при организации походов, выходов за пределы учреждения; № 07 – соблюдение правил пожарной безопасности; № 08 – соблюдение мер безопасности при организации массовых мероприятий. О проведении инструктажа делается соответствующая запись в журнал. На занятиях кружка обеспечивае6тся соблюдение норм  по защите прав ребенка, согласно статьям Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, Закона  РФ об образовании, Устава МОУ ДОД ЦДО «Эврика».

     Цель программы:

- развитие интеллектуальных возможностей детей, в процессе изучения русского языка.

     Задачи программы:

- расширение кругозора;

- формировать мыслительные операции(сравнение, анализ, классификация ),

- формировать познавательные способности детей;

-  совершенствовать способности к самооценке.

- развить   воображение, внимание, память, мышление;

- воспитывать  коммуникативные способности и создавать условия для их развитии;

-  совершенствовать способности к самооценке.

   В основе занятий лежат принципы:

- личностно- деятельностного подхода;

- демократичности;

- поиска.

    Формы работы:

- игра;

- беседа;

- экскурсии;

- научно – исследовательская работа;

- коллективные, групповые, индивидуальные формы работы.

- теоретические и практические занятия в классе,

- экскурсии после изучения каждого блока,

- участие воспитанников в конкурсах различного уровня….

        

Методы: анализ результатов деятельности детей (практические работы), наблюдения, демонстрации, учебные дискуссии, выставки….

        

Средства обучения:   учебный кабинет, парты, литература….

Общение педагога кружка с родителями воспитанников проходит на личностном и функциональном уровнях, т.е. непосредственно  с каждым родителем (на диагностических этапах) и на общих собраниях родительского коллектива. Примерные темы работы с родителями: «Формирование единых подходов и требований в воспитании ребенка как условие его полноценного развития», «Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей», «Повышение педагогического потенциала семьи как способа влияния на ребенка». Формы работы с родителями:

  1. Родительские собрания. Составной частью взаимодействия является информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями об образовательной концепции  МОУ ДОД ЦДО «Эврика», о целях и задачах личностного развития воспитанников, деятельности на учебных занятиях. Должна реализовываться функция просвещения. Такая информация чрезвычайно влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, придает их влиянию на детей целесообразный характер, повышает уровень положительного отношения к данному образовательному учреждению.
  2. Открытые занятия для родителей,
  3. Консультации (групповые и индивидуальные),

       .    Массовые досугово – развивающие мероприятия для детей и родителей.

Содержание программы.

      Программа предусматривает формирование ключевых компетентностей воспитанников, которые помогут им достичь успеха в дальнейшей деятельности. Воспитанники учатся формулировать вопросы, выделять главное, составлять план изученного, анализировать свою работу, отстаивать свое мнение, учатся применять свои знания в нестандартных ситуациях.

       

БЛОК 1 « Я И МИР ВОКРУГ»

Основные темы:

- вводное занятие ( знакомство с целями и задачами предстоящей деятельности, выбор актива, знакомство с основными блоками )

- У лукоморья дуб зеленый ( интеллектуальная игра, построенная на основе на основе игры « что?где?когда?», конкурсы направлены на выявление интеллектуальных возможностей и способностей, уровня  их развития)

- изучение степени развития познавательных процессов ( мониторинг проводится при помощи школьного психолога)

- « Чего я достиг?» - психологический тренинг – игра

Основные понятия:

- цель, задача, тренинг, вывод, анализ.

Ожидаемые результаты:

- способность к активной коммуникации

БЛОК 2 «ВВЕДЕНИЕ»

   

Основные темы:

- изучение возникновения письменности на Земле

Основные понятия:

- письменность;

- пиктограмма;

- наскальная живопись;

- иероглифы;

- клинопись

Ожидаемые результаты:

- расширение кругозора,

- освоение навыков пересказа, выделение главного;

- умение делать выводы,

БЛОК 3 « ТАЙНЫ ДРЕВНИХ НАХОДОК»

Основные темы:

- изучение истории письменности ;

- различные игры со словами;

- работа со словарями

Основные понятия:

- речь;

- способы письма;

- чистоговорки, скороговорки, перевертыши, загадки, прибаутки;

- виды словарей;

- диспут

Ожидаемые результаты:

- уметь пользоваться словарями различных видов;

- уметь различать жанры народного творчества;

- формирование познавательных способностей детей.

