Программа "Юный эрудит"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа внеурочной дятельности "Юный эрудит" составлена для детей 1 класса. Направленность программы – общеинтеллектуальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_erudit.docx | 39.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Курумканская средняя общеобразовательная школа № 2»
Обсуждена и одобрена на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № 1 от «___» августа 2012 г. Руководитель МО _______________ Гатапова С.Б. | Согласовано: Заместитель директора по воспитательной работе Галсанова А.А.
приказ № ___________________________ от «___» ___________ 2012 г. |
Программа «Юный эрудит»
(общеинтеллектуальное направление)
Класс: 1 «б»
Учитель: Степанова Лилиана Ховановна
2012 г.
Пояснительная записка
Программа кружка "Юный эрудит" является адаптированной, на основе программы для общеобразовательных учреждений "Ознакомление с художественной литературой". Эта программа адаптирована для детей 1 класса.
Цель данного факультативного курса - мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Основными задачами для курса являются:
- формировать у детей интерес к книге,
- уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,
- учить отвечать на вопросы по содержанию,
- учить пересказу,
- развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
- учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла".
Этот факультативный курс необходим по ряду причин:
1. количество базисных часов уменьшилось.
2. перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге.
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.
Данная программа ориентирована на детей 1 класса общеобразовательной школы. 33 часа из расчёта 1 занятие в неделю.
Личностные результаты
1. Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация)
Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
- общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
- важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;
- важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;
- важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;
- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п.
Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.
2.Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей
(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе)
Осмысление
Самосознание
Объяснять самому себе:
- «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
3. Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)
Оценивание себя и представление о себе, своих качествах и возможностях, своём месте в мире и в отношениях с другими людьми.
Самоопределение
Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира
Поступки
Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:
- культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность,
- известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения,
- сопереживания в радостях и в бедах «своим»: близким, друзьям, одноклассникам,
Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание).
Познавательные УУД
Общеучебные действия
Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.
Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски (структурирование знаний).
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)
Регулятивные УУД
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи)
Осуществить действия по реализации плана
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ).
Коммуникативные УУД
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща
Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Содержание
№ | Мероприятия | Виды деятельности | Кол-во часов | Всего |
1-2 | Весёлый алфавит | Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление. | 2 | 2 |
3 | Пословицы и поговорки. | Чтение пословиц и поговорок; | 1 | 1 |
4 | Скороговорки. | Чтение скороговорок. | 1 | 1 |
5 | Считалки. | Чтение считалок. | 1 | 1 |
6 | Занимательная азбука. С. Я. Маршак. | Чтение четверостиший. | 1 | 1 |
7 | Русские народные сказки. | Сказки о взаимоотношениях людей, о добре и зле., правильное чтение | 1 | 1 |
8 | Русская народная сказка «Лиса и журавль». | Сказки доступные восприятию младших школьников. | 1 | 1 |
9 | Русская народная сказка «Теремок». | Понимание содержания сказки, драматизация. | 1 | 1 |
10 | Герои сказок в лепке. Настольный театр. | Понимание содержания литературного произведения. Умение войти в роль. | 1 | 1 |
11 | Герои сказок в рисунках. Малая конференция. | Понимание содержания литературного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы. | 1 | 1 |
12 | Театрализованное представление. | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; участие в драматизации | 1 | 1 |
13 | Проба пера. Составление загадок и сказок. | Сочинение загадок и сказок. | 1 | 1 |
14 | Организация выставки книг «Любимые сказки» | Произведения о детях, о взаимоотношениях людей | 1 | 1 |
