программа кружка дополнительного образования
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
данная программа расчитана на детей 4 класса,как кружок дополнительного образования по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА
МОУ ДОД « ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ « ЭВРИКА»
УТВЕРЖДЕНО НМС ЦДО « ЭВРИКА»
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ _____________________
«_____» ______________________ 20__ Г.
ПРОГРАММА КРУЖКА « У ЛУКОМОРЬЯ »
НА БАЗЕ____________
( ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА – 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ )
РЕЦЕНЗЕНТ:
«_____»___________ 2012 Г.
АВТОР:
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
АЛЬШАНСКАЯ МАРИНА
ГЕННАДЬЕВНА
ОМСК - 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Исследования психологов и педагогов убедительно показывают, что интеллектуальные возможности людей, которых обычно называют талантливыми, не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, помочь использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых многие подчас и не подозревают.
Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей возможно в любом возрасте. Данная программа представляет систему работы по развитию творческих способностей личности на интегративной основе с учетом отечественной и зарубежных методик.
Важно помочь учащимся сформировать рациональные способы достижения высокого результата умственной деятельности, вооружить их методикой и техникой умственного труда. Программа ориентирована не только на диагностику определенного уровня интеллекта, но и на формирование умственных и познавательных способностей ребенка.
Программа – попытка учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глазах учеников, когда ручонки так и тянутся вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что ты такой умный, сообразительный, - вот, что должен увидеть педагог на своих занятиях. Лучше всего этого добиться используя игровые формы обучения. Дети стремились играть всегда, даже в первобытном обществе: археологи нашли детскую куклу в одном из захоронений древних людей. Игра – воспитатель. В игре развиваются все необходимые для дальнейшей жизни человека качества, то, от чего зависит судьба ребенка (воспитательный компонент программы )
Игра – прекрасное средство развития! Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей ( развивающий компонент ) :
- образное мышление;
- внимание;
- речь;
- память
Программа курса направлена на формирование представлений о возникновении письменности на Земле, об истории русского языка и использование этих навыков и представлений в процессе изучения русского языка и литературы.
Программа способствует формированию « Я – концепции » ребенка. Он периодически участвует в разных играх, игры повторяются, и он начинает видеть свой рост, свое движение. При реализации программы используется игра как педагогическая технология и приемы развивающего обучения, личностно – ориентированный подход, являющиеся важным в развитии личности младшего школьника, в частности ее познавательной сферы.
Причины использования игровой технологии:
- создание морально – нравственной атмосферы в детском коллективе,
- формирование социальной направленности видов познавательной деятельности.
Игровые приемы способствуют созданию ситуации успеха для воспитанников: если вначале он проигрывал, то, освоив правила игры и развив в себе с ее помощью определенные личностные качества, он начинает выигрывать. Обучающийся начинает воспринимать свою деятельность не как статичный набор отметок от 1 до 5, а как динамичный, развивающийся, успешный процесс. Именно тогда происходит самое главное, что дает ему игра – он начинает любить самосовершенствование. Понимание своего нынешнего положения ориентирует ребенка в его действиях по достижению все более высоких результатов в своем развитии. Он начинает понимать, « где он», и, следовательно, « куда должен идти».
Основные направления программы:
- дополнительное изучение истории русского языка;
- привитие интереса к родному языку.
Программа актуализирует знания детей, полученные на уроках, способствует развитию познавательного интереса и рассчитана на детей с признаками интеллектуальной одаренности.
Программа научит лавировать такими понятиями как: главная мысль, тема, анализ, синтез, сравнение, гипотеза, вывод и т.д., кроме этого расширит представление о языковых семьях, истории развития языка.
В реализации программы участвуют дети 1 – 4 классов ( 7 – 11 лет). Основанием для набора в кружок являются рекомендации классных руководителей, собеседование с детьми, тестирование. Согласно Уставу ЦДО « Эврика», количественный состав группы второго года обучения составляет 12 человек, что позволяет четко учитывать способности каждого ребенка. Программа предполагает проведение 72 занятий в течение учебного года, рассчитана на 2 учебных года (144 астрономических часа), два раза в неделю по 2 и 2,5 часа (4,5 часа в неделю). С целью обеспечения мер по охране жизни и здоровья детей в группе воспитанники проходят инструктаж по технике безопасности два раза в год (на начало каждого полугодия). Рассматриваются инструкции № 04 – соблюдение мер безопасности при организации походов, выходов за пределы учреждения; № 07 – соблюдение правил пожарной безопасности; № 08 – соблюдение мер безопасности при организации массовых мероприятий. О проведении инструктажа делается соответствующая запись в журнал. На занятиях кружка обеспечивае6тся соблюдение норм по защите прав ребенка, согласно статьям Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, Закона РФ об образовании, Устава МОУ ДОД ЦДО «Эврика».