БЛОК 4 « ВОСКРЕСШИЙ ФАРАОН»

Основные темы:

- национальный музей в Каире ( изучение особенностей возникновения музея, основных экспонатов)

- древний египетский язык ( изучение особенностей его возникновения и развития , отличительными особенностями языка)

- изучение приемов интенсивного обучения ( проведение тренингов)

- рождение карт таро ( изучение их смысла, значения)

Основные понятия:

-национальный музей;

- экспонат;

- исследовательская работа;

- гипотеза;

- предполагаемый результат;

- вывод;

- презентация;

- интенсивное обучение.

Ожидаемые результаты:

- умение выполнять творческие, исследовательские работы;

- умение анализировать и отстаивать собственное мнение;

- знать основные операции логического мышления

БЛОК 5 « АЗБУКА В ХРАМЕ»

  Основные темы:

- славянский алфавит ( изучение его развития, его особенностей, шрифтов разных времен)

- Славянские праздники ( изучение истории славянских праздников, их зависимости от времен года, их особенностей)

Основные понятия:

- шрифт;

- реформа;

- анализ и синтез

Ожидаемые результаты:

- умение отличать славянский алфавит от других;

- умение анализировать и отстаивать собственное мнение

БЛОК 6 « ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»

Основные темы:

- письма в картинках;

- эксперименты и игры со словами ( мантры, смех на разные гласные и т.д.)

- возникновение нумерологии ( составление таблицы удачи)

Основные понятия:

- эксперимент;

- мантры;

- нумерология;

-самооценка;

- нестандартная ситуация

Ожидаемые результаты:

- умение сопоставлять, применять знания в нестандартных ситуациях;

- формирование умственных и познавательных интересов

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

П/

П

ДАТА

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

ЧАСЫ ТЕОРИИ

ЧАСЫ ПРАК

ТИКИ

Я И МИР ВОКРУГ

  11 ЧАСОВ

1.

Вводное занятие ( цели и задачи предстоящей деятельности )

2 ч.

2.

« У Лукоморья дуб зеленый »

( интеллектуальная игра)

2,5 ч.

3.

Изучение степени развития познавательных процессов

 ( внимание, память, мышление, воображение )

2 ч.

4.

Изучение степени развития познавательных процессов

 ( психологические тренинги)

2,5 ч.

5.

Чего я достиг? ( тестирование )

2 ч.

ВВЕДЕНИЕ 16 ЧАСОВ

6.

Бизон, которому не поверили  (изучение наскальной живописи )

2,5 ч.

7.

Замысловатые знаки на обломках метеоритов

2 ч.

8.

Священная книга древних персов.

( изучение письменности древних персов)

2,5 ч.

9.

Как возникла письменность?

( поступенчатое изучение развития письменности на Земле)

2 ч.

10.

Посещение краеведческого музея.

2,5 ч.

11.

КВН « Возникновение

 письменности » ( подготовка)

2 ч.

12.

Проведение КВН « Возникновение письменности».( по материалам ранее изученных тем)

2,5 ч.

ТАЙНЫ ДРЕВНИХ НАХОДОК 27 ЧАСОВ

13.

« Они изобрели письмо»

( древние способы письма, общения на расстоянии)

2 ч.

14.

« Речь организует и упорядочивает мир» ( круглый стол)

( изучение сборника, посвященного исследованию истории письменности народов мира)

2,5 ч.

15.

Игры со словами (самостоятельная работа детей по подбору материалов, педагог предоставляет литературу)

2 ч.

16.

АБВГДейка  ( игры со словами)

2,5 ч.

17.

Чистоговорки,шестеренки, перевертыши ( изучение

возникновения и создания данных игр)

2 ч.

18.

Работа над составлением перевертышей , шестеренок.

2,5 ч.

19.

Изучение толкового словаря Даля

( составление плана изучения словаря, памятки работы со словарем)

2 ч.

20.

Работа с толковыми словарями в библиотеке ( при помощи школьного библиотекаря)

2,5 ч.

21.

Экскурсия в библиотеку им. А.С.Пушкина

2 ч.

22.