15 | Работа по сюжетным картинкам. | Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | 1 | 1 |
16 | Малая конференция «Мой любимый герой». | Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения | 1 | 1 |
17 | «В сказку дверь мы приоткроем». | Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения | 1 | 1 |
18 | Творческая работа «Продолжи рассказ по началу». | Составление рассказов. | 1 | 1 |
19 | Рассказы о природе. | Понимание содержания литературного произведения. | 1 | 1 |
20-21 | Рассказы о животных. | Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения | 2 | 2 |
22 | Мой любимый питомец. Составление текста-описания. | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Составление текста-описания. | 1 | 1 |
23 | Моя любимая игрушка. | Придумывание этюдов и разыгрывание. | 1 | 1 |
24 | Любимые мамы. Стихи. | Чтение стихов. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | 1 | 1 |
25 | Стихи А.Л. Барто. | Произведения Об игрушках. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев | 1 | 1 |
26 | Стихи об игрушках. | Использование интонаций, соответствующих смыслу текста | 1 | 1 |
27 | Конкурс чтецов. | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста | 1 | 1 |
28 | С. Михалков «А что у вас?» | Произведения о детях. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста | 1 | 1 |
29 | К Чуковский «Телефон» | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. | 1 | 1 |
30 | К. Чуковский «Путаница». | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | 1 | 1 |
31 | С.Я. Маршак. Стихи. | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев | 1 | 1 |
32 | Урок-концерт «Любимые стихи». | . Выразительное чтение стихотворений. | 1 | 1 |
33 | Викторина «Любимые произведения» | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о произведении | 1 | 1 |
Итого: | 33 |
Технологическая карта
№ | Тема урока | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Вид контроля. Измерители | Дата | |
План | Факт | ||||||
1-2 | Весёлый алфавит | 2 | Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление. | Знать приемы ориентирования в учебнике. Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, называть буквы и звуки. | Текущий. Беседа по вопросам | 03.09 10.09 | |
3 | Пословицы и поговорки. | 1 | Чтение пословиц и поговорок; | Знать предназначение пословиц и поговорок. Уметь: читать определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение. | Текущий. | 17.09 | |
4 | Скороговорки. | 1 | Чтение скороговорок. | Знать предназначение скороговорок; Уметь читать скороговорки и произносить их. | Фронтальный, текущий. | 24.09 | |
5 | Считалки. | 1 | Чтение считалок. | Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному. | Фронтальный, текущий. | 01.10 | |
6 | Занимательная азбука. С. Я. Маршак. | 1 | Чтение четверостиший. | Уметь называть буквы и звуки, уметь находить слова на названные звуки. | Текущий, фронтальный, свободные высказывания | 08.10 | |
7 | Русские народные сказки. | 1 | Сказки о взаимоотношениях людей, о добре и зле., правильное чтение | Уметь читать и анализировать прочитанное, составление предложений по картинкам | Текущий. | 15.10 | |
8 | Русская народная сказка «Лиса и журавль». | 1 | Сказки доступные восприятию младших школьников. | Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение. | Текущий индивидуальный. | 22.10 | |
9 | Русская народная сказка «Теремок». | 1 | Понимание содержания сказки, драматизация. | Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы | Фронтальный, текущий. | 29.10 | |
10 | Герои сказок в лепке. Настольный театр. | 1 | Понимание содержания литературного произведения. Умение войти в роль. | Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах. | Индивидуальный. | 12.11 | |
11 | Герои сказок в рисунках. Малая конференция. | 1 | Понимание содержания литературного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы. | Уметь читать и комментировать прочитанное, пересказывать. | Текущий фронтальный. | 19.11 | |
12 | Театрализованное представление. | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; участие в драматизации | Уметь участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его; уметь войти в роль. | Итоговый: индивидуальный. | 26.11 | |
13 | Проба пера. Составление загадок и сказок. | 1 | Сочинение загадок и сказок. | Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить. | Итоговый: индивидуальный. | 03.12 | |
14 | Организация выставки книг «Любимые сказки» | 1 | Произведения о детях, о взаимоотношениях людей | Уметь анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку. | Текущий индивидуальный. | 10.12 | |
15 | Работа по сюжетным картинкам. | 1 | Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Уметь составлять текст, формулировать своё отношение к прочитанному | Текущий, индивидуальный. | 17.12 | |
