статья о роли педагогического общения в усвоении знаний
статья

Мансурова Елена Александровна

Краткий тезисный материал по теме "Педагогическое общение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_ped_obshcheniya_v_usvoenii_znaniy.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

                 Роль педагогического общения в усвоении знаний.

     Педагогическое общение - это компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося, а также атмосферу усвоения знаний. Проблема педагогического общения в отечественной психологии начала разрабатываться в работах Л. С. Выготского, который считал: учитель должен быть «организатором всей учебно-воспитательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с каждым учеником».

     Педагогическое общение - есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это - личностно и социально ориентированное взаимодействие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных и символических средств.

     Педагогическое общение необходимо рассматривать в двух аспектах:

- как коммуникативную деятельность педагога, направленную на организацию своих отношений с учащимися;

- как управление общением детей в школьном коллективе.

     В профессиональном общении педагога различают три стиля:

- демократический - члены коллектива участвуют в обсуждении задач стоящих перед коллективом, решения принимаются совместно;

- авторитарный - в отношениях руководителя с подчиненными преобладает строгость, жесткие методы руководства, подчиненные выступают лишь в роли исполнителей, не участвующих в принятии решений;

- либеральный - руководитель ограничивается убеждением, уговариванием, при этом отсутствует единая линия и должная требовательность. Каждый в работе предоставлен сам себе.

     Исследования показывают, что наиболее оптимальным оказывается демократический стиль, при котором повышается творческая активность, инициативность членов коллектива и их ответственность за принятые решения.

     Педагогическое общение определяется многими факторами. Среди них важнейшими являются:

- индивидуальный стиль общения педагога;

- установка преподавателя на отдельных учеников;

- учет личностных особенностей учащихся;

- уровень развития коллектива;

- наличие умений профессионального общения.

     Обучающая и воспитывающая функции составляют единство педагогического общения.

     В настоящий момент говорят об интерактивном обучении - обучении, погруженном в процесс общения. Чтобы процесс обучения был эффективным в нем должны присутствовать все три стороны общения:

- информативная (передача и сохранение информации)

- интерактивная (организация взаимодействия в совместной деятельности)

- перцептивная (восприятие и понимание человека человеком).

Приемы интерактивного обучения:

- визуальные

- умение задавать открытые вопросы

- акустические

- определение учителем собственной позиции

- тактильные

- готовность учителя к анализу и самоанализу занятия

- ведение заметок, способствующих отслеживать течение занятия, его кульминацию, результативность

Методы интерактивного обучения: работа в группах, игровое моделирование, «Дебаты», «Учебная дискуссия»,  «Круглый стол»,  «Мозговой штурм»…

Подобные занятия, позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. Они создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

      Проблема осознания собственной взаимосвязи себя с другими, умение строить взаимоотношение и взаимодействие с миром, людьми и самим собой - одна из важнейших задач современности. Чем раньше начат процесс формирования готовности к сотрудничеству, тем скорее происходит осознание личностью своих возможностей, роли, посильной помощи в ситуациях взаимодействия. Успех же учебного взаимодействия зависит именно от педагога, от его умения создать условия для  получения и освоения знаний. 

     Несколько общих правил, следование которым могло бы также помочь педагогу развить свои педагогические способности и оптимизировать процесс педагогического общения.

1. Избегать частых моралистических суждений в адрес ученика, а лучше ими не пользоваться вообще.

2. Избегать применения наказаний и каких-либо угроз в адрес ребёнка.

3. Избегать перекладывания на детские своих собственных проблем и трудностей, меньше жаловаться детям.

4. Избегать проявления нетерпимости, раздражительности по отношению к детям и в их присутствии.

5. Избегать насмешек над детьми и окружающими людьми.

6. Избегать всего, что способно как то унизить ребёнка.

7. Избегать делать преждевременные, а главное «окончательные» выводы о ребёнке как о человеке, личности.

8. Признавать и уважать не на словах, а на деле право ребёнка открыто высказывать свои суждения по любым вопросам.

Источники:

Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для ВУЗов. Изд. второе, доп., испр. и пераб. - М.:Логос, 2004.

Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

Леонтьв А.А. Психология общения, 2-е изд., испр. и доп. М., 1997.

Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М.; 1973.

Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка уровня усвоения знаний ученика

Очень часто учителю бывает трудно правильно оценить уровень усвоения знаний ученика. Правильно и объективно поставить оценку.Эта таблица поможет в работе.Проверено практикой!...

Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ (СЕРИЯ УРОКОВ) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ ПО МОДЕЛИ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

Технология  реализовывается в следующих этапах:Ø  вводная часть - ориентация учащихся в работе по модели полного усвоения;Ø  обучение по каждой из учебных единиц в направлении...

Статья "Этика педагогического общения: педагог-воспитанник".

Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики....

Статья "Этика педагогического общения: педагог-родитель"

Установлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В тоже время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой, легко ...

Статья "Стили педагогического общения"

Условия в нашей стране заставляют по-новому посмотреть на профессию учителя физической культуры с точки зрения профессионализма и мастерства в педагогической деятельности. Очевидно, нет необходимости ...