Диспут по теме: Зачем нужны библиотеки, если есть компьютеры?

2,5 ч.

23.

Научно – познавательная игра

 « Крестики - нолики» (подготовка )

2 ч.

24.

Проведение научно – познавательной игры « Крестики - нолики»

2,5 ч.

ВОСКРЕСШИЙ ФАРАОН 31,5 ЧАСОВ

25.

Национальный музей в Каире

( особенности его возникновения, основные экспонаты)

2 ч.

26.

Национальный музей в Каире

 ( исследовательская работа по изучению предоставленных экспонатов, каждый ребенок на выбор изучает один экспонат и делает его презентацию )

2,5 ч.

27.

Письма из глубины веков

( виды письменности в разные века и у разных народов )

2 ч.

28.

Письма из глубины веков

( исследовательская работа , каждый ребенок выполняет презентацию своей исслед. Работы)

2,5 ч.

29.

Древний египетский язык.

2 ч.

30.

Что хранит Сфинкс? ( исследование)

( рождение карт таро)

2,5 ч.

31.

Приемы интенсивного обучения

( тренинги)

2 ч.

32.

Приемы интенсивного обучения

« Поиграем в детективов»

( что могут поведать инициалы каждого человека)

2,5 ч.

33.

Древние рукописи.

2 ч.

34.

Изучение 22 арканов.

( значение каждого аркана, для чего зачем и как проводилось это гадание)

2,5 ч.

35.

АБВГДейка ( игры со словами)

2 ч.

36.

Игры со словами.

2,5 ч.

37.

Игры со словами ( наборщик, рифма, вертолина)

2 ч.

38.

Проведение исторической игры

« Путешествие в Каир»

( игра – путешествие по карте Каира, которую дети создали сами при изучении данного раздела )

2,5ч.

АЗБУКА В ХРАМЕ

 31,5 ЧАСОВ

39.

Славянский алфавит.

( изучение истории возникновения)

2 ч.

40.

Славянский алфавит.

( изучение истории изменения алфавита со временем)

2,5 ч.

41.

Славянские языческие праздники.

( знакомство с основными праздниками, их различиями и особенностями)

2 ч.

42.

Славянские языческие праздники.

( презентации праздников)

2,5 ч.

43.

Шрифты нашей письменности.

( изучение различных шрифтов и истории их изменения)

2 ч.

44.

Шрифты нашей письменности.

( придумываем шрифт будущего)

2,5 ч.

45.

Реформы алфавита в России.

( Петр 1 )

2 ч.

46.

Реформы алфавита в России.

( какие еще реформы нам грозят)

2,5 ч.

47.

АБВГДейка ( игры со словами)

2 ч.

48.

Игры со словами ( чайнворд, игры деда буквоеда и т.д.)

2,5 ч.

49.

Подготовка к празднику « Ярмарка письменности»( работа с родителями, обязательное их участие в празднике)

4 ч.

2,5 ч.

50.

Праздник « Ярмарка письменности»

2,5 ч.

ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ

45 ЧАСОВ

51.

Буквы, которых нет в школьном алфавите.

( как человек воспринимает увиденное, услышанное)

2 ч.

52.

Письма в картинках.

( изучение письменности в картинках у разных народов)

2.5 ч.

53.

Письма в картинках ( исследование)

2 ч.

54.

Самая таинственная буква в русском алфавите. ( в споре рождается истина)

2,5 ч.

55.

Тренинги. ( коммуникативные)

2 ч.

56.

Тренинги. ( коммуникативные)

2,5 ч.

57.

Эксперименты с буквами.

( игры)

2 ч.

58.

Эксперименты с буквами.

2,5 ч.

59.

Именной алфавит.

( что обозначают инициалы имени человека)

2 ч.

60.

Именной алфавит ( эксперименты и игры)

2,5 ч.

61.

Мантры. Звуком можно лечить.

2 ч.

62.

Мантры.

( тренинги)

2,5 ч.

63.

Упражнения.

( игры, развитие внимания, памяти, мышления)

4 ч.

2,5 ч.

64.

Смех на разные гласные.

( изучение способов смеха и как он влияет на характер человека)

2,5 ч.

65.

АБВГДейка. ( игры со словами)

2 ч.

66.