Цель программы:
- развитие интеллектуальных возможностей детей, в процессе изучения русского языка.
Задачи программы:
- расширение кругозора;
- формировать мыслительные операции(сравнение, анализ, классификация ),
- формировать познавательные способности детей;
- совершенствовать способности к самооценке.
- развить воображение, внимание, память, мышление;
- воспитывать коммуникативные способности и создавать условия для их развитии;
- совершенствовать способности к самооценке.
В основе занятий лежат принципы:
- личностно- деятельностного подхода;
- демократичности;
- поиска.
Формы работы:
- игра;
- беседа;
- экскурсии;
- научно – исследовательская работа;
- коллективные, групповые, индивидуальные формы работы.
- теоретические и практические занятия в классе,
- экскурсии после изучения каждого блока,
- участие воспитанников в конкурсах различного уровня….
Методы: анализ результатов деятельности детей (практические работы), наблюдения, демонстрации, учебные дискуссии, выставки….
Средства обучения: учебный кабинет, парты, литература….
Общение педагога кружка с родителями воспитанников проходит на личностном и функциональном уровнях, т.е. непосредственно с каждым родителем (на диагностических этапах) и на общих собраниях родительского коллектива. Примерные темы работы с родителями: «Формирование единых подходов и требований в воспитании ребенка как условие его полноценного развития», «Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей», «Повышение педагогического потенциала семьи как способа влияния на ребенка». Формы работы с родителями:
- Родительские собрания. Составной частью взаимодействия является информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями об образовательной концепции МОУ ДОД ЦДО «Эврика», о целях и задачах личностного развития воспитанников, деятельности на учебных занятиях. Должна реализовываться функция просвещения. Такая информация чрезвычайно влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, придает их влиянию на детей целесообразный характер, повышает уровень положительного отношения к данному образовательному учреждению.
- Открытые занятия для родителей,
- Консультации (групповые и индивидуальные),
. Массовые досугово – развивающие мероприятия для детей и родителей.
Содержание программы.
Программа предусматривает формирование ключевых компетентностей воспитанников, которые помогут им достичь успеха в дальнейшей деятельности. Воспитанники учатся формулировать вопросы, выделять главное, составлять план изученного, анализировать свою работу, отстаивать свое мнение, учатся применять свои знания в нестандартных ситуациях.
БЛОК 1 « Я И МИР ВОКРУГ»
Основные темы:
- вводное занятие ( знакомство с целями и задачами предстоящей деятельности, выбор актива, знакомство с основными блоками )
- У лукоморья дуб зеленый ( интеллектуальная игра, построенная на основе на основе игры « что?где?когда?», конкурсы направлены на выявление интеллектуальных возможностей и способностей, уровня их развития)
- изучение степени развития познавательных процессов ( мониторинг проводится при помощи школьного психолога)
- « Чего я достиг?» - психологический тренинг – игра
Основные понятия:
- цель, задача, тренинг, вывод, анализ.
Ожидаемые результаты:
- способность к активной коммуникации
БЛОК 2 «ВВЕДЕНИЕ»
Основные темы:
- изучение возникновения письменности на Земле
Основные понятия:
- письменность;
- пиктограмма;
- наскальная живопись;
- иероглифы;
- клинопись
Ожидаемые результаты:
- расширение кругозора,
- освоение навыков пересказа, выделение главного;
- умение делать выводы,
БЛОК 3 « ТАЙНЫ ДРЕВНИХ НАХОДОК»
Основные темы:
- изучение истории письменности ;
- различные игры со словами;
- работа со словарями
Основные понятия:
- речь;
- способы письма;
- чистоговорки, скороговорки, перевертыши, загадки, прибаутки;
- виды словарей;
- диспут
Ожидаемые результаты:
- уметь пользоваться словарями различных видов;
- уметь различать жанры народного творчества;
- формирование познавательных способностей детей.
