Статья "Радость общения. Педагогические раздумья."
статья по теме

Тарасова Светлана Дмитриевна

Что  значит  быть  учителем?   Для  меня  это  не  только  возможность  научить  детей  читать,  писать  и  считать,  но  и  возможность  каждый  день  общаться  с  ними,  открывая  в  них  и  в  себе  что-то  новое.   И  я очень  ценю  эту  возможность доброго и  тёплого   общения  со  своими  малышами.  Мне  нравится  видеть  и  изучать  мир глазами  детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon radost_obshcheniya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Радость общения

Педагогические раздумья

        Первый учитель...  Стоит  произнести  эти  слова,  и  у  каждого  замелькают  перед  глазами  яркие  картинки  из  детства.  Я  всегда  с  теплотой  и  огромной  признательностью  вспоминаю  свою  первую  учительницу  Плеханову  Татьяну  Васильевну.  Для  меня,  семилетнего  ребёнка,  она  была  самым  значимым,  добрым,  умным,  всё  знающим  и понимающим  человеком.  Как  мне  хотелось  быть  похожей  на  неё!  Её  пример  -  мой первый  шаг  к  мечте  -  стать  учителем  начальных  классов.  

        Прошли  годы.  Я  поступила  в  педагогический  институт.  На  первом  курсе  в  руки  мне  попала  книга  Ш.А.  Амонашвили  «Здравствуйте,  дети!»,  которая    долгие  годы  ведёт  меня по  тернистой,  но  светлой  и  прекрасной  дороге,  вдохновляет  и  поддерживает.          Всё  начинается  с  учителя... Маленькие,  волнующиеся,  с доверчивыми  глазами  и  огромными  букетами  цветов.  Такими  приводят  своих  детей  в  первый  класс  их  родители.  Мне  всегда  страшно  обмануть  их  ожидания  и  не  оправдать  их  надежд!  В  глазах  первоклассников  светиться  неподдельное  желание  ходить  в  школу,  получать  новые  знания,  видеть  и  общаться  со  своим  учителем  и  друзьями.  И  всегда  я,  набирая  первый  класс,  задаю  себе  вопрос: Как  сделать,  чтобы  этот  свет  в  их  глазах  не  погас?  

        Ведь  школа  не  просто  место,  где  дети  проводят  до  восьми  часов  ежедневно.  Это  целый  мир,  где  взаимоотношения  не  всегда  складываются  удачно.  И  очень  важно,  чтобы  рядом  с  ребятами  оказался  человек  любящий,  понимающий,  умеющий разрешить любую  их  детскую  проблему,  делающий  для  них  школу  родным  домом.

        «Давайте  доставлять  детям  радость  общения  с  нами!»  -  писал  Ш.А.  Амонашвили.  Эти  слова  стали  заповедью  в  моей  педагогической  деятельности.

        Что  значит  быть  учителем?   Для  меня  это  не  только  возможность  научить  детей  читать,  писать  и  считать,  но  и  возможность  каждый  день  общаться  с  ними,  открывая  в  них  и  в  себе  что-то  новое.   И  я очень  ценю  эту  возможность доброго и  тёплого   общения  со  своими  малышами.  Мне  нравится  видеть  и  изучать  мир глазами  детей.

         Всякий  раз,  встречая  новый  день,  думаю:  «Что  интересного  он  принесёт  мне?  Какие  вопросы  задаст?  Смогу  ли  их  разрешить?  Подарит  ли  чудные  мгновенья  общения  с  моими  учениками?  Что  необычного  заметят  они  сегодня?  Чем  порадуют  и  удивят  меня?».  А они  и  правда  радуют  и  удивляют  каждый  день!  И  в  этом  моё  счастье!  А  как  же  иначе,  когда  меня  окружает  мир  детства, который  глядит  на  тебя огромными,  доверчивыми,  влюблёнными  глазами.

        Открываю  дверь  школы,  прохожу  в  свой  кабинет  всегда  с  лёгким  волнением: ведь  сейчас  появятся мои  ученики. Как  обычно,  дети  входят  в  класс  со  словами  приветствия,  с  нескончаемыми  вопросами,  нехитрыми  просьбами,  с  безграничной  доверчивостью,  искренней  радостью.  Вот  уже  Илюша  показывает  книгу  из  серии «Я познаю  мир». Ему  нравится  читать  о  военной  технике и  он в  очередной  раз  нашёл  что-то интересное,  чем  не терпится  поделиться.  Тима  рассказывает  о  том,  как  занимался  вчера  вечером  в  спортзале  со  своим  дедом  и  кто из  них  больше  подтянулся.  Дима  принёс  модель  катера,  которую  сделал  со  своим  отцом.   Ася,  артистичная  натура,  не  успев  поставить  портфель,  пытается  изобразить  как  летает  ласточка.  Вероника  тут  же рассказывает  какими  ласковыми  словами  её  по утрам  будит  мама и  какие  замечательные  у мамы  глаза.  Саша  важно  спрашивает, как  сделать  такое  устройство, чтобы  снова  стать совсем  маленьким,  чтобы  родители  снова   носили его  на ручках  и  возили  в  коляске.  А  серьёзный  мальчик  Максим  сразу  проходит  к  своей  парте  и  начинает  сосредоточенно  готовиться  к  уроку,  шепча  что-то  себе  под  нос.