Игры со словами ( чудесный квадрат, магическая буква, волшебная

цепочка)

2,5 ч.

67.

Планируем удачу ( составление нумерологической таблицы)

( история возникновения нумерологии)

2 ч.

68.

Подведение итогов « За круглым столом» ( анализ, самоанализ, тестирование)

2,5 ч.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ И СПОСОБЫ ЕЕ ОТСЛЕЖИВАНИЯ

Критерии

Показатели

Способы отслеживания

Расширение кругозора

Усвоение изученных тем

Освоение навыков пересказа, выделение главного в любом виде текста, составление плана изученного, навыков сравнения, анализа, умения делать вывод, умение работать с различными видами словарей

Раскрепощение мышления детей

Умение видеть необычное в обычном. Умение анализировать и отстаивать собственное мнение

Различные виды творческих работ учащихся

Формирование умственных и познавательных способностей детей

Умение выдвигать гипотезы, умение сопоставлять, умение применять знания в нестандартных ситуациях

Анкетирование, тестирование, различные виды мониторинга

Совершенствовать способности к самооценке

Формирование « Я – концепции »

Психологические тренинги, тестирование, сотрудничество с школьным психологом

Литература для педагогов:

  1. Ю. С. Мурашковский. Алгоритм синтеза творческих заданий.

      Школьные технологии    М. 2001г.

  1. И. Я. Бурау. Загадки мира букв. Сталкер. 1997 г.
  2. А. Гин. Приёмы педагогической техники М. 1999г.
  3. Л. В. Черемушкина Развитие внимания детей. Ярославль: Академия развития, 1997г.
  4. Е. И. Рогов. Настольная книга практического психолога М.: Владос, 2000г.
  5. В. В. Волина. Русский язык. Екатеринбург. АРД ЛТД. 1997 г.
  6. Е. Беляков. 365 развивающих игр. М. Айрис Пресс Рольф. 1999 г.
  7. С. А. Шмаков. Уроки детского досуга, Омск, 1992

      9. С.Д.Артамонов . Литература древнего мира. М. Просвещение,1998 г.

     10 .С.Д.Артамонов. Литература средних веков. М. Просвещение, 1992 г.

     11.  Ф. Фолсом « Книга о языке». М. Прогресс. 1974 г.

Литература для воспитанников :

  1. Н. К. Винокурова. 5000 игр и головоломок для школьников.

     М. АСТ Издательство. 2001 г.

  1. И.Г. Сухин . 200 школьных кроссвордов.Творческий центр « Сфера».М. 2002 г.
  2. И.Д. Агеева. Веселые загадки – складки и загадки – обманки.М.2002 г.
  3. Л.Асанов. Лучшие задачи на сообразительность.М. «АСТ-ПРЕСС».1999 г.
  4. Н.Копытов. Лучшие задачи на развитие логики. М. «АСТ-ПРЕСС».1999 г.
  5. В.Волина. Веселая грамматика. М. Знание 1995 г.
  6. Н.М.Бетенькова. Конкурс грамотеев. М. Просвещение 1995 г.
  7. И.Г.Сухин. 800 загадок и 100 кроссвордов. М. Новая школа. 1997 г.
  8. И. Я. Бурау. Загадки мира букв. Сталкер. 1997 г.
  9. Большая советская энциклопедия 7,8,9 т.
  10. Ф. Фолсом « Книга о языке». М. Прогресс. 1974 г.
  11. Электронная энциклопедия « Кирилла и Мефодия»
  12. С.Д.Артамонов . Литература древнего мира. М. Просвещение,1998 г.
  13. С.Д.Артамонов. Литература средних веков. М. Просвещение, 1992 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка"  1 класс...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"

Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУДРЫЙ СОВЕНОК»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть сп...

Программа кружка дополнительного образования для начальной школы "Happy kids".

Программа кружка для начальной школы рассчитана на 2 часа в неделю. 36 в год. Соответствует уровню elementary....

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Волшебный мир оригами»

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Волшебный мир оригами», срок реализации - 4 года, 1 раз в неделю. возраст 8 - 12 лет....

Программа кружка дополнительного образования "Чтение с увлечением" 1 класс

Актуальность программы обусловлена тем, что способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивиду­альных возможностей каждого обучаю...