статья о роли педагогического общения в усвоении знаний
статья
Краткий тезисный материал по теме "Педагогическое общение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_ped_obshcheniya_v_usvoenii_znaniy.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль педагогического общения в усвоении знаний.
Педагогическое общение - это компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося, а также атмосферу усвоения знаний. Проблема педагогического общения в отечественной психологии начала разрабатываться в работах Л. С. Выготского, который считал: учитель должен быть «организатором всей учебно-воспитательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с каждым учеником».
Педагогическое общение - есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это - личностно и социально ориентированное взаимодействие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных и символических средств.
Педагогическое общение необходимо рассматривать в двух аспектах:
- как коммуникативную деятельность педагога, направленную на организацию своих отношений с учащимися;
- как управление общением детей в школьном коллективе.
В профессиональном общении педагога различают три стиля:
- демократический - члены коллектива участвуют в обсуждении задач стоящих перед коллективом, решения принимаются совместно;
- авторитарный - в отношениях руководителя с подчиненными преобладает строгость, жесткие методы руководства, подчиненные выступают лишь в роли исполнителей, не участвующих в принятии решений;
- либеральный - руководитель ограничивается убеждением, уговариванием, при этом отсутствует единая линия и должная требовательность. Каждый в работе предоставлен сам себе.
Исследования показывают, что наиболее оптимальным оказывается демократический стиль, при котором повышается творческая активность, инициативность членов коллектива и их ответственность за принятые решения.
Педагогическое общение определяется многими факторами. Среди них важнейшими являются:
- индивидуальный стиль общения педагога;
- установка преподавателя на отдельных учеников;
- учет личностных особенностей учащихся;
- уровень развития коллектива;
- наличие умений профессионального общения.
Обучающая и воспитывающая функции составляют единство педагогического общения.
В настоящий момент говорят об интерактивном обучении - обучении, погруженном в процесс общения. Чтобы процесс обучения был эффективным в нем должны присутствовать все три стороны общения:
- информативная (передача и сохранение информации)
- интерактивная (организация взаимодействия в совместной деятельности)
- перцептивная (восприятие и понимание человека человеком).
Приемы интерактивного обучения:
- визуальные
- умение задавать открытые вопросы
- акустические
- определение учителем собственной позиции
- тактильные
- готовность учителя к анализу и самоанализу занятия
- ведение заметок, способствующих отслеживать течение занятия, его кульминацию, результативность
Методы интерактивного обучения: работа в группах, игровое моделирование, «Дебаты», «Учебная дискуссия», «Круглый стол», «Мозговой штурм»…
Подобные занятия, позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. Они создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.
Проблема осознания собственной взаимосвязи себя с другими, умение строить взаимоотношение и взаимодействие с миром, людьми и самим собой - одна из важнейших задач современности. Чем раньше начат процесс формирования готовности к сотрудничеству, тем скорее происходит осознание личностью своих возможностей, роли, посильной помощи в ситуациях взаимодействия. Успех же учебного взаимодействия зависит именно от педагога, от его умения создать условия для получения и освоения знаний.
Несколько общих правил, следование которым могло бы также помочь педагогу развить свои педагогические способности и оптимизировать процесс педагогического общения.
1. Избегать частых моралистических суждений в адрес ученика, а лучше ими не пользоваться вообще.
2. Избегать применения наказаний и каких-либо угроз в адрес ребёнка.
3. Избегать перекладывания на детские своих собственных проблем и трудностей, меньше жаловаться детям.
4. Избегать проявления нетерпимости, раздражительности по отношению к детям и в их присутствии.
5. Избегать насмешек над детьми и окружающими людьми.
6. Избегать всего, что способно как то унизить ребёнка.
7. Избегать делать преждевременные, а главное «окончательные» выводы о ребёнке как о человеке, личности.
8. Признавать и уважать не на словах, а на деле право ребёнка открыто высказывать свои суждения по любым вопросам.
Источники:
Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для ВУЗов. Изд. второе, доп., испр. и пераб. - М.:Логос, 2004.
Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
Леонтьв А.А. Психология общения, 2-е изд., испр. и доп. М., 1997.
Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М.; 1973.
Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Контроль за усвоением знаний, умений и навыков учащихся по теме «Имя прилагательное»»
обобщение знаний учащихся по теме "Прилагательное"...
Оценка уровня усвоения знаний ученика
Очень часто учителю бывает трудно правильно оценить уровень усвоения знаний ученика. Правильно и объективно поставить оценку.Эта таблица поможет в работе.Проверено практикой!...
Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».
У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ (СЕРИЯ УРОКОВ) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ ПО МОДЕЛИ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
Технология реализовывается в следующих этапах:Ø вводная часть - ориентация учащихся в работе по модели полного усвоения;Ø обучение по каждой из учебных единиц в направлении...
Статья "Этика педагогического общения: педагог-воспитанник".
Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики....
Статья "Этика педагогического общения: педагог-родитель"
Установлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В тоже время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой, легко ...
Статья "Стили педагогического общения"
Условия в нашей стране заставляют по-новому посмотреть на профессию учителя физической культуры с точки зрения профессионализма и мастерства в педагогической деятельности. Очевидно, нет необходимости ...