БЛОК 4 « ВОСКРЕСШИЙ ФАРАОН»
Основные темы:
- национальный музей в Каире ( изучение особенностей возникновения музея, основных экспонатов)
- древний египетский язык ( изучение особенностей его возникновения и развития , отличительными особенностями языка)
- изучение приемов интенсивного обучения ( проведение тренингов)
- рождение карт таро ( изучение их смысла, значения)
Основные понятия:
-национальный музей;
- экспонат;
- исследовательская работа;
- гипотеза;
- предполагаемый результат;
- вывод;
- презентация;
- интенсивное обучение.
Ожидаемые результаты:
- умение выполнять творческие, исследовательские работы;
- умение анализировать и отстаивать собственное мнение;
- знать основные операции логического мышления
БЛОК 5 « АЗБУКА В ХРАМЕ»
Основные темы:
- славянский алфавит ( изучение его развития, его особенностей, шрифтов разных времен)
- Славянские праздники ( изучение истории славянских праздников, их зависимости от времен года, их особенностей)
Основные понятия:
- шрифт;
- реформа;
- анализ и синтез
Ожидаемые результаты:
- умение отличать славянский алфавит от других;
- умение анализировать и отстаивать собственное мнение
БЛОК 6 « ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»
Основные темы:
- письма в картинках;
- эксперименты и игры со словами ( мантры, смех на разные гласные и т.д.)
- возникновение нумерологии ( составление таблицы удачи)
Основные понятия:
- эксперимент;
- мантры;
- нумерология;
-самооценка;
- нестандартная ситуация
Ожидаемые результаты:
- умение сопоставлять, применять знания в нестандартных ситуациях;
- формирование умственных и познавательных интересов
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ П/ П | ДАТА | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ЧАСЫ ТЕОРИИ | ЧАСЫ ПРАК ТИКИ |
Я И МИР ВОКРУГ 11 ЧАСОВ | ||||
1. | Вводное занятие ( цели и задачи предстоящей деятельности ) | 2 ч. | ||
2. | « У Лукоморья дуб зеленый » ( интеллектуальная игра) | 2,5 ч. | ||
3. | Изучение степени развития познавательных процессов ( внимание, память, мышление, воображение ) | 2 ч. | ||
4. | Изучение степени развития познавательных процессов ( психологические тренинги) | 2,5 ч. | ||
5. | Чего я достиг? ( тестирование ) | 2 ч. | ||
ВВЕДЕНИЕ 16 ЧАСОВ | ||||
6. | Бизон, которому не поверили (изучение наскальной живописи ) | 2,5 ч. | ||
7. | Замысловатые знаки на обломках метеоритов | 2 ч. | ||
8. | Священная книга древних персов. ( изучение письменности древних персов) | 2,5 ч. | ||
9. | Как возникла письменность? ( поступенчатое изучение развития письменности на Земле) | 2 ч. | ||
10. | Посещение краеведческого музея. | 2,5 ч. | ||
11. | КВН « Возникновение письменности » ( подготовка) | 2 ч. | ||
12. | Проведение КВН « Возникновение письменности».( по материалам ранее изученных тем) | 2,5 ч. | ||
ТАЙНЫ ДРЕВНИХ НАХОДОК 27 ЧАСОВ | ||||
13. | « Они изобрели письмо» ( древние способы письма, общения на расстоянии) | 2 ч. | ||
14. | « Речь организует и упорядочивает мир» ( круглый стол) ( изучение сборника, посвященного исследованию истории письменности народов мира) | 2,5 ч. | ||
15. | Игры со словами (самостоятельная работа детей по подбору материалов, педагог предоставляет литературу) | 2 ч. | ||
16. | АБВГДейка ( игры со словами) | 2,5 ч. | ||
17. | Чистоговорки,шестеренки, перевертыши ( изучение возникновения и создания данных игр) | 2 ч. | ||
18. | Работа над составлением перевертышей , шестеренок. | 2,5 ч. | ||
19. | Изучение толкового словаря Даля ( составление плана изучения словаря, памятки работы со словарем) | 2 ч. | ||
20. | Работа с толковыми словарями в библиотеке ( при помощи школьного библиотекаря) | 2,5 ч. | ||