        Всматриваюсь  в  детские лица,  стараюсь  внимательно  выслушать  каждого, не  перебить,  не  оборвать,  и   ответить  на  все  вопросы, а  самой  так  хочется  им  сказать:  

«Дорогие  мои  дети!  Вы  самые  удивительные    и  замечательные  люди  на  свете.  Ваши  доброжелательность,  открытость,  искренность,  приветливость  ни  с  чем  не  сравнимы.

 В  вас  нет  пока  подростковой  подозрительности,  вы  необычайно  деятельны, активны,  верите  в  добро,  справедливость,  счастье.   Только  где  оно,  счастье?   Мне,  вашему  учителю,  так  хочется  указать  к  нему  дорогу,  оградить  вас  от  всего  дурного  и  грязного,  чего,  к  сожалению,  ещё  много  в  нашей  жизни».

           Вот  он,  огонёк  доверия.  Его  так  легко  погасить  резким  словом, неосторожным прикосновением, равнодушным  взглядом.  Как важно  помнить  о  том,  что  в  детской  жизни  нет  мелочей...    

        Мои  мысли  прерывает  звонок  на  урок.  Урок  я  всегда  начинаю  с  улыбки.  Улыбка — мой  рабочий  инструмент.   И  вот  уже  светятся  навстречу  мне  доверчивые  лица…  Детские  души  желают  приобщиться  к  чуду.  А  чудо  нас  ждёт  на  каждом  уроке.  Моя  же  задача — помочь  ученикам  увидеть,  не  пропустить,  отыскать  эти  чудеса.   И  мы  их  находим  в  стихах  и  сказках  на  уроке  литературного  чтения,  в  красивом  построении  предложений  и  разнообразных  оттенках  слова  на  уроках  русского  языка,  в  точности  решений  на  уроках  математики,  в  богатстве  и  загадочности  природы  на  уроках  окружающего  мира.  Мы вместе  с  детьми  дерзаем  и  творим,  ищем  ответы  на  волнующие  нас  вопросы,  и  я  радуюсь  тому,  что  мои  малыши  не боятся  их задавать.  Ребята  дарят  мне  минуты  фантазии  и  воображения,  вдохновения  и  творчества,  а  я  с любовью  и  благодарностью  всё  принимаю.

        Хочется  вспомнить  слова  французского  писателя  В. Гюго: «Высшее  счастье  в  жизни — это уверенность  в  том,  что  вас  любят,  любят  ради  вас самих,  вернее  сказать — любят  вопреки  вам».   И  мне хочется, чтобы  дети  чувствовали  эту  уверенность,  уверенность  в  том,  что  их  учитель  умеет  слушать  и  слышать  каждого  ребёнка,  понимает  и  любит  не  только  хорошего, послушного  ученика,  но  и  того,  кто  частенько  доставляет  хлопоты.  Я  стараюсь,  чтобы  каждый  ребёнок  в  классе  ощущал  себя «самым-самым».  Кто-то  самый вежливый,  кто-то  самый  скромный,  кто-то  самый  трудолюбивый,  кто-то  самый  старательный,  кто-то  самый весёлый … и  каждый  ребёнок  уникален!

        Ни  для  кого  не  секрет,  что  в  педагогической  практике  часто приходится  общаться  с  родителями  учеников,  а  это  порой  бывает  посложнее  общения  с  учениками.

         В  жизни  каждого  родителя  наступает  волнительная  и  ответственная  пора — поступление  их  детей  в начальную  школу.  В  какую  школу  отдать?  Какому учителю  доверить  своего  ребёнка?  Сможет  ли  он  понять  ребёнка,  установить  с  ним  контакт, раскрыть его способности?  Будет  ли  малышу  комфортно  в школе?  Несомненно,  это  важные  вопросы  и  они беспокоят  родителей.

        А  моя  задача,  как учителя,  не  только  в  том,  чтобы  найти  подход  к  каждому  ребёнку,  увидеть  в каждом  неповторимую  личность,  но  и  найти  подход  к  каждому  родителю.  Быть  спокойной  и терпеливой  как  в  общении  с  учениками,  так  и  с  их  родителями .

        Общение  учителя и  родителей  имеет  свои  особенности.   Чтобы  учителя  и родители  понимали  друг  друга,  необходимо  взаимное  желание  сотрудничать,  необходимы  своеобразные  правила  общения.

        Правило  первое:   умение  войти  в  контакт, сосредоточить  на  себе  внимание  собеседника.    

        Это  умение  даётся  нелегко, однако оно  необходимо.   Основным  средством  человеческого  общения  является  слово.  Педагог  должен  уметь  использовать слово  так,  чтобы  не  обидеть,  не  навредить  собеседнику,  будь  то  ребёнок  или  его  родители.

« Слово — тончайшее  прикосновение к  сердцу... Мудрое  слово доставляет  радость,  глупое  и  злое,  необдуманное  и  бестактное  приносит беду», - писал В.А. Сухомлинский.