16 | Малая конференция «Мой любимый герой». | 1 | Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения | Уметь уметь высказывать своё мнение, пересказывать содержание. | Текущий, защита своего мнения | 24.12 | |
17 | «В сказку дверь мы приоткроем». | 1 | Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения | Уметь читать текст, отвечать на вопросы. | Тематический. | 14.01 | |
18 | Творческая работа «Продолжи рассказ по началу». | 1 | Составление рассказов. | Уметь составлять устный рассказ по картинкам | Текущий индивидуальный. | 21.01 | |
19 | Рассказы о природе. | 1 | Понимание содержания литературного произведения. | Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы | Текущий индивидуальный, устный разбор | 28.01 | |
20-21 | Рассказы о животных. | 2 | Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения | Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном | Индивидуальный. Тематический. | 04.02 11.02 | |
22 | Мой любимый питомец. Составление текста-описания. | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Составление текста-описания. | Уметь анализировать чтение, фантазировать. | Текущий. | 25.02 | |
23 | Моя любимая игрушка. | 1 | Придумывание этюдов и разыгрывание. | Уметь составлять текст | Текущий. | 04.03 | |
24 | Любимые мамы. Стихи. | 1 | Чтение стихов. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Уметь выразительно читать. | Текущий индивидуальный. Выразительное чтение. Рассказ по ключевым словам | 11.03 | |
25 | Стихи А.Л. Барто. | 1 | Произведения Об игрушках. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев | Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного | Текущий индивидуальный. Чтение по ролям; чтение наизусть | 18.03 | |
26 | Стихи об игрушках. | 1 | Использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами | Текущий индивидуальный. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица героя | 01.04 | |
27 | Конкурс чтецов. | 1 | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами | Текущий. | 08.04 | |
28 | С. Михалков «А что у вас?» | 1 | Произведения о детях. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам | Текущий фронтальный. Выразительное чтение | 15.04 | |
29 | К Чуковский «Телефон» | 1 | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. | Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту | Текущий индивидуальный. Выразительное чтение, ответы на вопросы | 22.04 | |
30 | К. Чуковский «Путаница». | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Уметь анализировать прочитанное, уметь соотносить текст и иллюстрации к нему | Текущий. Беседа | 29.04 | |
31 | С.Я. Маршак. Стихи. | 1 | Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев | Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам | Тематический фронтальный, индивидуальный.Выразительное чтение; составление плана; творческое задание. | 06.05 | |
32 | Урок-концерт «Любимые стихи». | 1 | . Выразительное чтение стихотворений. | Уметь создавать словесную картину, уметь читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию | Текущий, индивидуальный, фронтальный. Выразительное чтение, творческое задание, беседа | 13.05 | |
33 | Викторина «Любимые произведения» | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о произведении | Уметь выразительно читать стихотворный текст, формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия | Текущий, индивидуальный, фронтальный. Ответы на вопросы, творческое задание | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада для младших школьников "ЭРУДИТ 2010" 4 класс
Предлагаю олимпиадные задания для учащихся 4 классов....
Олимпиада младших школьников "ЭРУДИТ 2010" 3 класс
Предлагаю материал для проведения олимпиады среди учащихся 3 классов....
Школа "Эрудит"
Олимпиады, интеллектуальные марафоны требуют большой подготовки по поиску материала. В эту папку постараюсь добавлять новые и старые марафоны и олимпиады, которые сама составляла или где-то брала в л...
Интеллектуальный марафон "Эрудит"
Внеклассное мероприятие проводится проводится в 3 классе на Дне Науки. Весь класс делится на 2 команды. Данное мероприятие воспитывает умение работать сообща, согласовывать свои действия....
Интеллектуальная игра "Эрудит"
Основная цель интеллектуальной игры "Эрудит" - прививать устойчивый интерес и любознательность к чтению, русскому языку, математике и окружающему миру во внеурочное время....
Программа внеурочной деятельности "Эрудит"
Внеурочная деятельность по русскому языку, математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предметам, особенно в 1 классе. Не секрет, что для многих учеников изучени...
Программа кружка «Эрудит» для 2 класса.
Данное планирование направлено на развитие логического мышления второклассников, формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков, введение разнообразного геометрического мат...