21. | Экскурсия в библиотеку им. А.С.Пушкина | 2 ч. | ||
22. | Диспут по теме: Зачем нужны библиотеки, если есть компьютеры? | 2,5 ч. | ||
23. | Научно – познавательная игра « Крестики - нолики» (подготовка ) | 2 ч. | ||
24. | Проведение научно – познавательной игры « Крестики - нолики» | 2,5 ч. | ||
ВОСКРЕСШИЙ ФАРАОН 31,5 ЧАСОВ | ||||
25. | Национальный музей в Каире ( особенности его возникновения, основные экспонаты) | 2 ч. | ||
26. | Национальный музей в Каире ( исследовательская работа по изучению предоставленных экспонатов, каждый ребенок на выбор изучает один экспонат и делает его презентацию ) | 2,5 ч. | ||
27. | Письма из глубины веков ( виды письменности в разные века и у разных народов ) | 2 ч. | ||
28. | Письма из глубины веков ( исследовательская работа , каждый ребенок выполняет презентацию своей исслед. Работы) | 2,5 ч. | ||
29. | Древний египетский язык. | 2 ч. | ||
30. | Что хранит Сфинкс? ( исследование) ( рождение карт таро) | 2,5 ч. | ||
31. | Приемы интенсивного обучения ( тренинги) | 2 ч. | ||
32. | Приемы интенсивного обучения « Поиграем в детективов» ( что могут поведать инициалы каждого человека) | 2,5 ч. | ||
33. | Древние рукописи. | 2 ч. | ||
34. | Изучение 22 арканов. ( значение каждого аркана, для чего зачем и как проводилось это гадание) | 2,5 ч. | ||
35. | АБВГДейка ( игры со словами) | 2 ч. | ||
36. | Игры со словами. | 2,5 ч. | ||
37. | Игры со словами ( наборщик, рифма, вертолина) | 2 ч. | ||
38. | Проведение исторической игры « Путешествие в Каир» ( игра – путешествие по карте Каира, которую дети создали сами при изучении данного раздела ) | 2,5ч. | ||
АЗБУКА В ХРАМЕ 31,5 ЧАСОВ | ||||
39. | Славянский алфавит. ( изучение истории возникновения) | 2 ч. | ||
40. | Славянский алфавит. ( изучение истории изменения алфавита со временем) | 2,5 ч. | ||
41. | Славянские языческие праздники. ( знакомство с основными праздниками, их различиями и особенностями) | 2 ч. | ||
42. | Славянские языческие праздники. ( презентации праздников) | 2,5 ч. | ||
43. | Шрифты нашей письменности. ( изучение различных шрифтов и истории их изменения) | 2 ч. | ||
44. | Шрифты нашей письменности. ( придумываем шрифт будущего) | 2,5 ч. | ||
45. | Реформы алфавита в России. ( Петр 1 ) | 2 ч. | ||
46. | Реформы алфавита в России. ( какие еще реформы нам грозят) | 2,5 ч. | ||
47. | АБВГДейка ( игры со словами) | 2 ч. | ||
48. | Игры со словами ( чайнворд, игры деда буквоеда и т.д.) | 2,5 ч. | ||
49. | Подготовка к празднику « Ярмарка письменности»( работа с родителями, обязательное их участие в празднике) | 4 ч. | 2,5 ч. | |
50. | Праздник « Ярмарка письменности» | 2,5 ч. | ||
ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ 45 ЧАСОВ | ||||
51. | Буквы, которых нет в школьном алфавите. ( как человек воспринимает увиденное, услышанное) | 2 ч. | ||
52. | Письма в картинках. ( изучение письменности в картинках у разных народов) | 2.5 ч. | ||
53. | Письма в картинках ( исследование) | 2 ч. | ||
54. | Самая таинственная буква в русском алфавите. ( в споре рождается истина) | 2,5 ч. | ||
55. | Тренинги. ( коммуникативные) | 2 ч. | ||
56. | Тренинги. ( коммуникативные) | 2,5 ч. | ||
57. | Эксперименты с буквами. ( игры) | 2 ч. | ||
58. | Эксперименты с буквами. | 2,5 ч. | ||
59. | Именной алфавит. ( что обозначают инициалы имени человека) | 2 ч. | ||
60. | Именной алфавит ( эксперименты и игры) | 2,5 ч. | ||
61. | Мантры. Звуком можно лечить. | 2 ч. | ||
62. | Мантры. ( тренинги) | 2,5 ч. | ||
63. | Упражнения. ( игры, развитие внимания, памяти, мышления) | 4 ч. | 2,5 ч. | |
64. | Смех на разные гласные. ( изучение способов смеха и как он влияет на характер человека) | 2,5 ч. | ||