        Бывает  и  так: человек  не сказал ни  единого  резкого  слова,  но  тон  его  речи  больно  ранит  и  вызывает  ответную  реакцию  собеседника.  Чуткость речи, взгляд,  жест,  улыбка  очень  важны  при  беседах  с  родителями.

        Второе правило: взаимное  уважение.       Прежде,  чем  давать  советы  родителям,  надо  постараться  понять  их.  Когда  отец  или  мать  настроены  агрессивно,  готовы  доказывать свою  правоту  или  оправдываться  перед  учителем,  они  не  способны  его  слушать,  принимать  советы  и  рекомендации.  А  если  ещё  и  учитель  ответит  грубостью,   тогда  не  избежать  ситуации,  которой  идеально  подходит  название « нашла  коса  на  камень».  Это  не  нужно  ни  отцу,  ни  матери,  ни  ребёнку.  А  учителю  и  подавно. Ведь  он,  как  и  родители,  заинтересован  в  положительном  исходе  общения.

        Третье  правило: обе  стороны  должны  быть  благодарны  за  общение.

         Не  только  учитель  должен  создавать  условия  для   взаимопонимания,  быть  всегда  внимательным  и  тактичным,  но  и  другая  сторона - родители-  не  имеют  права  на  недоброжелательность,  несдержанность и  безответственность.  И  родители,  и  учитель  должны  быть  искренни  и  добры  по  отношению  друг  к  другу.

        Четвёртое  правило:  общение  должно  быть «открытым».

         Обе  стороны  должны  посвящать  друг  друга  во  всё,  что  помогает  понять  ребёнка  и  проблемы,  связанные  с  его  воспитанием.

         У  каждого  ребёнка  есть  индивидуальные  особенности.  Кто  о  них  больше  знает? Конечно,  родители.  А  надо  ли  знать  о  них  учителю?  Безусловно!  Чтобы  корректировать  развитие  ребёнка.

         Пятое  правило: умение  говорить  и  слушать.

         Человек  умеющий  слушать,  всегда  терпелив. Умение  слушать, на  мой  взгляд,  одно  из  важнейших  профессиональных  качеств  педагога.  

        В диалоге  учителя  с  родителями  нельзя  допускать  замечаний  к  неудачно  подобранному  слову,  иронии,  высокомерного  пренебрежения,  раздражительности.

        Шестое  правило: партнёров  по  общению  можно  сравнить  с зеркалом.

        Если  учитель  встречает  родителя  улыбкой,  родитель  отвечает  тем  же.  Если  в  голосе  учителя  металл,  то не  стоит  надеяться,  что  родитель  заговорит  иным  тоном.

        Седьмое  правило: главной  целью  общения  является  ребёнок.

          Бывает,  что родители  не  всегда  принимают  учителя,  считая ,  что  он  несправедлив  к  их  ребёнку.  Сломать  стену  недоверия  в  таком  случае бывает  очень  непросто.  Это  требует  от  учителя  огромных  душевных  сил. И  всё  же,  стоит попробовать  убедить  родителей  словом  и  делом:  я  хочу,  чтобы  вашему  ребёнку  было  хорошо. Родители   о б я з а н ы   в  это  поверить!   Поддержка,  доброе  слово,  готовность  помочь — вот  наше  «оружие».

         

         Сейчас,  когда у  меня  за  плечами   двадцатилетний  стаж,   могу  сказать,  что искусству  общения  с  родителями  детей,  которых   обучаю,  я  училась  долго  и  кропотливо.  И  была  вознаграждена  «за  усердие и старание»!  Ведь  теперь  в  лице  родителей  я  обрела  надёжных,  добрых,  понимающих  помощников и  друзей.  Мне  кажется,  это  очень  важно.  

        Возвращаясь  к  словам  Ш.А. Амонашвили, хочу  отметить, что и  сама  испытываю  радость от  общения  со своими  учениками  и  их  родителями.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Радость творчества"

В данной статье раскрываются особенности  речевой деятельности младших школьников....

Воспитательная система 1-4 класс " РОСТ"( Радость Общения в Совместном Творчестве)

Приоритетным видом деятельностив воспитательной системе " РОСТ" является коллективно- творческое дело. Такая  форма работы не новая, она давно разработана, но я ее применяю на протяжении многих л...

Статья «Формула общения первоклассника в первые дни в школе»

В данной статья, анализируя собственный опыт, я предлагаю некоторые способы адаптации первоклассников к школе....

Беседа с родителями "Радость общения. Как понять ребенка и не обидеть его?

Родительское собрание с использованием интерактивной технологии активного слушания...

Статья "Важность общения со сверстниками для детей младшего школьного возраста"

Статья на тему "Важность общения со сверстниками для детей младшего школьного возраста"...

статья о роли педагогического общения в усвоении знаний

Краткий тезисный материал по теме "Педагогическое общение"...

Логопедическая программа работы с учащимися младших классов с билингвизмом «Радость общения»

Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания образования создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу в общеобразовательной школе. Формирование полноценн...