65. | АБВГДейка. ( игры со словами) | 2 ч. | ||
66. | Игры со словами ( чудесный квадрат, магическая буква, волшебная цепочка) | 2,5 ч. | ||
67. | Планируем удачу ( составление нумерологической таблицы) ( история возникновения нумерологии) | 2 ч. | ||
68. | Подведение итогов « За круглым столом» ( анализ, самоанализ, тестирование) | 2,5 ч. | ||
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ И СПОСОБЫ ЕЕ ОТСЛЕЖИВАНИЯ
Критерии | Показатели | Способы отслеживания |
Расширение кругозора | Усвоение изученных тем | Освоение навыков пересказа, выделение главного в любом виде текста, составление плана изученного, навыков сравнения, анализа, умения делать вывод, умение работать с различными видами словарей |
Раскрепощение мышления детей | Умение видеть необычное в обычном. Умение анализировать и отстаивать собственное мнение | Различные виды творческих работ учащихся |
Формирование умственных и познавательных способностей детей | Умение выдвигать гипотезы, умение сопоставлять, умение применять знания в нестандартных ситуациях | Анкетирование, тестирование, различные виды мониторинга |
Совершенствовать способности к самооценке | Формирование « Я – концепции » | Психологические тренинги, тестирование, сотрудничество с школьным психологом |
Литература для педагогов:
- Ю. С. Мурашковский. Алгоритм синтеза творческих заданий.
Школьные технологии М. 2001г.
- И. Я. Бурау. Загадки мира букв. Сталкер. 1997 г.
- А. Гин. Приёмы педагогической техники М. 1999г.
- Л. В. Черемушкина Развитие внимания детей. Ярославль: Академия развития, 1997г.
- Е. И. Рогов. Настольная книга практического психолога М.: Владос, 2000г.
- В. В. Волина. Русский язык. Екатеринбург. АРД ЛТД. 1997 г.
- Е. Беляков. 365 развивающих игр. М. Айрис Пресс Рольф. 1999 г.
- С. А. Шмаков. Уроки детского досуга, Омск, 1992
9. С.Д.Артамонов . Литература древнего мира. М. Просвещение,1998 г.
10 .С.Д.Артамонов. Литература средних веков. М. Просвещение, 1992 г.
11. Ф. Фолсом « Книга о языке». М. Прогресс. 1974 г.
Литература для воспитанников :
- Н. К. Винокурова. 5000 игр и головоломок для школьников.
М. АСТ Издательство. 2001 г.
- И.Г. Сухин . 200 школьных кроссвордов.Творческий центр « Сфера».М. 2002 г.
- И.Д. Агеева. Веселые загадки – складки и загадки – обманки.М.2002 г.
- Л.Асанов. Лучшие задачи на сообразительность.М. «АСТ-ПРЕСС».1999 г.
- Н.Копытов. Лучшие задачи на развитие логики. М. «АСТ-ПРЕСС».1999 г.
- В.Волина. Веселая грамматика. М. Знание 1995 г.
- Н.М.Бетенькова. Конкурс грамотеев. М. Просвещение 1995 г.
- И.Г.Сухин. 800 загадок и 100 кроссвордов. М. Новая школа. 1997 г.
- И. Я. Бурау. Загадки мира букв. Сталкер. 1997 г.
- Большая советская энциклопедия 7,8,9 т.
- Ф. Фолсом « Книга о языке». М. Прогресс. 1974 г.
- Электронная энциклопедия « Кирилла и Мефодия»
- С.Д.Артамонов . Литература древнего мира. М. Просвещение,1998 г.
- С.Д.Артамонов. Литература средних веков. М. Просвещение, 1992 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУДРЫЙ СОВЕНОК»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть сп...
Программа кружка дополнительного образования для начальной школы "Happy kids".
Программа кружка для начальной школы рассчитана на 2 часа в неделю. 36 в год. Соответствует уровню elementary....
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Волшебный мир оригами»
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Волшебный мир оригами», срок реализации - 4 года, 1 раз в неделю. возраст 8 - 12 лет....
Программа кружка дополнительного образования "Чтение с увлечением" 1 класс
Актуальность программы обусловлена тем, что способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого обучаю...